РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ №3 «ПОЧЕМУЧКИ»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Содержание
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | СТР. |
1.1 | Пояснительная записка: цели и задачи реализации Рабочей программы | 4 |
1.2 | Основные принципы построения и реализации рабочей программы | 5 |
1.3 | Характеристики особенностей развития детей | 8 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 13 |
2.1 | Содержание психолого-педагогической работы с детьми данного возраста по образовательным областям | 13 |
2.2 | Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы | 23 |
2.3 | Особенности организации образовательного процесса в средней группе | 28 |
2.4 | Модель организации образовательного процесса на день | 30 |
2.5 | Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников | 32 |
2.6 | План взаимодействия с родителями | 36 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 40 |
3.1 | Режим дня в средней группе на холодный период учебного года | 40 |
3.2 | Режим дня в средней группе на летний период | 41 |
3.3 | Модель двигательного режима | 42 |
3.4 | Расписание организованной образовательной деятельности по дням недели | 43 |
3.5 | Учебный план организованной деятельности | 44 |
3.6 | Примерное комплексно- тематическое планирование | 45 |
3.7 | Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности | 50 |
3.8 | Перечень методической литературы | 58 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_._sr.gr_.na_16-17g.docx | 110.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»
607061, Нижегородская область, город Выкса, улица Ульянова, здание №4.
Тел. 8 (83177) 6-16-23 Е-mail: Romaschka-W@yandex.ru
Принята: Утверждёна:
на педагогическом совете приказом заведующего
протокол от 20 . № от №
МБДОУ детский сад №2
________________Ю.А. Борисова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ №3 «ПОЧЕМУЧКИ»
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатель: Елецких М.В.
МБДОУ детский сад № 2 «Ромашка» город Выкса
Содержание
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | СТР. |
1.1 | Пояснительная записка: цели и задачи реализации Рабочей программы | 4 |
1.2 | Основные принципы построения и реализации рабочей программы | 5 |
1.3 | Характеристики особенностей развития детей | 8 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 13 |
2.1 | Содержание психолого-педагогической работы с детьми данного возраста по образовательным областям | 13 |
2.2 | Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы | 23 |
2.3 | Особенности организации образовательного процесса в средней группе | 28 |
2.4 | Модель организации образовательного процесса на день | 30 |
2.5 | Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников | 32 |
2.6 | План взаимодействия с родителями | 36 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 40 |
3.1 | Режим дня в средней группе на холодный период учебного года | 40 |
3.2 | Режим дня в средней группе на летний период | 41 |
3.3 | Модель двигательного режима | 42 |
3.4 | Расписание организованной образовательной деятельности по дням недели | 43 |
3.5 | Учебный план организованной деятельности | 44 |
3.6 | Примерное комплексно- тематическое планирование | 45 |
3.7 | Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности | 50 |
3.8 | Перечень методической литературы | 58 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Образовательная программа разработана:
- в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО),
- с учетом программы основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- с учетом парциальной Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной.
Программа определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для групп МБДОУ детский сад №2 «Ромашка»
Цели и задачи реализации Программы:
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:
1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3.объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
4.формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
5.формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
6.обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
7.обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
1.2. Основные принципы построения и реализации рабочей программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации.
ДОУ выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3.Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов. поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям
семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых родителей (законных представителей), педагогических и иных работников учреждения ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений - как детей, так и взрослых - в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6.Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7.Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение музея, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую
деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
1.3 Характеристики особенностей развития детей от4 до 5 лет.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста способствует оптимальному и эффективному конструированию образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (группы).
4–5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все ещее осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребенок «хорошо себя ведет» только в отношении наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведение другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение 4–5-летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ребенку все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения, элементы группового жаргона и т. п.).
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
Появляется сосредоточенность на своем самочувствии, ребенка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Овладевают отдельными
способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина», они больше тяготеют к «красивым» действиям. К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствуют реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб, и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем возрасте и в самом начале дошкольного последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре ребята называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий. В процессе игры роли могут меняться.
В 4–5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от 2 до 5 детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15–20 минут, в отдельных случаях может достигать и 40–50 минут. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребенок еще не относится к другому ребенку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети все чаще стараются договориться с партнером, объяснить свои желания, а не настоять на своем.
Развивается моторика дошкольников. Так, в 4–5 лет ребята умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе. Подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее 3–4 раз подряд в удобном для ребенка темпе). Нанизывают бусины средней
величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребенку предложить план части групповой комнаты, то он поймет, что на нем изображено. При этом возможна небольшая помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).
К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации «чистого общения».
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («у лысого голова босиком», «смотри, какой ползук» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с «анализом» произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребенку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных задачи в области
безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении пятилетнего ребенка.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлеченно говорят о нем (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности), соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.
Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок.). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой, На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально-художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают
будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Воспитание и образование осуществляется на русском языке - государственном языке России.
2.1 Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям
Образовательная область
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование 29 позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные цели и задачи
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Образовательная область
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основные цели и задачи
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением.
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром.
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы.
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано,
что жизнь человека на Земле во 33 многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее. (Н.В. Веракса)
Образовательная область
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные цели и задачи
Развитие речи.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Художественная литература.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. )
Образовательная область
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельнойтворческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Основные цели и задачи
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству.
Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность.
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в 35 соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкальная деятельность.
Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Обогащение внутреннего мира, чувств, нравственных качеств детей яркими музыкальными впечатлениями. Развитие эмоционального восприятия музыки во всех видах детской музыкальной деятельности. Формирование музыкального мышления детей над усвоением теоретических понятий о музыке как виде искусства. Стимулирование творческих проявлений детей, формирование способов творческой деятельности. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Образовательная область
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Основные цели и задачи
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура.
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) |
для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) |
|
Направления развития и образования детей (далее - образовательные области): | Формы работы |
Средний дошкольный возраст | |
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное |
|
Речевое развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Художественное –эстетическое развитие |
Изготовление украшений
классической, детской музыки
|
2.2 Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы:
Образовательная область «Физическое развитие»
К концу пятого года дети могут:
- ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;
- лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой;
- ползать разными способами;
- принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться;
- ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
- строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
- кататься на двухколесном велосипеде;
- ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;
- придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, пластичность движений
Образовательная область « Познавательное развитие» «Формирование элементарных математических представлений»
К концу года дети пяти лет могут:
- различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
- считать до 5(количественный счет), отвечать на вопрос " Сколько всего?";
- сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
- раскладывать 3-5предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в
- возрастающем (убывающем) порядке;
- рассказывать о величине каждого предмета в ряду;
- различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр;
- знать их характерные отличия;
- находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
- определять направление движения от себя ( направо, налево, вперед, назад ,вверх, вниз);
- различать левую и правую руки;
- определять части суток.
« Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природы»
К концу года дети могут:
- называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице;
- знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;
- проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они имели возможность видеть;
- с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе;
- составить рассказ о своем родном поселке;
- рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать врачом, пожарным, военным и т.п.);
- знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;
- участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними;
- делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
- рассказывать о сезонных изменениях природы.
«Речевое развитие»
К концу года дети средней группы могут:
- значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
- активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова - антонимы;
- образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами( сахарница-сухарница);
- осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
- осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинке, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
- рассказывать невероятные истории, что являются следствием бурного развития фантазии;
- активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
- выразить желание послушать определенное литературное произведение;
- с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
- назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение;
- с помощью взрослого драматизировать небольшие сказки;
- дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: Понравилось ли произведение?", "Кто особенно понравился и почему?", "Какой отрывок прочитать еще раз?".
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
К концу года:
Формирование личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).
Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение обращать внимание на хорошие поступки друг друга.
Умеет играть в коллективные игры, знает правила добрых взаимоотношений.
Воспитаны скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.
«Формирование основ безопасности»
К концу года дети средней группы могут:
- владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;
- пользоваться спортивным и садовым инвентарем с учетом правил безопасности;
- знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в транспорте.
Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»
« Изобразительная деятельность»
К концу года дети средней группы могут:
- выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании:
- изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: красок(гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
- передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
- украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В лепке:
- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;
- использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации:
- правильно держать ножницы и резать по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
- аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
- подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
- составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
В музыкальной деятельности
- чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.
- петь протяжно, подвижно, согласованно
- петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
- двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.
2.3 Особенности организации образовательного процесса в средней группе
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной и индивидуальной деятельности детей.
На современном этапе развития педагогики в группе успешно используют технологии, которые обеспечивают преемственность дошкольного и начального уровня общего образования. Успешно зарекомендовали себя здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ, технология моделирования и технология проектного обучения.
Режим работы средней группы МБДОУ : пятидневная рабочая неделя; длительность работы - 12 часов; ежедневный график работы - с 6.00 до 18.00 часов; выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов. Продолжительность НОД в средней группе – 20 минут.
Время занятий и их количество в день регламентируется Основной Программой ДОУ и САНПиНом (не более 2 занятий в день). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
В режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть замещено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач ежедневное чтение крайне желательно. Для детей 4-5 лет длительность чтения, с обсуждением прочитанного рекомендуется до 15-20 минут. При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор — слушать либо заниматься своим делом. Часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания.
Формы организации образовательной деятельности
группа | Количество НОД в день | Количество НОД в неделю | Продолжительность | Перерыв между занятиями |
Средняя группа | 2 | 10 | 20 минут | Не менее 10 минут |
2.4 Модель организации образовательного процесса на день
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно:
- игровые,
- сюжетные,
- интегрированные формы образовательной деятельности.
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
Образовательная область | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Социально – коммуникативное развитие |
|
|
Познавательное развитие |
|
|
Речевое развитие |
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
Физическое развитие |
|
|
2.5 Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями)
Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагогам, реализующим
образовательные программы дошкольного образования, необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать способности и достижения родителей(законных представителей) в деле воспитания и развития их детей. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями(законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что семья и ДОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и в несемейном образовании.
Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка
отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны ДОУ и семьи.
Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости привлекают других специалистов и службы (консультации психолога, логопеда)
Таким образом, учреждение занимается профилактикой и борется с возникновением отклонений в развитии детей на ранних стадиях развития.
Уважение, сопереживаниие и искренность являются важными позициями,
способствующими позитивному проведению диалога.
Диалог с родителями(законными представителями) необходим также для планирования педагогической работы. Знание педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт. Педагоги, в свою очередь, также должны делиться информацией с родителями(законными представителями) о своей работе и о поведении детей во время пребывания в учреждении.
Родители(законные представители), как правило, хотят знать о возможностях сотрудничества, способствующего адаптации ребенка к детскому саду, его развитию, эффективному использованию предлагаемых форм образовательной работы. В этом случае ситуативное взаимодействие способно стать настоящим образовательным партнерством.
ДОУ может предложить родителям(законным представителям) активно
участвовать в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители (законны представители)могут привнести в жизнь ДОУ свои особые умения, пригласить детей к себе на работу, поставить для них спектакль, организовать совместное посещение музея, театра, помочь с уборкой территории и вывозом мусора, сопровождать группу детей во время экскурсий и т. п.
Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа. Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д., могут также самостоятельно планировать родительские мероприятия и проводить их своими силами.
ДОУ поощряется обмен мнениями между родителями(законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная самопомощь.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
Основные формы взаимодействия с семьёй:
✓ Знакомство с семьёй: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.
✓ Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток.
✓ Образование родителей: лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки.
✓ Совместная деятельность: привлечение родителей к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий, акций, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
№ | Направления взаимодействия | Формы взаимодействия |
1 | Изучение семьи, семейных ценностей, уровня психолого- педагогической компетентности |
|
2 | Информирование родителей |
|
3 | Консультирование родителей |
|
4 | Просвещение и бучение родителей |
|
5 | Совместная деятельность детского сада и семьи |
|
2.6 План взаимодействия с родителями
Планирование по работе с родителями в средней группе на 2016-2017 год
№ | Формы работы | Тема | Дата |
1 | Оформить стенд для родителей | «Режим дня», «Правила для родителей», «Мы занимаемся» | Сентябрь |
2 | Стендовая консультация | «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста» | Сентябрь |
3 | Родительское собрание | «Знакомство родителей с задачами воспитания и обучения» | Сентябрь |
4 | Консультация | «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка» | Сентябрь |
5 | Оформление альбома | «Моя семья» | Октябрь |
6 | Стендовая консультация | «О воспитании правдивости в детях» | Октябрь |
7 | Выставка детских работ | «Художница – осень» | Октябрь |
8 | Обновление информации в родительском уголке | «Грипп и его осложнение» | Октябрь |
9 | Анкетирование | «Читаете ли Вы дома ребенку и что?» | Ноябрь |
10 | Выставка программных книг | «Ребенок и книга» | Ноябрь |
11 | Консультация | «Рисование нетрадиционными способами» | Ноябрь |
12 | Выставка совместных работ | «Креативная елочка» | Декабрь |
13 | Новогодний праздник | «В гости к Деду Морозу» | Декабрь |
14 | Мастерская добрых дел | «Кормушки своими руками» | Январь |
15 | Зимнее оформление участка | «Сказка в гости к нам пришла» | Январь |
16 | Родительское собрание | «Хорошо здоровым быть!» | Февраль |
17 | Фотовыставка | «Лучше папы не найти» | Февраль |
18 | Консультация | «Увлекательный мир красок» | Февраль |
19 | Праздничная газета-коллаж к 8 Марта | «А я мамочку люблю!» | Март |
20 | Фотовыставка | «Милая мамочка моя» | Март |
21 | Праздник весенний | «8 марта» | Март |
22 | Индивидуальные консультации | «Режим дома» | Апрель |
23 | Итоговое родительское собрание | «Итоги воспитательно-образовательной работы за учебный год» | Апрель |
24 | Стендовая консультация | «Наказывать или нет» | Май |
25 | Памятка для родителей | «В каких продуктах живут витамины | Май |
26 | «Планета творчества» | Творческие работы детей | Ежемесячно |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Режим дня в средней группе на холодный период учебного года.
Режимный момент | Время в режиме |
Встреча детей, игровая деятельность, индивидуальная работа, наблюдения, работа с родителями | 6.00.-7.55. |
Утренняя гимнастика | 7.55.-8.05. |
Подготовка к завтраку(дежурство, воспитание культурно-гигиенических навыков) | 8.05.-8.30. |
Завтрак. Самостоятельные игры, подготовка к занятиям | 8.30.-9.00. |
Непосредственно-образовательная деятельность | 9.00.-9.20. 9.30.-9.50. |
Второй завтрак | 9.55-10.05 |
Подготовка к прогулке. Прогулка | 10.05.-12.15. |
Возвращение с прогулки. Самостоятельная деятельность | 12.15.-12.25. |
Подготовка к обеду, обед | 12.25.-12.55. |
Подготовка ко сну. Сон. | 12.55.-15.00. |
Постепенный подъем, оздоровительные минуты, игры | 15.00.-15.30. |
Полдник | 15.30.-15.50. |
Совместная деятельность взрослого и детей. Организация игровой деятельности, досуги, самостоятельная деятельность в центрах активности | 15.50-16.30 |
Прогулка. Уход детей домой | 16.30-18.00 |
3.2 Режим дня в средней группе на летний оздоровительный период
Режимный момент | Время в режиме |
Прием , осмотр, игры, утренняя гимнастика на свежем воздухе | 6.00 -8.15 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к завтраку, завтрак | 8.15-8.40 |
Игры, подготовка к прогулке | 8.40-9.15 |
Прогулка Организованная образовательная деятельность на воздухе, игры, наблюдение, труд, воздушные и солнечные процедуры | 9.15-11.50 |
Второй завтрак | 10.00-10.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры | 11.50-12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.25 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.25-15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20-15.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 15.40-18.00 |
Уход домой | 18.00 |
3.3 Модель двигательного режима
Деятельность | Время |
Подвижные игры во время приема детей | Ежедневно -5-7 мин |
Утренняя гимнастика | Ежедневно -5-7 мин |
Физкультминутки | 2-3 мин |
Музыкально- ритмические движения | НОД «Музыка» - 20 мин /2 раза в неделю по 20/мин |
Непосредственно организованная образовательная деятельность- физкультурные занятия | 3 раза в неделю по 20 мин |
Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, соревнования, эстафеты. | Ежедневно, не менее 2 игр по 7-8 мин |
Оздоровительные мероприятия: гимнастика после сна, дыхательная гимнастика | Ежедневно - 6 мин |
Физические упражнения и игровые задания: артикуляционная, пальчиковая, зрительная гимнастика | Ежедневно 6-8 мин |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц 20-25 мин |
Физкультурный праздник | 2 раза в год по 20-25 мин |
Самостоятельная двигательная деятельность детей | в течение дня |
3.4 Расписание организованной образовательной деятельности по дням недели.
День недели | НОД | Время |
Понедельник | Предметное окружение Ознакомление с соц. миром (1,2,3н.) Ознакомление с природой (4н.) Динам.пауза Физическая культура (на воздухе) | 9.00-9.20 9.20-9.30 11.50-12.10 |
Вторник | Формирование элементарных математических представлений Динам.пауза Музыкальная деятельность | 9.00-9.20 9.20-9.30 9.30-9.50 |
Среда | Развитие речи Динам.пауза Физическая культура | 9.00-9.20 9.20-9.30 9.30-9.50 |
Четверг
| Музыкальная деятельность Динам.пауза Лепка (1,3 н.) Аппликация(2,4 н.) | 9.00-9.20 9.20-9.30 9.30-9.50 |
Пятница | Рисование Динам.пауза Физическая культура | 9.00-9.20 9.20-9.30 9.30-9.50 |
3.5 Учебный план организованной деятельности детей 4-5 лет
Количество часов в неделю | Количество часов в месяц | Количество часов в год | |
Развитие речи | 1 | 4 | 36 |
Познавательное развитие | 2 | 8 | 72 |
Рисование | 1 | 4 | 36 |
Лепка /Аппликация/ | 1 | 4 | 36 |
Музыка | 2 | 8 | 72 |
Физическая культура в помещении | 3 | 12 | 108 |
ИТОГО: | 10 | 40 | 360 |
3.6 Примерное комплексно- тематическое планирование
Комплексно-тематическое планирование для детей младшего и среднего возраста
Период | Тема | Развернутое содержание работы | Варианты итоговых мероприятий |
Сентябрь 1-4 неделя | Мы пришли в детский сад | Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружение ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель. Помощник воспитателя. Музыкальный руководитель, врач, дворник). Предметное окружение. Правила поведения в детском саду. Взаимоотношения со сверстниками. | Развлечение для детей (подвижные игры, викторины) |
Октябрь 1-4неделя | Осень | Расширять представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). о времени сборе урожая, о овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдение за погодой. | Праздник «Осень» сбор осенних листьев. |
Ноябрь
1-2 неделя | Я и моя семья. Я в мире человек | Дать представление о себе как человеке; об основных частях тела человека; их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того , что такое хорошо и что такое плохо; начальное представление о здоровом образе жизни. | Создание коллективного плаката с фотографиями детей |
3-неделя | Мой дом | Знакомить детей с родным городом ( поселком); его названием, объектами ( улица, дом, магазин, медпункт); с транспортом, с профессиями ( врач, продавец, милиционер) | Игра «Кто в доме том живет» |
4- неделя | Корректировка по индивидуальных маршрутов | ||
3-4 неделя | Транспорт | Знакомить детей с транспортом | |
Декабрь 1-2 неделя | Домашние животные |
Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения домашних зверей и птиц, диких животных | Лепка домашних и диких животных |
3-4 неделя | Новый год | Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Организовать все виды детской деятельности ( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной. Музыкально- художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника | Новогодний утренник |
Январь 1- неделя | каникулы | ||
2-4 неделя | Зима | Расширять представление о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц).Формировать первичные представления о местах. Где всегда зима. | Выставка детских построек на участке |
Февраль 1-неделя 2-неделя | «Одежда» «Обувь головные уборы» | Расширить и обобщить представление детей о одежде , головных уборах. | Игра «Оденем Машу» |
3-неделя | «Посуда. Мебель» | Расширить и обобщить представление детей о предметах быта. Познакомить с историей развития некоторых предметов мебели. | Поделка из глины «Посуда» |
4 неделя | Папин праздник | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными профессиями» Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины) | Физкультурный досуг. |
Март 1-неделя | Мамин день | Организовать все виды детской деятельности ( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. | Мамин праздник |
2 неделя | Народные игрушки | Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством ( песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов деятельности. | Игры-забавы.
|
3 неделя | «Транспорт. Осторожно дорога» | Знакомить с видами транспорта. Учить правилам безопасного поведения на дорогах | |
4 неделя | Приметы ранней весны | Расширять представления о приметах ранней весне. Воспитывать бережное отношение к природе. Умения замечать красоту природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, в одежде людей, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе. | Выставка детских рисунков |
Апрель 1 неделя | «Свойства материала» | Расширять представление о свойствах предметов, сделанных из железа, дерева и т.д..познакомить детей как человек использует свойства материалов для своей пользы. | Изготовление поделок |
2-неделя | «Комнатные растения» | Расширить знания детей о великом многообразии цветов. | Пересадка растений сов- местно с детьми |
3-неделя | «Деревья, кусты, цветы» | Обобщить знания детей о том, что на нашей планете существует огромное царство растений, а в нем три государства -деревьев, кустарников, а также травянистых растений. | Викторина «отгадай загадки» |
4-неделя | «Здоровье надо беречь» | Формировать начальные представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. | Спортивное развлечение «день здоровья» |
Май 1-2-неделя | «Весна» | Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе. Умения замечать красоту природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе. | Выставка детского- творчества |
3-неделя | «Труд взрослых» | Расширять представление детей о весенних сельскохозяйственных работах. | Труд на участке. |
4- неделя
| Лето | Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях в природе (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. Познакомить с некоторыми животными жарких стран. | Рисование мелками на асфальте |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме с 1 июня по 29 августа |
3.7 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Мозаика крупная разных форм и цвета (мелкая), погремушки | 4 набора 5 шт. |
2 | Лото, парные картинки | 1 набор 2 набора |
3 | Комплект геометрических фигур, счетный материал, набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета) | 1 шт. 2 набора 1 набор |
4 | Блоки Дьенеша. | 1 набор |
5 | Палочки Кюизенера. | 1 набор |
6 | Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов) | 1 набор |
7 | Напольный конструктор «Строитель» Настольный конструктор «Лего» Настольный конструктор « «Полесье» | 2 набора 3 набора 1 набор |
8 | Альбомы для рассматривания по познавательному развитию | 5 шт. |
9 | Серии картинок для рассматривания: «Полевые цветы» «Природные явления» «Перелетные птицы» «Домашние птицы» «Осень» «Весна» «Бабочки» | 1 набор 1 набор 1 набор 1 набор 1 набор 1 набор 1 набор |
«Грибы» | 1 набор | |
10 | ПМ Набор "Сад-огород" | 1 шт. |
11 | IQ Магнитный конструктор MAGFORMERS | 1 шт. |
12 | SS Набор геометрическая мозайка с 2 основами | 1 шт. |
13 | ТОМ Конструктор Транспорт | 1 шт. |
14 | ПБП Ящик для игрушек на колесиках | 1 шт. |
15 | СЛА Шнуровка обьемная (сыр) | 1 шт. |
16 | СЛА Шнуровка пуговица | 1 шт. |
17 | II Лабиринт для пальчиков | 1 шт. |
18 | Пластиковая песочница, тазик пластмассовый, поднос | 1 шт. 2 шт. 1шт. |
19 | Наборное полотно | 1 шт. |
20 | Плакат «Цвет и форма» | 1 шт. |
21 | Часы с круглым циферблатом и стрелками | 1 шт. |
22 | Набор игрушек «Домашние животные» «Дикие животные» | 15 шт. 15 шт. |
23 | Альбом с образцами конструирования карточки | 1 шт. |
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Инструменты: металлофон, бубен, гармошка, дудочки, рукавички с пуговками, ложки деревянные, поющая гитара, маракасы, неваляшка | 1 шт. 4 шт. 2 шт. 3 шт. 6 шт. 6 шт. 1 шт. 2 шт. 1 шт. |
2 | Пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями | 7 шт. |
3 | Цветной мел, цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин. Цветная белая бумага, картон. | 5 коробки 24 коробки 24 коробки 24 коробки 24 коробки 24 пачки 1 пачка 24 пачки |
4 | Мольберт, магнитная доска | 1 шт. 1 шт. |
5 | Ширмы | 1 шт. |
6 | Ширмы для настольного театра | 1 шт. |
7 | Различные виды театра: плоскостной, кукольный, теневой, пальчиковый, фланелеграф | 3 шт. 2 шт. 7 шт. 3 шт. 4 шт. |
8 | Маски | 10 шт. |
9 | Дымковские игрушки | 4шт. |
10 | ВИН Кукольный дом | 1 шт. |
11 | МД Кукольный театр | 1 шт. |
12 | Прозрачные ёмкости с доступной маркировкой для хранения сыпучих материалов манка, песок, рис, камешки, | 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
Образовательная область « Речевое развитие»
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Наборы картинок для группировки и обобщения (до 2-3 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, продукты питания, одежда, мебель | 2 шт. |
2 | Наборы парных картинок типа «лото» | 1 шт. |
3 | Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). | 1 шт. |
4 | Серии картинного материала по речевому развитию: «Русские народные сказки» | 1 набор |
5 | Альбомы: «Наша семья», «Мой город». | 1 шт. 1 шт. |
6 | Детская литература (книги) | 25 шт. |
Образовательная область «Физическое развитие»
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Мячи средние, малые | 3 шт. 4 шт. |
2 | Косички плетеные | 10 шт. |
3 | Флажки | 12 шт. |
4 | Набор: кольцеброс , городки | 2 шт. 1 шт. |
5 | Ленточки, султанчики, | 10 шт. 6 шт. |
6 | Кегли | 12 шт. |
7 | Мешочки с грузом | 5 шт. |
8 | Дорожки массажные | 3 шт. |
9 | Набор для игры в дартс с дротиками на липучке. | 1 шт. |
10 | Лента для измерения роста | 1 шт. |
11 | Стеллаж пластиковый цветной | 1 шт. |
12 | Серии картинного материала по физическому развитию: «Здоровье» «Спорт» | 1 набор 1 набор |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Кукольная мебель: Стол пластиковый кровать, кухонная плита | 1 шт. 2 шт. 2 шт. |
2 | Набор кухонной и столовой посуды. | 1 шт. |
3 | Комплект кукольных постельных принадлежностей | 2 шт. |
4 | Куклы средние | 4 шт. |
5 | Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» | 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
6 | Разные атрибуты для ряженья: платки, юбки, фуражка, пилотки и др. | 2 шт. 5 шт. 2 шт. 3 шт. |
7 | Игрушки (машинки). | 5 шт. |
8 | Стеллаж пластиковый для игрушек | 2 шт. |
9 | Набор для мальчиков «Инструменты» | 1 шт. |
10 | Телефон детский, доска гладильная, утюги | 1 шт. 1 шт. 2 шт. |
11 | Серии картинного материала по социально-коммуникативному развитию:
| 1 набор 1 набор 1 набор 1 набор |
12 | ВИН Знаки дорожного движения | 1шт. |
13 | ПП Набор Механик-макси | 1шт. |
14 | ПП Набор INFINITY basic №1 | 1шт. |
3.8 Перечень методической литературы
Средний дошкольный возраст
1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
2.Развитие игровой деятельности средняя группаН.Ф. Губанова,М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
3.Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий И.А. Помораева, В.А. Позина,М.: Мозаика–Синтез , 2007г
4.Ознакомление с предметным и социальным окружением 4-5 лет средняя группа
О.В. Дыбина,М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
5. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа О.А. Соломенникова
М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
6.Развитие речи в детском саду: средняя группаВ.В. Гербова, М.: Мозаика–Синтез , 2015г
7.Хрестоматия для средней группы «Оникс», 2011г
8. Изобразительная деятельность в детском саду . Средняя группаТ.С. Комарова, М.: Мозаика–Синтез , 2015г
9.Физкультурные занятия в детском саду средняя группа Л.И. Пензулаева, М.: Мозаика–Синтез , 2012г
10. Конструирование из строительного материала средняя группа Л.В. Куцакова М.: Мозаика–Синтез , 2015
11. Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет Р.С. Буре М.; Мозаика-Синтез,2015г.
12. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительнйгимнастики 3-7 лет Л.И. Пензулаева М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
13.Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» средняя группа Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева,М.; « Мозаика-Синтез»; 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа средняя группа "Почемучки" на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней группы, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных...
Рабочая Программа старшая группа № 12 "Почемучки на 2019-2020год.
Программа разработана для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.Цель Программы: накопление ребенком культурного оп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...
Рабочая программа младшей группы №3 «Почемучки» общеразвивающей направленности МБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска на 2021– 2022 учебный год.
Рабочая программа младшей группы №3 «Почемучки»общеразвивающей направленности МБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска на 2021– 2022 учебный год....
Рабочая программа средней группы (4-5 лет) составлена с учетом Основной образовательной программы МБДОУ д/с №24 «Аленький цветочек» и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К
Рабочая программа средней группы «Гномики» МБДОУ д/с 24 «Аленький цветочек» (далее – Программа) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учет...