ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Лоскутова Оксана Ивановна

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

 

 

      Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

      Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya_i_prazdnik_troitsa.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

      Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

      Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

               Физиологическое

            (жизненное дыхание)

                   Речевое

                  дыхание

    Фазы: вдох – выдох – пауза

    Фазы: вдох – пауза - выдох

    Происходит непроизвольно,        рефлекторно, вне нашего сознания

    Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо

   

    Назначение: осуществление газового обмена

    Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики

     Вдох и выдох через нос

    Вдох и выдох через рот

     Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5)

     Выдох значительно длиннее вдоха(1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

     Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая

     В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет

 

 Игры и упражнения на развитие

    речевого дыхания без участия речи

Цель.  Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц

             губ.

  1. «Цветочек».  Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
  2. «Свеча».   Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно немного отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резки выдохом (можно использовать макет).
  3. «Чей паровоз дольше гудит?».  Сделать глубокий вдох, на выдох произносить звук «у – у – у». Кто дольше прогудит.
  4. «Не разбуди игрушку». Дети двигаются спокойным шагом под музыку в четырехдольном размере. На первую – вторую доли – два коротких шага и вдох носом, на третью – четвертую доли – остановка и долгий выдох.
  5. «Погрей руки».  Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
  6. «Листья шелестят».  Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.
  7. «Продержи перышко на лету дольше».  Дети дуют на летящее пёрышко, стараясь как можно дольше задержать его на высоте в полете.
  8. «Духовые инструменты».  Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми. Самодельные духовые инструменты можно изготовить из колпачков разных размеров от старых ручек, фломастеров.

          Дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, могут вызвать головокружение, поэтому после каждого упражнения необходим отдых.

        После формирования  у детей плавного длительного выдоха, вводятся голосовые упражнения. Внимание обращается на различную высоту, силу, тембр голоса.

                         

                         Дыхательно – голосовые игры и

                      упражнения на материале гласных

                                             звуков

Цель.  Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

  1. Произношение гласного звука на выдохе (2 – 4 раза): а, о, у (шепотом, голосом).

  1. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам – труба гудит: у – у – у; предметам – кукла плачет: уа – уа – уа; пароход гудит: у – у – у; животным – медведь ревет: а – а – а; голодный волк: у – у – у; явлениям природы – ветер (вьюга) воет: у – у – у; людям – девочка плачет: а – а – а.

  1. «Эхо».  Детей распределяют на две группы. Первая группа произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа). Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

  1.  «Вьюга». По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У – У – У. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.  Речевые сигналы можно сопровождать движениями рук: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.

  1. «Заблудились в лесу».  Воспитатель ( или муз. руководитель) говорит детям: «Представьте, мы пришли в лес за грибами. Некоторые дети отошли далеко. Надо позвать их, поаукать (складывает руки рупором и произносит слово «ау»)». Дети делятся на две группы. 1-ая произносит ау тихо, 2-ая, находящаяся далеко, - громко, протяжно.  

             

                 Дыхательно – голосовые игры и упражнения

                                на материале согласных

                                               звуков

Цель.  Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

  1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: п, ф.

  1. Произношение двух согласных на одном выдохе: п – ф.

  1. Произношение согласных в звукоподражаниях предметам (зазвонил телефон: з – з – з – з; ревет трактор: р – р – р – р; качает насос: ш – ш – ш – ш; сдувается шарик: с – с – с – с; животным (мышонок шуршит: ш – ш – ш – ш; тигр рычит: р – р – р – р; явлениям природы (лес шумит: ш – ш – ш – ш; воет вьюга(ветер): в – в – в – в; людям: не шумите – тс – с – с).

  1. «Трубач». Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: пф –ф – ф. Повторить 4 – 5 раз.

  1. «Каша кипит». Сидя, втягивая живот – вдох, выпячивая – выдох. Выдыхая, громко говорить: ф – ф – ф (3 – 4).

  1. «Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад ( в спине прогнуться, смотреть вперед) – медленный выдох на звуке ш – ш – ш, выпрямиться – вдох (5 – 6).

  1. «Дует ветер». Дети водят хоровод. Воспитатель сопровождает движение рассказом: «Утром дети идут в сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в – в – в – в (произносит тихо). Подуем тихо (дети останавливаются и повторяют тихо: в – в – в). Вечером дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: В – В – В – В ( дети произносят громко).

               

              Дыхательно – голосовые упражнения и игры

                                 на материале слогов

Цель.  Тренировка удлиненно выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

  1. Проговаривание слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па – па – па; пап – пап – пап.
  2.  Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными: та – па; ти – пи; то – по.
  3.  Произнесение слогов в звукоподражаниях: музыкальным инструментам (барабан: там – там – там; колокольчик: динь – динь – динь; дудочка: ду – ду – ду); предметам (стучит молоток: тук – тук – тук, сигналит машина: би – би – би, идут часы: тик – так, косит коса: вжик -  вжик – вжик); животным (кошка: мяу – мяу – мяу, курица: ко – ко – ко, гусь: га – га – га); явлениям природы (капает дождик: кап – кап – кап, булькает водичка: буль – буль – буль); людям (укусила оса: ой – ой – ой).
  4.  «Часики». Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены вниз. Размахивая прямыми руками вперед – назад, произносить: тик – так.
  5. «Паровозик». Дети идут по кругу друг за другом, выполняя попеременно движения руками и приговаривая : чух – чух – чух.
  6. «Вырасти большой». Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься  на всю ступню – выдох. Выдыхая произносить ух – х – х – х (4 – 5раз).
  7. «Коза и козлята».  Сюжетная игра. По считалке выбирают маму – козу, надевают ей шапочку. Остальные дети – козлята. Под музыку дети расходятся по всему залу врассыпную. С окончанием музыки «козлята» присаживаются на корточки. Мама – коза ходит и ищет своих детей, зазывая низким голосом. Дети – козлята встают поочередно и отвечают ей высоким голосом. Затем, образуя круг, дети хлопают в ладоши и выполняют танцевальное движение по показу мамы – козы.

       Опознание и сравнение звуков,

          шумов, музыкальных

            инструментов

     «Эхо».

     

      Дети стоят в кругу, взявшись за руки, водящий (ребёнок) в центре круга. Дети движутся по кругу и речитативом произносят слова:

      Коля (имя водящего), ты у нас в лесу!

      Мы тебя зовем: «Ау!».

      Ну-ка, глазки закрывай,

      Кто зовет тебя, узнай!

      Водящий внутри круга выполняет действия, соответствующие тексту и игровой ситуации. Один из стоящих в кругу (его определяет педагог) зовет водящего: можно назвать по имени, крикнуть: «Ау!», издать какой-нибудь звук, подражая зверю, птице, насекомому и т.д. Водящий, определив, откуда доносится звук и его автора, начинает движение к нему с закрытыми глазами, чтобы удостовериться в правильности своего решения. Если догадка оказалась верной, водящий и позвавший меняются местами. Игра повторяется.

     «Шумовой оркестр».

      Педагог просит детей быть внимательными и показать и назвать, какой из инструментов (колокольчик, бубен, ложки, барабан, металлофон, ксилофон) «не молчал, а играл» или «не играл, молчал» (используются два-три инструмента). Ребёнок, стоя спиной к играющему, слушает, затем, повернувшись, показывает и называет «молчавший» или «игравший» инструмент. Когда все музыкальные инструменты будут названы, дети разбирают их: каждый берет тот, звучание которого он отгадал. Исполняют простой ритмический рисунок – сначала по одному, затем все вместе.

      «На чем играю?».

      Дети сидят на стульях. Педагог показывает музыкальные инструменты одной группы (бубен, колокольчик, металлофон или ложки, ксилофон, деревянные палочки), знакомит детей с их звучанием, затем закрывает инструменты ширмой и играет на одном из них – дети должны узнать его по звучанию. В следующий раз музыкальную загадку загадывает кто-то из детей (по очереди все оказываются в роли водящего). В конце под оркестровую запись дети, каждый на своём инструменте, играют музыкальный отрывок.

     «Колыбельная».

     У педагога в руках игрушка (любая), которую он укачивает под колыбельную. Под тихую спокойную музыку движения спокойные, голос тихий, нежный. Игрушку под музыку передают по кругу – все дети по очереди показывают, как они укачивают свое дитя.

     «Голоса леса».

    Дети слушают завывание вьюги, щебетание птиц, шелест листвы, журчание ручейка, шум прибоя и т.д. (кассета «Голоса природы») и рисуют отгадки (кто или что издает такие звуки). Все рисунки-отгадки можно поместить на выставку.

     «Игра с бубном».

     Дети стоят в кругу, один ребёнок с бубном в руках стоит в середине.

     1 часть (полька) – ребенок бьёт в бубен, а дети танцуют кто как хочет.

     2 часть – дети, закрыв глаза, садятся на корточки; водящий выходит из круга, проходит с бубном сзади сидящих детей и бесшумно кладет его за спиной одного и них; с последним аккордом все дети, не оборачиваясь, ищут бубен за спиной. Тот, у кого он оказался, выходит в круг.

     3 часть – водящий ребенок танцует, остальные хлопают в ладоши. Затем игра повторяется с новым водящим.

      «Горячо – холодно».

      С помощью считалки выбирается водящий. Он прячет игрушку (любую) и получает музыкальный инструмент  (погремушка, барабан, бубен), предлагает найти игрушку, ориентируясь на силу звука музыкального инструмента: чем ближе ребёнок к спрятанной игрушке, тем более громкий звук извлекает водящий. При повторении игры музыкальный инструмент заменяется на другой.

 

 Комплекс игр и упражнений для

             работы с детьми старшей группы.

Задачи:

 

  • закреплять двигательные умения и навыки;
  • развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый и динамический слух;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы, темпа и ритма речи;
  • совершенствовать диафрагмальное и речевое дыхание и певческий диапазон голоса;
  • развивать чувство ритма и слуховое внимание;
  • развивать умение организовывать свои движения в пространстве;
  • совершенствовать общую моторику и мимику.

                           Вводные упражнения на тренировку

                                основных видов движения,

                          на ориентацию в пространстве,

                          координацию движений, регуляцию

                          мышечного тонуса и активизацию

                                              внимания

                               Ходьба с остановками *

      Дети входят в зал и встают в круг. Педагог объясняет: под музыку надо двигаться друг за другом, никого не обгоняя и не отставая от других. Сигналом к смене направления движения станет изменение громкости звучащей музыки.

      Когда звучание музыки прекратится, надо остановиться и сесть на корточки.

                                *Бег с остановками*

      Как и в предыдущем упражнении, дети двигаются друг за другом, чередуя бег под быструю музыку и остановки. Скорость бега регулируется темпом музыки.

                  *Чередование ходьбы, бега и остановок*

      Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и двигаться так, как она подсказывает. Когда музыка смолкнет, надо остановиться, выслушать команду. Педагог меняет команды («Замереть», «Изобразить морского зверя» и т.п.), заставляя детей внимательно слушать и понимать их смысл.

                                     

                                   

 Игра «Ракета»

      Стулья (по количеству детей) расставлены в круг – это ракета. Дети рассаживаются. Педагог предлагает каждому внимательно посмотреть сначала направо и запомнить, кто сидит справа, затем – в другую сторону и запомнить, кто сидит слева. С началом звучания музыки дети свободно двигаются по залу; когда звучание прекращается, каждый должен как можно быстрее занять место в ракете – сесть на свой стул, ориентируясь на соседей справа и слева.

                                Ходьба с хлопками под музыку

       Вначале дети, стоя на месте, выполняют холопки на каждый счет. Затем, двигаясь в колонне по кругу друг за другом, хлопают на счет «раз-два», на счет «раз» или  на счет «два»; при этом они самостоятельно считают сначала вслух, а затем про себя («раз-два»).

                                Игра на бубне под музыку

       Дети выстраиваются в два круга. Идя противоходом, на каждый счет ударяют в бубен. На 1ую часть пьесы дети, стоящие во внешнем круге, ударяют в бубен на счет «раз», внутренний круг стоит. На вторую часть пьесы, дети во внутреннем круге передвигаются и ударяют  на счет «два», внешний круг стоит. При повторе первой части дети снова идут противоходом, хлопая на каждый счет.

                             Чередование напряжения

                             и расслабления мышц рук

       Звучит спокойная музыка. На счет 1,2,3,4 – дети поднимают прямые, напряженные руки через стороны вверх; 5,6,7,8 – опускают руки через стороны (руки как будто падают): правая рука к плечу, левая к плечу, правая – вниз, левая вниз: 9,10,11,12 – приседают на корточки. Повторить 2 – 3 раза.

                     

                     

                         Упражнения, формирующие

                   чувство музыкального ритма

         Упражнения предполагают активное слушание  музыкального   произведения с целью определения его характера и структуры, совместное поэтапное разучивание элементов танцевальных движений под музыку. В дальнейшем дети, двигаясь, учатся самостоятельно использовать разученные элементы в соответствии с характером музыки.    

           

Задачи:  

  • привлечь внимание детей к содержанию музыкальной пьесы и её построению;
  • развивать умение движениями передавать средства музыкальной выразительности (фразы, темп, динамика);
  • дать возможность самостоятельно выбрать движения, не лишая детей возможности воспринимать музыку как нечто целое, законченное.
  •  Игра «Угадай мелодию»

      Педагог выбирает хорошо знакомую детям песню (распевку), пропевает её два раза, чтобы убедиться, что дети знают не только слова, но и ритмический рисунок. Затем сам педагог прохлопывает любую часть куплета песни (распевки) или припева – дети стараются отгадать зашифрованную таким образом мелодию.

      Угадавший может прохлопать продолжение куплета или припева до конца.

                                     

                                     Игра «Стукалка»

       Дети располагаются по всему залу. В руках у них деревянные кубики (ложки, можно просто хлопать в ладоши). Ритмический рисунок первой части польки («Стукалка», обр. Т. Метловой) дети отстукивают кубиками, стоя на месте. На вторую часть двигаются по залу врассыпную, положив кубики на пол.

       С окончанием музыки, дети находят свои кубики и поднимают их вверх.

                                   

                                      Игра «Веселый мяч»

       Дети врассыпную стоят по всему залу. Каждый ребёнок обеими руками держит мяч перед собой. Под музыкальное сопровождение легкий бег на носках чередуют с подкидыванием мяча вверх или постукиванием им в такт по полу.

 Упражнения на восприятие, различение и

         воспроизведение ритмов  хлопками, голосом, игрой

                          на музыкальных инструментах

                              Игра «Узнай рисунок»

      Ребенку предлагается выбрать одну из карточек с изображением простого ритмического рисунка (можно использовать знакомые песенки - распевки. Длительности равны четвертям и восьмым), рассмотреть рисунок и прохлопать его.

       Тот ребёнок, который правильно воспроизведет ритмический рисунок хлопками, получает возможность проиграть свою ритмическую карточку на каком-нибудь музыкальном инструменте.

                                    «Три притопа»

       Дети стоят в кругу, у девочек руки на юбочке, у мальчиков – на поясе. Звучит «Маленький танец» Н.Александровой.

       1 часть. Такт 1ый – девочки делают два энергичных шага к центру круга и три притопа на месте. Такт 2ой – девочки возвращаются на место и снова делают три притопа. На повтор 1 части мальчики выполняют те же движения, которые ранее выполнили девочки. При этом дети, оставшиеся в кругу, выполняют шаги и притопы на месте.  

       2 часть. Дети берутся за руки и мягким шагом спокойно идут по кругу. (Повтор 2-3 раза).

                                   «Музыкальное эхо»

      Педагог с помощью ударного инструмента отстукивает ритмический рисунок. Дети слушают и запоминают, затем стараются повторить его.

      Варианты простых ритмических рисунков:

!  !  !!!;  !  !  !;  !!  !!;  !!!  !;  !   !!   !;  !!  !  !!  !.

               

                                  «Передай платок»

      Дети стоят в  кругу. Педагог даёт одному ребенку цветной платок. Звучит  р.н.п. «Ах, ты берёза!» в умеренном темпе.

      1 часть. С началом музыки ребёнок плавным движением передаёт платок соседу справа, на «раз» следующего такта  тот принимает платок правой рукой и передаёт его дальше.

      2 часть. Ребёнок, получивший платок, выходит в круг и пляшет, размахивая платком. С окончанием музыки, солист возвращается на своё место.

                                           «Имена»

       Детям предлагают произнести своё имя (или имя любого из детей) и прохлопать его.

       Можно использовать  любые картинки, иллюстрации к сказкам и т.д.