Статья по теме: " Роль семьи в воспитании личности ребенка"
статья

Еременко Ольга Ивановна

В статье говорится о том, что  семья является самой важной средой в процессе формирования личности и институтом воспитания, что именно в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_semi_v_vospitanii_lichnosti_rebenka.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района

Санкт – Петербурга

Статья на тему: " Роль семьи в воспитании личности ребенка"

Воспитатель высшей квалификационной категории

Еременко Ольга Ивановна

Санкт-Петербург

2016 г.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при  жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит 

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе,
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Относись к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме, гласит индийская пословица.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Калейдоскоп отношений между членами внутри семьи, прозрачность и легкость чувств, которые они питают друг к другу, многообразие различных форм проявления этих чувств, быстрое реагирование на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это начало всех начал, первый настоящий коллектив в жизни маленького человека. В процессе становления личности семье отводится главенствующая роль. Именно в семье, ещё в дошкольном возрасте формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет маленький человечек, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многогранна. Я еще не встречала в своей жизни ни одной семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы немного сказать о том, какую роль играет семья в воспитании детей, так как семья является первичным институтом в процессе воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы воспитатели и родители действовали как одно целое, отдавая детям свою доброту, опыт и знания.

Перед дошкольным образовательным учреждением стоит много задач: и воспитательные, и образовательные, и просветительские. ДОУ может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, разобраться с трудностями, возникающими на том или ином этапе становления личности ребенка, но никогда не сможет конкурировать с семьёй.

Как я уже говорила, семья является первым и главным институтом воспитания. Всё то, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье зарождаются основы личности. Она начинает свое формирование с первых дней жизни ребенка в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для успешной адаптации ребенка в обществе, закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья, в которой переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе растущей личности и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка социальному опыту, который накопило человечество, культуре родной страны, ее нравственным ценностям, гражданским идеалам, национальным традициям – прямая функция родителей. Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на него заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”. Именно в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “ охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: благополучное формирование личности обусловливается, прежде всего, семьёй. Чем выше и чище отношения в семье, тем лучше влияет она на воспитание, а значит, будет выше и результат физического, нравственного, трудового воспитания личности.  

Воспитание в семье - это кусочек Большой жизни. Поведение родителей и их чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Сегодня родитель может быть ласковым и нежным, завтра - быть в суровой ярости. Все родители разные, у каждого - свой индивидуальный родительский стиль. Отношения с ребенком - тоже индивидуальны и неповторимы. Хочет того родитель или нет, но большое значение для ребенка имеет социальный статус самого родителя. Богатый родитель, или родитель, обладающий значимыми для общества достижениями в области культуры, науки или техники, или родитель, занимающий высокую должность, обычно пользуется большим авторитетом у собственного ребенка. При этом такой родитель обычно является предметом гордости ребенка. Соответственно и слова уважаемого родителя будут более цениться, хотя чрезмерная воспитательная уверенность, как было сказано выше, вредна, тем не менее, хороший родитель это еще и целеустремленный родитель. То есть тот, кто более-менее представляет, каков должен быть желаемый результат воспитания. 

Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от того, какой состав имеет семья, от внутрисемейных отношений между членами семьи, а также к окружающим людям, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои взаимоотношения с окружающими. По какому пути пойдет ребенок, как он будет в дальнейшем строить свою карьеру. Какой личностью он станет в обществе – все это во многом зависит от отношений в семье, взаимного уважения между членами семьи. Семья, где чтутся традиции, соблюдаются нормы общества и общественных отношений, сможет воспитать достойного гражданина своей страны.

Семья является начальной школой для ребенка, в которой он постигает все самые важные и главные азы общения. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими , в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети являются своеобразным индикатором: очень четко могут определить недоверие ,обман, неискренность со стороны родителей и близких членов семьи. Именно в этот период ребенка необходимо окружить вниманием и заботой. С большим терпением отвечать на задаваемые вопросы, формулируя свои ответы таким образом, чтобы малышу было интересно и понятно. Чтобы весь мир вокруг него становился ближе, приобретая новые краски. В семье находится большой потенциал для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. В процессе своей жизни ребенок получает новую порцию в эстетическом воспитании, посещая театры, музеи, совершая встречи с природой, любуясь ее неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. В эстетическом воспитании большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Таким образом, семья является самой важной средой в процессе формирования личности и институтом воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает в семье. Задачи семьи состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для роста и развития ребёнка, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим, научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким, воспитать чувство собственного достоинства.

Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Малыш ежесекундно смотрит на взрослого, впитывает в себя ту информацию, которую он дает своим поведением. В процессе воспитания ребенка важно все – речь, манеры, стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Роль семьи в развитие личности ребенка »

Опыт работы на тему: «Роль семьи в развитие личности ребенка »...

Статья на тему: "Роль семьи в воспитании личности ребенка"

Статья на тему : «Роль семьи в воспитании личности ребенка»Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому.Родители – пример ему!Кто при жене и детях груб,Кому язык распутства люб,Пусть помнит, что с лихв...

Консультация для родителей на тему "Роль семьи в воспитании личности ребенка"

Консультация будет полезна родителям дошкольников( от двух до семи)Цель:1.Показать незаменимость и важность роли семьи в формировании личности дошкольника2.Выявить особенности взаимоотношения между ре...

Статья на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника».

Статья на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника»....

Методическая рекомендация для педагогов и родителей. Роль семьи в воспитании личности ребенка

Данная статья раскроит все аспекты формирования личности ребенка в семье. Какую роль семья играет в формировании личности....

Статья для родителей : "Роль семьи в развитии личности ребенка 3-4 лет"

Роль семьи в развитии личности ребенка 3-4 лет...