Мастер - класс на тему " Граттаж "
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Елань – Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»
Мастер – класс
«Нетрадиционная техника рисования- Граттаж»
Подготовила воспитатель:
Вавилина Н.А.
с.Елань – Колено
2017г.
Тема : Нетрадиционная техника рисования « Граттаж»
педагог-мастер: воспитатель Вавилина Наталья Андреевна
Продолжительность мастер-класса: 20 минут
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
-Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - граттаж, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
- показать и рассказать о технологии грунтования листа для рисования;
Ожидаемые результаты:
- педагоги познакомились с нетрадиционной техникой рисования « Граттаж» и научились выполнять работы в этой технике;
- знакомы с технологией грунтования листа для заготовки.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: мольберт, стеки для пластилина, зубочистки, листы А4 загрунтованные для работы в технике « Граттаж» , листы А2 с поэтапным выполнением грунтовки для рисования , клеенка, восковая свеча, гуашь.
Раздаточный материал: листы формата А4 ( загрунтованные, покрытые слоем воска и гуаши) зубочистки и стеки , геометрические фигуры, пластиковые трафреты, влажные салфетки.
Наглядное пособие: презентация " Граттаж " , рисунки выполненные в технике
« Граттаж», работы воспитателя и детей выполненные в технике « граттаж»
Ход мастер-класса.
Вводная часть:
Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Так как в процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Одной из этих техник является « Граттаж». С этой техникой я вас сегодня познакомлю.
Три вопроса участникам:
Практическая часть
"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как техника "Цап-царапки". Детям очень нравится это смеш ное название и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас: "Попробовав технику " Граттаж" один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова".
Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.
Этапы работы:
Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, я приготовила его для вас заранее
Первый этап :
Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка.
Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.
Второй этап:
Мы полностью покрываем наш лист воском.(это при желании бывает пастель очень жирная) Для этого используем обыкновенную восковую свечу.
Третий этап:
Затем берем черную тушь или черную гуашь ( цвет основного фона мы можем выбирать в зависимости от темы рисования) добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы гуашь не скатывалась на в воске и лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.
Завершающий этап:
Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по фону.
(Показываю технику процарапывания)
В технике «граттаж» используется следующие материалы и инструменты: картон, белый или цветной , восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, стеки для пластилина , зубочистки, объемные геометрические фигуры и трафареты.
Интересный факт: прародителем техники граттажа как такового, можно считать наскальные рисунки, выцарапанные в породе осколком камня. Также археологами были найдены изображения, нарисованные пальцем на глине, нанесенной на стену пещеры. Более близким предком монументального сграффито является техника декорирования глиняной посуды, которой в совершенстве владели греческие мастера. Похожую методику использовали на другом конце земли народы инков и майя.
Если ребенок затрудняется с выбором сюжета, то я предлагаю шаблоны. Например, по шаблону нарисовала рыбку, а затем уже начинают дорисовывать, процарапывать , например , водоросли, подводные камни.
Итак, наш мастер-класс подошел к концу.
Заключительная часть:
Представление работ участников.
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?
Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.
Список литературы:
А.В. Никитина « Нетрадиционные техники рисования»
Н.П. Бесчастнов « Графика пейзажа»
Х. Харрисон « Энциклопедия техник рисования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...