Адаптация идёт!
картотека (младшая группа) по теме
игры в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пальчиковые игры 2-4 | 337.5 КБ |
потешки-умываемся | 49 КБ |
подвижные игры для малышей | 671 КБ |
потешки-сон | 60 КБ |
поддержка ребёнка в период адаптации | 175.73 КБ |
рекомендации для родителей | 44 КБ |
консультация на пороге детского сада | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Таня, Машенька и Женька, Мойте руки хорошенько. Не жалейте мыла. Я уж стол накрыла. | |
Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном. | Руки мой перед едой, Грязные руки грозят бедой. |
Теплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру. | Теплая водичка Умоет Тане личико, Пальчики — Антошке, Сашеньке — ладошки. |
Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть, Грязь убрать из-под ногтей, Да постричь их поскорей. Умываться по утрам И еще по вечерам. Чисто вымою я уши — Будут уши лучше слушать. Отчего блестят глаза? С мылом умывался я. Мне еще нужна сноровка, Чтобы зубы чистить ловко. Дружат волосы с расческой, Хороша моя прическа. Ай, лады, ай, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. | Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. |
Чище умойся, воды не жалей. Будут ладошки снега белей. | Я сегодня утром рано Умывался из-под крана. Я и сам теперь умею Вымыть личико и шею. |
Раз, два, три, четыре, пять — Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. | |
Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, коса, не путайся, Маму, дочка, слушайся. | Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньки! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу. |
Хоть с тобой я ссорюсь часто, Гребешок зубастый, Здравствуй! Без тебя нельзя сестричке Заплести свои косички. Без тебя пришлось бы брагу Целый день ходить лохматым | Уж я косу заплету, Уж я русу заплёту, Я плету, плету, плету, Приговариваю: «Ты расти, расти, коса — Всему городу краса». |
Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За обедом не сори, Насорил — так убери. | |
А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не осталось и следа. | На моей тарелочке Рыженькая белочка, Чтоб она была видна, Все съедаю я до дна. Пей, дружок, томатный сок, Будешь строен и высок. |
Глубоко и мелко, Корабли в тарелке, Вот кораблик плывет, Заплывает прямо в рот. | «Не хочу есть манную кашу!» — Кричала девочка Маша. «Правильно» — думала каша, Хорошая девочка Маша». |
Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед. | Посадим на ложку Капустку, картошку — и спрячем! Попробуй найди! Не видно на ложке Капустки, картошки. И нет на тарелке — гляди! |
Час обеда подошел, Сели деточки за стол. | Сначала он в поле большом колосится, Потом в амбаре крестьянском хранится. Затем он в пекарне печется И мягким, душистым на стол подается. |
Предварительный просмотр:
Догоните меня! Воспитатель подходит к детям, которые сидят на стульчиках с одной стороны площадки, и говорит: «Толик, Аня, Маша, догоните меня!» Названые дети встают и догоняют воспитателя. Побегав немного, не очень быстро и не очень далеко, он дает себя поймать. При повторении игры количество детей, которые ловят воспитателя, увеличивается. Под конец игры воспитателя ловят уже все дети. | |
Найди свой домик! Детей необходимо поделить на две группы и посадить на стульчики на противоположных сторонах площадки. На слова воспитателя: «Дети гуляют по площадке, ходят, бегают…, цветы обходят» дети расходятся по площадке, ходят и бегают, кто куда хочет. Воспитатель: «А ну кА дети, не зевайте, как услышите гудок – убегайте!», дает сигнал: «У – у – у». Дети спешат к своим домикам и садятся на свои места. Игра повторяется. | Птички Дети – «птички» садятся на стульчики, расставленные за начертанной линией. На слова воспитателя: «Ай, птички полетели!» птички летают по всей площадке, кто куда хочет. На слова воспитателя: «Птички в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в свое гнездо. Игра повторяется. |
Дети в лесу Дети сидят на стульчиках, которые стоят с одной стороны площадки. На слова воспитателя: | Букет Дети сидят на стульчиках, у каждого из них в руках одинаковые по цвету цветы (одних детей ромашки, у других – гвоздики). Воспитатель встает перед детьми на 5 – 6 шагов отходит назад и говорит: «Я хочу собрать букет белых цветов» (показывает детям ромашку). Дети подходят к воспитателю и высоко поднимают руки – слаживают букет из ромашек. Затем дети возвращаются на свои места. Дальше воспитатель показывает красную гвоздику и говорит, что хочет собрать букет из красных цветов. К ней подходят дети с гвоздикой и так же слаживают букет. Воспитатель называет детей, которые справились с заданием, не ошиблись. Игра повторяется. |
Игра с косынками Дети сидят на стульчиках с одной стороны площадки. У каждого из них в руках косынки. Воспитатель стоит в стороне в нарисованном кругу и спрашивает: «Дети, у всех у вас есть косынки?» Дети отвечают, что у всех они есть. На слова воспитателя: | Пузыри Дети – это как бы не надутые «пузыри». Они приседают в разных концах площадки (группы), а на слова воспитателя: «Пузыри надуваются» дети поднимаются, медленно отводя руки в стороны, как можно дальше назад. На слова воспитателя: «Из пузырей выходит воздух» дети приседают снова на корточки, выдыхая воздух, произносят звук «С- с- с». Воспитатель, стоя на одном месте, претворяется, что надувает пузыри (дети в это время поднимаются). Дальше он произносит: «Пузыри полетели по площадке». После этих слов дети начинают кружиться, прыгать, бегать по площадке. На слова воспитателя: «Пузыри сели!» дети садятся на заранее подготовленные стульчики. |
Наш поезд Дети садятся на стульчики, поставленных один за другим, (как вагоны), и поют песенку вместе с воспитателем: | Дети, держась за спинку стула впереди сидящего, в темп песни ритмично топают ногами (как стук колес). Воспитатель поет дальше: |
Кот и мыши Дети – «мыши» сидят в норках – на стульчиках с одной стороны площадки. В условленном месте, в стороне, сидит «кот»; роль кота сначала выполняет воспитатель или ребенок, который постарше ребят. Кот засыпает, мышки разбегаются по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей, которые возвращаются в свои норки и садятся на свои места. | Кот, мыши и домик На одном конце площадки за проведенной линией сидят дети – «мыши», а с боку площадки встает ребенок – «кот». С противоположной стороны площадки – «домик» - расставлены стульчики сидением к центру. Кот засыпает, а мыши в это время переходят домик очень осторожно и тихо стучат пальцами по сидениям стульчиков, как – будто скребутся. На слова воспитателя: «кот» кот мяукает и ловит мышек, которые убегают за нарисованную линию на свои места. При повторении игры выбирают другого кота. |
Поезд 1 Дети встают один за другим в колонну. Это вагоны. Первым в колоне, «паровозом» встает воспитатель или кто – нибудь из старших детей. Воспитатель дает свисток, дети начинают двигаться вперед, постепенно ускоряя темп ходьбы, которая плавно переходит в бег. Подьезджая к станции (к определенному месту), дети на слова воспитателя: «Пришел, пришел, пришел» снова переходят на ходьбу. На слово: «Приехали» дети останавливаются и паровоз выпускает пар (ребенок, который стоит впереди, произносит звук «ш – ш – ш»). Игра повторяется. | Красные флажки поднять вверх! Посредине площадки поставлены стульчики в круг, спинками в середину, а в кругу на табуретке вазон. Дети с красными флажками в руках, один за другим идут во круг площадки. Под слова воспитателя: |
Найди флажок! Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами. Воспитатель через несколько шагов от них прячет флажки. На слова воспитателя: «Ищите флажки!» дети встают и идут их искать. Тот, кто нашел флажок, берет его и садится на свое место. Когда все флажки будут найдены, дети ходят с флажками под звуки бубна у воспитателя. Вперед ведет ребенок, который первый нашел флажок. После ходьбы игра повторяется. | Кто найдет флажок? Воспитатель держит два флажка и, обращаясь к детям, говорит: |
Найди мяч! Дети сидят на стульчиках с одной стороны площадки. Воспитатель, называя имя присутствующего ребенка, подает мяч. Затем все дети встают, поворачиваются в обратную сторону и закрывают глаза. | Где позвонили? Дети сидят на стульчиках вокруг площадки или стоят в кругу. Один ребенок выбирается воспитателем в середину круга; ей закрывают глаза цветным колпаком. Воспитатель дает звоночек одному из участников игры, который сидит на стульчике, и предлагает позвонить, когда он поднимет руку. Участник, у которого закрыты глаза, показывает рукой, откуда донесся звук. Если покажет правильно, ей открывают глаза, а тот, кто звонил, поднимает звоночек и показывает его. Если не отгадает, слушает звоночек еще раз. После этого воспитатель выбирает следующего ребенка в середину круга и игра повторяется снова. |
Кто разбудил медведя? Дети сидят на стульчиках полукругом, а один ребенок с медвежонком на руках сидит спиной к детям. Кто – нибудь из детей громко кричит «ку – ка – ре– ку!» Ребенок обращаясь к медведю со словами «Пойдем поищем петушка», обходит всех детей и, остановившись перед тем, кто кукарекал, говорит: «Ты разбудил медведя». Если он отгадал, то они меняются местами, и игра повторяется. | Бабочка 1 Привязать к нитке вырезанную из бумаги бабочку. Бабочку пронести перед лицами детей, которые стоят полукругом или в кругу. Дети дуют на бабочку. Бабочка отлетает от них. Начинать дуть нужно только тогда, когда бабочка уже перед лицом ребенка. |
Предварительный просмотр:
Спали-почивали, Весело ли встали? | |
Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши. | Потягушечки, потягушечки Поперек толстушечки, А в ручки хватушечки, А в ножки ходушечки, А в роток говорок, А в головку разумок. |
Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все давно уж спать должны, Наши дети тоже. Ночь прошла, Темноту увела, Замолчал сверчок, Запел петушок. Встала маменька, Открыла ставенку. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко!» | Ночь пришла, Темноту привела. Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставенку. «Засыпай, бай-бай!» |
Баю-баюшки, баю-бай, Глазки ,Маша, закрывай. Я тебя качаю, тебя величаю. | А баю, баю, баю, Не ложися на краю, А то с краю упадешь И головку расшибешь. |
Ай, люли, люли, люли, Спи , сыночек мой , усни. Скоро ноченька пройдет, Солнце красное взойдет, Росы свежие падут, В поле цветики взрастут. Сад весенний расцветет, Громко пташка запоет. Ай, люли, люли, люли Ты, сыночек , крепко спи. | Ходит сон по лавочке В красненькой рубашечке, А Сониха-по другой- Сарафанец голубой. Они вместе идут, Дрему Катеньке несут. |
Байки-побайки, Прискакали зайки, Стали люльку качать, Сладку дрему навевать. Стали в дудки играть, Начал Миша засыпать | Ходит Сон Близ Окон. Бродит Дрема Возле Дома. И глядят: Все ли спят? |
А баю, баю, баю, Не ложися на краю. Придет к тебе бирючок И ухватит за бочок. За бочек за правенький, Мой сынок кудрявенький. | Уж ты глазоньки зажми, Угомон тебя возьми, Угомон тебя возьми, Сам покрепче усни. |
Как у нашей бабушке семеро внучат. Семеро-семеро с вечера не спят. К каждому-то бабушка С вечера приди. К каждому-то бабушка Песню заведи: Про утенка, про котенка, Про лисенка, про гусенка, Баку про лебедушку, Баку про зайчат. Баюкает бабушка семерых внучат. | Баю,баю, паренька, На полянке пахарька, Н а гулянке плясунка, На беседе форсунка. |
Ай, баю-баю-баю, Мать пошла за рыбою, Отец пошел по воду, Отморозил бороду. | Спи-ка, Маша – солнышко, Спи-ка, житно зернышко, Спи, моя родная, Рыбка золотая. |
Баю, баю, баюшок, Ляжет дочка на пушок, На пуховую кровать. Будет дочка крепко спать, А я буду напевать, Колыбелечку качать | Баю, баю, спать пора. Гости едут со двора, Со двора едут домой На лошадке вороной. |
Баю-баю, баю-бай. Поскорее засыпай. Баю-баю, спи-усни, Угомон тебя возьми. | Баю-бай, баю-бай, Пойди бука под сарай, Пойди бука под сарай, Под сараем кирпичи, Буке некуда легчи. |
Лю-ли, лю-ли, люленьки, Прилетели гуленьки. Они сели ворковать, Куда деточку девать. | Баю-баю-баиньки, Купим детке валенки. Наденем на ножки, Пустим по дорожке. Будет детонька ходить, Будет валенки носить. |
Спи, младенец маленький, Голубочек сизенький, Мой младенец будет спать, А я буду напевать. | Ах, ты котик серенький, Хвостик у тебя беленький, Брысь, котик, не ходи! Мою детку не буди. |
Ходит сон по горе. Носит дрему в рукаве, Всем детишкам продает, нашей Тане так дает. | Люли, люли, баеньки, В огороде заиньки. Зайки травку едят, Насте спать велят |
Люли, люли, люли, бай Поскорее засыпай. Уж я по воду пойду, Заек чаем напою. | Ходит сон у окон, Ходит к Дреме на поклон. Ты входи-ка, Дрема, в дом, Напусти нам угомон. |
Байки-побайки, Прискакали зайки, Стали люльку качать, Сладку дрему навевать, Стали в дудку играть, Начал Миша засыпать. | Ой люленьки, люленьки, К нам летели гуленьки. К нам они летели, Мы на них глядели. |
Летели, летели, На березку сели. А березка скрип, скрип, А мой Вася спит, спит. | Бай-бай, бай-бай, Ты, собаченька, не лай, Петушок, не кричи И Ванюшу не буди. Мой Ванюша будет спать, Да большой вырастать. |
Ай, люли, люли, люли, Все давно уже уснули. Один Ванечка не спит, Он в окошечко глядит. | Под окошком петушок Кукарекает – поет. Ванечка на двор пойдет, Петушка-те уберет. |
Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка, Принесет орешки Для нашей потешки. | Не плачь, не плачь- Куплю калач. Не плачь, дорогой,- Куплю другой; Не плачь, не кричи- Куплю тебе три. |
Кто у нас плачет, Не получит калачик. Кто у нас ревет, Не получит сухарек. Цыть, цыть, не плачь, Несет котик калач, Недалечко, на мостике Несет калач на хвостике. |
Предварительный просмотр:
Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период (№2).
Проблема адаптации ребенка к ДОУ традиционно рассматрива ется с психологической и педагогической точек зрения.
В основу технологии положены принцип развития.
Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игро вого взаимодействия ребенка со взрослым содействовать ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противопоставляется конструирующая концепция.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период — фор мирование у него нового, совместного с другими детьми способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможе нием отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе использования адаптационных игр с детьми, игр с при родным материалом, игр с озвученными игрушками и пр.
Первый этап — развитие контактов со взрослым; ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов
Второй этап — освоение новых видов деятельности, игрового про странства. К третьему этапу переходят после формирования уве ренного поведения в новой пространственно-игровой среде.
Третий этап — формирование контактов с ровесниками.
1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым
Цель: формирование привязанности к воспитателю.
Задачи: удержание внимания на новом взрослом; установление контакта глаз, эмоционального контакта; стимулирование ини циативы в общении, совместных положительных переживаний, подражания, обучение действиям по инструкции.
Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.
2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно - игровой среде
Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Задачи: освоение места расположения игрушек и игровых зон; обучение ориентировке в новых предметных условиях, подчиняться правилам; стимулирование самостоятельного выбора игрушек, занятий.
Формы организации взаимодействия: игры-имитации, предметные игры.
3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками
Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизне деятельности.
Задачи: стимулирование доброжелательного внимания к рове сникам, отклика на эмоции сверстника; формирование умения действовать сообща; обучение обмену действиями как способу общения.
Формы организации взаимодействия: хороводные игры.
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адап тационный период предполагает широкое использование индиви дуальных форм организации взаимодействия с ребенком.
Принципы организации взаимодействия с ребенком:
- педагогическое воздействие следует за направлением внима ния ребенка;
- используются естественные, повседневно возникающие ситуации;
- приоритет косвенного влияния через правильно организо ванную обстановку, пространство;
- усвоение правил протекает в игровой форме;
- обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
Требования к организации взаимодействия:
- взрослый организует действия поочередно с ребенком;
- взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;
- взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;
- создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;
- организация эмоционально насыщенных игровых ситуа ций.
Профилактика и торможение отрицательных эмоций (№3).
Приемы торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погре мушка и пр.).
Требования к проведению адаптационных игр:
- игру повторяют в течение дня несколько раз;
- при введении новой игры знакомые игры повторяют;
- задачи предыдущего раздела программы при их освоении включают в последующий раздел при введении новых задач;
- знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;
- игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;
- за единицу взаимодействия с ребенком игру можно повторять несколько раз, но прекращать до того, как у него к ней пропал интерес; при желании ребенка игра возобновляется;
- продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуют индивидуально, по количеству повторений;
- при повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому воз можно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
Требования к организации образовательного пространства:
- определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;
- создание комплекта предметов для торможения отрицатель ных эмоций;
- соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуа циями;
- зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались «комнатки»);
- включение в среду предметов, сделанных мамой; предметов обихода из дома.
Адаптационные игры с детьми
1-й этап (№4).
«Мой малыш»
Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие эмоционального напряжения.
Ход
Взрослый читает стихотворение и обнимает малыша: Ой, мой маленький, Ненаглядненький, Мой хорошенький, Мой пригоженький. Н. Пикулева
«Маленькая детка»
Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие эмоционального напряжения.
Ход:
Воспитатель сажает ребенка на колени, обнимает его, а потом читает стихотворение, мягко дотрагиваясь до частей тела: Маленькая детка, Головушка-репка, Роток-говорок, Зубок да зубок, Носик-вопросик, Щечки-колобочки, Глазок с глазком, Бровки домком, Ушко да ушко, Всех выше макушка. Л. Яхнин
«Догонялки-обнималки»
Цели: установление тактильных контактов с ребенком, снятие эмоционального напряжения.
Ход
Воспитатель организует игру в догонялки: «Догоню, догоню...», а потом обнимает малыша, говоря:
Ах ты, моя девочка,
Ласковая белочка,
Ой ты, моя деточка,
Тоненькая веточка!
Ах ты, мой сыночек,
Ягодный кусточек.
Ой ты, мой сынок,
Пшеничный колосок. Л.Яхнин
«Наши пальчики»
Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие эмоционального напряжения.
Ход
Воспитатель обнимает ребенка, сажает к себе на колени и играет со своими, а потом с его пальчиками:
Пальчик, толстый и большой, В лес по ягоды пошел.
Указательный — с порога
Указал ему дорогу.
Средний — следом побежал.
Безымянный — топал рядом И корзиночку держал. А мизинчик, младший братец, На печи весь день лежал.
Л. Яхнин
«Ку-ку»
Цели: установление положительных эмоциональных контактов ребенка со взрослым; снятие эмоционального напряжения.
Ход
Вариант 1.
Ребенок сидит на коленях у взрослого; взрослый читает стихо творение {имя ребенка заменяется) и выполняет действия ручками ребенка, закрывая и открывая его лицо:
Где же, где же наш малыш?
Где же, где же наша крошечка?
Где же, где же наша Анечка?
Где же, где же наше солнышко?!
Вот, вот наш малыш, Вот, вот наша крошечка, Вот, вот наша Анечка, Вот, вот наше солнышко! Н. Пикулева
Вариант 2.
Взрослый играет с ребенком, побуждая его прятаться, и читает стихотворение (имя ребенка заменяется): Тю-тю! Нету Любушки, Любушки-голубушки! Ой да нет ее нигде! Мы искать ее пойдем И найдем, найдем, найдем! Н. Пикулева
«Ладушки»
Цели: установление доверительных контактов ребенка со взрос лым на телесно-игровом уровне; снятие эмоционального напря жения.
Ход
Взрослый сажает ребенка на колени и играет с ним, выполняя движения его ручками и читая стихотворение: Ладушки, ладушки, Курочки-рябушки, Ладушки, ладушки, Курочки-кладушки. Петушок с хвостом, Гребешок торчком. Крылышками — хлоп-хлоп! А мы их — хоп-хоп! И поймали.
Л. Яхнин
«Скачем на лошадке»
Цели: установление доверительных контактов ребенка со взрос лым на телесно-игровом уровне; снятие эмоционального напря жения.
Ход
Взрослый сажает ребенка на колени и качает в такт словам:
Мы скачем, скачем, скачем, Скачем на лошадке! Мы не плачем, нет, не плачем Все у нас в порядке!
Н. Пикулева
Или:
Ехали дрожки
По стежке-Дорожке,
По стежке-Дорожке.
Ровнее ладошки.
Лугом, лесочком,
Через реку,
Мосточком,
С кочки на кочку
Вприпрыжку,
Вприскочку.
По оврагам,
По камням,
По ухабам,
По корням.
Прямо
В яму — БАМ!
Л. Яхнин
«Пичужки»
Цели: стимулирование подражания взрослому; развитие умения действовать по речевой инструкции; снятие эмоционального напря жения.
Ход
Воспитатель вместе с ребенком размахивает руками, изменяя движения в соответствии с текстом стихотворения:
Тюшки-тютюшки,
На горе пичужки.
На гору Ванюшка — Ух-ух-ух!
От него пичужка —
Фыр-фыр-фыр,
Улетела!
Л. Яхнин
«Зонтик»
Цели: привлекать внимание к действиям взрослого; вызывать положительные эмоции.
Материал: разноцветный зонт.
Ход
Воспитатель раскрывает зонт, крутит его и говорит:
Зонтик разноцветный,
Подружись со мной!
Ты такой красивый,
Яркий и большой!
Закрывает зонт, игра повторяется. Можно спрятать малыша под зонтик.
«Солнечные зайчики»
Цели: вызвать интерес к действиям взрослого; стимулировать положительные эмоции.
Материал: зеркальце.
Ход
Воспитатель пускает солнечные зайчики и читает стихотво рение, побуждая ребенка выполнять соответствующие дейст вия:
Солнечные зайчики
Играют на стене
Помани их пальчиком
Пусть бегут к тебе!
А. Ануфриева
«Катаем мяч»
Цели: вызвать интерес к действиям взрослого; стимулировать положительные эмоции.
Материал: яркий мяч.
Ход
Воспитатель на глазах у ребенка выполняет действия с мячом, читая стихотворение, и побуждает его ловить, катать, толкать мяч:
Толкаю мой мяч, Толкаю опять, Толкаю туда, толкаю сюда. Мой мячик, катись, Обратно вернись! А. Ануфриева
«Дождик»
Цели: стимулировать подражание действиям взрослого; вызы вать спонтанные движения для профилактики отрицательных эмо ций и снятия напряжения.
Ход
Взрослый выполняет вместе с ребенком действия и читает сти хотворение:
Дождик, дождик, кап-кап-кап! Мокрые дорожки. (Пальчиком одной руки ребенка тычем в ладошку другой.) Нам нельзя идти гулять — Мы промочим ножки. (Ребенок топает ножками.)
2-й этап (№5).
«Ванька-встанька»
Цели: вызывать внимание к игровым действиям взрослого; сти мулировать подражание действиям с игрушкой; вызывать положи тельные эмоции.
Материал: неваляшка.
Ход
Воспитатель качает неваляшку и читает стихотворение;
Ванька-встанька,
Ванька-встанька,
Будь послушен, ишь, какой!
Нам не справиться с тобой!
Н. Пикулева
Затем снова читает стихотворение и побуждает ребенка выпол нять действия.
«Собачка»
Цели: вызывать интерес к игрушкам; стимулировать ответные игровые действия.
Материал: игрушечная собачка, ширма.
Ход
Воспитатель привлекает внимание ребенка звукоподражанием, читает стихотворение и совершает действия в соответствии с текстом: Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. (Показывает собачку.) Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Ане (имя ребенка заменяется) лапу! А. Ануфриева
Затем собачка снова прячется, и игра повторяется.
«Прятки»
Цели: вызывать интерес к игрушкам; стимулировать совместные действия с ними, действия по подражанию и по инструкции взрос лого; учить ориентироваться в новом помещении.
Материал: кукла.
Ход: Воспитатель читает стихотворение и выполняет на глазах у ребенка действия, вызывая ответные.
Вариант 1.
Кукла Ляля убежала, Ах, куда она пропала?
Аня (имя ребенка заменяется), Аня, поищи,
С нашей Лялей попляши. Я. Пикулева
Вариант 2.
Спрячу куклу Машу, Спрячу куклу нашу, Оля (имя ребенка заменяется) к куколке пойдет, Оля куколку найдет. С куклой Машей Оленька попляшет. Хлопаем в ладошки — Пусть попляшут ножки. А. Ануфриева
Действия сначала выполняет воспитатель вместе с ребенком, побуждая его словами «иди», «ищи», «пляши». А потом побуждает ребенка самостоятельно выполнять действия.
«Будем спать»
Цели: учить: ориентироваться в нескольких игрушках; подра жать действиям взрослого; действовать по инструкции.
Материал: игрушки: собачка, корова, петух.
Ход
Воспитатель ставит игрушки рядом и читает стихотворение, побуждая ребенка выполнять действия сначала совместно, а потом самостоятельно:
Ай, бай-бай,
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
(Показывает пальчиком на игрушки и грозит им. После каждой строчки воспитатель произносит соответствующее звукоподражание.
При повторении игры делает паузу, чтобы вызвать у ребенка звукоподражание.)
А наш мальчик (наша девочка) будет спать (приседает на корточки, кладет ладошки под щечку),
Станет глазки закрывать (закрывает глазки).
Н. Пикулева
«Наши уточки»
Цели: развивать желание совершать подражательные и само стоятельные игровые действия; стимулировать речевое подра жание.
Материал: игрушки: уточка, гуси, курочки, домик.
Ход
Воспитатель поочередно, в соответствии с текстом, показывает ребенку игрушки, а затем снова их прячет в домик: Наша уточка с утра: Кря-а-а, кря-а, кря-а. Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко!
Русская народная потешка
Игра повторяется несколько раз. Создаются коммуникативные паузы, чтобы вызвать у ребенка звукоподражание.
«Куколка Катюша»
Цели: учить детей объединять в сюжет несколько действий с игрушками; развивать интерес к бытовым процессам. Материал: кукла и кроватка; мыло, полотенце, расческа.
Ход
Воспитатель привлекает внимание ребенка к кукле, читает сти хотворение и выполняет соответствующие игровые действия:
Вот красивая игрушка — Наша куколка Катюшка.
Может хлопать, может петь.
Кто желает посмотреть?
Ну, довольно веселиться:
Надо Кате спать ложиться.
Катя, глазки закрывай,
Баю-баю-баю-бай!
Катя, мой лицо и шейку,
Мылься мылом хорошенько.
Воду ты не разливай,
Сухо ручки вытирай.
Причесалась и умылась,
Всем ребяткам поклонилась.
Захотелось ей опять
Веселиться и плясать.
Ну, ребята, выходите!
Вместе с Катей попляшите!
А. Ануфриева
При повторении игры воспитатель побуждает ребенка выпол нять действия с куклой, а также привлекает к общим действиям других детей.
3-й этап (№6).
«Прилетела птичка»
Цель: развивать внимание к сверстнику.
Материал: игрушечная птичка.
Ход
Воспитатель показывает птичку и выполняет действия в соот ветствии с текстом:
Прилетела птичка,
Синичка-невеличка.
К Лене прилетела,
(Сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям.)
На деток посмотрела,
Дальше полетела.
«Колечки»
Цели: развивать интерес к действиям сверстников, желание демонстрировать им свои умения.
Материал: ленты с колечками, скатанные в рулоны и уложен ные в коробку колечками вверх.
Ход:
Воспитатель приносит коробку с лентами, подходит к каждому ребенку и побуждает его выполнять действия в соответствии с текстом:
За колечко потяни,
Свою ленту разверни.
Яркой лентой помаши,
Всем ребятам покажи.
Каждый ребенок достает по одной ленте и свободно играет с ней. Воспитатель подходит по очереди к каждому ребенку и обращает внимание на других детей: «У Оли лента. У Вити лента. У тебя лента. Красиво!».
«Прячемся от дождика»
Цели: стимулировать подражание сверстникам; развивать стрем ление находиться вместе с ними.
Материал: зонт.
Ход
Воспитатель привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со сло вами:
На прогулку вышел дождик.
Кап-кап-кап!
(Движения: пальчик о ладошку.)
Не промочат дети ножки.
(Поднимают ножки.)
Кап-кап-кап!
(Движение: пальчик о ладошку.)
Всех их зонтик соберет,
(Открывает зонт и крутит его.)
От дождя убережет.
(Все прячутся под зонтик.)
Воспитатель комментирует: «Все-все-все — сюда! И Люда, и Света, и Вадик... Все здесь. Ближе, ближе подходите, а то все не поместятся под зонтик».
«Разноцветные клубочки»
Цели: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Материал: корзина с разноцветными клубочками.
Ход: Воспитатель показывает детям корзину и произносит слова:
Разноцветные клубочки
Укатились от ребят. {Высыпает клубочки.)
Будем мы сейчас клубочки
Все в корзинку собирать. (Подходит к каждому ребенку по очереди и обращается к нему.)
Ты клубочек отыщи
И в корзинку положи.
Когда клубочки собраны, воспитатель показывает детям полную корзинку и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя соби рала... Все дети собирали. Много разноцветных клубочков».
«Зайки»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.
Материал: игрушечный заяц.
Ход
Воспитатель привлекает внимание детей к игрушке, читает сти хотворение и побуждает детей вместе выполнять действия: По лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки-побегайки! Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот какие зайки, Зайки-побегайки!
В. Антонова
«Топ-топ-топ»
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.
Материал: салютики.
Ход
Воспитатель размахивает салютиками, привлекая внимание детей, раздает каждому салютик, читает стихотворение и побуждает одновременно выполнять действия:
Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп!
По дорожке мы шагаем
И в ладоши ударяем.
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Ай да малыши! Ай да крепыши!
А. Ануфриева
«Флажки»
Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предме тами.
Материал: ведерко с флажками.
Ход
Воспитатель показывает детям ведерко с флажками и говорит:
Очень любят малыши
Разноцветные флажки. (Дети берут из ведерка по флажку.)
Вы флажками помашите
И другой флажок возьмите.
Воспитатель помогает детям обменяться флажками, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».
«Катаем мяч»
Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками дей ствиями.
Материал: мяч.
Ход
Дети сидят в кругу. Взрослый катает детям, а дети — друг другу мяч в соответствии со словами:
Ты поймай мой яркий мяч И отдай его — не прячь! Мячик, прыгай, не спеши И детишек посмеши!
Н. Пику лева
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни.
Поэтому мы рекомендуем:
• Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.
• Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.
• Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.
• Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
• Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации.
• В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
• Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.
• Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели "выходной день" для малыша.
• Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«На пороге детского сада…»
Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги... Такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков. И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.
Адаптация (от лат. «приспособляю») — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях — физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Почему дети по-разному адаптируются к детскому саду?
Большое значение имеет состояние его здоровья и уровень его развития. Важное значение имеет врожденный темперамент малыша. Это общий уровень активности ребенка, от которого зависит то, как он будет вести себя в новой среде – активно исследовать ее или пассивно принимать ее воздействие. Большое влияние на адаптацию оказывает отношение детей к ровесникам.
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но запомним: мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Практика показывает, что существуют разные степени сложности адаптационного периода, и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде. У одних вхождение в новые условия протекает сравнительно легко, у других — тяжело.
С чего начать?
- Если Вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение, взвесьте все последствия этого шага, представьте, как изменится жизнь и для Вас, и для Вашего ребенка. Не обольщайтесь радужными надеждами, что он легко и с радостью будет ходить в детский сад каждый день, а вечерами будет встречать Вас веселый и здоровый. Не стоит планировать, что Вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику. Так бывает только в кино, а в жизни, к сожалению, будут и слезы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном». Иллюзии на этот счет могут привести только к дополнительным стрессам.
- Целесообразно, примерно за месяц до того, как ребёнок начнёт посещать детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним.
Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ними детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
- Подробно рассказать ребёнку о детском caде, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нём;
- Вести себя так, чтобы ребёнок почувствовал гордость родителей за него - ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;
- И, наконец, не делать из указанного события проблему, не обсуждать каждый день предстоящие перемены в жизни ребёнка.
Что может помочь ребенку в период привыкания?
Привычка к режиму;
Навыки самообслуживания;(снимать расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды, называть одежду)
Умение самостоятельно пить из чашки, пользоваться ложкой;
Умение пользоваться горшком;
Не пугайтесь, если в первые дни посещения д.сада какие-то навыки утратятся (вдруг начнет писаться) это нормально! Положите побольше трусиков!
«Поведение взрослых в первые дни пребывания ребёнка в детском саду».
- В первый день побыть с ним некоторое время в детском саду, не уходить сразу. Лучше всего, чтобы ребенок сам отпустил родителей.
- Пока Вы находитесь в группе с ребенком, постарайтесь всемерно поощрять его интерес к другим детям: называйте их по именам, говорите о них как о друзьях. По дороге в детский сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет. Ваш спокойный голос создаст для него некую опору в незнакомом мире. Важно, чтобы разговоры о детском саде были окрашены положительными эмоциями.
- Расставаясь, не забыть заверить, что непременно вернутся за ним.
- Не следует резко изменять привычный уклад жизни детей, поскольку особенно тяжело переносят разлуку с родителями, если их сразу приводят к восьми часам утра и оставляют до вечера.
Мы рекомендуем следующую схему:
1-5-й день приводить на 2 часа; с8.00 до 10.00
6-10-й день забирать сразу после обеда; не задерживаться!
К концу 2-й недели оставлять на сон.
- Высокую эффективность имеет создание такой обстановки, когда у ребёнка складывается ощущение непрерывной связи между жизнью дома и в детском саду. Родители не должны беспрерывно расспрашивать его о том, что он там делал. На этот вопрос ребёнок неизменно ответит одно: «Ничего», или «Мы играли», Если взрослые хотят узнать, как же он проводит время в садике, лучше задавать точные, конкретные вопросы. Тогда ребёнок почувствует, что жизнь детского сала близка и понятна родителям, и захочет, чтобы они тоже приняли в ней участие. А, подметив, что больше всего нравится делать ребенку в детском саду, можно и дома предложить ему такие же интересные занятия и развлечения.
- Важно также, чтобы родители и воспитатели действовали согласованно, соблюдали одинаковый подход к ребенку в семье и в детском саду.
- Когда придет время оставить ребенка в группе на дневной сон, предупредите его заранее. Лучше всего в течение нескольких дней время от времени говорить: «Вот детки спать пойдут, а мы в другой раз с тобой тоже останемся и поспим. Давай посмотрим, где стоит твоя кроватка?»
- Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием отнеситесь к его «необоснованным», на Ваш взгляд, просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, чтобы Вы его поносили, как маленького, может отказаться сам есть или побоится засыпать один. Не волнуйтесь — это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь.
- Дайте ребёнку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить её переночевать в садике и наутро снова с нею встретиться.
Если ребёнок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему ребёнку удаётся привыкать к садику.
Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что, говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительны результаты.
Приводя малыша в детский сад, не забывайте: каким бы хорошим дополнением к вашему дому он не был, он не заменит ему семью и общение с вами. Поэтому постарайтесь, чтобы между жизнью ребенка в детском саду и дома сложилась непрерывная связь.
Страничка психолога
Как быстрей привыкнуть к детскому саду?
- Если Вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение, взвесьте все последствия этого шага, представьте, как изменится жизнь и для Вас, и для Вашего ребенка. Не обольщайтесь радужными надеждами, что он легко и с радостью будет ходить в детский сад каждый день, а вечерами будет встречать Вас веселый и здоровый. Не стоит планировать, что Вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику. Так бывает только в кино, а в жизни, к сожалению, будут и слезы, и частые болезни, и постоянное «сидение на больничном». Иллюзии на этот счет могут привести только к дополнительным стрессам.
- Заранее ознакомьтесь с организацией периода адаптации детей в ДОУ. Некоторое время Вы будете посещать детский сад вместе с ребенком. При этом, несомненно, от Вас потребуется помощь при кормлении и одевании детей, но вы сможете быть все время с ребенком, поможете ему познакомиться с новым окружением и привыкнуть к нему, понаблюдаете за поведением ребенка в коллективе. Предупредите воспитателя о том, что любит есть Ваш ребенок, есть ли какие-либо противопоказания к определенным видам пищи.
- Пока Вы находитесь в группе с ребенком, постарайтесь всемерно поощрять его интерес к другим детям: называйте их по именам, говорите о них как о друзьях. По дороге в детский сад обсудите с малышом, что его там сегодня ждет. Ваш спокойный голос создаст для него некую опору в незнакомом мире. По дороге домой вспоминайте, что делали в детском саду, что видели, как играли. Не забудьте похвалить ребенка за то, что ел сам, что руки вымыл, что упал и не заплакал, что строил с Витей башню из кубиков Важно, чтобы разговоры о детском саде были окрашены положительными эмоциями.
- Когда придет время оставить ребенка в группе на дневной сон, предупредите его заранее. Лучше всего в течение нескольких дней время от времени говорить: «Вот детки спать пойдут, а мы в другой раз с тобой тоже останемся и поспим. Давай посмотрим, где стоит твоя кроватка?»
- Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием отнеситесь к его «необоснованным», на Ваш взгляд, просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, чтобы Вы его поносили, как маленького, может отказаться сам есть или побоится засыпать один. Не волнуйтесь — это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему навстречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Помните, малышу намного тяжелее, чем Вам. Ему нужна Ваша помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение "Снег идёт, снег идёт"
Презентация стихотворения для дошкольников с нарушением слуха....
А снег идёт, а снег идёт. Вот так мы любим отдыхать: и снег покидать и с горки покататься.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19344628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1040","width":"780"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1898092...
Логоритмическое упражнение - "Идёт, идёт к нам дед Мороз"
Авторское логоритмическое упражнение для детей к Новому году...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
"Ребёнок идёт в детский сад. Проблемы адаптации"
Консультация для родителей...
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...
Адаптация идёт успешно!
Не секрет ни для кого,что самый тяжёлый период в детском саду - это адаптация....