Игра и ее роль в психическом развитии ребенка"
проект (старшая группа) на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прект "Детство без насилия" | 365.84 КБ |
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №93»
муниципального образования города Братска
_____________________________________________________________________________
665710, Иркутская область, г. Братск, ул. Баркова, 43А E-mail: elsab93@mail.ru
| Телефон: (3953) 44-24-06 ИНН 3803203839, КПП 380401001 |
П Р О Е К Т
Разработчик:
Педагог-психолог:
Смолина Юлия Геннадьевна
г.Братск
Проект «Детство без насилия»
МБДОУ «ДСОВ №93» г.Братск,
Иркутская область, Братский район.
Автор проекта: педагог-психолог Смолина Юлия Геннадьевна
Продолжительность проекта: сентябрь 2016г.- ноябрь 2016г.
Тип проекта: социальный
Участники проекта: Родители, педагоги ДОУ, дети старшей группы ДОУ (5-6 лет).
Актуальность проекта состоит в том, чтобы, как можно раньше выявить признаки насилия и жестокого обращения в семье.
Как известно по результатам исследований психологов, насилие - перенесённое в детском возрасте оказывает негативное влияние на психическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в социуме. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Проблема: Недостаточная заинтересованность родителей, нежелание идти на контакт.
Пояснительная записка:
Дошкольный период – уникальный в жизни ребёнка, в дошкольном возрасте формируется развитие личности. В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоступенчатый процесс, требующих от родителей много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают , что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.
Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей в отношении своих детей, вовлечь в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности.
Цель проекта:
- Создать условия в дошкольном образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.
Задачи:
- Раннее выявление семейного неблагополучия.
- Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.
- Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.
- Создание условий для родителей к мотивации воспитательной деятельности.
Ожидаемый результат:
- Повышение правовой и педагогической культуры родителей.
- Повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников.
- Создание доверительно-делового контакта с родителями.
- Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.
Реализация проекта.
Этапы проекта | Содержание работы | Ответственные |
1 этап подготовительный | Выявление семей и детей, относящихся к «группе риска» | Педагог-психолог Воспитатели |
Составление банка данных о семьях «группы риска» | Педагог-психолог | |
Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания | Педагог-психолог Воспитатели | |
Посещение семьи с целью изучения условий жизни воспитанника. | Педагог-психолог | |
2 этап Основной | Осуществление систематического контроля за ребёнком в группе (наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, при приёме ребёнка в ДОУ визуальный осмотр – синяки, ссадины и т.п.) | Воспитатели |
Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания) | Педагог-психолог Воспитатели | |
Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте) | Педагог-психолог | |
Знакомство с правами (занятия с детьми в старшей группе д/с) | Педагог-психолог | |
3 этап заключительный | Анализ результатов (мониторинг, анкетирование), поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей. | Педагог-психолог Педагоги ДОУ Заведующий, Старший воспитатель. |
Приложение № 1.
Работа с педагогами:
Консультации:
1.«Право на защиту и помощь».
2. «Знакомимся с Конвенцией ООН».
3. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка».
Круглый стол:
1. «Правовая защита детей в семье и ДОУ».
2. Викторина «Права ребёнка».
Памятки:
1. «Профилактика жестокого обращения с детьми».
2. «Показатели неблагополучия в семье».
Приложение № 2.
Работа с родителями:
Консультации:
1. «Я ребёнок - и я имею права».
2. «Как нельзя поступать с ребёнком».
Анкетирование:
1. «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребёнку?».
2. «Знаете ли вы права детей».
Памятки, буклеты:
1. «Педагогические знания родителям».
2. «Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения к ребёнку».
3. «Показатели неблагополучия в семье».
Родительское собрание:
1. «Предупреждение насилия над детьми».
Конкурс рисунка:
1. Совместное творчество родителей и детей - «Моя семья».
Работа с детьми:
1. Занятия в старшей группе «Знакомство с правами».
2. Конкурс рисунка «Моя семья».
П Л А Н
Занятий социальной направленности на учебный
2016 – 2017 гг.
СЕНТЯБРЬ
№ п/п | Программное содержание | Работа с детьми |
1 декада | Знакомство с правами. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию». Цель: Способствовать осознанию ребёнком своих прав и обязанностей. Закреплять знания о правах детей. Право ребёнка на имя. | ОД: Конспект занятия. Демонстрационный материал «Права детей». Свидетельство о рождении. Иллюстрированный материал по теме занятия. |
2 декада | «Конвенция о правах ребёнка». Право на защиту. Цель: Формирование представлений о содержании международных документов в области прав защиты детей. Знакомство о правах и обязанностях ребёнка.
| ОД: Конспект занятия. Карточки по теме – права ребёнка. Конституция РФ, Конвенция ООН. Семейный кодекс РФ. |
3 декада | Знакомство с правами. «Право ребёнка на охрану физического здоровья». Цель: Продолжение знакомства с правами. Формирование представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье. | ОД: Конспект занятия. Демонстрационный материал «Права детей». Иллюстрированный материал по теме. |
4 декада | Знакомство с правами. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье». Цель: Формирование в детях доброжелательного отношения к родителям, семье, дому. Продолжать знакомить с правами. | ОД: Конспект занятия. Демонстрационный материал «Моя семья». Иллюстрированные карточки по теме занятия. Чтение художественных произведений. |
Анкета.
Знаете ли Вы права детей»
1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребёнка?______________________________
2. Как Вы познакомились с Конвенцией (нужное подчеркните)
* Дома, из средств массовой информации.
* В детском саду
*Из педагогической литературы
* Из других источников
3. Какие, по Вашему мнению, у ребёнка права в детском саду?____________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4. Какие права у ребёнка в семье?____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Что Вы можете предложить в качестве контроля над соблюдением прав Ваших
детей в детском саду?_____________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребёнка в дошкольном учреждении
________________________________________________________________________
7. Знаете ли Вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно
обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию.
Анкета
«Какие наказания Вы применяете к своему ребёнку?»
1. Какое из видов насилия, по Вашему мнению, является наиболее разрушительным
для психики ребёнка?
- Физическое насилие (преднамеренное нанесение телесных повреждений)
- Сексуальное насилие
- Психическое насилие (угрозы, оскорбления, ложь, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка).
- Пренебрежение нуждами ребёнка(отсутствие заботы о ребёнке, что влечёт угрозу его жизни или развитию).
- Иное________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. За что и почему Вы можете оскорбить и ударить своего ребёнка?_______________
_______________________________________________________________________
3. Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна (да, нет)
подчеркните.
4. Что раздражает Вас в своём ребёнке?________________________________________
5. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребёнка?_____________________
6. Чтобы наставить дитя на «путь истинный», применять средства физического
наказания можно и нужно (да, нет) подчеркните.
7. Если наказывать, то как?__________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Как обойтись без унижающих наказаний?____________________________________
________________________________________________________________________
9. Каковы могут быть последствия физического и психологического насилия над
детьми?_________________________________________________________________
Памятка для родителей
по профилактике жестокого обращения с детьми.
Составила: Смолина Ю.Г. – педагог-психолог ДОУ.
Использованная литература: htt//nashaucheba..ru.; Карабанова О.А. «Психология семейный отношений и основы семейного консультирования»: учебное пособие –М.:Гардарики, 2006г.
Конвенция ООН о правах детей
Семейный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной. Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?
Жестоким обращением с детьми считают, умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка. |
Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.
Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.
Психическое(эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость(словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка(брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.
Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).
В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объёктом для проявления низменных человеческих качеств.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.
Жестокое обращение с детьми в семьях многим представляется как единичные случаи, и что есть некоторые семьи, относящиеся к группам риска, в которых насилие против детей имеет «естественные» доминирующие специфические особенности характеристик таких семей: плохое экономическое положение, низкий уровень образования родителей, отклоняющееся и преступное поведение членов семьи, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у членов семьи - но это ошибочное мнение. До сих пор, во многих семьях, физическое наказание рассматривается как хорошее средство педагогического воздействия на «непослушного ребёнка».
Какую ответственность предусматривает закон за жестокое обращение
с детьми?
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); За преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
Семейный кодекс гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Он гарантирует: Право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); Право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56); Лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69); Немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает: Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6); Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16); Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24); Признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27); Защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34); Защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37); Меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).
Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в доброте.
Телефоны по которым можно обратиться за помощью
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО
ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.
Составил педагог-психолог: Смолина Ю.Г.
Использованная литература:
Фарберова Ф. «Обязанности и права родителей по воспитанию детей» д/в № 6 1992г.
Конвенция о правах детей.
Семейный Кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт
определение понятия «жестокое обращение»
и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
*Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6);
*защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
*обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
*признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
*защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
*защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
*меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);
Уголовный кодекс РФ предусматривает
ответственность:
*за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в
отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
*за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);
Семейный кодекс РФ гарантирует:
*право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
*право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
*меру «лишение родительских прав»,как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);
*немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5)
и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или
воспитанника» (ст.56).
Закон РФ «О защите прав детей» гласит:
*жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними Запрещены (ст.14).
Факторы риска, которые могут спровоцировать
жестокое обращение с детьми в семье.
*Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов
или мачех;
*Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из
мест лишения свободы;
*Безработица или постоянные финансовые трудности;
*Супружеские конфликты;
*Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
*Нежеланный ребёнок;
*Умственные или физические недостатки ребёнка;
*Трудный ребёнок;
*Статус беженцев,
вынужденных переселенцев.
В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.
Признаки неблагополучия ребёнка в семье:
- Ребёнок неухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.).
- На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не
реагируют.
- Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский
сад в нетрезвом виде.
- Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не
могут объяснить происхождения синяков и ссадин.
- Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре
занятости и не имеют постоянного источника дохода.
- Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском
саду не появляются.
Признаки физического насилия в семье:
Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому.
В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д. В боязни идти домой.
В жестоком обращении с животными.
В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным.
В стремлении скрыть причину травм.
При выявлении признаков неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.
Телефоны, по которым можно обратиться за помощь
Показатели неблагополучия семьи
Составил педагог-психолог: Смолина Ю.Г.
Социально-экономические:
*Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства.
*Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток.
*Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и
денежных средств(пособий на ребёнка, пенсий по потери
кормильца и т.д.) не по целевому назначению.
*Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.
*Необеспеченность ребёнка
сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.
*Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.
*Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
Медико-санитарные:
*Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами.
*Отсутствие в доме электричества, отопления.
*Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере.
*Неухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.
*Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям
медицинской помощи.
*Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.
Социально-демографические:
*Родители имеют статус лиц без определённого места жительства.
*Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери(беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка).
*Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей.
*Родители или один из них посещает деструктивную секту.
*Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
Психолого-педагогические:
*Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку.
*Непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается(обучается) ребёнок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации.
*Систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия.
*Насилие и жестокое отношение к ребёнку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.
*Устойчивое уклонение родителей
от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций.
*Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
Криминально-аморальные.
*Постановка родителей на учёт в органах внутренних дел.
*Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов.
*Аморальный и паразитический
образ жизни родителей (употребление спиртного,
наркотиков, токсичных веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.),
вовлечение ребёнка в преступную деятельность и антиобщественное поведение(приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми).
*Проявление жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи.
*Наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.
*Попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи.
*Оставление ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома
Используемая литература:
htt://nashaucheba.ru
Использованная литература:
Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка» - 2008г.
Шорыгина Т.А «Беседы о правах ребёнка» - 2011г.
Нищева Н.В «Мои права: Дошкольникам о правах и обязанностях» демонстрационный материал: - 2009г.
Иванова Е.А. «Защитим права ребёнка» - журнал Воспитатель № 3 2010г.
Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников - 2012г.
Фесюкова Л.Б. «Моя семья» демонстрационный материал – 2009г.
Кочетова Е.А. «Правильное питание дошкольников» демонстрационный материал 2009г.
Иванова Е.А. «Защитим права ребёнка» журнал Воспитатель № 3 2010г.
Карабанова О.А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» учебное пособие – М.: Гардарики 2006г.
Островская Л.Ф. «Педагогические знания родителям» - 1987г.
Фарберова Ф.М. «Обязанности и права родителей по воспитанию детей» журнал Дошкольное воспитание № 5-6 1992г.
«Конвенция ООН о правах ребёнка» проспект 2008г. Изд.
«Семейный кодекс РФ» проспект 2012г.изд.
Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада» - 2003г.
Доронова Т.Н. «Детский сад и родители: проблемы взаимодействия" - 2003г.
Предварительный просмотр:
Смолина Юлия Геннадьевна
педагог-психолог
МБДОУ «ДСОВ № 93»
г. Братск, Иркутская область
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
Все мы, когда-то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо ценить.
Значение игры состоит в том, что в процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое ею, — основной ее стимулятор. Такая стимуляция в высшей степени целесообразна, так как без игры не смогли бы сформироваться навыки деятельности и поведения, необходимые для самого существования животного.
По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.
Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребенок, не без влияния взрослых, берет на себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа. Тогда становится возможным “ехать” или “лететь” на стуле, как на автомашине или самолете, скакать на палочке, как на лошади, и т. п. “В игре ребенок создает мнимую ситуацию”, — подчеркивает Л.С.Выготский, отмечая необычайное значение в игре воображения, которое и позволяет осуществлять иллюзорную реализацию нереализуемых желаний.
Детская игра — своеобразный театр, в котором ребенок выступает нередко одновременно и как “актер”, играющий какую-то роль, будь то роль мамы или доктора, воспитательницы или пожарника, и как “режиссер”, организующий действия своих сверстников (“Я буду доктор, а ты — больной”) и участвующих в игре вещей, и как “драматург”, импровизирующий сюжетное действие и словесный текст за себя и за куклу. Ребенок является одновременно и организатором игрового “спектакля” и его зрителем, ибо при всей увлеченности игровым действием он не теряет из виду реальности, из материала которой и по образцу которой он строит реальность игровую.
Вместе с развитием ребенка, обогащением его жизненного опыта развивается и сама игра. Она становится все более сюжетно организованной. Центр ее перемещается от действия с предметами к изображению действий и отношений жизни взрослых. Обобщая обширный экспериментальный материал, автор обстоятельной монографии “Психология игры” Д. Б. Эльконин приходит к выводу, что “путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, — таков схематически путь не ролевой игре”, а “роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия».
Игра — важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Поэтому взрослые играют с детьми, учат их играть. Но сама игра — деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. В игре он чувствует себя свободным. Но и эта свобода — действие на основе осознанной необходимости. Такой необходимостью в игре являются ее правила. Эти правила определяются самими играющими по образцу отношений в неигровом мире. “Так нельзя!”,
“Так не бывает!”, “Так не кушают!” — основные доводы детей, когда им навязывается игровая ситуация, не соответствующая реальным отношениям. Чем старше ребенок, тем больше усложняются правила. Усложняются и в то же время схематизируются, особенно в условных играх (в прятки, в “казаки-разбойники”, в классы, игры с мячом и т. д.).
В чем заключается необходимость игровой деятельности ребенка? Растущий ребенок по природе своей деятельное существо, осваивающее огромную информацию благодаря своей любознательности (все дети на определенной стадии становятся “почемучками”). Но он не способен своей деятельностью удовлетворять свои насущные потребности в еде, одежде, жилище и т.д. Ему и не нужно это делать, пока он находится в мире детства. Поэтому он может себе позволить заниматься непродуктивной деятельностью, деятельностью ради самой себя, ради того удовольствия, которое она доставляет. А удовольствие она доставляет не только процессом двигательной активности органов чувств и частей тела, но и тем, что она разрешает (пусть иллюзорно!) противоречие между потребностью действовать, как взрослый, и невозможностью действовать реально, действительно осуществлять те операции, которые требует содержание действия (водить машину, лечить больного, готовить обед и т. п.). “Может ли вообще разрешиться это противоречие?”— ставит вопрос А. Н. Леонтьев и отвечает на него следующим образом: “Да, оно может разрешиться, но оно может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре. Это объясняется тем, что игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия. Поэтому игровое действие свободно от той обязательной стороны его, которая определяется реальными условиями данного действия, т. е. свободно от обязательных способов действия, операций”.
Игра, таким образом, противостоит действительности, реальной жизни, трудовой деятельности. Но можно ли за это упрекать играющего ребенка? Упрекать за то, что он серьезно занят несерьезным делом? Разумеется, нет. Такие упреки адресуют взрослым, если они впадают в ребячливость, страдают инфантилизмом и пренебрегают, отдаваясь игровым забавам, серьезными жизненными обязательствами, общественно необходимым трудом. Что же касается настоящей игры, игры ребенка, то она не только противостоит реальности, но она есть необходимый способ ее освоения.
Исследователи не раз обращали внимание на двуплановость игры, т. е. на то, что играющий ребенок одновременно и верит и не верит в реальность игрового действия. Он, конечно, прекрасно знает, что стул — это не самолет, но в воображении он испытывает реальные чувства, подобные тем, которые испытывают, управляя самолетом. Когда исчезает один из компонентов игрового действия — реальность или воображаемая ситуация, когда прекращается движение между ними, переход одного в другое, игра прекращается или извращается. Психически нездоровый ребенок, играя, впадает в экстаз, принимая игровое действие, например горение костра, за реальность. В работе, посвященной нарушениям игровой деятельности, мы читаем: “Как известно, взяв на себя определенную роль, здоровые дети всегда понимают условность игры, у них сохраняется “взгляд со стороны”. Более того, именно это внешнее контролирование позволяет детям оценивать, что в игре “по правде”, а что “понарошку”, что “как настоящее” и что “так не бывает”. Известно, что чем правдивее и точнее изображается ребенком реальность, тем интереснее игра.
Для понимания сущности игры важно различать се субъективное и объективное значения. Субъективное значение игры определяется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Если судить о природе игры только по этому значению, то легко прийти к выводу, что она не что иное, как пустая забава. Однако объективное значение игры, о котором сам ребенок и не догадывается и которое непосредственно не проглядывается при виде игры детей, а раскрывается научным исследователем игровой деятельности, существенно иное, чем субъективное. Это функции игры в развитии ребенка. Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой. Игра — это школа общения. “Ребенок учится в игре своему “я” (Л. С. Выготский), но он в игре, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в ей) положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания
Итак, игра — непринужденная деятельность в воображаемой ситуации по определенным правилам. И если субъективная цель игры, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духовных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.
Список литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М., 1987. – 323с.
- Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева. – Новосибирск, 1989. – 172с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1998. – 237с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В.Запорожец // Дошкольное воспитание. 1965. №10. С.24.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. – М., 1989. - 643с.
- Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Меджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – 632с.
- Развитие личности ребенка. Пер. с англ. / Под ред. А.М.Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978. – 534с.
- Эльконин Д.Б. Психологические игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978. – 753с.
- Эльконинова Л.И. Роль волшебной сказки в психическом развитии дошкольников / Л.И. Эльконинова // Мир психологии. 1998. № 5. С.28-30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА «РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
Памятка для родителей...
Итоговая практико-значимая работа на тему: «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ И ЕЕ РОЛЬ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
Игровая деятельность - это специальный социально-определяемый вид совместной деятельности, в котором дети непросто копируют взрослых, но и ставят себя в соответствующую ситуацию, пытаясь осмыслить их ...
Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
Когда мы говорим об игре и ее роли в развитии дошкольников, то здесь встает два основных вопроса: как сама игра возникает в развитии, вопрос о происхождении игры, ее генезисе и какую роль эта деятельн...
Общение ребенка со взрослым и его роль в психическом развитии ребенка.
Описание форм развития общения у детей раннего возраста....
Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
Расскрывается тема актуальности игры в дошкольном возрасте....
Роль игры и влияние игрушки на психическое развитие ребенка.
Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки. Любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Это не т...