Доклад по игре
материал на тему
Предварительный просмотр:
Доклад воспитателя МБДОУ д/с «Теремок» д.Черномуж Рыбаковой О.А.
Тема:«Специфические особенности, значение, закономерности развития игры. Отличие игры от игровых форм организации жизнедеятельности».
Ведущей деятельностью детей - дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений
Обратимся к нормативным документам. В Федеральных государственных образовательных стандартах игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" в котором сказано (Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса должно обеспечить возможности организации разнообразной игровой деятельности),
Многие ученые пытались дать определение понятию игра.
Определение ведущего вида деятельности дано А.Н.Леонтьевым. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста: это деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития. Это деятельность, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются или перестраиваются психические процессы, происходят основные личностные изменения ребенка.
Функции игры:
- Развлекательная
- Коммуникативная
- Терапевтическая
- Социализации
- Самореализации
- Каковы же специфические особенности игры как деятельности? «Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком» (Д.Б.Эльконин).
- «Основа игры - создание мнимых ситуаций» (Л.С.Выготский).
- Непродуктивный вид деятельности.
- Мотив игры заключен не в результатах деятельности, а в самом процессе игры.
- «Игра- это отражение социальных отношений между людьми» (Д.Б.Эльконин).
- Насыщенность игры естественными яркими, положительными эмоциями.
- Связь игры с развитием воображения.
- Двухпозиционность игровой деятельности.
Д.Б.Эльконин выделил закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Д.Б.Эльконина имеет три этапа:
1 этап От рождения до трех лет -предметная игра.
– на этом этапе дети копируют отдельные действия взрослых. Ребенок может подражать звукам, которые издают животные, машины, самолет, пароход. В этих играх еще и персонажей нет, дети чаще всего просто производят различные действия с предметами.
2 этап От трех до шести лет –сюжетно- ролевая игра.
- На этом этапе появляются игры с сюжетом. Самые распространенные сюжеты в это время "Дочки-матери", "посещение врача", "приход гостей", "покупка продуктов в магазине". Это уже простые ролевые игры. В этих играх появляются персонажи, ребенок может воспроизводить поведение взрослого, он себя отождествляет с ролью.
3 этап - От шести до семи лет – игра с правилами игра, в которой уже есть полноценный сюжет и различные роли. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. И на этом этапе начинают появлятся правила игры.
Существуют методы организации игры:
Традиционный (Д.В. Менджерицкая, Р.С. Жуковская и др.).
Партнерский (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.).
Комплексный (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Комарова и др.)
Для эффективного развития игры необходимо создать условия развития игр:
- свободное и добровольное включение детей в игру;
- дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;
- игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;
- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
- осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением
А так же учитывать условия формирования игры.
- гибкость игрового пространства
- полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей)
- доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды)
- развивающий потенциал игрушек (открытость, адекватность ориентиров)
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым в соответствии ФГОС. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Экологические игры и развитие речи дошкольников"
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. И с помощью игр можно в какой -то мере решить эту проблему....
Доклад "Значение игры в развитии ребенка 2-4 лет"
Роль игры имеет большое значение в жизни ребенка третьего года жизни. Она формирует воображение, фантазию, учит играть в коллективе. В данном докладе представлены различные игровые модели, помогающие ...
Доклад «Роль игры в развитии речи дошкольников»
Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - ре...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
Доклад "Подвижные игры и игры для прогулок" Подготовительные группы.
Выступление на семинаре по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут". В рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного ...
Доклад «Подвижные игры и игры для прогулок» старший дошкольный возраст
Информация о подвижных играх в режимных моментах с детьми 5-6 лет....
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...