Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Колесникова Светлана Владимировна

Раннее детство - время, когда ребёнок растёт и развивается, с интересом познаёт окружающий мир. Оказывая на ребёнка целенаправленное воздействие – обучая в игре - можно достичь высокого уровня развития творческих, мыслительных способностей, восприятия, воображения и т. д.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolesnikova_s.v.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как

средство сенсорного развития детей раннего возраста

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.

Раннее детство - время, когда ребёнок растёт и развивается, с интересом познаёт окружающий мир. Оказывая на ребёнка целенаправленное воздействие – обучая в игре - можно достичь высокого уровня развития творческих, мыслительных способностей, восприятия, воображения и т. д.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.

Однако актуальность определяется возникшими противоречиями. С одной стороны правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Умелое, ненавязчивое руководство педагога действиями малыша позволяет ребенку перейти от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий с учетом величины и формы предметов. С другой стороны отсутствие систематической, целенаправленной работы с детьми посредством дидактических игр, является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса и уровень сенсорного развития низкий.

Нами были определены цель и задачи педагогической работы.

Цель: сенсорное развитие   детей раннего возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:

  1. Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
  2. Совершенствовать восприятие детей, умение активно
  3. использовать осязание, зрение, слух.
  4. Развивать умение группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
  5. Знакомить детей с различными способами обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.
  6. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи;

закреплять у детей понятие форм: круглая (шар, куб).

Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что организовывая познавательную деятельность детей раннего возраста в форме дидактических игр, обеспечивается накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов, они представлены на слайде:

I этап: информационно-аналитический.

Включает:

Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

II этап: практический

1.Стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного средствами систематического включения дидактической игры в целостный образовательный процесс, вовлечение детей в игровую деятельность, с целью сенсорного развития.

III этап: заключительный.

Подведение итогов, совершенствование результатов работы по данной проблеме.

Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

1 блок   Совместная деятельность взрослого и детей:

–НОД,

 -Совместная деятельность в ходе режимных моментов

2.Блок – самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с детьми:

- НОД

- Создание игровых ситуаций

-Создание проблемных ситуаций

-Дидактические и развивающие игры

- Развлечения.

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Таким образом, основной формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность, организованная в форме игр.

Упражнения, с дидактическим материалом, в этом случае служат учебным целям и приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Реализуем цель по 4 этапам:

1 этап. Накопление сенсорного опыта. Ознакомление детей с сенсорными эталонами.

 Для накопления сенсорного опыта используются дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что в мешочке? », «Догадайся, что за предмет».

Для ознакомления детей с сенсорными эталонами можно использовать различные дидактические игры. Их можно разделить на группы:

-Игры по формированию представлений о величине предметов: «Бусы», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробочку» (разложить маленькие листочки в маленькую коробочку, большие в большую);

- Игры по формированию представлений о форме предметов: «Где круг, а где квадрат?», «Подбери фигуру», «Прятки»;

- Игры по формированию представлений о цвете предметов: «Сделаем куклам бусы», «Подбери чашку к блюдцам», «Спрячь мышку», «Цветное лото», «Подбери цвет» и другие.

Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. 

2 этап. Закрепление знаний, умений детей по сенсорному воспитанию. Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм можно переходить к следующему этапу работы. Закреплять полученные ранее навыки в интегрированном образовательном процессе: определять цвет, форму, величину предметов.

3 этап. Обобщение умений и использование игр в совместной и самостоятельной деятельности.

На этом этапе работы предлагать детям такие дидактические игрушки: башенки из различных геометрических фигур, пирамидки разной величины. Можно предложить игры с природного материала, дети с удовольствием сортируют его по коробочкам, выкладывают узор по образцу. Для самостоятельной игровой деятельности ребят можно предложить такие игры как «Коврик», «Собери паззл», «Кто чей малыш», «Чей домик» и другие. Для реализации поставленных целей и задач нами была обновлена и расширена предметно-развивающая среда группы. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей, где мы разместили дидактический материал и пособия. Это цветные вкладыши, пирамиды различных видов, «Занимательные коробки» разнообразных конфигураций (в форме «Домика», «Черепахи», «Слоника», «Утки»), наборы разноцветных столиков с отверстиями и к ним грибки, плоскостные «Вкладыши», горки для прокатывания шариков, наборы для нанизывания «бус» разной величины и формы, матрешки, конструкторы Лего и др.

В зону сенсорного развития мы так же поместили дидактические игры, некоторые из которых придумали сами. Это такие, как: «Подбери кораблику парус», «Собери букет», «Спрячь мышку», «Сложи неваляшку», «Собери пирамиду».

Для того чтобы работа по направлению была успешной, было налажено взаимодействие с родителями.

В работе с родителями были подготовлены и проведены:

  • родительское собрание «Дидактические игры в жизни малышей» на котором родители познакомились с видами дидактических игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной;
  • консультации по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного формирования сенсорных эталонов;
  • мастер-классы «Игры в развитии сенсорных способностей детей»
  • большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается

родители активно оказывают помощь в создании и обновлении развивающей среды в группе: помогали в изготовление пособий для игр.

Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются:

1. Содержательная, результативная деятельность детей.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование) т.к.  создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками;

2. Использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.

3. Единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса (взаимодействие с родителями)

В своем опыте постаралась представить и систематизировать часть созданного мной игрового материала для сенсорного развития детей 2-3 лет средствами дидактических игр.

Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями.

В ходе работы над опытом мной разработан:

  • Тематический план использования дидактических игр по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста;
  • Серия конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с цветом, формой, величиной детей раннего возраста;
  • Игровой занимательный материал.

На заключительном этапе мы оценили уровень эффективности предложенной нами системы работы по развития сенсорных способностей детей раннего возраста посредствам дидактических игр.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.

Задания для детей:

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

 В результате проведенной работы было установлено:

35% детей имеют высокий уровень сенсорного развития – Малыши выделяли существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания.  ;

60% - средний уровень – действия детей на уровне примеривания;

5% - низкий уровень – дети действовали путём проб.

Уровень развития сенсорных способностей вырос. Использование дидактических игр способствует развития сенсорных способностей детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Пособие  по сенсорному развитию детей раннего возраста сделанное своими руками....

П Р О Е К Т Тема: Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста

Проект разработан мной. В пректе участвуют родители и дети.  Цель проекта:формирование сенсорной культуры посредством дидактических игр. Конечная стадия проекта созданные родителями пособия и моя...

Статья «Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»

laquo;Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»...

Дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего возраста

Дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста

Перечень  и подробное описание дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста...

Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.

В статье раскрывается "игра", как основнрй вид деятельности ребенка. Особое место в игре занимают дидактические игры, через которые проходит сенсорное развитие детей раннего возраста. В стат...

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста

В раннем и дошкольном возрасте сенсорное развитие имеет огромное значение, так как он наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений знаний об окружающем мире....