Психологическая готовность выпускников детского сада
материал на тему

Аналитическая справка о психологической готовности выпускников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologich.gotovnost_vypusknikov.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая   справка

«О результатах  уровня готовности дошкольников к школьному обучению»

Апрель – май 2016 г.

    На основании приказа № 73-о от 30.03.2016 г. в период с 1.04.2016 г. по 31.05.2016 г. проведена психологическая диагностика готовности выпускников дошкольного учреждения к школьному обучению.    

 

  Цель диагностической программы: изучение сформированности предпосылок учебной деятельности.

   

  Задачи:

1.Изучение уровня познавательного развития:

- Кратковременная зрительная и речевая память;

- Понятийное интуитивное и логическое мышление;

- Способность  сосредоточенно работать;

- Зрительно-моторная координация.

     

    Контингент: дошкольники 6-7 лет, поступающие в первый класс.

    Диагност: педагог – психолог:  Жигалова О.Н.

     

    Для исследований использовался  диагностический блок Л.А.Ясюковой «Методика определения готовности к школе». Данная диагностическая программа позволяет рассматривать      готовность ребенка к школе не только как возможность обучаться в 1 классе, но и более широко – как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы.

    В период с  1.04.16 г. по 31.05.16 г. психолого – педагогическая  диагностика  готовности к школьному обучению была проведена с 23 воспитанниками, поступающими в первый класс в 2016-2017 учебном году.

          Результаты проведенных диагностических мероприятий свидетельствуют о следующем:

   Произвольное внимание и работоспособность (Тест Тулуз-Пьерона).

84%  детей способны принять  темп учебной работы и сохранять удовлетворительную работоспособность в течение  учебной деятельности на уроке.

16% имеют низкую скорость переработки информации и низкую внимательность.

Характер проявления низкой работоспособности следующий:

- Высокий темп деятельности при низком качестве работы;

- Медлительность в деятельности с высокой точностью и качеством работы;

-Общая медлительность интеллектуального характера, т.е. слабое интеллектуальное развитие замедляет осознание, анализ и процесс оперирования изучаемым материалом.

Возможные причины:

- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы;

- Высокий уровень  личностной тревожности;

- Недостаточное развитие понятийного мышления;

- Психо-физиологические особенности детей.

   Зрительно – моторная координация (Тест Бендер).

72% диагностируемых  имеют достаточное развитие зрительно-моторной координации.  Данные дошкольники умеют ориентироваться в своей работе на образец, анализируют пространственное расположение  объектов. Это является важнейшей предпосылкой успешности в письменных работах.

22% дошкольников имеют слабый уровень развития зрительно-моторной  координации.    Им трудно дается оперативная координация зрительного образа и движения руки. Как следствие: трудности в  пространственном расположении материала на рабочем листе, сложности при обучении письму, нелепые ошибки на письме.

6% дошкольников имеют значительные нарушения зрительно-моторной координации.  Рисунки грубо не соответствуют образцам. Обязательно требуется консультация невропатолога.

Причины:

- Недостаточное развитие моторных навыков;

-  Органические и функциональные нарушения мозга.

Речевая память (тест 10 слов).  

33% дошкольников продемонстрировали развитие речевой памяти на уровне выше среднего;

61% - на среднем уровне;

6% имеют патологию.

     Таким образом, 94% детей успешно воспринимают информацию, заданную в речевом формате.

6%  имеют слабую речевую память. Эти дети смогут  воспринимать речевую информацию только при ее 2-3 кратном дублировании.

Возможные причины:

- слабое речевое развитие;

- абсолютное доминирование кинестетической или визуальной репрезентативной системы;

- высокий уровень личной тревожности;

- сочетание общей инфантильности ребенка с высокой беспечностью.

     Возможно сочетание нескольких причин.

Зрительная память (тест 16 картинок).

45% имеют средний уровень развития произвольного зрительного запоминания;  

27% продемонстрировали уровень выше среднего;

28% - высокий уровень.

     Таким образом, можно говорить о наличии структурной зрительной памяти у 88% дошкольников.

12%  слабо воспринимают и запоминают зрительные стимулы. Для них осложнена работа с картинками, иллюстрациями. Перенасыщение урока таблицами и картинками создает еще большие трудности. Наличие наглядной информации не будет улучшать запоминание материала, напротив, ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятия и запоминания.

Возможные причины:

- недостаточное развитие внимания, что снижает качество работы в целом;

Мышление

     Базой для усвоения школьных знаний является понятийное интуитивное и логическое мышление. Данное исследование показывает следующий уровень развития:

Понятийное интуитивное мышление:

Высокий уровень – 0%;

Выше среднего – 22%.

     Соответственно, 31% дошкольников имеют необходимые задатки для развития полноценного понятийного мышления.

Средний уровень – 44%, свидетельствующий о наличии необходимых зачатков для развития полноценного понятийного мышления.

Слабый уровень – 22%. 3% имеют патологию. Они не только не способны самостоятельно разобраться в каких – либо научных построениях школьной программы, но и не видят смысла в том, что им придётся делать на уроках.

Понятийное логическое мышление:

Средний, выше среднего, высокий уровни развития – 88%. Они способны понимать смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике.

Слабый уровень – 12%. Таким образом, 12% дошкольников не могут работать по правилу. Они могут его вызубрить, но не умеют применять и делают ошибки. Правило может быть использовано только на материале, на котором оно было объяснено, либо используется  там, где оно не работает.

Адаптационные резервы изучались на основе следующих параметров:

Личностная тревожность.

34%  имеют средний уровень тревожности. Неопределенные ситуации воспринимаются детьми в положительном ключе и не содержат эмоционально дестабилизирующего фактора.

66% детей имеют выше среднего и высокий уровень тревожности.

Возможные причины:

- наличие ситуации неопределенности и ожидание перемен при поступлении в школу;

- нарушение положительного эмоционального контакта с ближайшим социальным окружением;

- нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы.

0% - слабый уровень тревожности. Это, как правило, дети отличающиеся неадекватностью и инертностью поведения.

Настроение

86% детей демонстрируют стабильность благоприятного эмоционального состояния. Эти

дошкольники веселы и оптимистичны. Характерно преобладание положительных эмоций.

14% детей на момент исследования имеют плохое настроение. Это свидетельствует о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. В дальнейшем это может быть одним из признаков дезадаптации.

Энергетический баланс организма.

67% первоклассников показали оптимальную работоспособностью. Предстоящая нагрузка  будет соответствовать их психофизиологическим возможностям. Образ жизни позволяет полностью восстанавливать затраченную энергию.

30% имеют компенсируемое состояние усталости. Они  восстанавливают оптимальную работоспособность за счет периодического снижения активности.

3% имеют дисбаланс психофизиологической энергии, свидетельствующий  о неадекватности предстоящей нагрузки.

Возможные причины:

- состояние здоровья, наличие хронических заболевания;

- переутомление, связанное с нерациональным ритмом жизнедеятельности и нагрузкой.

Эмоциональное отношение к процессу школьного обучения и общения.

     При поступлении в школу дети ассоциируют школьную среду со следующими цветами:

Желтый цвет - 43% чувствуют  себя комфортно в дошкольном детстве и того же ожидают от школы.

Красный цвет - 26% в среднем в детском саду предпочитают активную позицию, инициативу в деятельности. Такая же установка сохранилась в отношении школы.

Зеленый цвет - 27% детей в школе надеются утвердиться как личности, достойные похвалы и уважения. Уверены, что их способности будут оценены по достоинству.

Черный цвет - 2% детей чувствуют себя в детском саду  дискомфортно. Проявляют скрытый, либо явный протест.

Серый цвет - 2% безразлично относятся ко всему, что связано с детским садом.

     Можно утверждать, что 4% детей, выбравших черный и серый цвета, уже имеют запущенный механизм дезадаптации, который может проявиться в школьной среде.

     Ожидания в отношении общения с педагогами демонстрируют следующие:

 

Красный и желтый цвет

53% дошкольников готовы занять активную, жизнерадостную позицию и ожидают состояния  комфорта при общении с педагогом. В силу возрастных психологических особенностей авторитет взрослых на данный момент является доминирующим. Поэтому аналогичная установка в отношении сверстников присутствуют в меньшей степени.

33% - пребывают в состоянии комфорта и активной позиции в среде сверстников.

Зеленый цвет

Здоровые самоутверждающие амбиции  и стремления испытывают:

35% - рядом с учителем;

12% - в среде сверстников.

Черный цвет – 0% имеют значительные сложности, протест в общении с ближайшим социальным окружением.

Коричневый цвет 

0% ожидают состояние переутомления и тревоги от общения со сверстниками.

0% - в отношениях с учителями.

Фиолетовый цвет

6% детей от педагога ожидают особого тепла, внимания, заботы. Эти дети предпочли занять рядом с учителем позицию ребенка – дошкольника и сохраняют инфантильную позицию в общении со сверстниками.

      Рассматривая эмоциональные установки детей в отношении семьи, выделяются следующие тенденции:

Красный и желтый цвет - 23% детей чувствуют себя комфортно: активны, жизнерадостны, оптимистичны.

Фиолетовый цвет - 7% заняли инфантильную позицию: капризы, слезы, потребность в опеке, перекладывание ответственности на окружающих.

Черный цвет - 11% ощущают дискомфорт в среде семьи, выражают протест, либо пребывают в состоянии конфликта.

Коричневый цвет - 0% испытывают утомление и тревогу  от общения с родителями.

Серый цвет - 6% отмечают недостаток внимания со стороны родителей.

     Таким образом, 17% дошкольников, выбравших серый, коричневый и черный цвета, в той или иной степени испытывают дискомфорт в среде семьи.

Возможные причины:

- характер воспитания в семье;

- отрицательный опытом взаимодействия в дошкольном детстве;

- эмоционально-личностная сфера, психофизиологическими особенности детей.

ВЫВОДЫ:

       Анализируя результаты диагностики готовности к школьному обучению, следует акцентировать внимание на следующих положительных моментах:

- 84%  детей способны принять  темп учебной работы и сохранять удовлетворительную работоспособность в процессе  учебной деятельности на уроке;

- 74% диагностируемых демонстрируют достаточное развитие зрительно – моторной координации;

- 94% имеют достаточный объем речевой памяти;

- 56% - зрительной памяти;

- 58% обладают навыками самостоятельной интеллектуальной деятельности;

- 80% справляются с логическими заданиями, умеют работать по алгоритму;

   

Характеризуя эмоциональное состояние и установки, необходимо отметить следующее:

- 27% имеют регулируемое состояние тревожности,  испытывают эмоционального напряжения в ближайшем социальном окружении;

- 73%  имеют хорошее настроение, удовлетворены текущим положением дел;

-82% демонстрируют оптимальную работоспособностью. Эти дети отличаются бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам;

- 47% имеют позитивные эмоциональные установки в отношении школы и связанной с ней социальной средой.

     Эмоциональное состояние и характер взаимодействия с ближайшим социальным окружением будут осложнять прохождение адаптационного периода у ряда обучающихся в силу следующих особенностей:

- 27% детей обнаруживают неадекватную реакцию на тревожные стимулы;

-  14% детей на момент исследования имеют пониженное настроение;

- 18% имеют недостаточные психофизиологические резервы для адаптации к учебной нагрузке и среде общения;

- 17% -  чувствуют психологический барьер в общении со взрослыми;

- 22% - в общении со сверстниками.

       Полученные результаты необходимо учитывать при организации учебной деятельности в период адаптации. А именно:

Произвольное внимание и работоспособность:

- Наращивание темпа деятельности должно проходить поэтапно по мере автоматизации и свертывания  отрабатываемых навыков.

-Дифференциация причин нарушения внимания, через анализ особенностей психофизиологического развития детей;

- Своевременная смена видов деятельности, использование релаксационных пауз и упражнений на мобилизацию позволит поддерживать оптимальную работоспособность обучающихся в течение учебного дня.

Зрительно-моторная координация:

- Постепенное приучение детей к речевому самоконтролю, внимательной поэлементной проверке собственной работы, сличению ее с образцом.

- Обучение визуальному анализу, используя поэлементное письмо в специально расчерченном поле (как при перерисовывании картин с помощью мелкой клетчатой сетчатки).

- Обведение образцов букв или слов через кальку.

Произвольное запоминание: 

- Развитие произвольной речи, обогащение словарного запаса. Активизация речи расширяет возможности всех связанных с ней психических процессов;

- Обучение визуалов и кинестетиков   проговариванию всего, что они видят и делают;

- Оптимизация процесса  адаптации высокотревожных детей к школе. В этом случае нервная зажатость, оказывающая  депрессирующее  влияние на память пройдет;

- Рациональное использование зрительных стимулов в ходе учебной деятельности.

Понятийное интуитивное и логическое  мышление:

- Обучение навыкам работы с текстом, графическому выражению закономерностей.

Повышение адаптационных резервов требует работы в следующих направлениях:

Личностная тревожность:

- Повышение самооценки;

- Снижение психофизиологического напряжения;

- Исключение авторитарного стиля общения с детьми;

- Учет особенностей нейродинамики тревожных детей.

Психофизиологический ресурс:

- Постановка вопроса о состоянии здоровья детей, т.к.  переутомление может быть  связано с хроническими заболеваниями.

- Установка единства требований семьи и школы для  нормализации темпа деятельности, режима труда и отдыха,  снижения нагрузок.

Взаимодействие с ближайшим социальным окружением:

- Создание условий для личностного самовыражения в новом социальном окружении;

- Формирование классного коллектива;

- Установка единства требований семьи и школы.

Для организации работы по вышеуказанным направлениям необходимо:

1. Провести консультации с педагогами подготовительных групп с 20.05.16 г. по 31.05.16 г. по следующим темам:

«Психолого-педагогическая работа по предупреждению дезадаптации у первоклассников»;

«Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период социально-психологической адаптации».

2. Рекомендовать воспитателям в своей работе методическую копилку педагога-психолога для оптимальной организации учебно-воспитательной работы.

3. Провести групповые консультации для родителей по результатам проведенного диагностического исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность выпускников детского сада к обучению в школе

В статье раскрывается методологическая основа изучения вопроса мотивационной готовности к обучению в школе, критерии сформированности "позиции школьника", результаты обследования выпускников ДОУ по ве...

Консультация для родителей: "Психологическая поддержка выпускников детского сада. Рекомендации родителям."

При переходе из детского сада в школу ребенок переживает стресс: взрослые оценивают его способности, когда распределяют роли на выпускной праздник и проверяют готовность к...

Рекомендации родителям"Психологическая поддержка выпускника детского сада "

Дети, которые переходят из детского сада в школу, нуждаются в психологической поддержки родителей. Мамы и папы могут помочь будущему первокласснику избежать негативных переживаний. о том, что рекоменд...

Психологическая поддержка выпускников детского сада. Рекомендации родителям

Психологическая поддержка выпускников детского сада. Рекомендации родителям...

Психологическая поддержка выпускников детского сада. Рекомендации родителям.

Психологическая поддержка выпускников детского сада. Рекомендации родителям.При переходе из детского сада в школу ребенок переживает стресс: взрослые оценивают его способности, когда распределяют роли...

Психологическая поддержка выпускников детского сада

При переходе из детского сада в школу ребенок переживает стресс: взрослые оценивают его способности, когда распределяют роли на выпускной и проверяют готовность к школе. Дети беспокоятся, капризничают...

Психологическая поддержка выпускников детского сада. Рекомендации родителям.

При переходе из детского сада в школу ребенок переживает стресс: взрослые оценивают его способности, когда распределяют роли на выпускной и проверяют готовность к школе. Дети беспокоятся, капризничают...