Организация образовательного процесса
консультация на тему

Ханнанова Филюза Гафаровна

Консультация

для воспитателей

на педагогическом совете

на тему: "Организация образовательного процесса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 194»  г. Саратова

Консультация

для воспитателей

на педагогическом совете

на тему: "Организация образовательного процесса"

Подготовила:

воспитатель средней группы

МДОУ "Детский сад № 194"

Ханнанова Филюза Гафаровна.

г. Саратов

2015 г.

Введение

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

Мы, взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет  эффективно общаться, расти духовно и физически.

Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования

Реализация ФГОС дошкольного образования, в первую очередь требует от всех участников образовательных отношений правильного, адекватного понимания и позитивного отношения к подходам и идеологии его реализации.

Ключевая роль в этом процессе принадлежит администрации дошкольной образовательной организации его реализующей. Руководителю учреждения необходимо видеть и предвидеть проблемы, которые могут возникнуть при организации образовательной деятельности на основе требований ФГОС.

 Очевидна необходимость приведения в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного учреждения. Следует понимать и принимать необходимость разработки локальных актов учреждения, уточнения должностных инструкций сотрудников. На основе учета особенностей своего дошкольного образовательного учреждения (организации), возможностей педагогического коллектива, запросов и возможностей родителей продумать алгоритм разработки образовательной программы дошкольного образования.

Особое внимание следует обратить на анализ имеющихся условий, образовательного пространства относительно требований Стандарта. Сделанный анализ позволит увидеть имеющиеся конкретные проблемы и определить пути их решения. После выбора примерной образовательной программы дошкольного образования в части не менее 60%  и комплекса программ, разрабатываемых участниками образовательных отношений, в части не более 40% необходимо выстроить логическую последовательность действий по обеспечению качества дошкольного образования на основе реализации ФГОС.

Результаты любого дела, зависят от того, кто и как это дело делает. Именно мастерство, профессионализм и желание исполнителей обеспечивают качество результата. Реализация требований ФГОС  напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.

Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, акмеологическую, икт-компетентность.

Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода, корнями уходящего в концепцию культурно-исторической школы Л.С. Выготского и его последователей.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций. Первая – это воспитательная система всего дошкольного образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив и каждый педагог стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур внутри-дошкольного сообщества на процесс развития воспитанников. Вторая – воспитательное пространство группы, где и происходит наибольшее количество актов педагогического воздействия. Третья – обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуального образовательного маршрута). Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.

Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.

Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.

Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

Успешная реализация требований федерального государственного образовательного стандарта предполагает наличие у педагога определенных компетенций, которые определяют его готовность и умение:

  • обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • организовать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалов;
  • выстраивать развивающее вариативное образование;
  • работать в зоне ближайшего развития ребенка;
  • выстраивать образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать развитие его потенциала, образовательных потребностей;
  • оказывать не директивную поддержку детской инициативе, обеспечивать игровое время и пространство трансформируемой полифункциональной среды. 

Способность:

  •  использовать в образовательном процессе формы и методы сотрудничества с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;
  • выстраивать образовательный процесс на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребёнка;
  • поддерживать положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу, в том числе детей разных возрастов и эффективного взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Тестовое задание по программе «Содержание и организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал содержит вопросы и поможет быстро ответить на итоговое тестовое задание после прохождения дистационных курсов повышения квалификации по программе «Содержание и орг...

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования

Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Диплом участника в Googl-марафоне: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации.

Диплом участника в Googl-марафоне: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации....