народные праздники на Руси Масленица
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
материал содержит подборку бесед, народных подвижных игр, сюжетных игр, дидактических игр занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_prazdniki_na_rusi_tema.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Народные праздники на Руси. Масленица»
УТРО |
Утренние беседы с детьми. Тема: «Народные праздники на Руси. Масленица». Вопросы к беседе: • Откуда к нам пришел праздник Масленицы? Что означает само слово «масленица», почему праздник назывался именно так? • Почему на Масленицу пекли блины? Какой смысл нес в себе румяный поджаристый круглый блин? • Сколько дней продолжался праздник Масленицы? • Ты помнишь, как назывались дни Масленицы? Что происходило в каждый из этих дней? • Почему последний день Масленицы назывался «прощеным воскресеньем»? Почему люди считали нужным попросить друг у друга прощения? Как бы ты назвал отношения между людьми? • Что олицетворял собой обряд сжигания соломенного чучела Масленицы? • Почему в прощеное воскресенье было принято прыгать через костры? Что означал этот древний обряд? • Что начиналось после масленичной недели? Что олицетворял собой Великий Пост? Этот обычай продиктован нашей христианской религией, но он имеет и глубинное значение. Чем он обусловлен, как ты думаешь? • Чем тебе нравится праздник Масленицы? • Какие ты знаешь народные пословицы и поговорки о Масленице? |
Сюжетно-ролевые игры «Семья». Цель: • воспитывать уважительное и любовное отношение членов семьи друг к другу; • учить выстраивать сюжет игры, распределять роли; • закреплять дружеские отношения между детьми. «Мы идем в гости». Цель: • закреплять правила этикета, правила поведения в гостях; • учить вежливости. «К нам пришли гости». Цель: • воспитывать у детей гостеприимство; • закреплять правила этикета при приеме гостей; • объяснить смысл слов «хлебосольство», «радушие». Подвижные игры Русская народная игра-хоровод «Каравай». Русские народные игры «Гори, го-ри ясно!», «Ручеек». Игры-соревнования «Перетяни канат», «Поезд», «Санки», «Передай клюшку», «Гусеница с веревочкой». Дидактические игры «Кузовок» на развитие речи и словотворчества, закрепление образования новых слов с помощью суффиксов. «Барыня прислала сто рублей» на развитие памяти. «Неоконченный рассказ» на развитие воображения. «Ручеек» на закрепление состава чисел от 2 до 10. |
Загадки Дымковские игрушки Хвост узорами, Сапоги со шпорами, Очень рано встаю, Детям спать не даю. (Петушок) Кофточки цветные, Юбки расписные, Шляпы трехэтажные – Статные и важные. (Дымковские барышни) Кто-то дырочки умело Сделал птахе у спины, И синица вдруг запела Голоском самой весны. (Синица) |
ЗАНЯТИЯ |
Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Масленица». Цели: Образовательная: • продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками. «В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», «Как коту масленица». В старину Масленица начиналась с понедельника. Открывала праздник детвора: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелочные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!» И начиналось веселье. Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыш», среда - «перелом», четверг - «широкий», пятница - «тещины вечера», суббота - «золовкины посиделки», «проводы», воскресенье - «прощеный день». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц: «Месяц, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару». Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души умерших родственников съедят их: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок». Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», - говорилось в народе. Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни покататься со снежных гор, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены - просим пожаловать!» На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого Поста наступал другой праздник - Красная горка - традиционное время свадеб. В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще спасибо сказал». С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы. В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести. В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных. Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло собой зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры, и молодежь прыгала через огонь - в этом обычае нашел отражение древний обряд очищения огнем. В этот день было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими - подготовиться к Великому Посту. |
Рисование. Занятие № 1. Тема: «Рассматривание картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Цели: • учить выделять выразительные средства в живописном полотне; • учить составлять рассказ по сюжету картины. На занятиях по изобразительной деятельности мы закрепляем одну из тем по ознакомлению детей с русским декоративно-прикладным искусством «Дымковские игрушки». Рисование. Занятие № 2. Тема: «Составление дымковских узоров». Цели: • учить вырисовывать узоры по мотивам игрушки, передавая колорит; • развивать чувство цвета при составлении узора из нескольких элементов. Рисование. Занятие № 3. Тема: «Роспись силуэтов дымковской игрушки». Цели: • учить выделять основные средства выразительности дымковской игрушки (пластичность, яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи); • учить самостоятельно выбирать приемы росписи, передавая свое отношение к изделиям. Лепка. Тема: «Дымковские игрушки». Цели: • продолжать знакомить с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предмету; • продолжать упражнять в лепке игрушки из целого куска глины по замыслу; • воспитывать в духе народных традиций; показать неразрывную связь народного изобразительного искусства, народной музыки, устного народного творчества. |
Аппликация. Тема: «Дымковский петушок». Цели: • упражнять в выполнении аппликации методом обрывания; • развивать цветоощущение, мелкую моторику рук, умение работать коллективно; • развивать интерес к методу обрывания; • развивать уважение к творчеству народных мастеров. Интегрированное развлечение «Масленичные гулянья». Цели: • воспитывать детей на народных традициях; • воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за русский народ, который славится старинными обычаями, трудолюбием, умением работать от души и веселиться от души; • закреплять знание народных промыслов России; • развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность; • развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. Показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами и ремеслами, народной музыкой, устным народным творчеством. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народные праздники на Руси" сценарная наработка
"Народные праздники на Руси" сценарная наработка...
Информация для родителей - праздники на Руси, Масленица
Информация для родителей для ширмы-передвижки - праздники на Руси, Масленица...
Презентация проекта "Народные праздники на Руси .Масленица."
Цель: знакомство детей с русскими народными праздникамиЗадачи:1.Познакомить детей с историей праздника2.Сформировать представления о русских традициях и обычаях3.Развивать интерес детей к празднику и ...
Народные праздники на Руси. Русские обычаи.
Познакомить детей с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, обьяснить их происхождение.Воспитывать интерес к истории России,нацирнальной гордости, чувство причасности к Великому русскому...
Методическая разработка «Зимние народные праздники на Руси. Русский фольклор. «Масленица»
Данная методическая разработка направлена на развитие познавательной и творческой активности, коммуникативных навыков, речи у детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность: зн...
Речевое развитие (Развитие речи) "Народные праздники на Руси: Масленица"
Речевое развитие(Развитие речи) "Народные праздники на Руси: Масленица"...
Праздники на Руси. Масленица
Масленица. История праздника, традиции и обычаи...