эссе
материал на тему
Предварительный просмотр:
ЛЯХОВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
2017 год.
Предметы моей романтики
Парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких,
Я в светлую жизнь поведу
Ведь я их очень люблю!
И будут завидовать многие
Воспитателю в детском саду!
Пирожкова Н. А.
Отшумели новогодние праздники, и началась рабочая пора Нового 2017 года. С одной стороны, каждый, в том числе и воспитатель, пребывает в ожидании перемен, новых открытий и достижений. Безусловно, хочется, чтобы эти 365 дней привнесли в нашу жизнь что-то необычное, ранее не изведанное. С другой, мы стремимся перенести в Новый год все самое лучшее: накопленный опыт, устоявшиеся и особенно любимые традиции.
Для меня, 2017 год начинался с удивительного события - руководство МБДОУ д/с № 12 «ЯСТРЕБОК» доверило мне представить наше учреждение на профессиональном конкурсе «Воспитатель года - 2017» ( районный этап).
На мой взгляд, не случайно организационный комитет Конкурса избрал девизом выражение: ««Воспитай любя»! Пожалуй, эта емкая, на первый взгляд, простая фраза знакома каждому, кто каким-либо образом связан с детьми. Данное словосочетание «Воспитай любя» имеет двоякий смысл: с одной стороны, речь идет о воспитании, а с другой, о любви к детям.
Обратимся к этимологии слова «воспитать»: оно издревле имело значение «питати»[1], т.е вскормить. Более поздние трактовки: «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие»[2].
В свою очередь, самое большое чувство на земле - любовь. Как ни воспитателю, знать об этом, о любви к своим воспитанникам. Детское сердце бесхитростно, доверчиво и отзывчиво на добро. Надо уметь любить ребенка. В развитии этого искусства я руководствуюсь пятью глаголами-заповедями: понимать, сострадать, принимать, помогать, любить. Каждый ребенок индивидуален и неповторим. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Моя задача – услышать и понять ребенка, помочь ему развить таланты, пробудить тягу к знаниям, чтобы в дальнейшем он смог быть успешным.
Я никогда не думала, что свяжу жизнь с детским садом. Наверное, неслучайно судьба распорядилась так, что окончив педагогическое училище, я стала воспитателем. Всю свою любовь, душевное тепло и ласку вот уже почти 3 года я дарю тем, кто не умеет хитрить и притворяться, чьи мысли чисты и неприхотливы - моим воспитанникам. Чтобы я делала без детских горящих глаз, детского смеха, без ста вопросов «почему»?
. Так, проходя мимо детского сада, я остановилась и задумалась о том, что могу найти своё предназначение именно здесь: вот оно мое место!
Получается, что не я выбрала профессию, а она - меня. Воспитатель - это даже не профессия, это и есть жизнь.
Когда я впервые переступила порог своей группы, на меня посыпалась россыпь имен: Я - Егорка, Ванюшка, Танюшка, Кристюша…
Имя- это набор глухих и звонких звуков, которые сочетаясь образуют своего рода мелодию. А мелодия, вибрация звуков, присущая данному имени, гармонирует с определенным цветом. Так в моей жизни появился целый цветовой спектр имен, состоящий из 23 чудесных мальчишек и девчонок.
Каждый день человеческой жизни - это всегда новые открытия, а каждое наше открытие - это достижение. Достижение это то, что вызывает у нас удовольствие и гордость. Мы просвещаемся и познаем, чтобы затем передать эти знания будущему поколению.
Применительно к моей педагогической философии на эти вопросы могу ответить так. Любой день - самый главный. Каждый день не повторим, особенно когда работаешь воспитателем. Главные люди для меня: на работе – мои любимые воспитанники, коллеги, в семье – муж и дети, наши родные. Важно найти для каждого из них, именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Подарить любовь, внимание, ласку, поддержку. Дело, которым я сейчас занята – работа воспитателя является важным и ответственным. Потому что от полученных знаний и навыков в детском саду зависит, как ребенок будет в дальнейшем общаться со своими сверстниками, старшими по возрасту, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым.
Первая заповедь - осознание самим воспитателем своей миссии в детском саду.
Главной задачей воспитателя видить в формировании тех качеств личности дошкольника, которые позволят ему быть радостным, успешным, принимаемым в мире людей.
Желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной - главная мотивация педагога. А чтобы у детей было стремление к знаниям, интересным должен быть сам воспитатель. Он должен быть эрудированным, активным, любознательным, творческим, быть своего рода артистом, мастером слова, жеста, мимики. А самый главный методический приём, который я использую в своей работе – это личный пример.
Моим воспитанникам только по 5 - 6 лет… Но уже сейчас можно разглядеть наклонности и таланты каждого. Ещё Жан – Жак Руссо очень точно заметил, что у ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; и нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.[3] Поэтому ещё одно из направлений в моей педагогической работе – не подчинить своим желаниям путь ребёнка, а дать возможность расцвести его собственным мечтам и талантам.
Вторая заповедь - умение радовать себя и окружающих своим внешним видом. Это направление подразумевает - укрепление физического и психического здоровья детей. Наши дети – маленькие граждане большого общества. Поэтому я стараюсь донести до них, что важно следить за своим внешним видом, быть опрятными. Учу их справляться с отрицательными эмоциями, побеждать свой страх и гнев. Вместе с ребятами рисуем, лепим, развеиваем по ветру свои негативные чувства и преобразуем их в позитивное настроение.
Третья заповедь взята из китайской народной мудрости: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Главное для воспитателя - развить в ребенке познавательную потребность, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему? », «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, определяют задачи, которые заключаются в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, всестороннем развитии психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, в воспитании творческой, креативной, коммуникабельной личности. Для этого в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, различные центры активности: центр познания, центр творчества, игровой центр, литературный центр, спортивный центр, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Четвертая заповедь – играй вместе с ребенком.
Ребенок не виноват, что Вы уже взрослый. Особенно близки мне слова Шалвы Александровича Амонашвили: «У педагогики моей простая логика…Ты маленький ребенок, я большой. Тебе со мной, а мне с тобой хорошо. Вот в этом смысл и ценность педагогики»[4].
Работая педагогом, понимаешь, что все дети индивидуальны, и ты как педагог должен найти ключик к каждому ребенку. И не только к нему, но и к его родителям.
Главная моя заповедь и последняя - заинтересовать родителей своими новыми идеями. Ведь педагоги и родители делают одно общее дело - воспитывают детей.И, конечно же, я всемерно поддерживаю идею создания единого образовательного пространства детского сада и семьи, обязательное вовлечение родителей в образовательный процесс. Совместные детско-родительские проекты под руководством нас, воспитателей, стали удивительно содержательными и зрелищными. Среди них: «Мое солнышко!», «Эти удивительные камни», «День семьи, любви и верности», «Моя любимая, мама!»
Я с уверенностью могу сказать, что счастье воспитателя заключается в счастливых лицах детей, заливистом смехе, искрящихся детских глазах.
Думаю, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не откроют новых планет и законов физики, а будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни и тому, что они есть на этой планете, – это уже счастье, это смысл существования человека на Земле. А я буду счастлива, осознавая, что в каждом из них есть частичка моего труда и сердца и мои усилия были приложены не напрасно!
[1]Этимологический словарь русского языка. Составитель Крылов П.А.. – СПб: ООО «Полиграфуслуги», 2005 г. – 432 с.
[2]Дошкольное образование. Словарь терминов. Составитель Виноградова Н.А.. – М.: Аирис-пресс, 2007 г. – 42 с.
[3]Каменский Я., Локк Д, Руссо Ж.-Ж. Песталоцци И. педагогическое наследие.- М., 1987 г. – 205 с.
[4]«Шалва Амонашвили и его друзья в провинции», «Европа», 2006 г. 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."
эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...
Эссе
"Моя профессия - воспитатель",...
Эссе
"Моя профессия - воспитатель",...
Мое педагогическое эссе
Мое педагогическое эссе...
Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."
Каким же должен быть современный воспитатель?!...
Эссе "Я поведу вас за собой, чтобы утверждать идеалы будущего.." (опубликован в сборнике эссе"Один день из жизни педагога". "Вселенная Учитель",выпуск 2,2014)
Размышления педагога об одном своём дне....
Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.
В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...