Советы родителям будущих первоклашек.
статья (подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_budushchih_pervoklashek.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

           Советы родителям будущих первоклашек.

Что же можно посоветовать родителям, чьи дети заканчивают детский сад и будут поступать в школу?

Избежать ненужной спешки и стрессовых ситуаций, связанных с поступлением в первый класс, можно, если подумать об этом заранее. Не в феврале – марте, когда начинается запись в школы, а раньше. Заметьте, что подготовительные занятия для будущих первоклассников учителя многих школ проводят с осени. Может быть, вы решите, что подобные занятия понадобятся и вашему ребенку.

Итак, почти за год до поступления сына или дочери в школу, вы начинаете заниматься этим вопросом. Во-первых, необходима информация о школах. Источники самые разнообразные, от интернета до мнений соседей по дому и других знакомых. Чем больше информации, тем лучше. При выборе школы важно учитывать основные особенности программ (специализацию), плату за обучение, место расположения, удаленность от вашего дома. Особенности пути до школы (время, транспорт, переходы, оживленность уличного движения и пр.). Проанализируйте собственные возможности. Когда предварительный выбор сделан, постарайтесь как можно больше узнать о понравившейся школе. Поговорите с родителями детей, которые учатся в этой школе, сходите к завучу или директору (есть специальные приемные дни). Если после этого вы утвердились в своем намерении отдать ребенка именно в это учебное заведение, узнайте о предполагаемом конкурсе и, главное, как можно подробнее о требованиях к поступающим. Во-вторых, подумайте справится ли с ними ваш ребенок. Посоветуйтесь с воспитателями. Они видят ребенка на занятиях, наблюдают за его интеллектуальным, личностным ростом, знают особенности его характера, круг интересов. Вы больше узнаете о своем ребенке, и, с другой стороны, воспитатели будут сориентированы на требования выбранной вами школы. Если есть в детском саду психолог, обязательно проконсультируйтесь. Использование специального комплекса психологических методик позволяет довольно полно представить уровень развития ребенка. Если в детском саду такого специалиста нет, можно обратиться в городской отдел образования, где должна быть информация о психологических консультациях. Например, если вы живете в Москве, такую консультацию сможете получить в Психологическом институте РАО, Центре «Семья и детство им. Запорожца» и др. Вам посоветуют, чем и как лучше заниматься с ребенком до школы.

Узнавая о школе, необходимо уточнить, с какого возраста принимают в нее детей. Если выставляется требование – только с 7 лет, не следует упрашивать принять вашего 6-летнего ребенка. Преподаватели знают специфику программы, имеют опыт в обучении и вполне обоснованно считают, что у 6-летнего ребенка будут трудности в усвоении программы первого класса. В таком случае для ребенка лучше будет начать обучение по программе начальной четырехлетней школы или же подождать еще год до поступления. Поучителен приме с Сашей К., родители которого упросили педагогов гимназии принять мальчика с 6 лет. В классе он оказался среди 7-летних одноклассников. Физически был слабее их, часто отвлекался и, несмотря на начальный (при поступлении) уровень развития мышления и речи – выше средней нормы, к концу первого года обучения оказался в числе отстающих. Ребенок расстраивался из-за своих неуспехов. Родителям пришлось дополнительно заниматься с ним в течение летних каникул. Проблем не было бы, если бы ребенок пошел в школу в полных 7 лет. В этот возрастной период год – очень значительный срок в развитии.

Некоторые дети уже в 5-6 лет интеллектуально, мотивационно готовы к школе, у них высокая по сравнению с ровесниками  концентрация внимания, учебные навыки сформированы: свободно читают, считают до тысячи и более, решают математические примеры в пределах ста, уверенно пишут печатными буквами. Такие дети отличаются широким кругозором, большим стремлением к знаниям. Радуясь успехам одаренного малыша, некоторые родители готовы отправить его в школу уже с 5 лет, а если в 7, то сразу во второй класс. Действительно, есть одаренные дети, которым подходит такой вариант, но далеко не всем! Наличие высокого интеллектуального и творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации. А это значит, что будут трудности с письмом, что часто встречается у одаренных детей. При выполнении физических упражнений, практических работ старшие, по возрасту, одноклассники значительно опередят умного малыша. И он будет сильно расстраиваться. Хотя именно среди старших детей одаренному легче найти «интеллектуальных» собеседников. При обучении с ровесниками ситуация прямо противоположная: их разговоры кажутся одаренному детскими, ведь его интересы, знания значительно шире, глубже. У ровесников не хватает терпения даже дослушать «маленького профессора», а ему так хочется поделиться с ними своими идеями, планами, обсудить волнующие его проблемы. Если одаренный ребенок находит свой круг общения, тех людей, которые его понимают, уважают, с которыми ему интересно, не стоит упорно его направлять на общение с ровесниками.

Все родители хотят видеть своих детей умными, способными, но, к сожалению, действительность не всегда оправдывает их ожидания. Не все дети одаренные, есть со средним и низким интеллектуальным, творческим потенциалом. Большинство родителей понимают это и правильно реагируют. Но для некоторых смириться с мыслью, что их ребенок «средний» или «слабый», крайне трудно. И вместо помощи в развитии – постоянные требования проявления «исключительных» способностей. Ребенок чувствует, что не оправдывает ожиданий, но изменить ничего не может. Он перестает верить в себя, начинает искать причины в других, становится агрессивным, раздражительным.

Родители озабочены выбором самой лучшей школы для горячо любимого ребенка, готовы сделать для него все, а на самом деле сами же делают его несчастным. Это, конечно, крайний случай. Но, уважаемые родители, разве в иные минуты вы не бываете, похожи на подобных «горячо любящих» свое чадо родителей? Понаблюдайте за собой как бы со стороны, особенно в минуты раздражения на неспособность ребенка. Ведь часто мы, взрослые, уже не помним, с каким трудом давались нам первые рассказики, как путались буквы, попускались слова, как упорно «не хотели» складываться «в голове» числа, каким неуклюжими сразу становились пальцы, когда нужно было написать ряды ровных палочек, кружочков, и как назло начинала часто падать на пол ручка, вспоминались все самые любимые игрушки, с которыми неудержимо тянуло поиграть… Конечно, сейчас все это вы умеете, и от этого так сложно понять трудности малыша. Но не спешите укорять его, сдержите эмоции, может быть, почти не веря, скажите ему и себе: «Все получится, вот увидишь! Еще немного постараешься, и будет лучше выходить!»

Как же найти золотую середину, чтобы, с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться? Помимо терпения необходимо и знание, на что обратить внимание, занимаясь с ребенком. Некоторые родители думают, что главное – научить будущего школьника читать и считать до ста. В результате, как  отмечают учителя начальных классов, дети, приходя в школу, умеют читать по слогам, но не знают при этом алфавит (буквы – звуки), не могут провести звуковой анализ слова (выделить гласные – согласные, глухие – звонкие, твердые – мягкие). Если ребенок ходит в детский сад, то на занятиях эти вопросы разбираются, но не всем детям даются легко. Иногда требуется дополнительно поупражняться дома.

Готовность ребенка к школе проверяется по умению классифицировать, обобщать, сравнивать. Вы сами можете легко составлять простые игры для тренировки этих умений у ребенка. Например, называете ряд предметов и просите его найти у них общее или показываете два предмета, ребенок находит у них сходство и различие.

Несомненно, этим не исчерпывается подготовка к школе. В широком понимании все дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Стоит ли говорить, что и умение слушать музыку, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы имеют большое значение не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни. В детском саду много внимания уделяется воспитанию культуры поведения, также очень важному фактору всесторонней подготовки к школе, к будущему. Однако без помощи семьи старания воспитателя будут малорезультативными. Важно, чтобы и дома внимание обращалось на опрятность, аккуратность, собранность ребенка. У будущего ученика должна быть потребность в соблюдении правил личной гигиены не только в присутствии взрослых. Культура еды, общения и взаимоотношений, трудолюбие – все это входит в требования, предъявляемые школой к воспитанию ребенка.

Итак, начинается новый учебный год. Есть еще время основательно, без спешки подготовиться к школе, чтобы на следующий год гордо переступить ее порог.

Пожелаем же детям успеха. В добрый путь! А мы, взрослые, пойдем рядом. Ведь переживая за наших детей, внуков, воспитанников, мы тоже будем прощаться с детским садом, и поступать в школу, и, может быть, еще не раз…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям будущих первоклашек.

В статье даны рекомедацци как развивать руку ребёнка к письму....

Родителям будущих первоклашек

Руководство для родителей для развития лексико- грамматического строя речи....

Дезадаптация. Для родителей будущих первоклашек

С приходом в школу ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельно...

Статья-памятка "Скоро в школу" для родителей будущих первоклашек

Статья адресованна родителям дошколят, которые уже через месяц с небольшим станут первоклашками. Как помочь детям  быть готовыми к такому важному и серьезному изменению в их жизни? На что обратит...

Советы воспитателя для родителей будущих первоклашек.

1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим ко...

Родителям будущих первоклашек

Все родители очень волнуются, когда приближается важный момент в жизни их ребенка – поступление в школу. Порой мама с папой нервничают больше, чем сами дети. На самом деле ничего сложного в подг...