Инновационная технология «Музейная педагогика». Организация мини-музея «Весёлый клоун»
проект (младшая группа) по теме
из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Звёздочка» Толстовой Ирины Евгениевны
Содержание
1. Теоретическая часть
1.1 Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников
1.2 Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ
1.3 Познавательно-исследовательская деятельность посредством музейной педагогики
2. Практическая часть
2.1 Организация мини-музея «Весёлый клоун»
2.2 Ликбез
2.3 Паспорт мини-музея
2.4 Экскурсионная работа в мини-музее
3. Заключительная часть
3.1 Итоги реализации проекта «Создание мини-музея «Весёлый клоун»
3.2 Литература
1. Теоретическая часть
1.1 Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
1.2 Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
вызывать уважение к другим культурам;
развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
1.3. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников посредством музейной педагогики.
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.
Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни. На протяжении всего детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка и в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, где дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Основным принципом ДО в соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Характерными видами организации такой деятельности являются:
• организация решения познавательных задач;
• применение экспериментирования в работе с детьми;
• использование проектирования.
Одним из методов познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Основными функциями познавательно - исследовательской деятельности являются:
Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).
Освоение ребенком причинно – следственных пространственных и временных отношений.
Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия
Развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий.
Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.
Одной из главных целей воспитательной работы ДОУ является создание развивающей среды, способствующей сохранению естественных механизмов развития воспитанников, в которой у них формируются потребности к познавательно – исследовательской деятельности, саморазвитию и самореализации. В связи с этим у меня появилась уникальная идея – создать мини - музей в группе.
2. Практическая часть.
2.1 Организация мини-музея «Весёлый клоун».
Созданию музея повлияла проблемная ситуация: дети не имели представления о музее. В нашем городе есть Краеведческий музей. Однако часто ли наши дети бывают в нем? Я провела анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников нашей группы, ни разу не была в музее.
Причины самые разные:
Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Они малы и ничего не поймут, чего зря время тратить».
Во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях. Ранее это, как правило, были уголки и выставки репродукций. Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено. Поэтому я решила выбрать метод музейной педагогики в работе с детьми.
Что такое музей?
Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. В нашем случае слово «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность развивающей среды «мини-музеев» — участие в их создании детей и родителей. Мои воспитанники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, подбирают загадки и пословицы, оформляют папки раскладки, выставляют в музеи выполненные рисунки и поделки совместно с родителями или с сестрами и братьями. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей.
Согласно годовому плану работы ДОУ НА 2016-2017 учебный год и с целью активизации усилий педагогического коллектива детского сада в проявлении творчества, развитии наглядных форм работы с воспитанниками и родителями по реализации направления «Музейная педагогика» в системе дошкольного образования в рамках введения ФГОС ДОУ был объявлен конкурс на лучший мини-музей среди возрастных групп. Встал вопрос о выборе темы для мини-музея.
Пришла идея назвать мини-музей «Весёлый клоун». Почему весёлый клоун? В современном мире, где много агрессии, катастроф, негатива и тревоги, хочется погрузить детей в мир радости, ярких красок и позитива.
Свой музей мы посещаем каждый день, сами ребята меняют, переставляют экспонаты, берут их в руки, рассматривают. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, экспериментатор, творец экспозиции. Причем, не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В нашем музее несколько разделов:
«Сами своими руками» (совместная деятельность детей и родителей)
«Почитайте нам» (книги, открытки)
«Поиграйте с нами» (дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм)
«Мягкие игрушки» (для самых маленьких посетителей)
«Музыкальные клоуны» (шкатулки, заводные игрушки)
«Гипсовые статуэтки»
«Атрибуты клоуна»
Экспонаты размещены на стеллаже и настенных полочках около окна.
Во время проведения познавательно – исследовательской деятельности я использую методы музейной педагогики, которая имеет ряд отличительных особенностей:
Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.
Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).
Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
Однако, включение таких методов - дело не такое простое.
Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 4 лет. Именно в этом возрасте был открыт наш музей «Весёлый клоун». С этого возраста у детей формируется умение познавать, исследовать, видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном объекте.
Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности.
В-третьих, педагог должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная работа для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его ценностные ориентиры.
2.2 Ликбез
КЛОУН (английское clown, от латинского colonus – деревенщина, грубиян),артист цирка, исполняющий юмористические номера, участвующий в сатирических сценках,в которых используются приемы эксцентрики, гротеска, пародии. Как правило, создает постоянный образ-маску — карикатурное воплощение какого-либо комического характера.
СИНОНИМЫ арлекин, артист, балясник, бимбо, клоун-аробат, клоун-буфф, клоун-дрессировщик, клус, коверный, комик, паяц, рыжий, скоморох, фарсер, фигляр, циркач, шут, эксцентрик.
Само слово «клоун» возникло в начале XVI века; первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра, родственный Арлекину, Полишинелю, Гансвурсту и т. п. Это был грубоватый и неловкий деревенский парень, служивший объектом насмешек городских жителей. Роль Клоуна была насыщена грубоватыми шутками; в её исполнении традиционно был силен момент импровизации. Очень скоро Клоун проник за границы комедии — например, Уильям Шекспир часто вводит этот персонаж в свои трагедии (в русских переводах — Шут; один из самых известных шекспировских героев — Шут в Короле Лире). К XVII веку Клоун практически исчез из драматургии, сохраняясь преимущественно в эпилогах. Его имя стало нарицательным, и закрепилось за исполнителями
буффонных ролей в пантомимах и балаганах.
В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении — публика в зале или отдельный зритель.
Цирковые клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, ковёрные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т. д.), однако чёткого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах.
Клоун — одна из самых демократических и в то же время самых сложных и
универсальных специализаций актера.
2.4 Экскурсионная работа в мини-музее.
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
3. Заключительная часть
Я хотела бы, чтобы лица моих воспитанников радостно сияли, музыка радовала их слух, произведения искусства радовали глаз, тело было пластичным, руки ловкими и умелыми. Хочу, чтобы они были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
3.2 Литература
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»
Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...
Технология Музейная педагогики. Создание мини-музея для развития социо- культурного развития личности ребенка.
Создание мини- музея в условия группы детского сада....
План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Музейная педагогика" МБДОУ д/с № 4 г. Починка
План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Музейная педагогика"...
Приказ о включении в творческую группу по апробации инновационной технологии (Музейная педагогика) 2017г
Приказ о включении в творческую группу по апробации инновационной технологии (Музейная педагогика) 2017г...
Приказ о включении в творческую группу по апробации инновационной технологии (Музейная педагогика) 2016г
Приказ о включении в творческую группу по апробации инновационной технологии (Музейная педагогика) 2016г...
«Формирование у дошкольников экологических компетенций средствами краеведения и музейной педагогики. Организация мини – музея «Сахалин – мой край родной»
Сахалин чудесный остров замечательных людейТы на свете всех прекрасней, ты для нас всего нужней.Сахалинская природа – край чудесный и родной,Чтобы с нами не случилось, будем мы всегда с тобой.И ...
Статья для родителей:Музейная педагогика в детском саду: новые подходы в организации мини-музея к Дню Великой Победы
цель :формирование нравственно-патриотических качеств у детей ....