Картотека наблюдений
материал на тему
1. Рассматривание сухого песка.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.
ОПИСАНИЕ И ВОПРОСЫ: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.
Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко) Как можно назвать песок? (Сыпучий).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nablyudeniy.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
1. Рассматривание сухого песка.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.
ОПИСАНИЕ И ВОПРОСЫ: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.
Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко) Как можно назвать песок? (Сыпучий).
ОПЫТ:
Раздаточный материал на каждого ребенка: маленькая горстка песка на картоне или листе бумаги темного цвета.
Цель: Внимательно рассмотреть песок и найти как можно больше особенностей у песчинок.
У обыкновенного песка дети с удивлением обнаружат много интересного: песчинки не одинаковые по размерам (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Очистка песка от мусора.
Приложение 1
Сентябрь
2. Наблюдение «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»
ЦЕЛЬ: Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Что цветет на нашем участке? Какие цветы мы с вами посадили весной? Для чего мы посадили на участке цветы? Какие цветы вам больше нравятся? Почему?
Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями. Дети любуются цветами Называют, что красиво в каждом растении.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
«Цветы»
Колокольчик и левкой,
Георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры,
Ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый,
Одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис.
Незабудка и нарцисс,
Хорошо запомни ты,
Как называются цветы.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Сбор ранних семян в цветнике.
Сентябрь
3. Наблюдение. Что такое воздух.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.
ВОПРОСЫ: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим?
ОПЫТ: Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).
ТРУД В ПРИРОДЕ: Обрезка сухих веток с кустарников.
Сентябрь
4. Наблюдение за насекомыми осенью.
ЦЕЛЬ: Систематизация представлений о поведении насекомых осенью.
ВОПРОСЫ: Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они засыпают).
ОПЫТ: Найти места, где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях). Собрать сухие листья с земли и просеять. Вывод: В листьях много разных живых существ. Рассмотреть их.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Уборка участка от листьев.
Сентябрь
5. Целевая экскурсия. Тема «Встреча с осенью» (экскурсия в парк)
ЗАДАЧИ: Учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими. Продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы: солнце греет уже не так сильно, как летом, небо еще голубое, яркое, но уже все чаще и чаще появляются облака. Познакомить с новым деревом – липой, отметить ее характерные особенности (строение ствола, расположение веток, форму листьев; липа – медоносное дерево), систематизировать знания детей о деревьях. Продолжать формировать знания детей о парке как искусственно созданном сообществе растений, месте отдыха взрослых и детей (почему необходимо знать и выполнять правила поведения в парке). Полюбоваться красотой парка в осеннем наряде: на деревьях и кустарниках листья сменили свою окраску (они стали яркими, разноцветными и только на сирени остались зеленые листья).
Сентябрь
6. Наблюдение за росой.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
«Роса».
Хорошо в лесу
Утром пить росу.
Наклонить цветок
И отпить глоток
Колокольчик – чашка,
Блюдечко – ромашка.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Перенос цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки, астры).
Сентябрь
7. Наблюдение. Осмотр участка детского сада
(игра «Разведчики»)
ЦЕЛЬ: Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками.
ВОПРОСЫ: Много ли на участке зелени? Цветов? Найдите. Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок – дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.) И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем и посмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
«Осень – Художница».
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Заготовка и сушка листьев растений для гербария.
Сентябрь
8. Наблюдение за погодой.
ЦЕЛЬ: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь?
Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
«Осень»
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Помощь в уборке веранды детям младших групп.
Сентябрь
9. Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц
ЦЕЛЬ: Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они то стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, кА бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят).
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
- Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь, подожди.
- Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…
ТРУД В ПРИРОДЕ: Заготовка листьев и семян растений для кормления птиц.
Сентябрь
10. Целевая экскурсия. Тема «Невидимые нити» (экскурсия в сосновый бор)
ЗАДАЧИ: Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, характерных для соснового бора (сосна любит свет и простор, поэтому в сосновых лесах всегда светло и весело, запах сосны препятствует размножению болезнетворных бактерий). Познакомить с ягодными кустарничками: черникой и брусникой (чем они похожи и чем различаются, как их используют люди). Обратить внимание детей на зависимость жизни животных от условий окружающей среды (сосна дает пропитание и жилище многим лесным обитателям: дятлам, совам, белкам, глухарям). Воспитывать любовь к природе родного края, умение любоваться красотой соснового бора.
Сентябрь
11. Наблюдение за туманом.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время года часто образуется туман? (Особенно частые и густые туманы осенью). В какое время суток часто бывает туман? (Утром) Тепло или холодно в туманное утро? (В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно) Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья? (В густой туман видимость очень плохая)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
«Туман»
Лес – в карман,
Поля – в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга.
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Извлечение из земли луковиц отцветших растений (гладиолусы, георгины)
Сентябрь
12. Наблюдение «Соберем семена садовых цветов».
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с разнообразными по форме и размеру семенами садовых растений. Уточнить понятия: Растения однолетние, многолетние.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Как можно определить, что семена созрели? Для чего нужно собирать семена? Что будет с теми семенами, которые мы не успели собрать? Вырастут ли из этих семян цветы? Какие? Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание на то, что цветок один, а семян много. Значит на будущий год можно вырастить много цветущих растений.
ИГРА:
МАГАЗИН «СЕМЕНА»
ЦЕЛЬ: Познакомить с внешним видом семян знакомых цветов. Напомнить детям некоторые способы посева.
ПРАВИЛА: Покупатель должен описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Предложить детям собрать семена в коробочки (для коллекции), а чтобы не перепутать и не забыть, наклеить рисунок с изображением цветка.
Сентябрь
13. Наблюдение за погодой приемом сравнения.
ЦЕЛЬ: Овладение знаниями, позволяющими определять состояние погоды приемом сравнения.
ВОПРОСЫ: «Вы помните, какая вчера была погода? Сегодня такая же погода или другая? Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня. Определите, есть ли ветер и сравните со вчерашней погодой. Тепло сегодня или прохладно и как вы одеты – так же, как вчера или иначе. В заключение дает общее определение погоды.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
ПРИМЕТЫ
Осенью на одном часу и снег и дождь.
Осенью не всё ненастье, бывает и ясный день.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Уборка участка от листьев, веток.
Сентябрь
14. Наблюдение за листопадом.
ЦЕЛЬ: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
ВОПРОСЫ:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
О каком природном явлении говорится в стихотворении? Что означает слово «листопад»? Почему осенью листья опадают? (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла). Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывая листву) Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? (Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова) Нравятся ли вам цветные листочки? Нравится ли вам их собирать? Почему?
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
ЗАГАДКИ
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Падают с ветки золотые монетки.
(Листья осенью)
ТРУД В ПРИРОДЕ: Заготовка и сушка листьев для аппликаций.
Сентябрь
15. Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием.
ЦЕЛЬ: Подвести к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Рассматривают одно из деревьев. Как называется дерево? Какого цвета у него листья? Каких листьев больше – желтых или зеленых? Где расположены желтые листья и где зеленые? Есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета? Где листьев больше – на дереве или под ним? Красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями?
Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени. Полюбуйтесь деревьями и скажите, кому какое нравится и почему? Что вы заметили прекрасного?
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
«Как обидно…»
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые надул, надул, надул.
И на деревья пестрые подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно:
Листьев нет – Лишь ветки видно.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Обрезка кустарников.
Сентябрь
16. Наблюдение за березой.
ЦЕЛЬ: Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения.
ВОПРОСЫ: Как выглядит береза в сентябре – в начале осени? Какая наша береза? Какой у нее ствол? (Березонька очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная). Какого цвета листья? Каких листьев больше, зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше: на дереве или под ним?
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Перекопка земли вокруг кустарников.
Сентябрь
17. Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Нужно ли собирать семена дикорастущих растений? Как вы думаете, почему они растут, хотя за ними никто не ухаживает? Семена этих растений кто-нибудь сажает? Каким образом они попадают в почву? Для чего можно собирать такие семена?
Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др.), устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
ЗАГАДКА.
Коробка запечатана,
А в ней береза спрятана –
С ветками, с сережками,
С белыми одежками.
Коробку ветер носит –
Где-нибудь да бросит.
(Семена)
ТРУД В ПРИРОДЕ: Сбор семян дикорастущих растений для подкормки.
Сентябрь
18. Наблюдение за ветром.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с таким природным явлением как ветер.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Как вы думаете, откуда появляется ветер? (Ветер – это воздух, который приходит в движение. Теплый воздух стремится вверх, а холодный стелется понизу. Значит теплый воздух легче холодного). Что ветер умеет делать? (шуметь, гудеть, качать, шелестеть листьями, завывать, унести шапку). Каким бывает ветер? (сильный, слабый, тихий, колючий, приятный, ласковый, прохладный, теплый, освежающий, нежный, быстрый, незаметный, жаркий). Почему ветер называют «капризным»? (Теплый ветер может смениться на холодный) Почему ветер называют «вольным)? (он может летать повсюду, его трудно удержать) Какие из ветров вам нравятся больше всего и почему? С какими ветрами вы встречались, а с какими нет?
ИГРА – ИМПРОВИЗАЦИЯ: Взрослый – На улице тихо – тихо, ветра нет, светит солнышко, летают бабочки. Деревья стоят ровно, листики у них не колышутся.
Дети стоят спокойно, подняв руки – ветки.
Взрослый – и вдруг как налетит ветер, как зашумит, деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – «шу–шу -шу» Дети качают руками, шумят, изображая качающиеся от ветра деревья.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Поливка растений цветника (помощь малышам).
Сентябрь
19. Наблюдение. Труд дворника.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Кто подметает наш участок? Для чего он это делает? Что он убирает? Много ли опавшей листвы? Почему мало? (начало осени) Сколько ее будет через неделю или две? Куда он вывозит листву? Листву можно назвать мусором? Можно ее сжигать? Почему?
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
ЗАГАДКА
Зубы имеют,
А зубной боли не знают?
(Грабли)
ТРУД В ПРИРОДЕ: Помощь дворнику (садовнику) – рыхление и перекопка земли у плодовых деревьев.
Сентябрь
20. Наблюдение. Первые заморозки.
ЦЕЛЬ: Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры.
ВОПРОСЫ И ОПИСАНИЕ: Вы знаете, что такое заморозки? Отчего это бывает? (От понижения температуры) Что появляется во время заморозков? (Изморозь) Что это такое? Как вы объясните? (Это появление ледяных корок на деревьях, земле, и на всех предметах) Какая она – изморозь? (Иногда игольчатая) С чем можно сравнивать изморозь? (С инеем) Посмотрите на термометр, где находится столбик: выше или ниже нуля? Значит, какая сегодня температура?
ОПЫТ: Первые заморозки.
Цель: Показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Содержание: В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая – остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Определить причину замерзания воды.
ТРУД В ПРИРОДЕ: Посадка чеснока под зиму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека наблюдений
картотека наблюдений на прогулке для старших дошкольников...
Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе
Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...
картотека наблюдений
Педагогам для проведения прогулок....
Картотека наблюдений за погодой
В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...
картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа
картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...
Картотека наблюдений 2 младшая Осень
Здесь размещен материал наблюдений на прогулках на 3 месяца осени...