Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ
презентация на тему
На конкурс "Учитель года Кировской области" номинация "Воспитатель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.95 МБ |
опыт работы | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умейте открыть перед ребенком что-то одно, но так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказонное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё возвратиться к тому, что он узнал. Сухомлинский В.А.
Актуальность ФГОС ДО прописывает требования к результатам освоения ООП ДО: на этапе завершения образовательной программы «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности , потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: расширение представлений детей об окружающем мире; развитие представлений о свойствах веществ и предметов; развитие у детей познавательных способностей, мыслительных операций: социально-коммуникативное развитие; активизация работы по расширению кругозора детей через взаимодействие с семьёй.
Организация развивающей среды: Лаборатория «Любознайка». Материалы и оборудование. Иллюстрации, фотографии. Картотека опытов. Энциклопедии. Аудиозаписи .
Методы и приемы
Принципы: доступности; целостности; активного обучения; результативности.
Дидактические игры
Волшебница Вода
«Удивительные свойства воздуха»
«Необычное в обычном»
Игра – эксперимент «Делаем мыльные пузыри»
Игры с природным материалом.
Посадка семян астры и посадка лука
НОД «Подарок для крокодила Гены»
Знакомство с приготовлением соленого теста
НОД «Куда плывет кораблик?»
Родители – мои помощники.
Результаты педагогического мониторинга Ребёнок способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Результаты опроса родителей В чем проявляется исследовательская деятельность ребёнка? Продолжает ли ребёнок дома начатое в детском саду экспериментирование?
Литература: В.А.Деркунская, А.А.Ошкина Игры – эксперименты с дошкольниками. – М., 2012. В.А.Деркунская Воспитание, обучение, развитие дошкольников в игре. – М., 2005. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании дошкольное воспитание. - №12, 2005. Чехонина О. Экспериментирование, как основной вид поисковой деятельности./ Дошкольное воспитание №6 2007. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. –М.,2015. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М., 2008 Материалы интернет ресурсов. Все фотографии детей размещены с разрешения родителей (законных представителей) Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Солнышко»
г. Нолинска Кировской области»
«Развитие любознательности детей
посредством опытно-исследовательской деятельности
и экспериментирования в ДОУ»
опыт работы воспитателя
Олюшиной Наталии Михайловны
Данный материал представлен на социальном сайте работников образования nsportal
Интернет-адрес:
http://nsportal.ru/olyushina-n-a
г.Нолинск
2017год
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» ( Р.Эмерсон). |
Актуальность.
ФГОС ДО прописывает требования к результатам освоения ООП ДО: на этапе завершения образовательной программы «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». Для достижения целевых ориентиров я начала работать с детьми с 1-й младшей группы.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Цель моей работы: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
расширение представлений детей об окружающем мире;
развитие представлений о свойствах веществ и предметов;
развитие элементарных математических представлений;
развитие у детей познавательных способностей, мыслительных операций:
социально-коммуникативное развитие;
совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
активизация работы по расширению кругозора детей через взаимодействие с семьёй.
Теоретическое обоснование опыта.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
Цель экспериментального обучения, по мнению Н.Г.Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения.
Свою работу по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:
доступности, систематичности и последовательности, индивидуально-личностной ориентации воспитания, целостности, активного обучения, результативности.
Опыт работы.
В начале работы по детскому экспериментированию мною были обозначены ожидаемые результаты:
вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие — развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
обогатить развивающую предметно- пространственную среду.
Первоначально свою работу по теме я начала в 2014 году.
На начальном этапе своей работы изучила и проанализировала психолого-педагогическую литературу, опыт работы педагогов дошкольных учреждений, изучила мнение родителей через анкетирование. По результатам опроса родителей было проведено собрание по теме «Экспериментирование в семье». Целью собрания было заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром, через экспериментальную деятельность с различными предметами. В дальнейшем для родителей проводились консультации на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир», «Экспериментирование – путь познания окружающего мира».
Для достижения положительного результата в своей работе я сочетаю разные формы работы с детьми: самостоятельная деятельность, специально организованная образовательная деятельность (НОД), совместная деятельность воспитателя с детьми, а также ребенка со сверстником, совместно детско-родительские мероприятия.
Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по двум взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с эти мною создан центр экспериментирования, где имеются условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
Опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», «Чей звук», «Голоса предметов» и другие.
Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо – плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества: «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Опытно – экспериментальная деятельность переходит в продуктивную деятельность, продолжая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка).
В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности: «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?» А затем в совместной деятельности – закрепить полученные ранее представления. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем — выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», НОД: «Белоснежный комочек», «Почему растаяла снегурочка», «Птички хотят пить», «Забавная клякса», совместно детско-родительское мероприятие «Расскажем зайке о воде», «Загадки капельки воды».
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. (Разработка проблемных ситуаций).
Результативность.
В результате использования разнообразных методов и приемов я наблюдаю динамику в формировании навыков опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Промежуточные результаты педагогического мониторинга по освоению детьми основной образовательной программы МКДОУ детский сад №1:
показатель: «Ребёнок способен устанавливать простейшие связи между предметами, делать простейшие обобщения»
результаты педагогического наблюдения | сентябрь 2015 | май 2016 |
нет | 40% | 10% |
с помощью взрослого | 60% | 50% |
самостоятельно | 0% | 40% |
Родители замечают любознательность и интерес детей к экспериментальной деятельности.
Результат анкетирования родителей:
«В чем проявляется исследовательская деятельность детей?»
ответы | май 2016 | январь 2017 |
любит узнавать новое из разных источников | 60% | 43% |
пробует создавать новое из обычных вещей | 40% | 57% |
«Продолжает ли ребёнок начатое в детском саду экспериментирование дома?»
ответы | май 2016 | январь 2017 |
да | 40% | 100% |
нет | 60% | 0% |
Перспективы работы.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию, познавательной мотивации, любознательности, творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми планирую в будущем расширить темой «Человек», активизировать экспериментальную деятельность детей через проектную деятельность.
Литература:
1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.
2. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
4. В.А.Деркунская, А.А.Ошкина. Игры – эксперименты с дошкольниками. – М., 2012.
5. В.А.Деркунская. Воспитание, обучение, развитие дошкольников в игре. – М., 2005.
6. Менщикова Л.Н.. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год.
7.Москаленко В.В.. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009.
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании дошкольное воспитание. - №12, 2005.
9. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Развитие познавательных способностей детей посредством опытно - исследовательской деятельности"
В данном материале хочу поделиться опытом своей работы в развитии познавательной активности детей в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром, активного экспериментирования с ним. Ка...
«Развитие познавательных способностей детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
Развитие познавательных способностей детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ....
Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ
опыт работы...
Развитие любознательности детей посредством экспериментальной деятельности
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12048466","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","width":"186"}}]]...
«Формирование целостной картины мира и развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
Сообщение из опыта работы «Формирование целостной картины мира и развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»...
Из опыта работы по теме: «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ» (выступление с мастер-классом)
Материал интересен воспитателям детских садов. Каждый ребенок- первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает во...