Рабочая программа. 2015-2016 учебный год.
рабочая программа на тему

Иванова Наталья Геннадьевна

Рабочая программа. Ориентирована на работу с детьми от 1.6 до 2 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_gruppa.docx71.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ГРУППА № 4. РАННИЙ ВОЗРАСТ.

Возраст детей от 1.6 до 2 лет.

Составила воспитатель группы: Иванова Н.Г.

СПб 2015 – 2016 уч.г.

Содержание.

  1. Целевой раздел

1.1Пояснительная записка

  1. Цели и задачи программы
  2. Принципы и походы к формированию программы

1.2Планируемые результаты освоения программы

      2.Содержательный раздел                                                                                                                

2.1  Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка

2.2 Развитие игровой деятельности

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы
  2.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

     3.Организационный раздел

          3.1 Материально – техническое обеспечение   программы  

          3.2  Организация распорядка дня                                                                                                                    

          3.3Особенности организации развивающей предметно –пространственной среды                  

  4. Дополнительный раздел

      4.1 Требования к условиям реализации программы

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Актуальность Программы.

Данная рабочая программа группы – локальный акт образовательного учреждения, разработана на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Сан. ПиН. 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013, приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014  « Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности  по основным  общеобразовательным программам дошкольного  образования», приказа Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155 « Об утверждении ФГОС ДО»,  Законом Российской Федерации «Об образовании», «Положением о дошкольных образовательных учреждениях», утвержденным Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2011 года №2562; «Конвенция о правах ребёнка»,

программой  «От рождения до школы» под ред.     Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.   МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.,  основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, годового плана работы учреждения на 2015-2016 учебный год.

Рабочая Программа соответствует принципам существующей в нашей стране государственной политики в области системы  дошкольного образования, ориентирована на выполнение социального заказа в сфере образования и удовлетворения потребностей ребёнка, его родителей и педагогов.

Главная задача Рабочей Программы заключается в реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.  В соответствии с этим  основной целью Рабочей Программы является построение  системы педагогической  деятельности (планирование, организация и  управление  образовательным процессом),  обеспечение гарантий качества содержания, создания условий практического освоения технологий,  способов педагогической деятельности,  обеспечение индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей.

Содержание Рабочей Программы отражает реальные условия группы,  возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Приоритетным направлением работы группы раннего возраста является – создание условий  для социальной адаптации и ранней социализации детей.

Режим работы группы – пятидневный с 7.00 до 19.00, с 12 часовым пребыванием детей. Выходные дни  - суббота, воскресенье, государственные праздники.

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. На протяжении 2-го года жизни в организме ребёнка происходят значительные изменения и в физическом, и в умственном развитии.

Наиболее характерной особенностью поведения ребёнка этого возраста является высокая двигательная активность, эмоциональность, большой интерес к окружающему миру, большая потребность в частом общении со взрослым.

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200 – 250 г., а в росте – 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования составляет 4 – 4,5 часа.

На развитие основных движений ребёнка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш часто падает при ходьбе, не всегда может во время остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы  ребёнку трудно долго выполнять однотипные движения.

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться в помещении и на прогулке, обходить и перешагивать через препятствия. Подвижность ребёнка порой даже мешает ему, сосредоточится на спокойных занятиях.

Ведущим видом деятельности ребёнка раннего возраста является предметная деятельность, а ситуативно – деловое общение с взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребёнок  осваивает общественно – выбранные способы действий с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребёнка, но и источником его деятельности.

Познание окружающего мира ребёнком начинается через ощущения, которые формируют начальные представления о предметном мире. Поэтому важным  процессом в развитии познавательной сферы ребёнка второго года жизни является развитие процесса восприятия.

При обучении  и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками и предметами, знакомятся с основными признаками и свойствами предметов.

Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметами (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года  активный словарь состоит уже 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребёнка, а речь малыша становится основным средством общения с взрослым.

В данном возрасте проводится совместная непосредственно  образовательная деятельность,  где малышей приучают слушать и отвечать на вопросы. Следить за тем, что делает и показывает взрослый, пытаться всё аналогично повторить. Побуждают выполнять задания воспитателя, подражать его словам и действиям.

Малыш, овладевает умением, самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

Важную роль в развитии ребёнка играет правильно организованный режим дня. Режим дня организует поведение детей, создаёт у малышей ощущение благополучия, вносит ритм в работу  нервной системы. При его выполнении вырабатываются условные рефлексы на время, режимные моменты. Благодаря этому организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности.

При проведении режимных процессов необходимо соблюдать принцип последовательности и постепенности.

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования различных умений, навыков и поведения. Уже

впервые годы жизни перед детьми открывается мир человеческих отношений. Они осваивают простейшие правила поведения. У них формируются вкусы, привычки и привязанности.

В возрасте 1 – 2 года начинает раскрываться индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, творчество и т. д.

Решающим в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, то есть общение, обучающие взаимодействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они учитывают общие закономерности развития детей этого возраста, индивидуальные особенности. Это позволяет определить направление ближайшего развития.

Главными задачами педагогического процесса этого возраста является амплификация (обогащение) развития, реализация принципов гуманизации, которые ориентируются не на усредненную личность, а на индивидуальность каждого ребенка.

1.1.1 Цели и задачи программы

Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания  ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее психических и физических качеств в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями,  подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности  жизнедеятельности  дошкольника, подготовка  к обучению в школе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности:  игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения (развития речи).

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

  • Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии  с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их и интеграция в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного  процесса;
  • Творческая организация (креативность) воспитательно – образовательного  процесса;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • Развитие устойчивого познавательного процесса;
  • Развитие основных когнитивных процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания;
  • Развитие различных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно – образного, вербально – логического;
  • Формирование представлений о единстве многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерностях развития;
  • Развитие творческо-речевой деятельности, формирование устойчивого интереса к художественному слову, эстетического восприятия литературы;
  • Обогащение духовного мира различными средствами: музыка, пение, танцевальные движения, изобразительная деятельность, драматизация, кукольный и настольный театры;
  • Формирование эстетического отношения к окружающему миру: природы, взрослым;
  • Развитие крупной и мелкой моторики, жестикуляционной и мимической выразительности;
  • Приучение детей к выполнению правил этикета, культуры поведения и общения;
  • Формирование навыков эстетического оформления окружающего пространства.

1.1.2 Принципы и походы к формированию программы

Принципы  формирования Программы

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип критерия полноты, необходимости и достаточности;

- принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; - принцип развития ребенка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе;

- принцип реализации качественного, возрастного, культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов.

- принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений

- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

- принцип сотрудничества организации с семьёй

- принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

- принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий  ребёнка в различных видах деятельности

- принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствии условий,  требований, методов возрасту и особенностям развития)

- принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Основные подходы к формированию программы

 - Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

 - Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

 - Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

  - Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

1.2 Планируемые результаты освоения программы

Социально-коммуникативное развитие

• Ребенок со сверстниками в основном играет рядом, но может сотрудничать в предметной, игровой деятельности, может обмениваться игрушками и т.п. Отражает в игре заинтересовавшие его действия взрослого.

 • Пытается сдерживать действия, неодобряемые детьми и взрослыми.

• Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.

 • Стремится к самостоятельности при выполнении привлекательных или хорошо освоенных движений.

 • Проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений с взрослыми (выбор движения, материала, места, партнеров, длительности деятельности и т.п.). К концу года проявляется позиция «Я сам».

Познавательное развитие

• Ребенок под контролем взрослых экспериментирует с новыми предметами, использует в деятельности их свойства, опирается на простейшие сенсорные эталоны (основные формы, цвета, относительные размеры), переносит действия на новые предметы.

 • Имеет представления о предметах домашнего обихода, о человеке, детском саде, трудовых действиях взрослых, городе, транспорте.

 • Имеет элементарные представления о растениях, зависимости их роста от воды, тепла, света, основных способах ухода, о животных, о строении тела животных, способах передвижения, поведении, способах ухода, о природных явлениях.

 • Различает и использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); в сотворчестве с взрослым, а затем самостоятельно создает и увлеченно обыгрывает простейшие постройки.

Речевое развитие

• Ребенок владеет активной речью, испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге с взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.), употребляет вежливые слова.

• Умеет по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об игрушках, об изображенном на картинках, о событиях из личного опыта. В речи использует все части речи, кроме причастий и деепричастий, употребляет обобщающие слова: одежда, обувь, мебель, Согласует существительные и местоимения с глаголами и прилагательными, отчетливо произносит гласные и согласные звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных.

 • С удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье.

Художественно-эстетическое развитие

• Ребенок эмоционально откликается на эстетические особенности предметов и явлений, доступные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства. С интересом осваивает доступные для него способы изображения в рисовании и лепке, обыгрывает, рассказывает о своих работах.

 • Владеет (с разной степенью освоенности) изобразительной и пластической деятельностью. Получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями как объектами предстоящей изобразительной деятельности .

 • Испытывает чувство радости от процесса и результата художественной деятель¬ности, стремится поделиться радостью со взрослыми и детьми.

• Ребенок участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнять в паре с другим ребенком, двигается в соответствии с характером музыки.

Физическое развитие

• Ребенок отличается высокой потребностью в движении, владеет разными способами движений.

• Ходит уверенно, меняя направление и хорошо ориентируясь в пространстве. Меняет высоту и ширину шага в зависимости от препятствия. Меняет темп ходьбы, легко переходит от ходьбы к бегу и наоборот. Любит подвижные игры, умеет выполнять простые правила.

Развитие КГН

• Владеет элементарными гигиеническими умениями (мытье рук до и после еды и туалета, полоскание рта, чистка зубов), умеет одеваться, проявляет положительное отношение к гигиеническим процедурам, аккуратен.

2.Содержательный раздел

  1. Образовательная деятельность в соответствии

с направлениями развития ребёнка

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

 - речевое развитие;

- художественно эстетическое развитие;

- физическое развитие.

2.2 Развитие игровой деятельности

Содержание игровой деятельности. Игра как особое пространство развития ребенка 2-го года жизни. Основная черта игровой деятельности детей 2-го года жизни  стремление многократно повторять одни и те же действия, например, кормить куклу или катать её в коляске. Постепенно игровые ситуации насыщаются речевыми элементами, сюжетными диалогами и пояснениями. На третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссёрской игры, деятельности в которой ребёнок «как режиссер» управляет игрушками, озвучивает их, не принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового отношения детей к предметам (одушевление предмета, придание ему неспецифических значений).

Задачи развития игровой деятельности детей:

 1. Развивать игровой опыт каждого ребенка.

2. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности.

3. Поддерживать первые творческие проявления детей.

 4. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

 

• Ребенок выстраивает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий.

• Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью.

 • Игровые действия разнообразны.

 • Принимает предложения к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в самостоятельных играх.

• Охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие.

 • Ребенок отражает в игре хорошо знакомые, не всегда связанные по смыслу действия. • Игровую роль не принимает («роль в действии»).

• Игровые действия воспитателя в самостоятельной игре воспроизводит частично.    

 • Игровые действия однообразны. Предметами-заместителями пользуется только по предложению воспитателя.

• Редко включается в игру со сверстником, испытывает трудности в согласовании игровых действий.

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное  значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Итак, для инициативной личности характерно:

- произвольность поведения;

- самостоятельность;

- развитая эмоционально волевая сфера;

- инициатива в различных видах деятельности;

- стремление к самореализации;

- общительность;

- творческий подход к деятельности;

- высокий уровень умственных способностей;

- познавательная активность.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
         Поддержка индивидуальности и инициативы  обучающихся ДОУ осуществляется через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

Основой реализации Образовательной программы является развивающая предметно-пространственная среда, необходимая для реализации индивидуального потенциала  ребёнка, развития  его  во всех специфических детских видах деятельности. Предметно-развивающая среда подбиралась с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. В ДОУ она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие.  При создании предметной среды учитывали гендерную специфику и обеспечили среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Поддержка детской инициативы с использованием заинтересовывающих моментов, новых игровых материалов.

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия воспитателя с семьей .

-  Изучение отношения к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной детской деятельности  в детском саду и семье.

-  Обмен опытом воспитания в детском саду и семье, а так же решение затруднений возникающих в семейном и общественном воспитании дошкольников.

- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия воспитателей и родителей с детьми.

- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с воспитателями мероприятиях.  

- Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные направления и формы работы с семьёй.

- Индивидуальные беседы.

- Консультации.

- Анкетирование.

- Собрания – встречи.

- Оформление стендов.

- Мастер – классы.

- Совместная деятельность педагогов, детей и родителей (выставки работ).

- Совместные мероприятия  родителей с детьми: праздники, досуги, развлечения.

Сведения о семьях воспитанников группы.

Семья

Кол-во

%

Полная семья

Неполная семья

Многодетная семья

Проблемная семья

Семья с опекуном

Этническая семья (по желанию)

На основании выявленных особенностей воспитанников и их семей, воспитатели нашей группы поставили цели и задачи работы по организации воспитательно  – образовательного процесса на 2015 – 2016 уч. год. Содержание  реализация образовательной программы зависит и от контингента родителей. В зависимости от социального статуса, образования, возраста подбираются различные формы работы с родителями по реализации образовательной программы.

  1. Организационный раздел

3.1 Материально – техническое обеспечение   программы

Методическое обеспечение

Программно – методическое обеспечение  воспитательно – образовательного процесса группы № 4.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Коммуникация

« Конспекты занятий по развитию речи» Г.Я. Затулина 2008г.

« Развитие творческих способностей у детей от 1г. до 3 лет средсвами кукольного театра»  Л.Г. Михайлович 2008г.

« От рождения до школы» образовательная программа. Под  ред. М.А. Васильевой 2010г.

Познание

«Сенсорные способности малыша» Э.Г. Пилюгина 2005г.

«Занятия по сенсорному воспитанию» Э.Г. Пилюгина 1983г.

«Познание  предметного мира» З.А. Воронова 2013г.

«Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке» Т.Г Филиппова. 2013г.

Чтение художественной литературы

«Хрестоматия для маленьких» Л.Н. Елисеева 1982г.

«Хрестоматия для дошкольников» 1 том. Под  ред. С.Д. Томиловой 2014г.

СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ.

«Первые сюжетные игры малышей» Е.В. Зворыгина 1988г.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Здоровье

«Адаптация Ребёнка в детском саду» О.Г. Заводчикова 2007г.

«Как не болеть в детском саду» С.Н. Агаджанова 2009г.

«Дети раннего возраста в дошкольном учреждении» К.Л. Печёра 2004г.

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Л.В. Белкина 2004г.

Физическая культура

«Физическая культура для малышей» С.Я. Лайзане 1987г.

« Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» И.Е. Аверина 2005г.

«Малыши физкульт привет» Л.Ю. Костыркина 2006г.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

«Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т.Н. Дронова, С.Г.Якобсон  2004г.

«Лепка с детьми раннего возраста» Е.А. Янушко 2011г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

«Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня»      Л.Л. Тимофеева 2012г.

«Программная разработка образовательных областей в ясельной группе детского сада» Н.А. Капухина 2013г.

«Растим малыша» Е.Н. Лунина 2009г.

«Игровые занятия с детьми  от 1г. до 3 лет» М.Д. Матанёва 2008г.

« Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» Е.Е. Хомякова 2013г.

«Комплексные  занятия. Первая младшая группа» М.А. Васильева 2011г.

«Развёрнутое комплексное планирование» М.А. Васильева 2011г.

«Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование. Первая младшая группа»

М.А. Васильева 2013г.

«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» 2014г.

3.2 Организация распорядка дня

РЕЖИМ ДНЯ

ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 4

(возраст воспитанников от 1,6 до 2 лет)

на холодный период 2015-2016 года

( с 01.09.2015г. по 31.05.2016г.)

ДОМ А

Подьём, утренний туалет, прогулка

6.30-7.30

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Приём детей, игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, взаимодействие с родителями

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.05

Самостоятельная деятельность, гигиенические процедуры, подготовка к завтраку

8.05-8.20

Завтрак

8.20-8.45

Самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности

8.45-8.55

Непосредственно образовательная деятельность

8.55-9.05

9.15-9.25

Второй завтрак

9.25-9.40

Подготовка к прогулке

9.40-10.00

Прогулка

10.00-11.00

Возвращение с прогулки

11.00-11.15

Гигиенические процедуры, подготовка к обеду

11.15-11.20

Обед

11.20-11.50

Подготовка к дневному сну

11.50-12.00

Дневной сон

12.00-15.00

Постепенный подъём, бодрящая гимнастика

15.00-15.15

Гигиенические процедуры, подготовка к полднику

15.15-15.25

Полдник

15.25-15.45

Самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа

15.45-16.05

Непосредственно образовательная деятельность или досуговая деятельность

16.05-16.15

16.25-16.35

Самостоятельная деятельность, индивидуальная работа

16.35-16.45

Подготовка к прогулке

16.45-17.00

Прогулка, взаимодействие с родителями, уход домой

17.00-19.00

                    ДОМА

Прогулка, возвращение домой

19.00-19.30

Спокойные игры, ужин, гигиенические процедуры

19.30-20.30

Ночной сон

20.30-6.30 (7.30)

3.3 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1.1.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

1.2.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей.

1.3.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- реализацию образовательной программы;

- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

1.4.Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

- Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

а) игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

б) двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;

в)эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

г) возможность самовыражения детей.

д) для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

-  Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

-  Полифункциональность материалов предполагает:

а) возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

б) наличие в Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

-  Вариативность среды предполагает:

а) наличие в Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

б) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

-  Доступность среды предполагает:

а) доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

б) свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

в) исправность и сохранность материалов и оборудования.

-  Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

4. Дополнительный раздел

4.1 Требования к условиям реализации программы

Условия реализации Программ

 (особенности организации образовательного процесса).

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности ребёнка  во всех основных образовательных областях  развития детей на  фоне их эмоционального благополучия и положительного  отношения к  миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды которая:

  1. Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
  2. Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  3. Создаёт условия развивающего вариативного дошкольного образования;
  4. Обеспечивает открытость дошкольного образования
  5. Создаёт условия для участия родителей в образовательной деятельности;

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.

  • Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • образовательная деятельность реализуется в течении всего времени пребывания детей в ДОУ;
  • процесс развития личности обеспечивается в различных видах детской деятельности:

- игровой

- коммуникативной

- познавательной

- развитие речи

- двигательной

- музыкальной

- конструктивной

- трудовой

  • для эффективности образовательного процесса педагогами группы используются современные образовательные технологии:

методики:

средства воспитания, обучения и развития детей данной возрастной группы;

  • педагоги используют современные подходы к формированию развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО – насыщенность, трансформируемость, вариативность, вариативность, полифункциональность, доступность, безопасность;
  • развивающая предметно – пространственная среда группы и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно  -  эстетического и физического развития детей на  фоне их эмоционального благополучия и положительного  отношения к  миру, к себе и к другим людям.

Группа воспитанников имеет возможность посещать   в соответствии с учебным планом музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет, процедурный кабинет.

Группа имеет  огражденный прогулочный участок с уличным игровым оборудованием.

Система образовательной деятельности с детьми

Раннего возраста группа № 4 2015 – 2016 уч.год.

Календарно – тематическое планирование.

Месяц

Неделя

Лексические темы

Знаменательные даты

Итоговые мероприятия

Сентябрь

Здравствуй Детский сад!

1-3 неделя

Адаптация детей к условиям детского сада.

Заполнение листов адаптации. Выставка « Наши Дети»

4 неделя

Осень в гости к нам пришла

Октябрь

Осень

1 неделя

Деревья

Выставка «Осенний букет»

2 неделя

Овощи

Выставка «Наш огород»

3 неделя

Ягоды

Выставка «Дары осени»

4 неделя

Перелётные птицы

Коллажи «Перелётные птицы»

Совместное развлечение с родителями  « Путешествие в осенний лес».

Ноябрь

1 неделя

Я – Человек, части тела, лица.

Выставка « Мы такие разные»

2 неделя

Мой дом.

Конструирование «Мой дом»

3 неделя

Мебель.

Коллаж «Предметы мебели»

4 неделя

Посуда.

Выставка «Моя любимая чашка»

Мастер - класс для родителей с детьми « Подарок для мамы»

27 ноября  День « Матери»

Декабрь

Зима

1 неделя

Зима. Приметы зимы.

Коллективная работа

«Идёт снег»

2 неделя

Птицы зимой.

Изготовление кормушек

3 неделя

Зимняя одежда.

Выставка «Бабушкины варежки»

4 неделя

Зимние забавы. Здравствуй ёлочка.

Выставка«Новогодние игрушки»

Совместный  праздник с родителями  « Новый год».

31декабря Новый год!

Январь

1 неделя

Каникулы

Каникулы

2неделя

Домашние птицы и птенцы

Коллажи «Домашние  птицы»

3 неделя

Домашние животные и их детёныши

Коллажи «Мои домашние питомцы»

4 неделя

 Дикие животные и их детёныши

Выставка, посвященная  книгам о животных

Совместное развлечение с родителями  « Большие и маленькие»

Февраль

1 неделя

Кто живёт в зоопарке

Создание макета « Зоопарк»

2 неделя

Транспорт

3 неделя

Мой папа

Фото - выставка: « Наши папы»

23февраля День защитника Отечества

4 неделя

Проводы зимы

Праздник « Масленица»

Мастер -  класс для родителей с детьми « Папа может всё и я тоже»»

Март

Весна

1 неделя

Моя семья

Коллажи «Мама, папа

я- дружная семья»

8 марта      Международный Женский день

2 неделя

Моя мама

Фото - выставка: « Наши мамы»

3 неделя

Комнатные растения

Выставка комнатных растений

«Цветочная Феерия»

4 неделя

Весенняя одежда.

Выставка « Я самый модный»

Совместный  праздник с родителями  « Мамочка любимая»

Апрель

1 апреля    Всемирный день птиц

1 неделя

Птицы весной

«Птицы» (изготовление из различных материалов).

2неделя

Космос

Коллективная работа « Звёздное небо»

3 неделя

Профессии

В гости к « Айболиту»

4 неделя

Рыбки

Коллективная работа «Аквариум»

Совместное развлечение с родителями  « Прогулка на весеннюю полянку»

Май

1неделя

Народная игрушка

Выставка «Народные игрушки»

2 неделя

Мои любимые сказки.

Выставка  «Мои любимые сказки»

9 мая          День Победы

3 неделя

Весенние цветы. Насекомые.

Создание макета «Цветы и насекомые»

4 неделя

Мой город Санкт-Петербург

Проект «Мы живём в Санкт – Петербурге»

Совместное развлечение с родителями  « Мы выросли»

Лето

Система образовательной работы (расписание занятий)

Объём образовательной нагрузки.

Виды

игр – занятий

Количество

Продолжительность по времени

Максимально допустимый объем нагрузки в первой и второй половине дня

Расширение ориенти -ровки в окружающем и развитие речи

3

10 мин.

По 8- 10 мин.

Развитие движений

2

10 мин.

По 8- 10 мин.

Со строительным материалом

1

10 мин.

По 8- 10 мин.

С дидактическим материалом

2

10 мин.

По 8- 10 мин.

Музыкальное

2

10 мин.

По 8- 10 мин.

Общее количество ННОД в неделю

10

Время проведения ННОД с учётом физминуток в неделю

1 час 30 минут

Образовательная деятельность с детьми  осуществляется по подгруппам

Планирование образовательной нагрузки при работе по пятидневной неделе, разработано в соответствии с максимально допустимым объёмом для группы раннего возраста от 1года 6 месяцев до 2 лет. В соответствии с СанПиН. 2.4.1.3049 – 13. Общий объем образовательной нагрузки определяется дошкольным образовательным учреждением с учётом:

  • Действующих санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН);
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • Рекомендаций примерной основной общеобразовательной образовательной

Программы дошкольного образования.

  • Специфики условий (климатических, демографических, национально – культурных и др.) осуществления образовательного процесса.

Формы планирования образовательного процесса в группе представлены в виде                     -   комплексно – тематического планирования работы;

-    планирования на каждый день;

-    расписания образовательной деятельности.

Модель организации воспитательно – образовательного процесса

в группе.

Основные виды деятельности

Игровая

Пальчиковые игры – ежедневно.

Дидактические игры – ежедневно.

Театрализованные игры – 2раза в неделю.

Строительные игры – 1 раз в неделю.

Игры на развитие мелкой моторики  - ежедневно.

Коммуникативная

Общение в свободной деятельности и во всех режимных моментах.

Восприятие худ. лит.

И фольклора.

Знакомство с фольклором, чтение литературных произведений – ежедневно.

Познавательно –

Исследовательская

.

Наблюдение в природе – ежедневно.

Игры с природным материалом - ежедневно.

Двигательная

Подвижные игры - ежедневно.

Музыкальная

Игры со звучащими игрушками – 2 раза в неделю.

Хороводные игры – 1 раз в неделю.

Слушанье музыки – 2 раза в неделю.

Конструирование

Конструирование из разных видов конструктора -

ежедневно.

Трудовая

Самообслуживание - ежедневно.

Элементарные трудовые поручение - ежедневно.

Знакомство с трудом взрослых – 1 раз в неделю.

Модель планирование прогулки на месяц.

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Создание условий

используемые

материалы

Наблюдение

Наблюдение за объектами живой

и неживой природы,

транспортом, работой дворника

Труд в природе

Сбор листьев,

веточек и др. природного материала

Двигательная активность

Подвижные игры

Игры с природным материалом

Конструирование из природного материала

Самостоятельная деятельность детей

Игры с природным материалом, рассматривание и наблюдение за обьектами живой и нее живой природы.

Группа № 4   Возраст детей от 1,6 до 2 лет

ГБДОУ № 28 на 2015/16 учебный год

Списочный состав детей.

Имя Фамилия

Дата рожд.

Имя Фамилия

Дата рожд.

1

11

2

12

3

13

4

14

5

15

6

16

7

17

8

18

9

19

10

20

Список детей по подгруппам.

1 подгруппа

2 подгруппа

Имя Фамилия Ребёнка

Имя Фамилия Ребёнка

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

Система образовательной работы.

Непосредственно организованная образовательная деятельность детей.

ПОНЕДЕЛЬНИК

УТРО

ВЕЧЕР

НОД

ВРЕМЯ

НОД

ВРЕМЯ

Игры со строительным материалом.

8.55-9.05

9.15-9.25

Музыкальное.

15.45 – 15.55

ВТОРНИК

УТРО

ВЕЧЕР

НОД

ВРЕМЯ

НОД

ВРЕМЯ

Расширение ориентировки в окружающем, развитие речи.

8.55-9.05

9.15-9.25

Развитие движений.

16.05-16.15

16.25-16.35

СРЕДА

УТРО

ВЕЧЕР

НОД

ВРЕМЯ

НОД

ВРЕМЯ

Игры с дидактическим материалом.

8.55-9.05

9.15-9.25

Музыкальное.

15.45 – 15.55

ЧЕТВЕРГ

УТРО

ВЕЧЕР

НОД

ВРЕМЯ

НОД

ВРЕМЯ

Расширение ориентировки в окружающем, развитие речи.

8.55-9.05

9.15-9.25

Развитие движений.

16.05-16.15

16.25-16.35

ПЯТНИЦА

УТРО

ВЕЧЕР

НОД

ВРЕМЯ

НОД

ВРЕМЯ

Расширение ориентировки в окружающем, развитие речи, театрализация.

8.55-9.05

9.15-9.25

Игры с дидактическим материалом,

музыкальный досуг.

15.45 – 15.55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2015-2016

Муниципальная бюджетная  дошкольная образовательная организация«Детский сад №20» г. Новозыбкова         ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2015-2016

Муниципальная бюджетная  дошкольная образовательная организация«Детский сад №20» г. Новозыбкова         ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2015-2016 в средней группе

Данный материал будет полезен для воспитателей средних групп работающих по программе " От рождения до школы"...

Рабочая программа 2015-2016 уч. гг.

Рабочая программа музыкального руководителя в соответствии с ФГОС ДО...

Рабочая программатной деятельности педагога с детьми 4-5 лет (составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Тропинка к успеху" срок реализации программы 2015-2016 учебный год)

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет составлена на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "Тропинка к успеху" срок реализации программы 2015-2016 у...