Организация работы по самообразованию воспитателя.
статья по теме
Организация работы по самообразованию воспитателя.
«Моя работа по самообразованию». Обмен опытом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
irina_tsviklo_1.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Ирина Цвикло
«Моя работа по самообразованию». Обмен опытом
Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине. В. А. Сухомлинский |
Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своей работой по самообразованию. Буду рада, если мой опыт кому-то пригодиться или в чём-то поможет.
Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.
С чего я начинала свою работу?
Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?
Тематикой самообразования может являться:
- одна из годовых задач ОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»
(4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющемуся опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».
Эта тема является одной из актуальных тем на данное время, т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.
Таким образом, моя тема была определена!
Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.
Далее у меня возник вопрос:
Как написать план по самообразованию?
При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:
* Тема самообразования
* Цель
* Задачи
* Ожидаемые результаты
- Для педагогов
- Для воспитанников
Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.
(Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)
Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).
Таблица состоит из 4 модулей:
Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»
Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»
Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»
Модуль № 4. «Обобщение результатов»
В каждом модуле я расписала направления деятельности
по теме, содержание деятельности и сроки выполнения.
Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.
Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!
Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)
В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».
В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)
и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.
Вот такой план у меня получился:
Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»
В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».
В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.
2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.
5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Ожидаемые результаты
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.
3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.
4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.
План деятельности по теме самообразования
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение» | |||
1. | Обучение по теме самообразования | - обучение на вебинарах, семинарах по теме - изучение опыта других педагогов по данному направлению : интернет-источники Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» - Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид», Международный образовательный портал МААМ.RU, Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА. - Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание» | постоянно |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - изучить методические пособия: 1) Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс); 2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016. - изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг: 1) Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.; 2) Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. - разработать дидактические игры на основании методических пособий: 1) Арушановой А.Г., Рычаговой Е.С. Игры-занятия со звучащим словом . – М.: ТЦ Сфера, 2012; 2) Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016. | в течение года. Октябрь – ноябрь в течение года |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | 1. Разработка Проекта: «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» 2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего: -картотеку «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»; - картотеку «Словесные игры для младшей группы»; - авторские и модифицированные дидактические игры: сенсорные игры сюжетно-ролевые игры - Разработка конспекта НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ) - развлечения, праздники: Театрально игровое развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка» - рекомендации и консультации для родителей и педагогов: Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками», «Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр» - буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне» | Декабрь В течение года Февраль Март В течение года |
4. | Проектирование деятельности | - разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности; - разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами; | Декабрь Сентябрь |
5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами | Сентябрь Январь май |
Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение» | |||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды Профстандарт | - проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | постоянно |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | 1)Участие родителей в совместных проектах: - «Ребёнок и книга»; - «Мой родной город». 2) Развлечение «Праздник вежливых слов». 3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ; 4) Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок. 5) Участие родителей в развлечениях и досугах - «Совместное сочинение рассказов и сказок дома» Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей». консультаций, рекомендаций, собраний: 1) консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»; | В течение года |
Модуль № 3. «Условия реализации методической темы» | |||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей проявление самостоятельности и творческой инициативы каждого ребенка | - оформление развивающих зон в группе; - оснащение пространства группы пособиями, атрибутами к различным играм и другим оборудованием; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по теме самообразования; - подбор специальных пособий, книг, альбомов, энциклопедий; | постоянно |
Модуль № 4. «Обобщение результатов» | |||
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - портфолио по обобщению опыта работы «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; - проект «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» - презентация «Пальчики играют - речь ребёнка развивают» - выставка «Чем полезно чтение художественной литературы» - выставка художественной литературы и дидактического материала для детей - выступление с докладом на семинаре ДОУ: «Развитие активной речи дошкольников в различных видах деятельности»; - проведения непосредственно образовательной деятельности «Петушок и его семья» в 1 младшей группе. - публикации на педагогических сайтах, участие в конкурсах, онлайн-олимпиадах: 1) публикация МААМ.RU Мастер-класс «Речевое дыхание-основа правильной речи. 2) Участие в Международном творческом конкурсе «Победилкин» 3.Публикация проекта на Всероссийском образовательном портале ПОРТАЛ ПЕДАГОГА Тема «Вместе с мамой, вместе с папой» 4.Участие в ежемесячном международном конкурсе Портал МААМ .RU «Лучший сценарий праздника» Сценарий фольклорного праздника Святки. | В течение года |
Работая по теме самообразования пытаюсь самостоятельно добывать знания из разных источников, использую эти знания в профессиональной деятельности.
Каковы же эти источники знаний, и где их нахожу?
• Семинары и конференции
• Курсы повышения квалификации
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Телевидение
• Платные курсы
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Путешествия
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создаётся некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в моём личном плане самообразования уже есть список результатов, которые были достигнуты за определённый срок. Вот некоторые из них:
- Создание картотеки: «Пестушки, потешки, заклички, колыбельные народные песенки» для использования в работе с детьми раннего возраста.
- проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет» (долгосрочный)
- Создание картотеки «Игры с использованием р. н. фольклора»
- Разработка сценария фольклорного праздника «Святки» (моя конкурсная работа)
- Доклад на педсовете в ДОУ (из опыта работы) «Речевое развитие детей во 2 мл. группе»
- Разработка дидактических игр, наглядностей: «Сухой бассейн», «Найди заплатку», «Подбери ключ»
- Разработка и проведение открытых НОД
-Мастер-класс на педсовете ДОУ «Речевое дыхание – основа правильной речи» (конкурсная работа)
- Консультации для родителей,разработки родительских собраний с использованием интерактивных форм
- Применение инновационных технологий - пальчиковая гимнастика, которая удачно сочетается с народным фольклором, создание БАНКА пальчиковых игр (картотека). И другое.
Участие в конкурсах, онлайн-тестированиях, в онлайн-олимпиадах, публикации работ
Хочу заметить, что общий уровень речевого развития детей за определённый промежуток времени повысился. Дети стали более общительными, легче идут на контакт со сверстниками и с взрослыми. С большим удовольствием участвуют в конкурсах. Мои дети были победителями в конкурсе чтецов «Славим Победу».
Изменилось и отношение родителей к проблемам речевого развития детей дошкольного возраста в целом. Многие родители стали активными помощниками в создании развивающей среды.
Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.
«Образованный человек тем и
отличается от необразованного,
что продолжает считать своё
образование не законченным»
(К. Симонов)
Желаю всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...
Консультация старшего воспитателя "Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ"
В данной работе освещены направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения; оценка потребности педагогов в развитии с помощью ряда анкет; рекомендована тематика самообразования...
рекомендации старшего воспитателя «Организация работы по самообразованию в ДОУ»
Рекомендации для педагогов ДОУ, как составить план по самообразованию...
Консультация для воспитателей«Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Материал поможет педагогам подобрать тему для самообразования и начать работу по этапно...
Консультация для воспитателей «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих пр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующ...
Консультация старшего воспитателя «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии....