Рабочая программа
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете заведущая МАДОУ ЦРР-
№ 1 от 28/ 08/2015г. детского сада № 23 «Сказка»
Приказ №103 от 01/09/2015г.
______ Синявская Н.А.
Рабочая программа
по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
возрастная группа 3- 4 лет
вторая младшая группа
автор cоставитель:
Антоненко Л.В., воспитатель
МАДОУ ЦРР-детского сада №23 «Сказка»
Музыкальный руководитель
Куралева Е.Н.
Зеленоградск 2015
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………….…..3
2. Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе…….…5
3. Содержание программы……………………………………………………..6
4. Учебно – тематический план………………………………………………..9
5. Календарно – тематическое планирование………………………………...10
6. Требование к результатам освоения программы…………………………..32
7. Информационно методическое обеспечение………………………………33
8. Список литературы…………………………………………………………..34
- Пояснительная записка
Художественно – эстетическая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании и музыке), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Рабочая программа разработана на основе образовательной программы МАДОУ ЦРР - детского сада №23 «Сказка», а также «Детство»: Программы развития и воспитания детей в детском саду под редакцией В.И. Логиновой Т.И. Бабаевой и Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И. А. Лыковой.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно – эстетическому развитию. Содержание рабочей программы отражает реальные возможности учреждения по предоставлению дошкольной образовательной услуги.
Рассмотрим возрастные и индивидуальные особенности детей.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я – сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, выражая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.
Главное – помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание.
У детей 3-4 лет музыкально художественная деятельность носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности. Совершенствуется звукоразличение ( громко- тихо, высоко- низко и пр.)
2. Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе
Целью педагогической деятельности по достижению эффективности реализации рабочей программы является художественно – эстетическое развитие ребенка через организацию свойственных возрасту видов детской деятельности и создание развивающей предметно - пространственной среды.
Задачи по художественно – эстетическому развитию:
- развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений;
- формировать умение рассматривать картинку, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям;
- знакомить с произведениями прикладного искусства, которые составляют эстетическую среду, формируя эмоциональную отзывчивость, художественную насмотренность, видение таких средств выразительности, как цвет, цветовой ритм.
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
- развивать музыкально-художественную деятельность;
- приобщать к музыкальному искусству
- вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
3.Содержание программы
Основные разделы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» включают в себя определенные требования к результативности данной программы.
Основная задача - развитие у детей интереса и желание заниматься изобразительной деятельностью. Красоту цветовых пятен, выразительность линий, объемность пластических образов дети познают прежде всего в процессе собственного художественного опыта. Орудийно-материальный характер изобразительной деятельности требует внимания к развитию моторики руки. Это не технический вопрос, а задача формирования самой способности к изобразительной деятельности. Особое внимание педагог уделяет формированию у детей основ культуры в изобразительной деятельности: выполнению элементарных требовании к внешней стороне рисунка, лепки, аппликации; правил поведения при выполнении художественной работы, обращении с материалами и орудиями художественного труда
Первый раздел «Художественное творчество» образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» подразделяется на представления, навыки, умения, отношение:
Знакомство с изобразительным искусством.
Выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивать представления о выразительных и сенсорных признаках предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинках, иллюстрациях, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Понимать назначение произведений искусства, знать, как создаются произведения русского декоративно-прикладного искусства: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская); игрушки из дерева (матрешки, грибки, бочонки), из соломы; предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда). Испытывать радость от их яркости, нарядности.
Узнавать некоторые рисунки полюбившихся художников (Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина) в иллюстрациях к детским книгам. Уметь внимательно рассматривать живописные картины (натюрморт - цветы, фрукты, овощи), анималистическую живопись. Эмоционально отзываться на некоторые средства выразительности: ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и нарядность цвета, выражение с его помощью сезонных состояний природы (холодные/теплые, яркие, контрастные цвета и их оттенки); чувствовать эмоциональную выразительность формы, линии, размера, фактуры поверхности, пространственного построения (на всем листе, в центре, на линии земли).
Вместе со взрослым рассматривать произведения искусства, понимать выразительность образов, передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте. Понимать настроение, ярко переданное в произведениях искусства. Делиться своими впечатлениями по поводу воспринятого со взрослым; передавать свое отношение в речи, мимике, движениях, жесте.
Художественная деятельность.
В разных видах изобразительной деятельности создавать образы объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление, используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.
В предметном изображении осваивать навыки и умения передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре поверхности, используя цвет как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, а также своего отношения к образу. Выделять главное пространственным построением, цветом, элементами динамики; в сюжетном изображении - построением на всем листе бумаги или полосе, изображающей землю. Осваивать умение изображать обобщенный образ предметов. (Например, дерево: ствол, ветви, листья; здание: пол, стены, крыша, окна; машина: мотор, кабина, кузов, колеса.) Изображать живые объекты (зайчика, мышку, кошку), игрушки (снеговик, неваляшка), используя скругленные формы. Осваивать умения передачи пропорций, отдельных характерных деталей. В декоративном изображении осваивать умение видеть предметную или геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветовых пятен на плоскости. Передавать элементами декоративного узора прямые пересекающиеся линии, точки, круги, мазки, ритм и чередование элементов, цветовых пятен. Учиться правильно держать инструменты, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций.
В аппликации создавать образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы; осваивать последовательность работы: разложить формы, посмотреть, красиво ли, затем последовательно брать формы, намазывать их клеем на клеенке и аккуратно класть на прежнее место, прижимая салфеткой.
В лепке закреплять знакомые способы и осваивать новые, включающие работу пальцев: раскатывание глины под углом ладонями рук (морковка, ракета); раскатывание и соединение различных форм (бублик, пирамидка); скатывание и вдавливание пальцем глины (чашка, бокал); соединение нескольких частей в один образ (снеговик, снежная баба).
В конструировании овладевать конструктивными свойствами геометрических объемных форм, такими как устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей. Приобретать умение строить мебель, горки, грузовые машины, дома (до 3-4 вариантов каждого вида). Понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Осознавать свойства песка, снега, сооружая из них постройки; дополнять задуманное игрушками. Включаясь в изобразительную деятельность, переживать как процесс, так и результат своего труда; проявлять желание хорошо рисовать, лепить, конструировать, создавать аппликацию, внося элементы творчества в свою работу.
В речи выражать свое отношение к воспринимаемому, с помощью взрослого находить образные слова для выражения своих чувств. Использовать разнообразные слова-определения, характеризующие явление или образ («хитрый», «смелый», «грустный», «дождливый», «темный» и др.); употреблять названия некоторых видов изобразительной деятельности, материалов и инструментов, отдельных видов искусства, название профессии - художник.
Во втором разделе «Музыка» образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» необходимо:
- воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку;
- организация детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, тембра;
- активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников;
- развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности – музыкально - ритмических движений и игры на шумовых музыкальных инструментах;
- развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приёмам игры на инструментах;
- формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому;
- стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.
В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для малышей необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для них виды деятельности.
Возможности эмоционального развития позволяют детям в этом возрасте различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы.
4. Учебно-тематический план по
художественно – эстетическому развитию.
5. Календарно – тематическое планирование
Месяц | Тема, цель НОД по обязательной части | Тема, цель НОД по вариативной части | Сроки. Тема недели. |
Сентябрь | (рисование «Детство») Тема: «Наша красивая группа» Задачи: познакомить с художественными материалами и инструментами: кистью, гуашью, водой и бумагой; учить замечать настроение своих сверстников, взрослых и отражать его в цвете; предоставить возможность самостоятельно выбирать цвета; вызывать желание работать кистью. | (аппликация «Цветные ладошки») Тема: «Наша группа» коллективная Задачи: Создание коллективного панно в технике аппликации, освоение навыков сотворчества в дизайн – деятельности. | 1 неделя «До свидания лето, здравствуй д/сад» |
(музыка по «Детству») Слушание «Детский сад» А.Филиппенко Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню. | (музыка «Камертон») Пение: «Детский сад» Н.Мурычева Цель: добиваться слаженного пения | ||
Сентябрь | (лепка «Детство») Тема: «Пироги для всей семьи» Цель: учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска глины; раскатывать комочки глины круговыми движениями. Закреплять умения сплющивать шар, сдавливая его ладонями. | (конструирование «Лыкова») Тема: «Дом, в котором я живу» Задачи: Сформировать умение сосредотачивать внимание на деталях изображения, умение сооружать разнообразные постройки. | 2 неделя «Семья» |
(музыка по «Детству») Пение: «Пирожки»А. Филиппенко Цель: добиваться ровного звучания голоса не допуская крикливого пения | (музыка «Камертон») Слушание: «Пирожок» Е.Тиличеева Цель: выработать устойчивое слуховое внимание | ||
Сентябрь | (рисование «Детство») Тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты» Задачи: Развивать умение различать и называть фрукты и овощи; развивать у детей умение закрашивать рисунок не выходя за контур. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, эстетические эмоции. | (аппликация «Цветные ладошки») Тема: «Яблоко с листочком» Задачи: создание предметных аппликативных картинок из 2-3 элементов: составление композиции из готовых элементов на фоне и поочерёдное наклеивание деталей. | 3 неделя «Фрукты,овощи» |
(музыка по «Детству») Слушание: «В огороде заинька» Цель:Воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню | (музыка «Камертон») Пение: «Урожай собирай»И.Кишко Цель:Правильно произносить гласные и согласные в конце слов | ||
Сентябрь | (лепка «Детство») Тема: «Красивая лесенка» Цель: продолжать закреплять знания детей об орудиях и предметах труда помощника воспитателя; упражнять в лепке палочек приёмом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек; развивать желание лепить, объединять результат коллективной темой. | (конструирование «Цветные ладошки») Тема: «Построй, что хочешь». Задачи: учить сооружать знакомые постройки, закрепляя приобретённые умения и навыки. Учить строить совместно, не мешая друг другу. | 4 неделя «Труд раб.д/с» |
(музыка «Детство») Распевка: «Вот иду я вверх,вот иду я вниз» Цель: Добиваться чистого интонирования | (музыка «Камертон») Пение: Вверх по лесенке иду»Н. Бордюг Цель:Развивать навык точного интонирования | ||
Октябрь | (рисование «Детство») Тема: «Осень к нам пришла» Цель: Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, желтый; упражнять в рисовании оттиск печатками из картофеля; закрепить умение рисовать кистью, гуашью. | (аппликация «Цветные ладошки») Тема: «Листопад» Задачи: создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации (разрывание полосок бумаги на мелкие кусочки) | 1 неделя «Осень» |
(Музыка «Детство») Пение: « Осень»И.Кишко Цель:Добиваться слаженного пения,вместе начинать и вместе заканчивать пение. | (Музыка «Камертон») Слушание: «Осень в гости к нам идет»Е Гомонова Цель:Продолжать развивать эмоциональное восприятие на песню спокойного характера | ||
Октябрь | (лепка «Детство») Тема: «Красивая тарелочка» Задачи: учить детей лепить тарелочки и на них составлять узор, используя кружки разного цвета и размера. Развивать композиционные умения; раскладывать на середину и по краям. Закреплять приемы аккуратного оформления. Учить продумывать подбор цветов. Развивать эстетическое восприятие. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Башня с флажком» Задачи: учить детей рассматривать образец, выделять в нем основные части, определять, из каких деталей он выполнен; закрепить у детей умение накладывать детали (четыре-пять) друг на друга, «наращивая» постройку в высоту, подбирать флажок, соответствующий цвету конструкции; научить строить предметы по словесной инструкции, играть с постройками; развивать речевую активность дошкольников. | 2 неделя «Знакомство с народной культурой и традициями» |
(Музыка «Детство») Пение: «Мы веселые матрешки» А.Филиппенко Цель Учить петь эмоционально. | (Музыка «Камертон») Слушание: « Осень» Н.Бордюг Цель:Уметь дослушать песню до конца не отвлекаясь | ||
Октябрь | (Рисование «Детство») Тема: «Веселый человечек» Цель: учить детей создавать образ человека; закрепить приемы рисования; воспитывать интерес к созданию образа человека, умение сопереживать и желание помогать герою | (Аппликация «Лыкова») Тема: «Веселый человечек» Задачи: Изображение человечка в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма. | 3 неделя «Я и мое тело» |
(Музыка «Детство») Тема: «Веселый человечек» Цель: учить детей создавать образ человека; закрепить приемы лепки; воспитывать интерес к созданию образа человека, умение сопереживать и желание помогать герою | (Музыка «Камертон») Слушание: « Петрушка» В.Карасева Цель:Учить эмоционально воспринимать песню веселого характера | ||
Октябрь | (Лепка «Детство») Тема: «Сокороножка оденет сапожки». Задачи: создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание удлиненных цилиндров (колбасок, столбиков) прямыми движениями ладоней и видоизменение формы, изгибание сгибание | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Магазин одежды» Цель: Создание образа магазина из вырезанных квадратов. Осваивать технику обрывной аппликации: обрывная бумага на полоски и треугольник. | 4 неделя «Одежда,обувь» |
(Музыка «Детство») Слушание: «Резвые ножки» Е Макшанцевой Цель:Учить внимательно слушать и воспринимать эмоционально произведение. | (Музыка «Камертон») Слушание: «Сапожки» АФилиппенко Цель:Формировать интерес к музыке. | ||
Ноябрь | (Рисование «Детство») Тема: «Украсим кукле сарафан» Программное содержание: Учить рисовать пальцем, ритмично наносить узор, закреплять знание цветов. Развивать умение рисовать элементарные узоры. Воспитывать бережное отношение к кукле. | (Аппликация «Лыкова») Тема: «Модный магазин» Задачи: Учить детей называть предметы своей одежды, их цвет и другие признаки. Совершенствовать навыки аккуратного наклеивания. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать эстетический вкус, желание быть опрятным. | 1 неделя «Игрушки» |
(Музыка «Детство») Пение: « Спите, куклы» Цель: Учить петь без крика, спокойным голосом | (Музыка «Камертон») Слушание: « Кукла идет в гости» Л.Шитте Учить дослушивать песню до конца. | ||
Ноябрь | (Лепка «Детство») Тема: «Праздничный стол для мамы» Программное содержание: Воспитывать у детей творческое начало, отзывчивость, желание прийти на помощь, самостоятельность в выполнении задания. Развивать и укреплять мелкую моторику рук. Учить приемам лепки. Делить тесто на части, раскатывать кусочки прямыми движениями рук, соединять концы цилиндра, накладывая их друг на друга и прижимая. Скатывать шар круговыми движениями ладоней, расплющивать его. Развивать у детей эстетическое восприятие. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Сумочка для мамы» Задачи: Учить составлять узор на бумаге прямоугольной формы, располагая по углам и середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета; развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление; воспитывать стремления сделать красивую вещь (подарок). | 2 неделя «Моя любимая мамочка» |
(Музыка «Детство») Пение: «Цветики»В.Карасева Цель:Упражнять детей в чистом пропевании» | (Музыка «Камертон») Слушание: «Маме песенку поем» Н. мурычева Цель:Продолжать развивать эмоционально воспринимать песню. | ||
Ноябрь | (Рисование «Детство») Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны. Поможем шоферу». Программное содержание: продолжать учить рисовать предметы круглой формы, образно отражать простые предметы в рисовании карандашами, правильно держать карандаш тремя пальцами, закрашивать рисунок, не выходя за границы. | (Аппликация «Лыкова») Тема: «Баранки – калачи. Профессия повар и пекарь»» Задачи: вызвать интерес к созданию коллективной работы; упражнять в раскладывании готовых форм на некотором расстоянии друг от друга и аккуратном наклеивании их; закрепить знания детей о профессии повара, пекаря; развивать чувство формы и ритма; | 3 неделя «Профессии» |
(Музыка «Детство») Слушание: « Паровоз» В.Карасевой Цель:Обогащать музыкальные впечатления детей | (Музыка «Камертон») Слушание: «Мы садимся в самолет» А. Филиппенко Цель:Уметь дослушивать песню до конца. | ||
Ноябрь | (Лепка «Детство») Тема: «Кукольный дворик» Программное содержание: Вызвать у детей интерес к лепке. Развивать умение отламывать кусочки тесто от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывать комочек между ладонями прямыми движениями | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Строим домики» Программное содержание: Объясняем детям, что есть простые приемы конструирования. Учим соединять детали, на плоскости расположив их горизонтально или вертикально. Рассказываем, какие детали есть и как они называются. Замечаем, что детали различаются по величине и цвету. Учим детей тому, что дом состоит из стен, пол, крыши, окон и дверей. А так же тому, как они расположены в пространстве – вверху, внизу, впереди. Учим строить дом в заданной последовательности. Вызываем чувство сострадания к бездомной игрушке, а так же желание ей помочь. | 4 неделя «Мой город» |
(Музыка «Детство») Слушание: «Ты куда, трамвай»А Филиппенко Цель:Учить детей вслушиваться, дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. | (Музыка «Камертон») Слушание: « Строим дом»Т Шутенко Цель:Побуждать слушать заинтересованно и внимательно. | ||
Декабрь | (Рисование «Детство») Тема: «Огоньки в родном доме» Задачи: формировать представления о семье, о доме. Вызвать у детей интерес к работе с краской, учить работать аккуратно, старательно. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата | (Аппликация «Лыкова») Тема: «Мой дом» Задачи: Развивать творческие способности, учить правильно наклеивать детали дома и располагать их на листе бумаги. | 1неделя «Мой дом» |
(Музыка «Детство») Слушание « Строим дом»М. Шутенко Цель:Обогащать музыкальные впечатления детей | (Музыка «Камертон») Слушание «У окна окошка» А.Фолиппенко Учить дослушивать песню до конца | ||
Декабрь | (Лепка «Детство») Тема: «Снежные комочки: большие и маленькие» Задачи: продолжать учить отщипыванию больших и маленьких комочков от большого куска, раскатыванию комочка пластилина круговыми движениями. Упражнять в сплющивании шара, сдавливании его ладонями. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Скамеечки» Задачи: учить детей различать и называть строительные детали; учить создавать более сложные постройки, комбинируя детали по разному. | 2 неделя «Зима» |
(Музыка «Детство») Пение: «Зима» В. Карасевой Цель:Учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяжности. | (Музыка «Камертон») Слушание: «Снег,снежок» В.Костенко Цель:Уметь дослушать песню до конца | ||
Декабрь | (Рисование «Детство») Тема: «Цыплята и одуванчики» Задачи: Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыпленка и одуванчик нетрадиционным способом (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. | (Аппликация «Лыкова») Тема: «Рыбки в аквариуме». Задачи: Составление линейной композиции из рыбок, чередующие по цвету. Оформить аквариум плавающими рыбками. | 3 неделя «Мой домашний питомец» |
(Музыка «Детство») Слушание: « Киска» Н Бордюг Цель: Учить детей вслушиваться, дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. | (Музыка «Камертон») Пение: «Собачка» А Филиппенко Цель: Петь коллективно, слаженно,начиная точно после вступления. | ||
Декабрь | (Лепка «Детство») Тема: «Дед Мороз, Дед Мороз! Он подарки нам принёс». Цель: воспитывать у детей отзывчивость, доброту; вызвать приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником. Продолжать учить лепить простые предметы округлой формы (яблоко, апельсин, орех); сплющивать округлую форму между ладонями и превращать её в диск (печенье, пряник); делать пальцами или стекой углубление на поверхности формы; украшать вылепленные изделия. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Новогодние игрушки» Задачи: развивать творческую инициативу, помогать детям осуществлять их замысел; учить самостоятельно использовать полученные знания при создании постройки; продолжать учить сравнивать детали по цвету, форме, величине; формировать интерес к конструктивной деятельности. | 4 неделя «Новый год» |
(Музыка «Детство») Пение: « Дед Мороз» Л.Филиппенко Цель:Учить петь без крика, спокойным голосом. | (Музыка «Камертон») Муз. игра « Игра с Дедом Морозом»И Кишко Цель:Учить выполнять движения под пение педагога. | ||
Январь | (Лепка «Детство») Тема: «Саночки» Цели: продолжать знакомить детей с Зимними забавами в рождественские праздники. Совершенствовать умения раскатывать пластилин между ладонями (столбик); воспитывать у детей сочувствие, желание помочь. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Дорожка для лыжника» Задачи: Продолжать знакомить с деталями конструктора. Закреплять умение соединять кирпичики. Познакомить детей со способом построения изгибающейся дорожки. Развивать умение работать в коллективе. | 2 неделя «Рождество» |
(Музыка «Детство») Пение: «Санки»М. Красева Цель: Учить петь слаженно, не отставая и не опережая друг друга. | (Музыка «Камертон») Музыкальная игра «Катание на санках» Цель:Учить элементарным движениям под музыку. | ||
Январь | (Рисование «Детство») Тема: «А у нашего двора Снеговик стоял с утра» Цель: упражнять детей в рисовании предметов круглой формы, учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз и слева направо всем ворсом кисти. | (Аппликация «Лыкова») Тема: «Весёлые снеговики» Программные задачи: Научить детей видеть снег в белой бумаге, ее комочках и обрывках. Учить преобразовывать пейзажную композицию с помощью дополнения ее новыми элементами и объектами, такими как снеговики и снежинки; Учить сминать пальцами бумагу (салфетки) в маленькие и большие комочки разных величин; создавать из них образ снеговика. Развивать слаженность в действиях детей при выполнении общей пейзажной композиции. | 3 неделя «Зимние забавы» |
(Музыка «Детство») Пение: «Зима»Н.Вересокина Цель:Учить правильно интонировать мелодию | (Музыка «Камертон») Танец «Зимняя пляска»Цель: Учить выполнять элементарные движения под музыку | ||
Январь | (Лепка «Детство») Тема: «Принимаем гостей, готовим угощение» Программное содержание: Упражняться в скатывании пластилина прямыми движениями между ладонями и соединениями концов полученного столбика в виде кольца. Развивать умение выбирать из названного круга предметов содержание своей лепки. Закреплять умение лепить аккуратно. Воспитывать самостоятельность. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Тема: «Домик — теремок» Задачи: учить детей сооружать постройки из строительного материала, ставить кирпичики плотно друг к другу, делать постройку с перекрытиями. Развивать элементарное умение отражать в постройках представление о знакомых предметах. Воспитывать желание обыгрывать постройку. | 4 неделя «Каникулы» |
(Музыка «Детство») Слушание: «Пирожки» А.Филиппенко Цель:Учить самостоятельно узнавать песню по вступлению или мелодии. | (Музыка «Камертон») Слушание: «Пирожок» Е.Тиличеевой Цель: Учить самостоятельно узнавать знакомую песню. | ||
Февраль | (Рисование «Детство») Тема: «Избушка трёх медведей» (коллективная работа) Цель: познакомить детей с иллюстрациями Ю. Васнецова к сказке «Три медведя»; учить рисовать избушку , используя средства выразительности (цвет, форму). Упражнять в изображении ёлки. Развивать наблюдательность. | (Аппликация «Лыкова») Тема: «Вкусный сыр для медвежат» Задачи: вызвать интерес к обыгрыванию сказочной ситуации деления сыра на части; учить детей делить бумажный круг пополам; показать приёмы оформления «сыра» дырочками – приклеивать круги и овалы. Развивать восприятие формы и пропорций. | 1 неделя «Дикие животные» |
(Музыка «Детство») Пение: «Зайка» В.Карасевой Цель:Учить правильно интонировать мелодию. | (Музыка «Камертон») Слушание «Марш медведя» Н. Мурычева Цель:Учить внимательно слушать произведение | ||
Февраль | (Лепка «Детство») Тема: «Чашка для парного молока, чтобы покормить детёнышей» Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к животным, интерес к ним. Учить лепить из круглой формы чашку путём вдавливания пластилина, сглаживать поверхность мокрой тряпочкой. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Строим ферму» Задачи: закрепить умение детей замыкать пространство, ритмично располагать кирпичики на плоскости их узкой короткой стороной, чередовать их по цвету, развивать воображение, выбирать необходимые детали, сравнивать детали. | 2 неделя «Домашние животные» |
(Музыка «Детство») Пение: «Серенькая Кошечка»В Витлина Цель:Упражнять в умении петь протяжно, ласково. | (Музыка «Камертон») Слушание: «Белые гуси»М. Красев Цель:Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песню. | ||
Февраль | (Рисование «Детство») Тема: «Праздничный салют для пап к 23 февраля» Задачи: развивать мелкую моторику, используя нетрадиционные способы рисования: пальчиковые краски, ватные палочки, губки. Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека; Воспитывать желание делать подарки родным людям, умение трудиться коллективно. | (Аппликация «Лыкова») Тема: «Праздничная открытка» Задачи: познакомить детей с государственным праздником «День защитника Отечества»; учить составлять композицию при наклеивании готовых форм; развивать эстетическое восприятие; развивать самостоятельность; воспитывать доброе отношение к папе (дедушке, стремление сделать красивую вещь (подарок) своими руками; вызвать чувство гордости за своего отца (деда). | 3 неделя «День защитника Отечества» |
(Музыка «Детство») Пение: «Молодой солдат» В.Карасевой Цель: Учить петь слаженно,четко проговаривая все слова. | (Музыка «Камертон») Слушание: « Мой папа» Н.Мурычева Цель: Учить дослушивать песню до конца | ||
Февраль | (Лепка «Детство») Тема: «Жираф» Цель: Формировать умение скатывать кусочки пластилина ладошками на дощечке. Научить детей соединять детали (шар,цилиндр) и вылепливать животное. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие. Воспитывать умение откликаться на игровую ситуацию. . | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Слон» (коллективно). Задачи: - учить детей конструировать из бумаги в технике оригами слона; - закреплять умение сгибать лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба; - развивать память, внимание, фантазию, глазомер, мелкие мышцы пальцев рук; - воспитывать интерес к искусству оригами, аккуратность; умение работать в коллективе, желание помочь другим, доводить начатое дело до конца. | 4 неделя «Животные жарких стран » |
(Музыка «Детство») Музыкальная игра: « Попугай, повторяй» Цель:Учить иммитировать голосом звукоподражания. | (Музыка «Камертон») Муз-ритмическая игра: « Мы веселые мартышки» Цель:Учить выполнять сюжетно- образные действия в играх по показу взрослого. | ||
Март | (Рисование «Детство») Тема: «Для мамы расчёску я нарисую – Порадую милую, дорогую…» Цель: воспитывать любовь к маме, желание порадовать её; учить наносить штрихи и проводить прямые длинные и короткие линии; учить рисовать карандашами с одинаковой силой нажима. | (Аппликация «Лыкова») Тема: «Букет цветов для любимой мамочки» Задачи: познакомить с бумажным фольклором как видом народного декоративно - прикладного искусства. Вызвать интерес к созданию красивых композиций из цветов по мотивам народной аппликации (букет, вазон, гирлянда). | 1 неделя «Международный женский день »» |
(Музыка «Детство») Пение: «Маму поздравляют малыши» Т. Попатенко Учить петь проговаривая все согласные в конце слов. | (Музыка «Камертон») Слушание: «Бабушка» Н.Мурычева Цель:Вызвать эмоциональный отклик. | ||
Март | (Лепка «Детство») Тема: «Лепка автомобиля» Цель: Формировать умение лепить машины из раскатанных шаров; Продолжать учить детей, лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Транспорт» (автобус и грузовик). Задачи: учить создавать более сложные постройки, комбинируя детали по- разному; продолжать учить различать и называть строительные детали. | 2неделя «Транспорт» |
(Музыка «Детство») Пение: «Самолет»Е.Тиличеевой Цель:Выработать устойчивое слуховое внимание,Развивать навык точного интонирования.. | (Музыка «Камертон») Слушание: « Ты куда, трамвай»А. Филиппенко Цель:Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость детей на песню веселого характера. | ||
Март | (Рисование «Детство») Тема: Зайчиха с зайчатами Цель: Учить согласовывать содержание общей картинки, рисовать зайцев, добиваясь правильной передачи строения, окраски; располагать рисунок на всем листе. | (Аппликация «Лыкова») Тему: «Сказки про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка Цель: Продолжать учить согласовывать содержание общей картинки, выполнять аппликацию зайцев, располагая их на всем листе. | 3 неделя «Кукольный театр» |
(Музыка «Детство») Слушание: «Кукла» М Старокадомский Цель: Учить элементарно воспринимать выразительность музыки. | (Музыка «Камертон») Слушание: « Клоуны» Д Кабалевский Цель:Развивать музыкально- сенсорное восприятие музыки | ||
Март | (Лепка «Детство») Тема: «Друзья для пернатые» Программное содержание: Учить скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями. Побуждать называть разновидность птиц. Воспитывать доброжелательное отношение к пернатым, вызывать сочувствие к ним и желание помочь. Продолжать развивать интерес к лепке. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Скворечник» Задачи: закреплять умение сравнивать и анализировать постройки; учить преобразовывать постройки, добавляя детали; закреплять знание строительных деталей. | 4 неделя «Птицы» |
(Музыка «Детство») Пение: « Воробей» А Филиппенко Цель: Исполнять песню естественным голосом, начинать и заканчивать фразы одновременно с музыкой. | (Музыка «Камертон») Слушание: « Птичкина песня» Н Бордюг Цель:Учить элементарно воспринимать выразительность музыки. | ||
Апрель | (Рисование «Детство») Тема:«Солнышко и дождик» Задачи: Закреплять знания о времен года, познакомить с коричневым цветом, познакомить с разные приемами изображенияземли, прививать интерес к рисованию, радоваться полученному результату, развивать воображение, воспитывать аккуратность в работе. | (Аппликация «Лыкова») Тема: «Солнечная полянка» Цель: Закрепить умение приклеивать деревья, побуждать дорисовывать по представлению лесную полянку, добиваться выразительной передачи цветущих деревьев. | 1 неделя «Солнышко и чудеса» |
(Музыка «Детство») Пение: « Петушок» Вобр.М.Красева Цель:Петь естественным голосом . | (Музыка «Камертон») Слушание: « Воробей» А.Филиппенко Цель:Воспитывать умение прислушиваться к изменениям в характере музыки. | ||
Апрель | (Лепка «Детство») Тема: «Сказка в гости к нам пришла». | (Конструирование «Лыкова») Тема: Конструирование по замыслу. Задачи: закреплять полученные умения детей; создавать условия для проявления самостоятельности, творческих способностей. | 2 неделя «Мои любимые книжки» |
(Музыка «Детство») Пение : « Курочка» Т Попатенко Цель:Учить четко произносить слова и словосочетания в процессе интонирования | (Музыка «Камертон») Слушание: «Сказочка» С Майкапар Цель:Развивать музыкально- сенсорное восприятие музыки. | ||
Апрель | (Рисование «Детство») Тема: «Знакомство со светофором» | (Аппликация «Лыкова») Тема:«Мой волшебный грузовик» Цель: Учить детей создавать образ аппликации из готовых деталей. Вызывать желание работать с клеем и бумагой. Повторение геометрических фигур. | 3 неделя «Безопасность на улице» |
(Музыка «Детство») Цель:Правильно произносить согласные в словах. | (Музыка «Камертон») Музыкально подвижная игра «Светофор» Цель: учить двигаться под музыку передавая ее характер | ||
Апрель | (Лепка «Детство») Тема: Чудо – дерево» Цель: закрепить навык отщипывания маленьких кусочков пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга на картонной основе дерева; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Почки и листочки» (ручной труд) Задачи: закрепить знания о ткани, бумаге, вате; воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | 4 неделя «Деревья и кусты» |
(Музыка «Детство») Пение: « Елочка» Н. Бахмутовой Цель:Правильно произносить согласные в словах. | (Музыка «Камертон») Слушание: « Во поле береза стояла» Цель:Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. | ||
Май | (Рисование «Детство») Тема: «К нам весна шагает» Задачи: совершенствовать умения и навыки детей в технике «оттиск» поролоном, тычком жесткой кисти, примакивание кисти к бумаге; воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы, | (Аппликация «Лыкова») Тема: "Что весной творится..." Задачи: создать радостное настроение от прихода весны, украсить группу; развитие мелкой моторики, цветового восприятия, тактильного восприятия, воображения. Развитие интереса к аппликации; воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, любовь к природе. | 1 неделя «Весна» |
(Музыка «Детство») Пение: « Веснянка» А Филиппенко Цель:Петь естественным голосом, начинать и заканчивать пение всем одновременно. | (Музыка «Камертон») Слушание: « Здравствуй веснушка – весна»Е Гомонова Цель:Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение | ||
Май | (Лепка «Детство») Тема: « Цветы в вазе» Цель : Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Мимоза» Цель: Продолжать знакомство со свойствами мягкой бумаги. Развивать мышление (учить замещать цветы мимозы бумажными комочками желтого цвета; «конструировать» изображение ветки мимозы, дополняя изображение ветки с опорой на смысловой контекст художественной композиции, выполненной воспитателем. Развивать воображение (осваивать действие «опредмечивания» - учить «видеть» признаки реальных цветов в круглых бумажных комочках и называть их) Учить создавать живописную композицию, используя изобразительные средства выразительности.Упражнять детей сминать пальцами маленькие комочки - цветы (3-5 штук) и «конструировать» из них изображение, развивать мелкую моторику рук. | 2 неделя «Цветы» |
(Музыка «Детство») Пение: « Цветики» В Карасевой Цель:Воспроизводить голосом звуки легко,мягко, без крика и напряжения. | (Музыка «Камертон») Пение: « На лужайке» А Гречанинов Цель:Учить передаватьхарактер песни в пластических импровизациях | ||
Май | (Рисование «Детство») Тема: «Божья коровка» Программное содержание: Учить детей рисовать выразительный образ насекомого. Продолжать учить создавать композицию на основе зеленого листочка. Усовершенствовать технику рисования гуашью, умение объединять два инструмента рисования – кисточка и ватная палочка. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Разноцветные бабочки» (ручной труд) Цель: Развивать интерес к лоскутной аппликации как виду деятельности: продолжать учить составлять рисунок из готовых форм, закреплять умение наклеивать форму из ткани на картонную основу; | 3 неделя Насекомые» |
(Музыка «Детство») Пение: « Жучок» А Филиппенко Цель:Продолжать работать над навыком чистого интонирования. | (Музыка «Камертон») А.Рустамова Цель:Учить реагировать на веселую песню. | ||
Май | (Лепка «Детство») Тема: «Пластилиновое чудо» - картина на плоскости. Цель: вызвать интерес к рисованию пластилином, упражнять в размазывании, расплющивании деталей изображения. | (Конструирование «Лыкова») Тема: «Лодочка» Задачи: Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, повторяя за ним отдельные фразы, слова; закреплять навыки конструирования лодки из кирпичиков и призм; знания об основных цветах: красном, синем, желтом, зелёном; Воспитывать внимание, сосредоточенность, усидчивость; желание принимать активное участие в постройке. | 4 неделя «Лето» |
(Музыка «Детство») Пение: « На зеленом лугу» р.н.м. Цель: Учить петь четко произнося все согласные и гласные. | (Музыка «Камертон») Слушание: « Дождик» И.Кишко Цель:Учить дослушивать песню до конца. |
6. Требование к результатам освоения программы.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. К четырём годам при успешном освоении программы достигается следующий результаты по «Художественному творчеству» - ребенок проявляет активный интерес к восприятию эстетических свойств предметов и явлений, желание рассматривать их и действовать с ними. Наблюдается эмоциональный отклик, выражение удовольствия, радости в мимике, движениях, словах.
Ребенок способен дать оценку, используя, характеризующие образ. Называет основные сенсорные признаки предметов, узнает яркие эмоциональные состояния, их внешнее выражение. Проявляет интерес к изобразительной деятельности: понимает, что значит нарисовать, слепить, построить, выполнить аппликацию. Знает отдельные изобразительные материалы, их свойства, владеет техническими и формообразующими движениями. Проявляет самостоятельность, творчество в подборе цвета, дополнении образа детали.
По разделу «Музыка» ребенок вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения и эмоциональные отклики на характер, и настроение музыки.
В движении передает различный метроритм. Активен в элементарном музицировании. Владеет приемами игры в две ложки, бубенцах. Может спеть знакомую песенку с музыкальным сопровождением.
7. Информационно методическое оборудование.
По программе «Художественно – эстетическое развитие» » используются следующие материалы:
- интерактивная доска
- ноутбук
- говорящие ручки «Знаток»
- словари и книги к комплекту говорящих ручек
- программное обеспечение к интерактивной доске интерактивное пособие компьютерная игра «Игры маленького гения»
- программное обеспечение к интерактивной доске интерактивное пособие компьютерная игра «Уроки маленькой феи»
- говорящая азбука – планшет
- дидактические игры на
- интерактивная игрушка «Тимофей»
-музыкальные коврики
-детские музыкальные инструменты
-детские инструменты для шумового оркестра
-электронное пианино
-музыкальный центр
-музыкально- дидактические игры
8. Список литературы.
1. Т.И Бабаева, З.А. Михайлова, В.И. Логинова «Детство» 2004.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
3. Комплексные занятия в младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель»,2004. – 316 с. Т.М. Бондаренко
4. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
5.Т.С. Комарова занятия по изобразительной деятельности в детском саду Москва Просвещение 1991.
6. Э.П. Костина «Камертон» Москва Просвещение 2004
7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. (образовательная область «Художественное творчество»):учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2012.- 144 с., переизд.
8. З.В. Лиштван «Конструирование» Москва Просвещение 1991
9. Т.М. Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь» Москва Просвещение 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...