Нетрадиционные формы проведения родительских собраний как ресурс взаимодействия с семьей
статья (подготовительная группа) на тему
В данной статье описан опыт работы подготовительной группы № 5 МБДОУ "Детский сад № 26 комбинированного вида" воспитателей Овсянкиной А.А. в сооавторстве с Савченковой Ю.В. на тему "Нетрадиционные формы проведения родительских собраний как ресурс взаимодействия с семьей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_netradits._sobraniya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
как ресурс взаимодействия с семьей.
Что означает слово «нетрадиционно»?
Высказывания педагогов.
В словаре синонимов слово «нетрадиционно» обозначает: неординарно, своеобычно, на новый лад, неповторимо, индивидуально, самостоятельно, оригинально, нестандартно, своеобразно, по-новому, по-своему.
А что значит «нетрадиционные родительские собрания»?
Это форма проведения родительских собраний, не основываясь на традиции.
А что значит тогда традиционные формы родительских собраний?
Высказывания педагогов.
Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны.
Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
Не надо удивляться, что посещаемость родителями собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. На наш взгляд, одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма проведения. А ведь собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы.
Родительское собрание – это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения родительских собраний (монолог воспитателя в форме доклада, а не диалог, пассивность присутствующих, невостребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения.
Поэтому мы решили поменять содержание, принципы проведения родительских собраний в нашей группе. Основная идея заключается в том, что дети присутствуют практически на всех родительских собраниях, где общение педагогов, родителей и конечно же детей проходит в различных формах.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы: (на слайде) конкурсы и совместные проекты, «круглые столы», деловые игры, «клубы», вечера вопросов и ответов, КВН, Ток-Шоу, читательские конференции, семинары - практикумы, душевные разговоры, аукционы, мастер-классы и т.д.
Основными участниками наших родительских собраний являются родители с детьми и поэтому проблему стеснительности, зажатости и неактивности родителей - снимают дети, так как они хорошо друг друга знают, уверены, что их мама и папа самые лучшие и всё знают и поэтому должны активно принимать участие во всём.
С самими интересными и наиболее запоминающимися сценариями родительских собраний мы хотим вас сегодня познакомить. А традиционные они или нетрадиционные - судить вам. Ведь четких границ и понятий нет, а тем более сейчас, когда все то, что мы считали 5 лет назад новым, нестандартным - сегодня уже считается традиционным и «избитым».
Первая тема родительского собрания, с которой мы бы хотели вас познакомить «Свободное время и семейный досуг».
Приходя с работы, валясь с ног от усталости, родители чаще всего находят силы только на домашние хлопоты, оставляя игры с собственным ребенком на «потом». Вот нам и захотелось:
1) актуализировать проблему досуга дошкольников;
2) побудить родителей и детей к совместному проведению досуга;
3) выработать рекомендации для родителей и детей по совместному времяпрепровождению.
А также, заинтересовать родителей жизнью группы и способствовать сплочению родительского коллектива группы.
В ходе мероприятия мы: показали фильм о нашей группе с участием детей, продемонстрировали групповое портфолио, а также нацелили на создание индивидуальных для каждого ребенка, провели блиц-опрос «Калейдоскоп домашних занятий». Последними пунктами в нашем блиц-опросе были вопросы, о том разъиграете ли вы дома сказки и спектакли. Родители отвечали – это сложно, да и персонажей не хватает. Тогда мы пригласили детей и продемонстрировали, как это можно сделать. Сразу хочется сказать, что мы ничего не репетировали и не распределяли роли заранее и как развернуться события дальше мы не предполагали. В сказке использовали ранее выученные на различных занятиях танцы и песни; роли выбирали непосредственно при показе, всем детям надевали костюмы. Далее была проведена дискуссия «Как можно занять ребенка дома» и родители вместе с детьми пустились в совместное изобразительное искусство и рисовали, как они проводят свободное время дома. Получилось очень интересно.
Следующее родительское собрание на тему «Новогодние традиции и обычаи» мы организовали в форме мастер-класса.
Воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка. Главной целью мастер-класса ставили - развитие творческого потенциала детей и привлечение родителей к сотворчеству с детьми. Нам, воспитателям очень бы хотелось, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса. Поэтому для родителей и детей были приготовлены интерактивные новогодние викторины, где они в игровой форме не только отвечали на вопросы и были непосредственными участниками предновогодней сказки, но и узнавали много нового и загадочного о празднике «Новый год». Затем мы превратили нашу группу в мастерскую по производству елочных игрушек.
Мы убеждены в том, что каждый человек – творец. Родитель не исключение. И его творчество заключается, прежде всего, в том, чтобы быть хорошими родителями, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит ответственно относиться к своим обязанностям, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ребенком и наслаждаться этим творчеством.
Еще один мастер-класс был организован по теме: «Кушайте – на здоровье!» . Где родителям были продемонстрированы навыки детей в кулинарном искусстве: дети изготавливали и оформляли бутерброды, украшали пирожные для мам и бабушек. Родители на вкус и запах определяли продукты, а затем переместились в кондитерскую мастерскую и изготавливали новогоднее пирожное в форме шишки и закончилось это мероприятие дружеским чаепитием и дискотекой.
Следующей формой родительских собраний были презентации совместных проектов «Мороз не велик, стоять не велит!», «Боевые ордена», «Наш огород». Где участвовали все: мамы, папы, братья, сестры, бабушки, дедушки, воспитатели и специалисты нашего дошкольного учреждения.
Одним из последних нетрадиционных родительских собраний стало на тему «Поговори со мною мама!». Основной целью которого стало расширение представления и обогащение опыта родителей по вопросам развития речи с применением лэпбуков. Узнать о содержании программного материала по развитию речи в подготовительной группе родители смогли, участвуя в интерактивной игре «В стране букв и звуков», далее дети приготовили для них видео-игру «Устами младенца», в которой родителям необходимо было отгадать о чем они говорят только по подсказкам. Основная часть родительского собрания состояла из практико-ориентированной совместной деятельности детей и родителей по изготовлению и заполнению звуковых лепбуков. Лэпбук – это такая самодельная книжка – раскладушка или тематическая папка с разными кармашками и подвижным деталями. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики. Каждый ребенок мог выбрать себе наиболее понравившийся лэпбук с определенным звуков, таким образом мы смогли создать в группе звуковые лэпбуки на каждую букву алфавита. Эта деятельность принесла нам, родителям и детям море положительных эмоций и продуктивный результат работы.
Хотелось бы отметить, что к каждому родительскому собранию воспитателями групп снимается видео фильм или презентация, которая демонстрирует достижения и успехи детей за данный период времени. Также снимаются видео игры с участием детей, сказки, спектакли и.т.д.
В традицию нашего дошкольного учреждения вошло проведение в нестандартной, нетрадиционной форме не только групповых родительских собраний, но и общесадовских. Самими интересными, на наш взгляд, стали: «Игра - дело серьезное», где все театрализованное действие было завязано на непринужденной беседе двух мам, в результате которого родители стали непосредственными участниками интерактивной программы по обсуждению данной темы.
Еще одной интересной темой нестандартного общего родительского собрания стала: «Великие Луки – город воинской славы», где ведущими стали сами дети. С их помощью родители смогли вспомнить историю нашего древнего города, узнать интересные факты из жизни города, а также продемонстрировать свои знания и умения в процессе интерактивной игры со своими детьми.
Закончить наше выступление хотелось бы словами из концепции дошкольного воспитания «… дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного»
Будьте изобретательны – проводите родительские собрания по – новому, идите в ногу со временем и тогда вас ждет успех, как у детей, так и у родителей!