Адаптация детей в детском саду
статья (младшая группа) на тему
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с начала существования дошкольных учреждений и продолжает быть актуальной в наше время. Порой у родителей возникает вопрос: «Почему некоторые дети не могут освоиться в группе , не вступают в контакт со взрослыми , плачут, отказываются играть с другими детьми, а другие наоборот отлично адаптируются к новой среде и чувствуют себя как дома. Некоторые дети это воспринимают как отчуждение, лишение внимания и защиты со стороны родителей. Многое здесь зависит от воспитателей, которые возлагают на себя ответственность за воспитание чужого ребенка, чтобы он с радостью смог воспринимать новый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация детей к новой среде | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация детей к новой среде»
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с начала существования дошкольных учреждений и продолжает быть актуальной в наше время. Порой у родителей возникает вопрос: «Почему некоторые дети не могут освоиться в группе , не вступают в контакт со взрослыми , плачут, отказываются играть с другими детьми, а другие наоборот отлично адаптируются к новой среде и чувствуют себя как дома. Некоторые дети это воспринимают как отчуждение, лишение внимания и защиты со стороны родителей. Многое здесь зависит от воспитателей, которые возлагают на себя ответственность за воспитание чужого ребенка, чтобы он с радостью смог воспринимать новый образ жизни.
Чтобы ребенок смог успешно адаптироваться к окружающей обстановке необходимо создать для него психологически комфортную среду. Основными задачами воспитателей в проведении адаптационной работы является следующие действия:
- воспитатель должен создать для ребенка зону ближайшего окружения;(в своей группе мы постарались создать для детей все игровые зоны, учитывая возрастные особенности детей, на будущее себе наметили создать уголок «Уединенье».
- ежедневно наблюдали за психическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации; заполняли адаптационные карты; свой день мы начинали с ритуала приветствия.
- дать почувствовать малышу себя защищенным, даже когда нет рядом родителей; (ребенок приносит из дома свою любимую игрушку, уже вошло в традицию по утрам встречать ребенка с улыбкой и обниманием).
Чтобы облегчить адаптационный период у ребенка в детском саду, мы используем такой метод, как игра, способная определить его дальнейшее психическое развитие. При этом игры проводятся не принудительно , не в форме занятий.
- Это подвижные игры, танцы.
Перечислю несколько из них: «Солнышко и дождик»; «Бегите ко мне»; «Ножки»; «Раздувайся пузырь» и др.
Эти игры сближают малышей друг с другом и с воспитателем, а общность движений усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем.
- Это игры с песком и водой.
Игра с водой помогает снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук. Повысить их работоспособность, увеличить объем активных движений, а также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Можно использовать игры: «Утка и утята», «Поймай рыбку», «Моем овощи и фрукты», «Игрушки», «Большая стирка». Простое мытьё игрушек. - Так же мы использовали игры - эксперементы: Окрашивание воды в разноцветные цвета, тонет-не тонет. С песка строили городки, башенки, лепили пирамиды.
- Для того, чтобы ребятки быстрее привыкли к спальне и к своим кроваткам, чтобы их не пугала новая обстановка, у каждого ребенка есть любимая игрушка на кроватке.
«Я любимую игрушку
Положу с собой в кровать
Будем с нею на подушке
Сладко вместе досыпать».
- Большое внимание мы в группе уделяем рисованию пальцами. Такое рисование позволяет избавиться детям от подавленности, преодолеть тревогу, укрепляет уверенность детей в себе. Ребенок свободно выражает свои эмоции. Мы рисуем пальчиками: «Рябиновые бусы», «Следы зверей на снегу», «Как на тоненький ледок», «Огоньки на елке весело сверкают», «Мимоза», «Одуванчики на лугу».
- Для снятия напряжения и тревоги мы проводили игры с бумагой. Можно дать ребенку смять и рвать бумагу.
- В группе есть двигательные игрушки – забавы. Эти игрушки также снимают тревогу, напряжение. («Гусеница», «Утка с утятами», «Бабочка», «Лошадка», «Собачка» и др.).
Некоторые из них с приятным звучанием, с музыкой.
- Наряду с играми мы стараемся снять напряжение ребенка, используя релаксационную музыку (шум моря, леса, реки, дождя, пение птиц и т д.), Обычно мы садимся на подушки на коврик, заводим игрушки. Это обязательно развеселит малышей и вызовет у них смех, радость, отвлечет от грустных мыслей.
- Так же хорошо влияет сказкотерапия.
Хорошо иметь в группе музыкальные мягкие игрушки («Чебурашка», «Лев», «Зайчик», «Медведь»): приятная музыка, смехотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи. В результате получаем положительные детские эмоции, принятие друг друга через тактильный контакт, сенсорное развитие.
- Очень детям нравятся игры по методике Н.Л. Кряжевой для снятия психоэмоционального напряжения («Спаси птенца», «Солнечный зайчик» и др.). Они также направлены на формирование образа «Я», тактильного восприятия, снятие мышечных зажимов.
- Мы используем изо-технику «Водная радуга». Разукрашиваем водой, что успокаивает и отвлекает малышей.
- Для создания комфорта в группе есть аквариум с подцветкой и фильтрацией.
Дети с удовольствием идут с утра в группу, помогают кормить рыб. Рыбки большие и маленькие, разных цветов. Очень часто мы наблюдаем за ними, беседуем, рассматриваем.
- Очень хорошо с детьми проводить игры-забавы, обнималочки.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогает снять напряжение и скованность у детей и способствует более легкому привыканию к новым условиям.
Также усиливающим фактором психологической комфортности являются: принятие участия родителей в воспитательном процессе - совместное изготовление поделок для выставок, игрового материала, например, костюмы для кукол, фартуки для уголка дежурства, природного уголка и мн.др.
Работа с родителями очень трудна и очень интересна. Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя, но есть и такие, которые с недоверием выслушивают требования воспитателя, стараются доказывать своё мнение.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания,
Такими педагогическими методами и приемами мы добились быстрой и легкой безболезненной адаптации к новой среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.
Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....
Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...
Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».
Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".
Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....
"Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для адаптации"
Консультация для родителей...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....