Положение о логопедической службе комплекса
учебно-методический материал на тему

Грызлова Анна Владимировна

В данном положении представлена работа учителей-логопедов дошкольного отделения комплекса с первоклассниками школьного отделения комплекса, имеющими нарушения речи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедической службе комплекса

  1. Общие положения

1.1. Логопедическая служба ГБОУ «Школа №   » предназначена для коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих следующие отклонения в речевом развитии:

- задержка речевого развития (ЗРР)

- общее недоразвитие речи (ОНР)

- фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

- фонетическое нарушение (ФНР)

- фонематическое нарушение (ФН)

1.2. Логопедическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.

1.3. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется: Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; Конвенцией о правах ребёнка; Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме, решениями городской психолого-медико-педагогической комиссии; должностной инструкцией.

1.4. Учитель-логопед должен знать: возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приёмы предупреждения и исправления речевых нарушений у воспитанников, нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Устав и локальные правовые акты ГБОУ «Школа №    ».

  1. Цели и задачи логопедической службы.

2.1.Основная цель логопедической службы – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи с помощью специальных логопедических приемов и методов.

2.2. Задачами коррекционного обучения являются:

-формирование произносительных навыков,

-развитие грамматической правильности речи,

-развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза,

-развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов,

-развитие коммуникативной стороны речи,

-развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, графо-моторных навыков,

-развитие общих двигательных навыков посредством использования физминуток и логоритмических упражнений,

-развитие высших психических функций.

Коррекционно-образовательная работа строится с учетом особенностей психического и физического развития детей с разной структурой дефекта.

  1. Организация логопедической работы.

3.1. Выявление речевых нарушений у детей, посещающих СПДО№1, №2, №3 и у первоклассников, посещающих СП№4, №5 осуществляется с 1 по 20 сентября. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующих индивидуальных занятий.

В случае большого количества первоклассников, нуждающихся в коррекционной логопедической помощи, дети распределяются на индивидуальные занятия в несколько зачислений.

3.2. На каждого воспитанника, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту и определяет задачи коррекционной работы.

3.3. Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия.

3.4. Для СПДО№1, №2, №3: 

Периодичность индивидуальных занятий с детьми зависит от режима работы организации и структуры речевого дефекта. Продолжительность занятий определяется СанПиН 2.4.1.3049-13: ранний возраст: 10 мин., младший и средний возраст: 20 мин., старший и подготовительный возраст: 30 мин.

Так как в данные временные промежутки входит смена пособий и материалов, проветривание кабинета, сопровождение воспитанников из группы и в группу, создание положительного эмоционального настроя на коррекционное занятие (особенно у младших воспитанников) продолжительность занятий допускается до:

- ранний возраст: 20 мин.,

- младший и средний возраст: 25 мин.,

- старший и подготовительный возраст: 35 мин.

Коррекционная деятельность учителя-логопеда начинается уже в момент сопровождения воспитанника в кабинет или группу.

Для СП №4, СП№5:

Для первоклассников логопедические занятия проводятся в логопедических кабинетах СПДО №1, №2, №3 на которые их сопровождают родители (законные представители).

Индивидуальные занятия для первоклассников проводятся один раз в неделю во внеурочное время (согласно циклограмме учителя-логопеда). Продолжительность данного занятия составляет 35 минут. В случае отсутствия обучающегося в школе по болезни учитель – логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником или воспитанником СПДО №1, №2, №3.

3.5. Для СПДО№1, №2, №3:

Учитель-логопед занимается с воспитанниками определённой возрастной группы на протяжении всего пребывания воспитанников в ДОО. Длительность логопедической работы с детьми определяется не только тяжестью речевого нарушения, но и тяжестью основного диагноза.

Для СП №4, СП№5:

Учитель-логопед занимается с первоклассниками на протяжении необходимого времени для устранения речевого дефекта. По мере преодоления речевого нарушения у первоклассников, зачисленных на индивидуальные коррекционные занятия, учитель-логопед данный промежуток времени занимается воспитанниками СПДО № 1, №2, №3.

3.6. Для СПДО№1, №2, №3:

Логопедические занятия с детьми могут проводиться учителем-логопедом не только в логопедическом кабинете, но и в групповом помещении.

3.6.1. Во время прогулки в первой половине дня коррекционная работа может проводиться на улице в осенний, весенний период. Учитель-логопед имеет право проводить занятия с ребенком во время прогулки в логопедическом кабинете только в зимний период.

3.6.2. Во время прогулки во второй половине дня коррекционная работа проводится только в логопедическом кабинете с возможным присутствием родителей.

3.6.3. В летний оздоровительный период учитель-логопед работает по дополнительному планированию (на повторение пройденного материала), которое включает в себя игры из коррекционного уголка, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, игры на развитие связной речи. Также учитель-логопед принимает участие в досуговых мероприятиях согласно плану воспитателя. В период пребывания детей на прогулке вся логопедическая работа проводится на свежем воздухе.

Для СП №4, СП №5:

3.6.4. Логопедические занятия с первоклассниками проводятся учителем-логопедом только в логопедическом кабинете СПДО №1, №2, №3. На данные занятия и после окончания занятий первоклассника обязаны сопровождать родители (законные представители).

3.6.5. Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий первоклассниками несут родители (законные представители), учитель-логопед, классный руководитель.

3.7. Содержание коррекционно-образовательного процесса определяется образовательными программами, отвечающими Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного и школьного образования (далее по тексту ФГОС) и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и учащихся:

Для СПДО№1, №2, №3:

- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой, С.А.Мироновой, А.В.Лагутиной. - М.: Издательство «Просвещение», 2010. (Рекомендовано ученым советом Учреждения Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики»).

- Для раннего и младшего возраста для коррекционно-логопедической работы используется Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. Н.В.Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. (Рекомендована к использованию в дошкольных учреждений Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга).

Учитель-логопед в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка вносит в данную Программу некоторые изменения: упрощает или усложняет учебный материал.

Для СП №4, СП №5:

При планировании занятий с детьми используются методические материалы, предложенные в пособиях Андреевой Н.Г. "Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников (в 3 частях)", Ефименковой Л.Н. "Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов", Лалаевой Р.И. "Логопедическая работа в коррекционных классах", Калининой И.Л. "Учим детей читать и писать", Кобзаревой Л.Г. "Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР", Корнева А.Н. "Нарушения чтения и письма у детей", Козыревой Л.М. "Мы читаем по слогам", "Логопедическое пособие", Мазановой Е.В. "Учусь не путать звуки", Садовниковой И.Н. "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников".

Для развития психических процессов и формирования универсальных учебных действий используется методическое пособие "Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей" Холодовой О.А.

  1. Основные направления деятельности логопедической службы. (Приложение 1)

Коррекционно-развивающая деятельность учителя – логопеда включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание.

4.1. Основными направлениями деятельности учителя - логопеда являются:

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- консультативное и информационно-просветительское;

- организационно- методическое и исследовательское аналитическое.

4.2. Диагностическая деятельность логопедической службы заключается в проведении комплексного речевого мониторинга детей; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; обработке результатов речевого мониторинга; заполнении речевых карт; определении прогноза речевого развития и коррекции, а также задач коррекционно-логопедической работы на каждого ребёнка; составлении перспективного плана коррекционно-образовательной деятельности.

4.3. Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных логопедических занятий.

4.4. Консультативная и информационно-просветительская деятельность логопедической службы направлена на проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми по преодолению имеющихся недостатков в развитии речи.

4.5. Организационно-методическая и исследовательская аналитическая деятельность логопедической службы направлена на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевых нарушений у воспитанников и первоклассников, повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса.

  1. Документация

Документация учителя-логопеда ведется согласно номенклатуре дел.



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Направления коррекционно-логопедической деятельности

Направления работы

Характеристика содержания

Мероприятия

Сроки

Диагностическая работа 

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи;

- ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии речи и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- системный контроль учителя-логопеда за уровнем и динамикой развития речи обучающихся;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Мониторинг речевого развития воспитанников СПДО№1, № 2, №3 (индивидуально) и первоклассников СП№4 и СП№5 (посещение уроков, экспресс-метод, индивидуально) с целью выявления детей с нарушениями речи.

Участие в заседаниях ППк.

Мониторинг речевого развития воспитанников СПДО№1, №2, №3 и первоклассников СП№4 и СП№5 с целью оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.

1 – 20 сентября:

-по плану работы СПДО№1, №2, №3;

-по плану работы СП№4, СП№5

В течение учебного года

15 – 31 мая

Коррекционно-развивающая работа 

-выбор оптимальных для развития ребёнка с речевыми нарушениями коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения;

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

- коррекция и развитие высших психических функций;

Составление списков воспитанников и обучающихся для зачисления на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Составление циклограммы деятельности учителя-логопеда.

Проведение индивидуальных логопедических занятий с воспитанниками и первоклассниками

Сентябрь

Сентябрь

В течение учебного года

Консультативная и информационно-просветительская работа 

- консультирование воспитателей, учителей начальных классов и педагогов-предметников по вопросам выбора индивидуально-ориентированных подходов, методов и приёмов работы с воспитанниками и обучающимися с проблемами речевого развития;

- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов закрепления результатов коррекционного обучения ребёнка с речевым нарушением.

- различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с организацией сопровождения детей с речевыми нарушениями в образовательном процессе;

-тематические выступления перед педагогами и родителями в соответствии с планом методического кабинета СПДО№1, №2, №3.

Консультации:

- по результатам мониторинга

- по индивидуальным запросам педагогов и родителей

- выступления на педагогических советах.

- консультации на родительских собраниях.

-подготовка наглядных и раздаточных материалов для родителей и педагогов.

В течение учебного года

Организационно-методическая и исследовательская аналитическая работа

- разработка методических рекомендаций для участников образовательного процесса ГБОУ «Школа№   » по сопровождению детей с речевыми нарушениями;

-изучение и обобщение передового опыта;

-самообразование, повышение квалификации;

-обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей;

-изготовление наглядного и дидактического материала.

Участие в работе:

педагогических советов, педагогических конференций, марафонов, семинаров и мастер-классов, методических объединений педагогов.

Проведение:

семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов.

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о психологической службе в ДОУ

Положение  о психологической службе в ДОУ...

Положение о мониторинговой службе в МКДОУ детский сад "Колосок"

В материале представлено полное изложение положения о мониторинговой службе в ДОУ. Подробно расскрывается вся суть работы по проведению мониторинга....

Положение о психологической службе в системе образования РФ.

Приказ от 22,10,99 №636. Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ....

Положение о психологической службе в ДОУ

Положение о психологической службе ДОУ является одним из основных нормативных документов педагога-психолога. В этом документе прописаны основные направления деятельности специалиста, цели и задачи его...

Положение о психологической службе в ДГ "СШ № 13" п. Новый

Нормативные акты в работе педаога-психолога. Положение о психологической службе в ДГ "СШ № 13" п. Новый...

Положение о методической службе

Деятельность методической службы напрвлена на формирование и развитие прфессиональных качеств педагогов....