"Гуси-лебеди"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Назарычева Татьяна Петровна

Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 402 «Золотая рыбка»

Конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию в средней группе

«Гуси-лебеди».

 

 

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной

 категории Назарычева Т.П.

г. Нижний Новгород

2014 г.

Цель:        продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетических чувств и оценок.

Задачи:

  • уточнить представление о специфике дымковской игрушки: как украшена (элементы росписи, одежды), какая по характеру (веселая, нарядная, праздничная);
  • создавать необходимые условия для самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи;
  • развивать умение воспринимать художественный образ литературного произведения;
  • вызвать интерес к дымковской игрушке;
  • воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству;
  • формировать эстетическое отношение к русскому костюму;
  • удивить детей встречей с Хозяюшкой;

Средства:

Каравай с солью на полотенце.

«Речка» из ткани.

Три стрелочки из цветного картона.

Яблонька.

Печка.

Карточки с дымковскими узорами «чудо-узоры».

Домик.

Набор картинок одежды с дымковскими узорами.

Куклы (мальчик и девочка) в одежде дымковской слободы.

Способы:

Художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя об обычаи русского народа – встречать гостей хлебом с солью, рассказ воспитателя о народных праздниках.

Показ каравая с хлебом-солью, рассматривание чудо-узоров с элементами дымковской росписи на печке, одежды с элементами дымковской росписи, показ дымковских кукол.

Сбор картинок одежды со дна речки, украшение печки «чудо-узорами». Угощение пирожками из печки.

проблемная ситуация: гуси-лебеди унесли кукол, игровые ситуации по русской народной сказке «Гуси-лебеди», хороводная игра «Галя по садочку ходила».

Индивидуально-дифференцированный подход:

Вопросы яблоньке задают дети: Люба В., Вадик Н., Арсений Г.

Малоактивные дети: Ира Р., Никита К., Кирилл С., Ваня Н. показывают дорогу, куда нам идти, привлекаем их к хороводной игре.

Соня И., Андрей С.(родители шили одежду для кукол) рассказывают стихи об этих куклах.

Предварительная работа:

Беседа о дымковской игрушке, рассказывание детьми русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Рассматривание иллюстраций «Дымковские узоры», альбома «Виды декоративно-прикладного творчества», «Дымковские игрушки. Любимые сказки».

Заучивание стихов, загадок.

Подготовка рисунков одежды с элементами дымковских узоров, рисование дымковских кукол, оформление карточек «Чудо-узоры».

Взаимодействие с родителями: подготовка костюмов для девочек: нарядные платья, кокошник на голову, для мальчиков: нарядная рубашка с ярким атласным цветным поясом, брюки; подготовка костюмов для кукол мальчика и девочки.

Чтение сказки «Гуси-лебеди», хороводная игра «Галя по садочку ходила».

Ход занятия

Дети входят в группу, их встречает Хозяйка с хлебом-солью.

Хозяйка:        Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге – хозяйке радость.

Для них и место готово.

Красному гостю – красное место.

(Дети садятся)

Хозяйка:        Я Вас очень ждала, куклы нарядные принесла.

                Да где же они?

Девочка:        Не печалься, Хозяюшка!

                Видела я, как ваших кукол гуси-лебеди унесли в село Дымково.

Хозяйка:        Ребята, надо нам в путь собираться.

                Наших кукол найти, вы со мной пойдете?

Дети:                Да!

Хозяйка:        А пойдем мы к речке Вятке, она нам подскажет, куда гуси-лебеди полетели. Вот она речка.

                Соня, спроси у речки, куда гуси-лебеди полетели?

Соня:        Речка-речка, кисельные берега, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка:        Тяжело водичка моя течет, бросили в нее картинки, словно камушки. Соберите их со дна и я покажу, куда гуси-лебеди полетели.

Игра «Парные картинки» (дети собирают картинки).

Хозяйка:        Ребята, а картинки знакомые нам? Что вы достали в речке?

Дети:                Одежду.

Хозяйка:        Какую, расскажите речке.

Дети:        Сарафан, рубашку, кокошник, картуз, шапку, брюки, платье, юбку, косоворотку, кафтан.

Речка:        Ай да молодцы!

(Речка показывает стрелочкой куда идти дальше). Ваня, покажи, куда нам идти?

Хозяйка и Дети идут.

Хозяйка:        Ой, ребята, у нас на пути яблонька. Люба, спроси, куда гуси-лебеди полетели?

Люба:        Яблонька-яблонька, куда гуси-лебеди полетели?

Яблонька:        Поиграйте в моем саду, тогда скажу.

Русская народная игра «Галя по садочку ходила».

(Яблонька показывает стрелочкой, куда идти дальше). Ира, покажи, куда нам идти?

Хозяйка и Дети идут.

Хозяйка:        Ой, ребята, у нас на пути печка, у нее тоже спросим. Вадик, спроси.

Вадик:        Печка-печка, куда гуси-лебеди полетели?

Печка:        Ой, какие вы нарядные, а я совсем белая. Украсьте и меня чудо- узорами, тогда покажу, куда гуси-лебеди полетели.

Дети украшают Печку узорами дымковской росписи.

Хозяйка:        Молодцы! Посмотрите, какая у нас Печка нарядная!

                Не даром в народе говорится:

                Не то дорого, что шито золотом,

                А то дорого, что сделано руками доброго мастера.

                Вот такими добрыми мастерами для Печки были вы.

Печка:        Хочу угостить вас своими пирожками.

(Печка угощает пирожками и показывает стрелочкой, куда идти дальше). Кирилл, покажи, куда нам идти?

Хозяйка и Дети:        Спасибо, печка!

Идут. Звучит русская народная музыка.

Хозяйка:        Вот мы и пришли в село Дымково. Ребята, а чем славится село Дымково?

Дети:        Народными умельцами, мастерами. Они делали игрушки из глины.

Хозяйка:        Знаменита деревушка

                Яркой глиняной игрушкой.

                Веселит, ласкает взор

                Пестрый радужный узор:

                Клетки, кольца, завиточки,

                Змейки, ленточки и точки!

                Просто загляденье!

                Всем на удивление! Что это?

Дети:                Дымковская кукла.

Хозяйка:        Да где же наши куклы?

Настя:        Да вот наши куклы! (показывает)

Хозяйка:        А почему куклы называются дымковскими?

Дети:                Их сшили в дымковской слободе, узоры на их одежде – дымковские.

Хозяйка:        Ребята, а что вы знаете о дымковской кукле?

Дети:        Куклы очень нарядные! Они украшены красками ярких цветов: красные, белые, желтые, синие, голубые, зеленые, оранжевые и др. Настроение у них радостное, веселое, светлое, праздничное.

Девочки в нарядных платьях, в красивых кокошниках.

Соня:                Посмотрите, как хороша

Эта девица – душа!,

Щеки алые горят –

Удивительный наряд:

Кокошник над проборчиком,

Юбка колокольчиком.

Мальчики в косоворотках с поясом, в брюках, на голове шапка или картуз (кепка).

Андрей:        В Дымковской слободке

Парни ходят в рубахе-косоворотке,

На голове картуз,

В длинных брюках, сапогах.

Девушки вздыхают: «Ах!»

Хозяйка:        В России много народных праздников и народ одевается на праздники в свои характерные только для них одежды, которые отличаются и отделкой, и формой, и цветом, и узорами. Вот в такие одежды одевались на праздники в селе Дымково.

У нас сегодня тоже праздник, мы нарядные, красивые, как наши куклы. Таких кукол мы подарим нашим гостям. (Дети дарят куклы).

                Наши куклы, наши дети

                Дорогие, яркие,

                Приходите в гости к нам,

                Рады мы всегда гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со зна...

театральная постановка по мотивам р.н.. сказки "Гуси-лебеди"

Музыкальная постановка  по мотивам р.н.сказки "Гуси-лебеди" для детей старшего дошкольного возраста, на основе русского фольклора.Все роли исполняют сами дети, кроме Бабы Яги.Была показана на Осе...

КОНСПЕКТ интегрированного занятия. Сказка «Гуси - лебеди». (Конкурс «Воспитатель года – 2009г.»)

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи.Активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательным...

Сценарий театрализованного представления "Гуси-лебеди"

Сценарий театрализованного представления "Гуси-лебеди" для детей подготовительной логопедической группы...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Сценарий физкультурного досуга совместно с родителями для детей старшей группы "Куда улетели гуси -лебеди"(по мотивам сказки "Гуси-лебеди")

Данный сценарий построен на основе сюжета  сказки "Гуси-лебеди". Использовано соответствующее музыкальное сопровождение. Дети и родители перевоплощаются в героев сказки. Занимательное с...