Предметно-развивающая среда ДОУ в подготовительной группе№1
консультация (подготовительная группа) на тему
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей. Все центры развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми основной общеобразовательной программой в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_v_podg._gruppe_no1_2.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С. Л.Новоселова).
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
При организации предметно – развивающей среды для детей в группе, были соблюдены требования ФГОС:
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- Трансформируемость предметно-пространственной среды
- Полифункциональность материалов;
- Вариативность среды;
- Доступность среды;
- Безопасность предметно-пространственной среды.
Развивающую среду в группе строили таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Стремились обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающую среду организовали так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.
Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон "центров", оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества и пр.), что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Оснащение их меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование разнообразно, легко трансформируемо.
На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе организованы центры активности по следующим направлениям.
Направление: Физическое развитие.
Центр двигательной активности.
Его задача способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма, совершенствованию основных движений, формированию правильной осанки, поддерживанию интереса к разным видам спорта.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком, мягкие кирпичики, разноцветные флажки, ленточки, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики. Много пособий сделано руками воспитателей и родителей совместно с детьми.
Направление: Речевое развитие
Центр речевого развития.
Он решает такие задачи, как развитие связной речи ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность; овладение родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем; развитие у детей потребности в общении как первейшего условия успешной деятельности.
В Центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Центр «Мир книги».
Общение с книгой способствует освоению родного языка; воспитанию духовной культуры, развитию представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с ней.
Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
Направление: Художественно — эстетическое развитие.
Центр художественного творчества.
Это одно из любимых мест наших детей. Здесь закрепляются у детей умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации; расширяются представления о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, фантазия, повышается у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью.
В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Центр музыкального развития.
Занимаясь в центре, у детей повышается интерес к музыке; обогащаются музыкальные впечатления детей; развиваются эмоциональная отзывчивость, сенсорные способности детей.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Центр театральной деятельности.
Центр нацеливает на сочинение сказок, историй с опорой на знакомые сюжеты и на сюжеты, придуманные самими детьми, на развитие у детей монологической речи, мышления, фантазии, режиссерских способностей, способности к драматизации.
Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.
Направление: Познавательного развитие.
Центр сенсорного и математического развития.
В центре решаются задачи формирования у детей интереса к элементарной математической деятельности; развития сенсорные качества детей, потребности у детей занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.
Дидактические игры.
Они развивают логическое мышление, внимание, память, смекалку, конструктивные навыки, умения работать по схеме.
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания
Центр конструирования.
Работа в данном центре направлена на развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу, на формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Центр, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Он содержит наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной), напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;- мозаики крупные, средние, мелкие; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины; игрушки для обыгрывания построек.
Рядом находится «гараж», в котором дети могут найти большие машины, маленькие, специальный транспорт.
Центр природы и экспериментирования.
Задачи центра направлены стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений. В центре имеется разнообразный материал: дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира; альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, календарь погоды. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Кроме центра природы в группе, оборудован центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы, формочки, нестандартные мерки; различный природный и бросовый материал: глина, земля, песок, камни, деревянные палочки.
Центр патриотического воспитания.
В нем находятся: символика страны, карта мира; альбомы с фотографиями родного посёлка, столицы страны; литература по патриотическому воспитанию.
Дидактический материал, используемый в центре , позволяет формировать у ребенка такие основы личностной культуры, которые соизмеримы с общечеловеческими, духовными ценностями и помогает детям войти в мир национальной культуры; способствует расширению и углублению детской компетентности о культуре, и истории страны.
Центр безопасности.
В данном центре происходит закрепление знаний безопасности жизнедеятельности у детей, как обезопасить себя дома, на улице (ПДД) и о пожарной безопасности.
Центр по ОБЖ учит безопасности жизнедеятельности детей. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Дидактический материал знакомит детей с опасными ситуациями, и учит их избегать. В центре дорожного движения – рассказывается о правилах поведения на дороге. Представлены различные машины, дорожные знаки, игры по данной тематике, иллюстрации, картинки.
Направление: Социально-личностное развитие.
Центр сюжетно – ролевых игр.
Играя, дети накапливают игровой опыт, коммуникативные навыки; развивают желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила, творческое воображение, фантазию; закрепляют в игре примеры социального, речевого поведения; учатся устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Почта», «Магазин», « Больница», «Парикмахерская», «Семья».
В группе создана «Жилая комната», которая знакомит детей с окружающими их предметами быта. В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п..
Рядом расположен уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.
В Центре оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы .Игровой материал помещен в коробки , дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровой материал располагается в местах, легкодоступных детям.
Центр уединения.
Главная задача центра- это благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей.
Это место, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства.
И в заключении хотелось бы привести слова английского писателя Оскара Уайльда: «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…». ! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!!Ё
Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение Кантемировский детский сад №1
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда ДОУ в подготовительной группе№1 »
Воспитатель: Иващенко Н.А
Кантемировка 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект предметно - развивающей среды для детей подготовительной группы
Проект содержит необходимые рекомендации для организации предметно-развивающей среды по подготовке детей к обучению в школе...
Предметно-развивающая среда в старшей,подготовительной группе
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного ...
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах...
Предметно-развивающая среда по ПДД (подготовительная группа)
Правила дорожного движения — важная информация, которую должен усвоить каждый ребёнок уже в дошкольном возрасте. Ведь умение правильно вести себя на дороге — залог безопасности маленького пешеход...
Организация предметно-развивающей среды ДОУ в подготовительной группе в соответствии с ФГОС.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...
Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»
Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...
Реализация требований ФГОС в оснащении предметно-развивающей среды ДОУ в подготовительной группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27241900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27241907","attributes":{"alt":"","class"...