Статья «Причины возникновения тревожности в дошкольном возрасте»
статья на тему
Психическое развитие личности протекает в основном в детском возрасте и связано с непосредственным воздействием со стороны окружающих. Особо значимым является взаимодействие ребенка с родителями или теми взрослыми, которые его воспитывают механизм формирования тревожности как свойства личности заключается в том, что «при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния» (Габдреева Г. Ш. 1990; Джойнс В. 1996).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_vozniknoveniya_trevozhnosti_v_doshkolnom_vozraste.docx | 13.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Яшина Татьяна Владимировна
ГБДОУ №117 г.Санкт-Петербург
«Причины возникновения тревожности в дошкольном возрасте»
Психическое развитие личности протекает в основном в детском возрасте и связано с непосредственным воздействием со стороны окружающих. Особо значимым является взаимодействие ребенка с родителями или теми взрослыми, которые его воспитывают механизм формирования тревожности как свойства личности заключается в том, что «при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния» (Габдреева Г. Ш. 1990; Джойнс В. 1996). Л. М. Костина (2006) подчеркивает, что постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности – тревожностью. Понятие тревожности определяется: во-первых, как эмоциональное состояние в определенной ситуации; во-вторых, как устойчивое свойство, черта личности или темперамента; в-третьих, как некоторая тревожность, неизбежно проявляющаяся в то или иное время с различной периодичностью, свойственная любому человеку; в-четвертых, устойчиво сохраняющаяся, сильная хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших стрессов и считающаяся проявлением эмоциональных нарушений. В работе А. М. Прихожан (2007) раскрывается механизм «замкнутого психологического круга», в котором происходит закрепление и усиление тревожности, ведущей затем к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности. отношения ребенка с родителями особенно с матерью. Е. А. Савина утверждают, что «Отвержение, неприятие матерью ребенка, вызывают у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите» (Савина Е. А. 2003). Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей. Тем самым она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых и тревожащих ее опасностей. В результате ребенок может испытывать беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справится или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности. К. Хорни отмечает (2008), что возникновение и закрепление тревоги связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер.
В том случае, если ребенок не имеет генетической предрасположенности к проявлению высокого уровня тревожности, одной из главных причин её проявления может стать неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями особенно с матерью. Авторитарный тип воспитания. Причиной развития тревожности может стать смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью. Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...
Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста.
Проявление тревожности в дошкольном возрасте Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психичес...
Консультация для педагогов ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совок...
Статья по теме "Тревожность в дошкольном возрасте"
Стаья, посвященая понятию "Тревожность в дошкольном возрасте" и способы ее диагностики и коррекции...
Консультация для воспитателей "Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста"
Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребен...
Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста
Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико - фонематического и лексико - грамматического недоразвития. выделяется IV уро...
Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.
Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...