Примеры опытной деятельности для дошкольников
опыты и эксперименты на тему

Пискунова Лидия Станиславовна

ПРимерный перечень опытов для детей-дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernye_opyty_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta_.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов для детей младшего дошкольного возраста

Песок

1

«Куличики» — экспериментируем с мокрым песком

У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы

2

«Сыпучий песок» — экспериментируем с сухим песком

Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям воронки и предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка

3

«Цветной песок» - Научить детей получать разноцветный песок

Приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок

Снег

1

«Следопыт» — научить детей получать четкие следы на снегу

Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры

2

«Горка» — показать детям, как делать горку для куклы

При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки

3

«Строители» — научить детей делать из снега колобки и большой дом

Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью

4

« Разноцветные фигуры» — научить детей раскрашивать снежные фигуры

На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега

Вода

1

« Кораблики» — познакомить детей со свойствами плавающих предметов

Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит

2

«Нырки» — познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек

Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросить в воду

3

«Буруны»

Каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане

4

«Соберем водичку» — научить детей пользоваться губкой для сбора воды

Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки

5

«Пена» — научить детей делать пену из шампуня

В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу

Бумага

1

«Рвем бумагу»

Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию

2

«Бумажные комочки» — познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием

Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию

3

«Бумажные полоски»

Детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер

Солнце

1

«Солнечные зайчики» — научить детей играть с солнечным зайчиком

Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком

2

«Тень» — познакомить детей со свойством солнечного света

Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени

3

« Разноцветные стекляшки» — познакомить детей со свойствами прозрачного стекла

Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Песок

1

«Движущийся песок»

В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить крышкой. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить туда трубочку. Подуть в трубочку и понаблюдать, что происходит в бутылке

2

«Песочный замок»

Мокрый песок может выливаться из ладошек тонкой струей. Если ладошки держать над одним местом, то из струйки можно получить конус, который будет похож на замок. При высыхании песок твердеет, и получится крепкая постройка

3

«А мы сеяли песок»

Научить детей сеять песок через сито. Рассмотреть, чем отличается просеянный песок от непросеянного.

4

«Песчинки»

Дать детям лупы и рассмотреть, из чего состоит песок. Каковы на ощупь отдельные песчинки?

5

«Песочные часы» — познакомить детей с прибором для измерения времени

Показать детям песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам. Предложить что-либо сделать, отмочим время по часам: одеться, спеть песенку и т. п.

Ветер

1

«Игрушка-вертушка» - познакомить детей со свойством ветра — приводить в движение легкие предметы

Сделать с детьми игрушки-вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра

2

«Ветер по морю гуляет»

Научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра

3

«Ветер и семена»

На участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?

4

«Ветряные мельницы»

Показать детям картину ветряной мельницы, расспросить, знают ли они, для чего нужны мельницы. Рассказать, как люди использует ветер для своих нужд. Изготовить с детьми совместно макет ветряной мельницы

5

«Пугало»

Воспитатель рассказывает детям, как он увидел у соседей на даче пугало, на котором висели легкие банки и ленты от старых магнитофонов. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими предметами, когда дует ветер

Вода

1

«Свойства воды»

1. Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой?

2. Вода не имеет вкуса. Дать детям попробовать на вкус воду. Какой у нее вкус? Потом в стакан бросить сахар и размешать. Какой теперь вкус у раствора? Потом в один стакан бросить соль,

в другой стакан с водой капнуть сок лимона.

3. Вода не имеет запаха. В стакан с водой добавляются вещества, имеющие резко выраженный запах, и сравнивают запахи.

4. Вода не имеет цвета. В стакан

с водой добавить красящие вещества или гуашь и понаблюдать, что происходит с водой. В ней растворяются красящие вещества

2

«Вода — источник жизни»

На прогулке срезать веточки с дерева и поставить их в вазу с водой, а одну в пустую вазу и понаблюдать за тем, что будет происходить с веточками

3

«Кап-кап-кап»

На участке понаблюдать за таянием сосулек. Как можно получить каплю, только не из сосульки? Какая форма у капли? Какой звук издает капля, когда падает? Сочините музыку капли и сыграйте на металлофоне

Зеркало

1

«Солнечные зайчики»

Каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика

2

«Что находится в перкале»

Ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Театрализованная деятельность старших дошкольников с элементами конструирования на примере русской народной сказки "Теремок"

Презентация театрализации русской народной сказки "Теремок" с изготовлением кукол-игрушек - действующих лиц спектакля.Постановка спектакля с использованием изготовленной с детьми атрибутики ...

Реализация системно – деятельностного подхода на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников «Путешествие в мир математики».

laquo;Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие»Галилео Галилей.Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позво...

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников   «Жидкости и  растворы»....

Элементарная опытная деятельность старших дошкольников как способ познания окружающего мира.

В данной статье обобщается практический опыт поисково – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, раскрываются инновационные технологии, приёмы мотивации воспитания ...

Обогащение художественного опыта дошкольников с помощью нетрадиционных техник изображения на примере образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Берёзовая роща».

Цель: Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, обогащать художественный опыт детей, используя разные виды нетрадиционных техник изображения.Задачи: - Расширять представле...

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....