Где начинается "дедовщина"?
учебно-методический материал по теме

Панина Марина Николаевна

консультация для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы педагога-психолога

Готовность детей к школьному обучению.

Термин «готовность к школе» очень широкий по – своему значению.

Включает в себя:

  • Физическую и морфофункциональную готовность;
  • Педагогическую готовность;
  • Мотивационную и эмоционально-волевую готовность (произвольность);
  • Психологическую готовность.

  1. Физическая готовность и морфофункциональная

(физическое развитие)

С 5 лет начинается интенсивный рост ребёнка (заканчивается в 7 лет): активный рост конечностей, меняется овал лица, выпадают молочные зубы.

Совершенствуется сосудо - двигательные реакции (сосуды не сокращаются), что осложняет приспособление ребёнка к окружающей среде.

6-7 лет – это благоприятный (синзетивный) период для развития и обучения: ребёнок способен воспринять в 1,5 – 2 раза больше информации, чем раньше. Это связано с перестройкой и созреванием различных отделов коры головного мозга.

При низких показателях морфофункциональной зрелости (т.е. ребёнок слабый физически, часто болеющий) у ребёнка может развиться астено-невротический синдром – вялость, бессонница, плаксивость, неуверенность в себе и т.д.

Поэтому в период подготовки к школе необходимо усилить своё внимание на физическое развитие и здоровье ребёнка.

Рекомендуется:

  • Закаливание;
  • Физическая культура;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Полноценное, рациональное, витаминизированное питание;
  • Соблюдение режима дня (особенно дневной и ночной сон).

  1. Педагогическая готовность.

Включает все знания, умения, навыки, которыми овладевает ребёнок к концу года.

Ребёнок по своей натуре «почемучка». Его всё на свете интересует. Старайтесь не только доступно объяснять ребёнку что-либо, но и привлекать его к поиску самостоятельного решения вопросами: «Почему это происходит?», «Как изменить?», «Что будет, если…?» и тому подобное.

Принимаются любые разумные ответы: важно заставить ребёнка думать!!!

Это способствует развитию познавательной активности, что очень важно при обучении в школе.

Ребёнок - дошкольник по своей натуре любознателен, «почемучка». А если ребёнок интеллектуально-пассивен – это сигнал для нас, взрослых: неблагополучие в развитии, неподготовленность к школьному обучению.

  1. Эмоционально – волевая готовность.

                               Мотивационная готовность.

Включает в себя:

  • Умение длительное время выполнять не очень привлекательное задание (например, работа в тетрадях – графические упражнения). При этом важно объяснить ребёнку, что кроме слова «хочу», есть ещё слово «НАДО». Ребёнок должен понять и принять, для чего это надо делать (развитие произвольности и волевых качеств);
  • Умение преодолевать трудности  (не получается - повторить ещё раз, устал, но доделал всё до конца и т.п.);
  • Формирование предпосылок учебной деятельности:

-умение сознательно подчинять свои действия правилу;

-умение ориентироваться на заданную систему требований (не выкрикивать с места, отвечать по вызову, поднимать руку, если знаешь ответ, доводить начатое дело до конца и пр.);

-умение внимательно слушать и слышать инструкцию, запоминать её и выполнять задание, согласно инструкции;

-удерживать в памяти учебную задачу;

-планировать свою деятельность и действовать по плану…

Очень важно, чтобы ребёнок «хотел» идти в школу, при этом надо объяснить ребёнку, что школа – это не только красивый внешний атрибут (новая красивая форма, новый ранец, учебники), а серьёзная работа, трудное дело, но в школе дети получают много новых сведений, знаний, учатся читать, писать, станут умными и грамотными.

  1. Психологическая готовность.

Включает:

  • Необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка, т.е. развитие всех познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • Развитие коммуникативных навыков:

-умение общаться, вступить в разговор;

-адекватно отвечать на вопросы;

-обратиться с просьбой к взрослому, сверстнику;

-высказать своё неудовлетворение чем-либо;

-отстаивать своё мнение…

  • Подготовка руки ребёнка к письму.

Развитию этих качеств способствуют занятия «Логика». Это серия игр и игровых упражнений и заданий, направленных на развитие познавательных психических процессов, формирование элементов учебной деятельности. Некоторые задания требуют определённых волевых усилий, что способствует развитию произвольности, то есть подчинение своих желаний определённым требованиям, правилам (например, графические упражнения, дождаться своей очереди, планирование своей деятельности и т.п.)

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не само по себе овладение знаниями, умениями и навыками, а уровень развития познавательных интересов, познавательной активности, познавательной деятельности и познавательных психических процессов.

Наибольшие трудности испытывают не те дети, которые к концу дошкольного возраста имеют недостаточный объём знаний и навыков, а те, которые проявляют «интеллектуальную пассивность», т.е. отсутствие желания и привычки думать, рассуждать, анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, решать логические задачи.

Родители должны помнить, что без воспитания у ребёнка определённых волевых качеств, желания учиться, получать новые знания и умения преодолевать трудности нельзя подготовить его к обучению в школе.



Предварительный просмотр:

Где начинается «дедовщина»?

(консультация для воспитателей и родителей)

2012 -2013 уч.год.

Не секрет, что истоки так называемой «дедовщины», или издевательства над другими людьми, восходят к дошкольному детству. Примерно к старшему дошкольному возрасту, т.е. к 5 годам, дети проходят настоящую школу выживания, включающую агрессивное поведение отдельных детей, ненормативную лексику, обзывательства и дразнилки, порчу и насильственный отъём игрушек и личных вещей, провокации, угрозы и т.п.

Пятилетний возраст не рассматривается как критический, однако, по мнению отечественных психологов, это очень важный переломный этап в развитии ребёнка, причём особо остро он проявляется именно во взаимоотношениях с ровесниками. В 5 лет на смену достаточно доброжелательным отношениям между детьми приходит напряжённое внимание к ровесникам, эмоциональная вовлечённость в их действия и сосредоточенное и ревнивое наблюдение за ними. При этом успехи ровесника порой огорчают, обижают, вызывают агрессивную реакцию, а его неудачи, напротив, радуют, вызывают чувства облегчения и уверенности в собственной состоятельности.

Хочется обратить внимание, что именно в 5-летнем возрасте дети могут интенсивно и демонстративно завидовать ровесникам, задирать их, соперничать с ними и так же демонстративно подчёркивать собственные преимущества. Острота эмоциональных реакций может принимать форму плача, ярко выраженной спонтанной агрессивности, обидчивости или застенчивости. Поддержка взрослым (симпатия, восхищение, одобрение и пр.) одного ребёнка воспринимается другим как вызов.

С психологической точки зрения данный возрастной период воспринимается осознанием собственного Я, его оцениванием и выделением в нём отдельных способностей, умений, качеств, но только в сопоставлении с другими; причём этих «других» всецело заменяет сверстник. Сопоставление себя с другими наблюдается не только в их реальном повседневном взаимодействии, но и во внутренней жизни самого ребёнка. Сопоставление направлено на противопоставление себя другим: «Что я хуже других? Нет, я лучше!»

 Решающее значение для ребёнка 5 лет имеет доказательство собственного превосходства над другими. Например, ребёнок может принести в детский сад жвачки, конфеты, игрушки, фантики, но не для того, чтобы съесть их или играть с ними, а для того, чтобы похвастаться перед ровесниками, т.е. наблюдается устойчивая потребность в самоутверждении, что в итоге приводит к напряжённости, конфликтам, внутренней дисгармонии. Так возникают истоки агрессивного поведения, которое со временем может вылиться в психологическую травлю, т.е. повторяющееся агрессивное поведение, направленное на конкретного человека, который принимает роль жертвы.

Следует заметить, что подобное встречается не массово и характерно лишь для отдельных детей, которые иногда могут объединяться в группки. Сначала ситуации нападения могут принимать форму провокаций, т.е. проверки границ допустимых пространств и меры дозволенного. Постепенно эти ситуации нападения, психологического или физического, начинают затрагивать всех участников, как непосредственных («зачинщик», «агрессор», «жертва»), так и сторонних («наблюдатель»).

Основной целью нападения, как правило, является  получение удовольствия, удовлетворения от утверждения своей физической или психологической власти над другим человеком. Физическое насилие включает драки, порчу, отъём и прятание личного имущества; психологическое (вербальное) – обзывательства, дразнилки, насмешки, запугивание, ненормативную лексику, угрозы, распространение сплетен, а также социальное исключение: бойкот, преследование, изгнание, отчуждение (причём, девочки более склонны к вербальной агрессии и социальному исключению, мальчики – физическому насилию).

Получается, что отрицательный опыт выстраивания отношений в коллективе может усваиваться ребёнком ещё в дошкольном детстве – в детском саду, семье, во дворе.

Причинами детской агрессии, проявляющейся в насилии и травле, могут быть желание самоутвердиться (унижающий преследует цель продемонстрировать своё лидерство), стремление униженного взять реванш, разозлить, оскорбить, унизить сверстника, привлечь внимание, оказаться в компании нападающих, боязнь стать «жертвой».

Агрессия является феноменом «социального научения». Вовремя не остановленная, она становится разрешённым способом решения проблем в группе детей. В результате они усваивают допустимость выстраивания подобных отношений.

Причиной агрессивности может стать семья, в которой ребёнка подвергают физическим, вербальным, психологическим формам насилия или в которой подобное насилие он наблюдает по отношению к кому-то другому. К неблагополучным факторам риска возникновения агрессивности относится также конфликтная внутрисемейная ситуация (появление отчима, мачехи, нового члена семьи или, наоборот, потеря значимого близкого), равнодушное, пренебрежительное или гиперопекающее отношение к ребёнку, завышенные притязания родителей относительно его игровой, учебной и иной деятельности, а также развития в целом, соперничество и недружелюбная семейная атмосфера и пр.

Можно выделить и другие социальные факторы: девиантное, т.е. отклоняющееся от нормы, поведение окружающих ребёнка людей, влияние средств массовой информации, пропагандирующих культ насилия в повседневной жизни, переполненность групп детских садов, неудачи ребёнка, нескладывающиеся отношения с воспитателями, сверстниками и пр.

Чтобы агрессия приняла форму травли, достаточно одного ребёнка в группе, склонного к самоутверждению за счёт унижения других. Как правило, дети-агрессоры являются сильными, самоуверенными личностями, в поведении которых преобладают демонстративность и провокационность. Дети-жертвы отличаются тревожностью, боязливостью, зачастую могут иметь заниженную самооценку. В ситуации насилия они предпочитают отступить, убежать, зареветь, приблизиться к взрослому.

Можно выделить отдельную группу детей – так называемых провоцирующих жертв, способных (в зависимости от ситуации) и на провокационное, и на агрессивное поведение. Такие дети характеризуются ранимостью, импульсивностью, стремлением к нападению, что в результате провоцирует и других детей с агрессивным поведением к нападению.

Можно выделить группу детей с обострённым чувством собственного достоинства и справедливости, отстаивающих своё личное пространство и его границы при их нарушении другими детьми. Как правило, именно такие дети попадаются на глаза при активном сопротивлении «агрессору» и именно они оказываются наказанными за неподобающее поведение.

Ситуация насилия, травли является травматической и по своей природе, и по своим последствиям, поскольку затрагивает и изматывает всех: и активных, и пассивных её участников. В группе, где издевательства и унижения встречаются часто, практически все дети отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, проблемами в общении, игровой, учебной деятельности и т.п. Такую детскую группу трудно назвать коллективом: взаимодействие приобретает уродливые формы.

К сожалению, достаточно типичными стали педагогическое равнодушие, игнорирование, невмешательство взрослых. Часто детское насилие вообще не рассматривается как проблематичное и требующее немедленного вмешательства. Многие педагоги ограничиваются устными замечаниями или силой своего авторитета просто подавляют насильственное разрешение ситуации.

Вмешательство же взрослых в ситуации насилия необходимо, иначе «агрессор» начнёт воспринимать подобные ситуации как свою победу, а другие дети получают отрицательный опыт построения взаимоотношений в коллективе. Часто взрослые наказывают всех участников ситуации без тщательного разбора и без учёта личного «вклада» каждого ребёнка в её создание и разрешение. Такая тактика взрослого недопустима, ребёнку непонятна его роль в ситуации. Особую обиду и чувство несправедливости испытывают «жертвы», когда их наказывают наравне с истинными виновниками ситуации насилия; «агрессоры» торжествуют победу, чувствуют свою безнаказанность и разрешение и дальше действовать в том же духе.

  Пик детской агрессивности достигает своего апогея в подростковом возрасте. Именно в это время наблюдается абсолютное неповиновение взрослому, увеличивается насилие. Поэтому крайне важно не запускать ситуации насилия в любых его формах и проявлениях, а корректировать их уже в дошкольном возрасте. Нередки примеры того, как воспитатели силой своего авторитета подавляют детское насилие (как было сказано ранее), без детального разбора ситуации и научения допустимому поведению.

К сожалению многие воспитатели считают насилием только грубые акты вандализма, например уничтожение имущества, избиения, драки. Педагоги часто не обращают внимание на сигналы детей о нарушении личного пространства другими детьми, считая это всего лишь баловством, шуткой, но не более. Иногда сами воспитатели могут стать причиной детской агрессии, поскольку допускают  сарказм как средство педагогического воздействия; например, говорят так: «Надо же, жалобная книга у нас появилась», «Прекратите ябедничать» и пр.

Работать над проблемой насилия необходимо с самых первых его проявлений в детском коллективе. Прежде всего целесообразно публично заявить о правилах допустимого или разрешённого поведения и о запретах на неподобающее поведение, а также предложить коллективно обсудить эти правила.

Педагогу необходимо быть посредниками между конфликтующими сторонами, отдавая предпочтение допустимому поведению и поощряя детей, выбравших ненасильственные способы разрешения конфликтов.

В целом работу над проблемой можно разделить на этапы:

-подготовительный – работа над правилами разрешённого и запрещённого поведения;

-основной – работа «по горячим следам», т.е. подробный анализ поведения и эмоционального состояния участников ситуации, рефлексивное осознание конфликтующими сторонами собственных действий в перспективе развития ситуации нападения;

-примирительный – выбор совместной стратегии, направленной на примирение и заключение устных соглашений по его рекомендации, а также санкций на запрещённое по условиям договора поведение;

-испытательно-контрольный – определение испытательного срока для реализации условий устного соглашения и договора о запрещённом поведении с последующим контролем за поведением и встречами участников конфликтной ситуации.

Работа над проблемами детского насилия должна проводиться систематически, постоянно с обязательным привлечением внимания к проблеме родителей. Только тогда возможно взять под контроль ситуацию и достичь желаемых результатов.