«Сказочная гжель» Мастер-класс
консультация на тему
Мастер-класс «Сказочная гжель» для педагов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_gzhel.docx | 485.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Теремок»
«Сказочная гжель»
Мастер-класс
Составитель: Е. П. Ягодкина
педагог дополнительного
образования по ИЗО
Юрга 2014
Цель: Формирование у детей интереса к изобразительной деятельности рисования, развитие в ребенке чувства красоты, чувства ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии. Воспитание и обучение у детей духовно-нравственных качеств, вызывая интерес к народному творчеству и уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость, за богатую народными талантами России.
Задачи:
- Выявлять возможности творческого развития детей в процессе формирования навыков изобразительной деятельности.
- Знакомить детей с изделиями мастеров Гжели. Учить рассматривать узор, выделять цветок, его элементы, используя цвет и оттенок.
- Воспитывать самостоятельность и умение активно и творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о русских народных промыслах.
- Знакомство с художественным промыслом «Гжельская керамика».
- рассматривание иллюстраций, изделий гжельского промысла – различная посуда и сувениры.
Материалы: изделия гжельских мастеров, иллюстрации с их изображением, заготовки из бумаги: ваза, тарелка (можно использовать одноразовые бумажные тарелки или стаканы), гуашь (белая, синяя), кисти, тряпочка, вода, палитра.
Ход мастер-класса:
В настоящее время все чаще поднимаются вопросы духовности и духовно-нравственного воспитания личности. Их актуальность определяется состоянием современного российского общества, характеризующимся глубоким кризисом духовности, который охватил все стороны жизнедеятельности человека. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России и о ее молодежи. В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания детей связана, по крайней мере, с тремя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его толерантное отношение к каждому человеку.
В условиях идеологического вакуума именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.
Через НОД знакомим детей с росписью хохломы, гжельской керамикой, мастерством дымковской, городецкой игрушки, с проявлением одаренности русского народа, его творческих сил и талантов. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.
Гжель — это название местности в Раменском районе Московской области и название промысла.
Гжельские мастера создают разные изделия, но наиболее известны из тонкого белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Мастера перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег. Это посуда — чайники, кувшины, кружки, масленки, медовницы, сахарницы и пр. Иногда сосуду придается форма животного — козла, барана, рыбы (например, кит), солонка — курочка. Форма причудливая, сосуды с двумя носиками, кувшины с туловом в виде бублика. Решена форма обобщенно, одна часть мягко переходит в другую.
Изделия украшают скульптуры, которые размещаются на крышке сосуда, носик чайника или ручка напоминает птицу. Но скульптура существует и отдельно, изображая народные сюжеты — гулянья, чаепития, катание на санках, сказочные образы.
Посуда и скульптура расписываются узором. У каждого мастера своя манера, свой почерк, но сохраняются традиции узора, цвет.
Орнамент растительный: цветы лилий с изящно отогнутыми лепестками, полураспустившиеся розы, цветущий мак, лотос, ромашки, незабудки, колокольчики, трилистники, пышные травки, листики, тонкие стебли, изгибающиеся под тяжестью бусинок-ягод. Цветы собраны в букет или крупный цветок, от которого отходит веточка с бутоном, листочками.
Узор ритмично размещен на поверхности предмета. Мастера добиваются связи росписи с формой предмета, его назначением. Поворачивая изделие, можно видеть повторение росписи; если предмет плоскостной, то роспись наносится с двух сторон.
В узоре крупные пятна цветов сочетаются с тонкими, плавно изогнутыми стеблями. Орнамент растительный, но гжельские мастера, как все народные мастера, не копируют природу, не подражают ей, а учатся у нее, создавая свои необычные цветы. Сочетание синего и оттенков голубого цвета на белом фоне посуды, скульптуры создает неповторимый колорит росписи.
Роспись ведется быстро, без исправлений. Сначала это широкие мазки, свернутые в тугие бутоны, которые раскрываются в пышные цветы. Мягкая кисть быстро создает узор. Затем следует наведение стебля, мазочки листьев, графика штрихов, росчерки, изящные, тонкие прописки.
После росписи изделия покрываются глазурью. Роспись оказывается под глазурью, поэтому и называется подглазурной. Потом изделия обжигаются, после чего становятся блестящими.
Любуясь замечательными гжельскими изделиями — посудой, скульптурой, неповторимостью их узора, видим, как рука мастера украшала предметы. Очень любят гжельские мастера дополнять скульптуру словами из песен, поговорок, что еще ближе соединяет этот промысел с народным творчеством.
- Раздел «История Гжели»
В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.
Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит.
На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее “нежно-голубое чудо”.
II. Раздел «Мастерская»
Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.
Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.
В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.
В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего цвета. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого цвета, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.
Эскиз «Гжельский цветок»
Шаг 1. Делаем основание гжельской розы - полукруглый теневой серповидный мазок кистью № 8. Пальцами руки как бы очерчиваем в воздухе круг, постепенно приближая кисть к бумаге, лёгкое прикосновение, сильнее нажим - и плавно поднимаем кисть в воздух.
Шаг 2. Стилизованные лепестки на шей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими, волнообразными движениями; чтобы «оживить» розу.
Шаг 3. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.
Шаг 4. Для подмалёвка набираем на кисть № 6 краску, сильно разбавленную на палитре водой, мазок однотонный бледный.
Шаг 5. Листочки пишутся короткими мазками, наложенными друг на друга «ёлочкой», тень у мазка снаружи, поэтому половину листа пишем мазком с правой тенью, а другую - с левой, при этом «лопатку» кисти поворачиваем на 180 градусов.
Шаг 6 Короткими прикосновениями кисти делаем лепестки флокса.
Шаг 7. Тонкой длинной кистью № 2 выполняем «графику» - прожилки у листочков и веточки у «ягодок». Краску набираем на всю длину ворса кисти, линию проводим с нажимом у основания и более тонкую к концу, этим достигается каллиграфия, лёгкость линий.
Шаг 8. «Капельки», или «ляпочки», у основания более «жирные», а к концу сходят «на нет».
Шаг 9. Завершают композицию «тычинки» в центре розы, выполненные тонкой кистью с тупым концом, и «вилюшки», или «усики», тонкой кистью № 1, они придают всей композиции лёгкость и воздушность.
III. Подведение итогов: выставка работ.
Список литературы
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение 2006.
- Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. 2-е изд. – М.: Просвещение 2004.
- Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 152с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
гжель.сказочная гжель.
презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....
"Как изготовить кокошник "Гжель" (мастер-класс)
Мастер-класс по изготовлению головного убора - кокошника "Гжель" - для русского народного танца....
Мастер -Класс для детей второй младшей группы " Сказочная гжель"
Мастер-Класс для детей второй младшей группы " Сказочная гжель"...
Мастер-класс для педагогов по изготовлению лэпбука «Сказочная гжель»
Моя любимая тема «Народные промыслы России». Я всегда восхищалась творчеством нашего народа, желанием и умением украсить свой быт, подарить уют и красоту окружающим. Поэтому моя выбранная ...
Мастер класс Нежно-голубое чудо – Сказочная гжель Тарелка
Конспект мастер класс с родителями и детьми«Нежно-голубое чудо – Сказочная гжель» (роспись тарелки в технике пластилинография.)...
Конспект В старшей группе Тема: «Мастер класс- «Путешествие к мастерам Гжели»
КонспектВ старшей группеТема: «Мастер класс- «Путешествие к мастерам Гжели»»...
Проект: «Сказочная гжель» (создание настольного театра по РНС с использованием народной росписи «Гжель»)
Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе ...
- Мне нравится (1)