Доклад на тему: «Почему дети дерутся?»
консультация (старшая группа) на тему
Пожалуй, открою небольшой секрет: все дети дерутся! Даже дети самого нежного возраста устраивают свои мини-потасовки в песочнице, не говоря уже о более старших детках. И, могу сказать, что тема эта довольно актуальна. Нередко детские драки превращаются в большую (читать с ударением на букву О) проблему для взрослых, нежели для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo2.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Почему дети дерутся?»
Пожалуй, открою небольшой секрет: все дети дерутся! Даже дети самого нежного возраста устраивают свои мини-потасовки в песочнице, не говоря уже о более старших детках. И, могу сказать, что тема эта довольно актуальна. Нередко детские драки превращаются в большую (читать с ударением на букву О) проблему для взрослых, нежели для детей.
Но, давайте, обо всем по порядку. И, в первую очередь, о том, что причины «стукнуть» у ребенка одного года и ребенка четырех лет будут разными. Ребенок первого года жизни дерётся в основном из-за того, что на него «сваливается» большое количество запретов, которые связанны с тем, что он начал ходить.
У детей двух-трех лет совсем иная причина для драки: они еще не достаточно хорошо говорят и не могут отстоять свои права или развернуто выразить словами то, что хотят. Добавьте к этому еще то, что у ребенка этого возраста не развит самоконтроль, и навыки коммуникации находятся в процессе формирования.
Ну и, считается, что для детей 4-7 лет в меньшей степени свойственно драться, и что в конфликтной ситуации дети этого возраста чаще проявляют вербальную агрессию.
Это все, что касается возрастных особенностей. Но есть и другие причины для драки. И на этих причинах мне хотелось бы заострить внимание, потому что, в этом вопросе очень большое значение имеет семья!
Начну с того, что в тех семьях, где родители «вседозволяющие», ребенок склонен к агрессии. Причем, такое слово как «вседозволенность» можно понимать весьма по-разному. Один родитель будет видеть в нем то, что он растит свободную личность, для другого же это слово будет означать то, что большинство под ним понимают — «ребенку многое позволяется». Чаще всего это родители с демократичным стилем воспитания, которые выбрав данный метод, забывают, что в любом воспитательном методе должны четко проводится границы дозволенного, приемлемого и неприемлемого.
Теперь давайте разберемся с чем это связано. Бытует и не без оснований мнение, что агрессия влечет за собой агрессию. А тут демократический стиль воспитания? Откуда взяться агрессии? А агрессия появляется как раз из-за того, что ребенок не справляется с той ответственностью, которая на него была возложена родителями с демократичным стилем воспитания. Ведь относительная свобода предполагает, что ребенок еще и несет ответственность за свои действия. И чтобы ощутить какие -либо границы… попросту начинает драться. Как это ни парадоксально, чтобы почувствовать себя в безопасности. Бывает, что ситуация может дойти и до такого оборота, когда ребёнок начинает крушить все вокруг, может ударить родителей, воспитателя, не говоря уже про других детей. Такой ребенок бурно выражает свои эмоции, бьет и кидает все, что попадает под его горячую руку. И если родители вовремя не принимают меры, то такое поведение закрепляется.
Вторая причина, почему ребенок может драться характерна для ситуаций, когда родителями был сделан упор на интеллектуальное развитие. В то же время, его социальные навыки не развиваются. Такой ребенок попросту не умеет договариваться, а дерётся… В любой сложной или конфликтной для него ситуации, ребенок будет не способен контролировать свои эмоции, а будет крушить все вокруг. Такой ребенок не умеет играть со сверстниками, т.к. не может договорится о правилах игры. И как правило, с такими детьми никто не играет.
Двинемся дальше, т.к. отсутствие границ, правил поведения и неразвитые социальные навыки – далеко не единственный ответ на вопрос : «Почему ребенок дерётся?». Теперь я обращусь к такому психологическому термину, как негативное самопредъявление. Переводя его на простой язык: ребенок привлекает внимание плохим поведением, то есть таким поведением, которое более правильно называть социально осуждаемое. Давайте представим, что у нас есть ребенок 4 – 7 лет, который плохо организовывает игры, а то и вовсе не умеет их организовывать, а участвовать и подавно. Ему, безусловно, хочется играть с другими детьми, но вот другие дети его в игру не берут, потому что им либо не интересно, либо они научены горьким опытом. И тогда ребенок начинает делать что-то назло: либо может подбежать и отобрать игрушку, либо разрушить то сооружение, над которым дети корпели с пол часа… и тут начинается — остальные дети начинают бегать за ним, завязывается мини-потасовка, а еще и взрослые «поругают». А если учесть еще тот факт, что ругают всегда более эмоционально, чем хвалят, то результат достигнут – внимание привлечено. И в итоге ребенок восполняет недостающее внимание. Стоит заметить, что такое поведение свойственно для ребенка в 2-3 года. И еще одна причина – появление младшего братика или сестры.
Ну и на последок, рассмотрим случай, когда «родители сами виноваты». Как показывает практика, и это то, о чем я упомянула в самом начале, склонны к агрессии те дети, в воспитании коих используется физическое наказание. И давайте сразу оговорюсь. Имею ввиду, физическое наказание – не как разовый инцидент, а именно как система воспитания. Тут казалось бы все понятно, но тем не менее стоит рассмотреть подробнее. Если ребенка физически наказывают, то собственно закладывается такая модель поведения «кто сильнее, тот и прав». И второй момент: если рассердишься, то можно ударить другого, потому что родители практически всегда физически наказывают детей будучи в рассерженном состоянии. И такая модель поведения будет закрепляться в ребенке до тех пор, пока родитель не пересмотрит свою систему воспитания и не научится владеть собой.
Еще раз хотелось бы сказать о возрасте 2-3 лет. В этот период, в большинстве случаев, дети начинают драться, и именно в этот период агрессия должна «купироваться». И то, что дети более старшего возраста, продолжают драться, это является следствием, как правило, внутрисемейных проблем. И задача родителей состоит не в том, чтобы отучать или поощрять ребенка драться, а правильно направлять и содействовать развитию в соответствии с потребностями и талантами ребенка.
Конспект открытого занятия по социально-нравственному воспитанию
детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Мои друзья»
Материал: игрушка-персонаж, мяч, бумага, фломастеры, музыка.
Предварительная работа: заучивание стихов, пословиц о друзьях; разучивание движений под музыку.
Цель:Расширять представления у детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Совершенствовать себя, как личность через общение с людьми.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия:
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришел. Давайте, посмотрим. (Появляется обезьянка-игрушка.) Ой, а кто же это? (Ответы детей.)
Обезьянка: Здравствуйте, ребята! Куда я попала? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какая обезьянка любопытная, веселая, озорная.
Обезьянка: Как вас здесь много. Наверное, в детском саду очень интересно и весело. Я тоже хочу ходить в ваш детский сад. Возьмете меня?
Воспитатель: Для начала надо познакомиться. Меня зовут (воспитатель называет имя, отчество). А тебя?
Обезьянка: А меня зовут Анфиса.
Проводиться игра «Скажи свое имя». (Дети встают в круг и передают друг другу игрушку, называя свое имя.)
Воспитатель: Замечательно! Вот мы и познакомились. Наши ребята очень дружные. А ты хочешь стать их другом?
Анфиса: А кто такие друзья?
Воспитатель: Ребята, помогите Анфисе, расскажите. (Это с кем мы играем, разговариваем…)
Обезьянка: А сколько можно иметь друзей? (одного, два, много…)
Воспитатель: Как вы думаете, дети могут дружить только с детьми или с взрослыми тоже? (ответы детей).
Воспитатель: Анфиса, послушай какие пословицы, знают наши дети про друзей. (Друга ищи, а нашел береги; человек без друзей, что дерево без корней.)
Анфиса: Какие вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, взрослые часто говорят: «Нужно быть дружными». Подумайте и расскажите Анфисе, что значит «дружить»? (Делиться игрушками, конфетами; не ссориться, не кричать, не драться, разговаривать вежливо, помогать друг другу…)
Анфиса: А если у меня будет плохое настроение, вдруг вы отвернетесь от меня, не захотите со мной играть?
Воспитатель: Дети, что вы делаете, если заметите, что у вашего друга плохое настроение? (Пожалеем, посидим рядом, успокоим, дадим игрушку...)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Анфиса, если дети дружат, то они всегда придумают, как развеселить друга. Наши дети знают много игр. Хочешь, они тебе покажут?
Анфиса: Да, очень-очень хочу.
Проводиться пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с вами подружимся
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять (Пальцы рук соединяют в замок). (Ритмичное касание мизинцев). (Поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинца). Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями).
Анфиса: Спасибо, мне понравилась игра.
Воспитатель: А мы знаем много игр и тебя, Анфиса, научим.
Проводится физкультминутка:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса - с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
(Руки вверх и их качание)
(Руки на пояс, присесть)
(Плавные движения руками, затем поднять руки вверх: кисти в стороны)
(Шаг на месте).
Воспитатель: Анфиса, у многих наших ребят есть самые лучшие друзья. Дети, подойдите к своему другу, возьмите его за руки и мы с вами поиграем.
Проводиться игра «Назови друга ласково». (Дети в кругу передают мяч и ласково называют друга по имени).
Анфиса: Спасибо мне очень понравилась эта игра.
Воспитатель: А еще мы знаем стихи про друзей.
Воспитатель предлагает прочитать стихи:
Жить на свете
Очень туго
Без подруги или друга
Без тебя и твой щенок
Нестерпимо одинок.
***
Есть много у меня друзей
Но лишь один из них дружней
Не бросит никогда в беде,
Грустить не позволяет мне.
Воспитатель: Счастлив тот, кто имеет настоящего друга. А кто из вас сделал для друга что-то хорошее? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, друга можно порадовать, например, нарисовав его портрет. Кто хочет порадовать друга? Я предлагаю сесть за столы и нарисовать портреты своих друзей. (Дети рисуют портреты и рассказывают, кого они нарисовали).
Анфиса: Молодцы, ребята. Я сегодня узнала очень много о дружбе и друзьях. Мне очень понравилось у вас в гостях, и я обязательно приду к вам в следующий раз. До свиданья, ребята!
Воспитатель: А теперь, ребята, приглашайте своих друзей на танец.
Танец детей под песню «Настоящий друг» автор М. Пляцковский, композитор Б. Савельев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?»
Родительское собрание на тему: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?» ЦЕЛЬ: привлечь внимание родителей к обсуждению данной проблемы с различных точек зрения, детализация проблемы и возможные пути её решения.ФОРМА ПРОВ...
Консультация для родителей по теме : «Почему дети разные?»
«Почему дети разные?»...
Статья на тему: Почему дети плохо запоминают текст?
Стаья о том,как детям проще запомнить стихи и тексты при помощи рук, которыми можно изобразить различные предметы и явления....
ЭССЕ НА ТЕМУ: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?»
Почему ребёнок лжёт – ответ достаточно простой. Дети, как и мы сами – имеют на это сотни причин, однако у детской лжи существуют и некоторые особенности, знать которые всегда не лишне....
Статья на тему: Почему дети болеют?
Среди вопросов родителей очень часто встречается один: «Ребенок часто болеет. Что делать?». Предлагаю рассмотреть основные причины детских заболеваний и попробовать разобраться в них....
Доклад на тему: Почему дети часто болеют в период адаптации?
Раскрытие основных вопросов часто задаваемых родителями наших детей....