Консультация
консультация (младшая группа) на тему

Удалова Людмила Валентиновна

Консультация " Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zhurnala.docx54.92 КБ

Предварительный просмотр:

Удалова Людмила Валентиновна

Воспитатель МБДОУ д/с № 42 «Зернышко» с. Ст. Шелокша Нижегородской области Кстовского района

https://lh3.googleusercontent.com/-oa5CPG6xd84/WJoBGtbm5RI/AAAAAAAAAtQ/3xiam1Lyfes1nN0otS6wGFY2S3oKc7_VwCLcB/s320/P1070770.JPG

«Развитие  речи детей раннего возраста  через театрализованную деятельность».

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления, ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста. Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций но, и, формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным

В работе данного направления ставлю перед собой цель: формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.

Задачи:

  • вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
  • целенаправленно обогащать словарь  детей, посредством развития пассивного и активного словаря;
  • формировать:

- потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;

  • поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
  • побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
  • формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.

Опыт работы основывается на принципах:

• от простого к сложному.

• возрастная адресованность (доступность).

• наглядность.

• поощрение.

В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.

Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.

Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же. При этом целесообразно использовать игры - разминки («Кто кричит?»«Птички в саду»), упражнения  («Как воет ветер?») , этюды («Зайцы»«Котята»), игры-импровизации  («Дружок»«Снежинки»), пальчиковую гимнастику («Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют»), инсценировки («3а рулем»«Куклы собираются на прогулку»).

Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности учитываю возрастные и психофизические особенности детей. Можно выделить 3 этапа.

        1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками. Знакомство детей с   театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу. Показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.). Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.

        2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята»«Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»

        3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба»«Репка»«Колобок»«Теремок»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.

Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Список использованной литературы.

1. Г.Г Григорьева, Н.П. Кочетова «Играем с малышами» - М.: Просвещение, 2007г.

2. Д.Н. Колдина Игровые занятия с детьми 1-2 лет.- М.:ТЦ Сфера 2014

3. Е.В. Зворыгина «Я играю!» - М.: Просвещение, 2007г

4. М.А. Аралова Игры с детьми раннего возраста-М.:ТЦ Сфера 2011г.;

5. М.Д. Маханева. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.

6. Н.И. Бахвалова Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. - С. 20-23. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....