Для Вас, родители!
материал по теме
Консультации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развитие детей 2-3 лет | 49.44 КБ |
Речевое развитие детей 3-4 лет | 50.72 КБ |
Речевое развитие детей 4-5 лет | 1.68 МБ |
Речевое развитие детей 5-6 лет | 15.23 КБ |
Игры для "молчунов" | 18.19 КБ |
Дыхательная гимнастика для малышей | 19.56 КБ |
Рекомендации по развитию речи детей 4-5 лет | 14.24 КБ |
Речевые игры по дороге домой | 41 КБ |
Современной маме. Развивающие игры на кухне | 17.79 КБ |
10 простых советов от учителя-логопеда родителям | 18.77 КБ |
Взаимосвязь логопеда и семьи | 20.2 КБ |
Как заучивать наизусть стихотворения | 38.68 КБ |
Как помочь заикающемуся ребенку | 18.57 КБ |
Как работать со звуком | 105.32 КБ |
Для чего нужна артикуляционная гимнастика | 353.58 КБ |
Правила выполнения артикуляционной гимнастики | 266.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 2-3 лет
Конечно, все дети индивидуальны и речь у всех развивается своими темпами. Речь ребенка двух лет отличается от речи ребенка двух с половиной, еще больше отличается от речи трехлетнего ребенка. Различия могут быть весьма существенными. С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей.
Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 150- 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Дети с удовольствием слушают и воспринимают несложные сказки. Понимают и выполняют простые словесные поручения. Называют много объектов из своего окружения. Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под. Начинают появляться понятия «Я» и «МОИ». Задают вопросы «Что это?», «Почему?», «Как?», «Зачем?», «Где?». Запоминают новые слова из песенок и коротких стишков. Могут формулировать простейшие просьбы (на ручки, пить).
Фразовая речь. К 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Фразы пока не всегда понятны окружающим и состоят из двух слов. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение). Начинается важнейший этап овладение грамматической структурой. Но в грамматическом отношении речь еще не совершенна: окончаний («Много мячов!»), суффиксы («У меня куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («рУка»).
Звукопроизношение. В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Произношение многих звуков далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) заменяет мягкими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «сенок» (щенок). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [й]: «ыба» (рыба), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби) «макароны» (пакаёны), переставляются (самолет-масалет, каблуки-калбуки) или совсем опускаются (ёка-ёлка, юка-юбка).
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 3-4 лет
На четвертом году жизни продолжается интенсивное развитие речи. Три года – возраст «болтунишек». Речевая активность – важный показатель хорошего развития. Стоит обратить внимание, на то, как малыш играет сам с собой: присутствует ли при этом речь.
Словарный запас. В три года происходит интенсивное увеличение словарного запаса ребенка. Дети начинают употреблять обобщающие понятия: игрушка, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты. В речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, высоко, вкусно), появляются числительные (один, два).
Звукопроизношение. Большинство детей не произносят шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяют их: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Либо пропускают их (например, шапка-апка,; жук - ук). Также не произносятся сонорные звуки [р], [р’]. Малыш может заменять: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал). Либо пропускать (рыба-иба, рисунок-исунок). Отмечается смягчение твердых согласных (тарелка-тилелька, звездочка-зезицка). Речь в целом должна быть понятной окружающим.
Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», температура как «тематура». Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Я рисоваю», «Мне купили много игрушков»). В некоторых случаях отсутствует предлог («Мясик упал стол»). Отмечается неправильный порядок слов при оформлении предложений («Я гулять нет пойду») Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вОда», «бОлит рУка».
Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Дети начинают употреблять слова с противоположным значением (антонимы), использовать в речи обобщающие слова. Знают такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа—слева, впереди—сзади, наверху—внизу. Словарный запас С
Грамматический строй речи Допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении. Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вОда », «болит рУка ». В самостоятельной речи отмечаются ошибки при образовании новых форм слов: « ушов , ротов , четыре годов, пять мячов ). Свободно образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пальчик, домик, носик и т.д.). Правильно подбирают прилагательные к существительным, согласуя их в роде и числе (синее ведро - синие ведра, красная ягода-красные ягоды и т.д.). Употребляют предлоги: в, на , за, с, до , по, под, над, между. Союзы : что, чтобы, куда, сколько.
Связная речь Речь становится более связной и последовательной . Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенку доступен пересказ небольшой сказки , запоминание стишков. Ребенок должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок.
Звукопроизношение К пяти годам дети овладевают четким и чистым произношением: Свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц]. Ш ипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ ’]. М ногие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. У детей исчезает смягченное произношение согласных (например , говорили дём , козя , говорят правильно дом, коза ).
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 5-6 лет
Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха.
Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.
Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.
Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.
Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.
Предварительный просмотр:
Игры для «молчунов»
1. Игра «Поручения» - очень важна для развития пассивного словаря. Взрослый дает ребенку разные инструкции, ребенок их выполняет, за каждое верно выполненное задание взрослый дает ребенку приз (например, изюминку). Примеры поручений: принести красный кубик, положи зеленый кубик на стол, положи красный кубик под стол, положи кубик в коробку, положи кубик между красным и синим и т.д.
2.После прочтения сказки, нужно задавать вопросы детям, на которые они могут ответить одним словом, кивком головы и т.п. Рассказы и сказки в это время нужно выбирать простые, например, «Репка», «Колобок», «Теремок».
3. Полезны игры в мяч с восклицаниями: «Лови!», «Дай!», «На!», «Бум!», «Оп!» и т.д.
4. Игры с использованием потешек. Взрослый кричит: «гуси домой», а ребенок бежит в сооруженный домик и кричит: «Га-га-га».
5. При знакомстве ребенка с новым словом, взрослый должен рассказать об особенностях этого предмета. Например, слово «кошка»: у нее есть лапы, хвост и т.п., кошки бывают рыжими, серыми, кошки любят кушать рыбку. Рассказ должен сопровождаться картинками, затем можно вместе с ребенком нарисовать кошку.
6. «Игра в поезд» - Вы едете паровозиком, кричите «У-у-у», «Ту-ту» громко и тихо, в процессе этой игры можно взаимодействовать нескольким людям, при этом папа будет большим, высоким вагончиком, а ребенок - низким, маленьким вагончиком.
7. Другие подвижные игры, такие как: «игра в лошадки», «пилить дрова» (последнюю сопровождаем простыми для повторения: ух, ух!»).
8. Очень полезно использовать наборы игрушек в виде животных, Вы играете с такими животными, строите им домики, они бегут по дорожке, при этом Вы постоянно пытаетесь добиться от ребенка звукоподражаний: мяу-мяу и т.п.
9. Вы можете использовать игру в кольца. Недалеко от ребенка вертикально ставится палка (например, от большой пирамиды), ребенку нужно набросить на нее разноцветные кольца. При этом закрепляются (в пассиве или активе) простые слова, типа «попал», «не попал», «плохо», «снова».
10. Полезно для детей чтение коротких стишков с иллюстрациями, но читать их нужно выразительно, задача взрослого – дать почувствовать ритм ребенку».
Игры из методик Н.Н. Трауготт,
Р.Е.Левиной,С.Н.Шаховской
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика для малышей
Уважаемые родители! Для того чтобы малыш начал говорить и впоследствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо делать дыхательные и артикуляционные упражнения.
Старайтесь выполнять эти упражнения не реже 3-4 раз в неделю в течение 2-3 минут, повторяя каждое упражнение 2-3 раза. Помните, что в раннем возрасте вашему малышу через каждые 5-7 минут нужна смена деятельности.
Выполняя игры - следить, чтобы щеки у ребенка не раздувались. Вдох через нос, выдох через рот!!!
Предлагаю Вам игры на развитие речевого дыхания:
1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
2. «Пёрышко». Предложить сдуть пёрышко с ладони.
3. «Листья летят». Сделать вдох через нос, сдуть листок с ладошки.
4. «Платочек». Ребенку предлагается подуть на цветной платочек (обычный носовой платок).
5. «Жук полетел». Сдуть бумажного жука со стола.
6. «Покатай карандаш». Сделать вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
7. «Рыбки плавают». Ребенку предлагается подуть на модуль «Рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить ее за ниточку, например к люстре).
8. «Вертушки». Ребенку предлагается подуть на вертушку (как бы имитируя «сильный ветер»).
9. «Дудочка». Учить извлекать звук из дудочки (или другой музыкальный инструмент, в который надо дуть).
10. «Пускание мыльных пузырей». Учить делать длительный выдох через рот.
11. «Птичка летает». Предлагается подуть на бумажную птичку, прикреплённую за ниточку.
12. «Свистульки». Учить извлекать звук из свистулек.
13. «Шарик воздушный летит». Предлагается подуть на воздушный шарик.
14. «Самолёт». Предлагается подуть на бумажный самолёт на ниточке.
15. «Физкультурные свистки». Чей свисток будет свистеть дольше?
16. «Прокати шарик». Дети вдыхают через нос и дуют на шарик, который лежит на столе (любой легкий шарик, например теннисный)
17. «Ёлочный дождик». Подуть на дождик, посмотреть, как он искрится.
18. «Сдуй снежинку» (на прогулке). Сдувать снег с варежки.
19. «Погрей руки». Ребенок вдыхает через нос и дуют на «озябшие» руки.
20. «Снежок тает». Подуть на снег, выдыхая ртом, чтоб снег растаял.
21. «Подуй на бантик». Подуть на бантики, привязанные на верёвку.
22. «Снежинка». Предлагается подуть на кусочек ваты.
23. «Согрей игрушку». Ребенок вдыхает через нос, и дуют на «замёрзшую» игрушку.
24. «Трубочка». Покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из под сока, а вместо шариков можно использовать вату)
25. «Бурлящая вода». Предлагается подуть в воду через трубочку.
26. «Морские гонки». Через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.
27. «Бабочка». Предлагается сдуть бабочку с цветка (из цветной бумаги вырезать цветок и приклеить на бумагу, а бабочку положить на цветочек и вперед).
28. «Волшебник». Теперь ваш малыш станет настоящим волшебником. Взмахните руками и задержите их наверху. Теперь плавно опускайте их и повторяйте: "М-М-М-А". Продолжайте игру, повторяя: "М-М-М-О", "М-М-М-У", "М-М-М-Ы".
29. «Машинка». Нарисуйте на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую и в виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом: "А-А-А", затем "О-О-О", "У-У-У", "И-И-И" - и сливая два гласных: "А-О", "А-У", три гласных: "А-О-У-И."
30. «Свеча». Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите малыша задуть ее. Каждый раз увеличивайте расстояние между ребенком и свечкой. Второй вариант игры: нарисуйте на тонкой бумаге свечку с пламенем и вырежете ее. Попросите малыша дуть на бумажную свечку, чтобы "пламя" колыхалось.
31. «Шарик». Ладошки малыша плотно прижаты друг к другу. Говорим: "Ш-Ш-Ш" - и ладошки расходятся, показывая, как "надувается" шарик. Вот какой шарик получился!
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
- Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» - «Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.».
- Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).
- Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши)
- Подбирать действия к предмету – (Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);
- Подбирать предметы к действию - (На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце);
- Подбирать действия к объекту - (Кто или что летает? - Самолет, бабочка, листья);
- Подбирать синонимы - (Большой, огромный, громадный);
- Распространять и дополнять предложения - (Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем?);
- Называть составные части целого - (Дерево - ствол, ветки, сучья);
- Упражнять в названии антонимов (день - ночь, высоко –низко, далеко-близко);
- Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша (курица – цыпленок, цыплята, лошадь – жеребенок, жеребята).
- Подбирать слова: шить… платье, завязывать… шнурки, вязать… шарф;
- Про что можно сказать: холодный -…, холодная -…, холодное -…;
- «Новые слова» - у лисы длинный хвост - как одним словам сказать - длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги – длинноногий.
Предварительный просмотр:
Речевые игры по дороге домой
(рекомендации для родителей)
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
Игра №1 «Отгадай предмет по названию его частей»
- Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
- Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
- Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
- Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
- Подоконник, рама, стекло (окно).
Игра №2 «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
- Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
- Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).
Игра №3 «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
- пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
- слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
- волк, собака, рысь, лиса, заяц;
- лошадь, корова, олень, баран, свинья;
- роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
- зима, апрель, весна, осень, лето;
Игра №4 «Перевирание сказки»
Возможно, эта игра знакома многим из вас. Она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции. Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка ….
- Не Желтая, а Красная.
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и ……
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей …..
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете…..
И так далее.
Игра №5 «Сказка наизнанку»
Например:
- Красная Шапочка злая, а волк добрый;
- Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов и т.д.
Игра №6 «Что было бы, если….»
Цель данной игры найти как можно больше возможных вариантов ответов для данной ситуации. Примеры ситуаций:
- к вам в дверь постучал крокодил;
- на земле исчезли все кошки;
- на земле исчезла вода и т.д.
Игра №7 «Что делают животные?»
Цель: активизация глагольного словаря, закрепление знаний о животных.
Взрослый называет животное, а ребенок произносит глагол, который можно отнести к этому животному.
Собака ……. стоит, сидит, лежит, идет, лает, играет, кусается, служит…
Кошка …… мурлычет, крадется, царапается, лакает, умывается….
Ворона ……. летает, ходит, каркает, клюет….
Змея ………. ползет, шипит, извивается, жалит….
Игра №8 «Кто может совершать эти движения?»
Цель: активизация глагольного словаря, словаря существительных, развитие памяти.
Взрослый называет глагол, а ребенок существительное.
Идет (человек, животное, поезд, дождь, снег, град, ….)
Бежит (человек, животное, ручей,….)
Летит (птица, бабочка, стрекоза, жук, самолет, ракета,…)
Плывет (рыба, лебедь, лодка, корабль, облако,…)
Игра №9 «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в словаре признаков противоположных или слов-антонимов.
Взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок называет с противоположным значением.
Горячий – холодный
Умный – глупый
Острый – тупой
Радостный – печальный
Быстрый – медленный
Частый – редкий
Мягкий – твердый и т.д.
Предварительный просмотр:
Современной маме.
Развивающие игры на кухне.
Если ребенка не увлекают развивающие игры и пособия – предложите ему настоящие дела, в которых ребенок может тренировать мелкую и общую моторику, внимание, память, речевое развитие, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым.
Игры на развитие речи:
Очень важно называть все своими именами — кухонные приборы и технику, виды продуктов из которых готовите, их предназначение и полезность. Используйте в речи глаголы: наливаю воду, мою овощи, чищу яблоки, нарезаю, солю – это поможет развить ассоциативное мышление.
Вкусные слова. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Отгадай. Ребенок отворачивается, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Ребенок должен отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
Необычный ужин. Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук «С» (например: сыр, салат, соус, суп, морс, сок…).
Порядок на кухне. Предложите ребенку убрать, или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник, чашки), [Л] (ложки, вилки, тарелки…). Ищем слова на кухне. Какие продукты можно положить в борщ, компот.
Формирование лексико-грамматической стороны речи (образование слов):
Назови прибор. Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка). Режет овощи? (Овощерезка). Мелет кофе? (Кофемолка). Выжимает сок? (Соковыжималка).
Назови сок. Какой сок получается из яблок? (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?
Игры на развитие мелкой моторики:
Художники. Раскрошить скорлупу от яиц на кусочки. Предложить ребенку выкладывать рисунок или узор на картон, тарелку и т.д. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов выкладывать на столе, листе бумаги узоры, попутно изучая формы и цвета.
Картины солью. Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы и так далее.
Композиция из зерен. Клей, бумага и некоторые другие ваши припасы очень могут пригодиться для этого вида искусства. Дайте ребенку разные сухие продукты — горох, фасоль, рис, макароны, воздушную кукурузу, спагетти. На бумаге, намазанной клеем, пусть он расположит их так, как ему подскажет фантазия. Окончив работу, малыш может сделать из этого же материала рамку для своего произведения.
Игры, способствующие развитию усидчивости:
Золушка. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы.
Найди предмет. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки.
Настольный хоккей. Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.
Игры на развитие общей моторики:
Боулинг. Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу одну или несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.
Ты слышал? Положите три камешка или стеклянных шарика в пустую жестяную кружку, и попросите ребенка осторожно пройти по кухне, так чтобы шарики не гремели. Всякий раз, когда вы услышите шум, спрашивайте: «Ты слышал?». Попробуйте сами бесшумно пройти по кухне.
Игры на развитие памяти:
Что пропало? Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это определить, чего не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.
Продолжи ряд. Взрослый выкладывает перед ребенком ряд овощей (картошка, морковка, лук, свекла). Ребенок самостоятельно продолжает выстраивание ряда, соблюдая предложенное чередование.
Игры на логическое мышление:
Четвертый лишний. Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картошка) и один фрукт (лимон). Ребенок должен исключить лишнее. Аналогично игра проводится с посудой (тарелка, кружка, салатник и ложка).
Все эти игры стимулируют общение, активизируют высказывания детей, развивают активный словарь, а самое главное - дети думают, мыслят, творят, ищут нужные пути решения. Также помогают родителям совместить домашние дела и занять ребенка.
Предварительный просмотр:
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.
8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.
9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Предварительный просмотр:
Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.
Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.
Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и ребенка – без Вашей помощи исправить речь ребенка не возможно.
Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.
Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.
В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.
Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.
Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.
Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения,
но при условии выполнения логопедических правил
и систематических занятий
Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:
- родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
- просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
- в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
- использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой логопедом.
Предварительный просмотр:
Как заучивать наизусть
стихотворения с детьми?
Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст.
Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.
Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.
Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.
Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.
Игровые приемы, которые помогут вам при этом:
- Заучивание стихотворения в лицах, драматизации.
Этот прием помогает лучшему осмыслению текста,
выбору нужной интонации и большей
выразительности речи.
- Рассказывание стихотворения по-разному
(весело, грустно, скучно, как робот, радостно …)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как помочь заикающемуся ребенку»
Подготовила:
учитель-логопед БорознаЮ.Е.
Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц речевого аппарата (судорогами губ, дыхательного аппарата, голосовых связок, языка). Возникает заикание чаще в возрасте от 2 до 5 лет.
Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:
Употребляет перед отдельными словами лишние звуки (А, И);
Повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
Делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
Затрудняется перед началом речи.
Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при постоянном грубом отношение к ребёнку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режиме). Нередки случаи заикания у детей с рано развивающееся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить на показ.
Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
Профилактика заикания
Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.
Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.
Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно, травм головы).
Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.
Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка Бабой Ягой,
Лешим или другими сказочными персонажами.
Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.
Если заикание уже появилось, также необходимо:
1.Немедленно обратиться к логопеду.
2. Говорить с ребенком спокойно, ограничив его речь и переключая его внимание с речи на различные виды деятельности (игры, рисование, мозаика и т.д.).
3. Нельзя передразнивать, высмеивать ребенка, требовать от него правильного произношения слов. Можно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно, но:
• делать замечания ребенку необходимо тактично, без ущемления его достоинства;
• указывая на недостатки, необходимо обращать внимание ребенка и на положительные качества, поощрять его успехи.
• на празднике можно предоставить ребёнку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а наоборот, вселять уверенность в свои силы.
4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребёнка может послужить даже незначительное противоречие ему. Требования, предъявляемые к ребёнку, должны соответствовать возрасту.
5. Для заикающегося ребёнка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа и ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
6. Необходимо очень точно выполнять все предписания врача и логопеда и строго следовать режиму (своевременные занятия, отдых, полноценное питание).
Предварительный просмотр:
- Проговорите звук совместно с ребенком.
- Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
- Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
- Выясните, какой это звук – гласный или согласный.
- Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
- Нарисуйте предметы, в названии которых звук находиться в начале слова, в середине и в конце.
- Придумайте игры со звуком, над которым работали.
- Проговорите речевой материал на этот звук.
Предварительный просмотр:
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Одна из важных составляющих успешного развитие речи у детей — правильная артикуляция, то есть согласованная работа произносительных органов при образовании звуков речи. Именно проблемы с артикуляцией приводят к тому, что ребенок может неправильно выговаривать или не выговаривать вообще некоторые звуки. Избежать подобных проблем поможет артикуляционная гимнастика для дошкольников.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво!
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Подготовила:
учитель-логопед Борозна Ю.Е.
Предварительный просмотр:
Правила выполнения
артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 5-10 минут.
Предварительно познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.
Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Обязательно наличие зеркала для зрительного контроля положения губ, рта, языка.
Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя.
Показ упражнений родителями. Для этого необходимо усвоить предлагаемые упражнения.
Для более быстрого и эффективного устранения недостатков произношения необходимо чтобы логопедические задания стали на какое - то время частью вашей жизни…
Небольшие секреты логопеда.
Если у ребенка упорно не получается какое-то движение, помогите своими чистыми руками, пальцами.
Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.
Если у ребенка не получается сразу упражнения - не беда, проделайте вместе с ним упражнения и скажите, что у Вас тоже не получается, но «мы потренируемся и все получится». Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.
Подготовила:
учитель-логопед Борозна Ю.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...