Инновационный проект по художественно-творческому развитию «Развитие творчества дошкольников через ручной труд»
проект на тему
Цель проекта: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovproekt.docx | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 общеразвивающего вида»
г. Печора
Инновационный проект
по художественно-творческому развитию
«Развитие творчества дошкольников
через ручной труд»
Воспитатель: Зотова Любовь Николаевна
От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние.
Л.Н. Толстой
С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи.
Уникальным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
Формы организации работы с детьми:
- совместная исследовательская деятельность;
- продуктивная деятельность с подгруппой детей;
- самостоятельное взаимодействие с предметной средой;
- творческая индивидуальная работа детей.
В основу продуктивной деятельности положены принцип авторства, принцип эмоциональной увлечённости, принцип вариативности, принцип «если не похвалишь ты, то кто?», принцип личностного общения.
У детей недостаточно развита мелкая моторика руки у детей; нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.
Цель проекта: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности.
Задачи для детей:
- Прививать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками
- Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами
- Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру
Задачи для педагогов:
- Повышать профессиональное мастерство, самообразование, саморазвитие.
- Создавать условия для обучения детей различным приемам работы с материалами и инструментами
- Создавать систему работы по данной теме.
- Формировать у детей интерес к изготовлению поделок из различных материалов, способствовать выявлению конструктивных и творческих способностей ребенка.
- Стимулировать развитие памяти, умение следовать устным инструкциям воспитателя.
Задачи для родителей:
- Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- Развитие совместного творчества родителей и детей;
- Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- Заинтересовывать родителей жизнью группы, способствовать желанию участвовать в ней.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2 месяца)
Тип проекта: творческий.
Участники проекта:
- воспитатель группы,
- дети средней группы,
- родители.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Презентация
Название итогового мероприятия проекта: « Твори, выдумывай, пробуй»
Продукты проекта для детей:
1. Изготовленные детьми различные продукты ручного труда.
2. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.
Для педагогов:
1.Разработка диагностического материала
2.Создание пакета методических материалов по организации продуктивной деятельности с детьми
3. Изготовление сенсорных игр: « Подбери наряд Маше», « Найди пару», « Узнай бумагу», « Собери бусы», « Подбери мишке одежду».
4.Консультации для родителей: « Ручной труд и развитие мелкой моторики»
5.Показ мастер класса для педагогов, родителей
6. Презентация проекта в рамках ДОУ для родителей:
- Пополнение природного и бросового материала в уголке экспериментирования и в уголке по изо деятельности;
- Создание коллажей: « Осень глазами детей», « Творчество в нашей семье»,
- Выставка «Папа, мама, я и наша поделка»
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
Обучение
1.Овладение простейшими практическими навыками в ручном труде;
2.Представления о свойствах предметов;
3.Появление познавательной активности.
Развитие:
1.Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей;
2.Проявление самостоятельности в выборе средств и материала.
Воспитание:
1.Навыки общения в совместной деятельности;
2.Уверенность в собственных силах;
3.Устойчивый интерес к занятиям.
Для педагогов:
1.Повышение педагогической компетентности в данном направлении;
2. Поиск путей реализации задач.
Для родителей:
1.Появление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;
2. Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста.
План реализации проекта
Образовательная область | Ведущая деятельность | Формы работы | |
Познание | Познавательно-исследовательская | Опыты, эксперименты, исследовательская деятельность | |
Социализация | Игровая | Сенсорные игры: « Подбери наряд Маше», « Найди пару», « Почини одеяло», « Узнай бумагу», « Подбери мишке одежду», «Собери бусы» | |
Здоровье | Интеграция различных видов деятельности | Игра Беседа Рассказ Чтение Игровая задача Тематический досуг Проблемная ситуация | |
Художественное творчество | Продуктивная | Совместное создание с родителями и детьми коллажей: « Зимний пейзаж», « Я и мой папа», « Осень глазами детей», « Творчество в нашей семье», « Папа, мама, я и наша поделка» | |
Чтение художественной литературы | Чтение | Ознакомление с художественной литературой по теме: «Ручной труд», обсуждение | |
Труд | Трудовая | Рассматривание различных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства Игры, в процессе которых дети осуществляют выбор наиболее привлекательных предметов | |
Физическая культура | Двигательная | Игровые упражнения, подвижные дидактические игры | |
Музыка | Музыкально-художественная | Слушание, исполнение, экспериментирование, импровизация | |
Коммуникация | Коммуникативная | Рассматривание Творческие игры Развивающие игры Дидактические игры Чтение | |
Безопасность | Интеграция разных видов деятельности | Совместные действия Наблюдения Игра Рассматривание Беседа Чтение | |
Режимные моменты | Интеграция разных видов деятельности | Индивидуальные игры Совместные с воспитателем игры Совместные со сверстниками игры Наблюдения |
Формы взаимодействия с семьей: анкетирование, консультации, рекомендации, беседы, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, мастер классы.
Этапы реализации проекта
Этапы | Задачи | Деятельность участников проекта |
Ценностно - ориентировочный | 1.Сбор и анализ информации 2.Анализ, совершенствование материально-технической базы 3.Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности. 4.Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. 5.Подбор методов педагогической диагностики воспитанников. 6.Анализ результатов педагогической диагностики. 7.Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами). | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности |
Конструктивный: планирование | 1.Составить перспективный тематический план по развитию у детей дошкольного возраста творчества через аппликацию и ручной труд 2.Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные. 3.Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги и оформить их в виде картотек. | Формирование задач, накопление информации, составление плана. Выбор и обоснование критерия успеха |
Принятие решений | 1.Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности. 2.Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности. 3.Проведение диагностики через наблюдения, игру. 4.Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности 5.Формы организации детской деятельности: а) традиционные б) нетрадиционные 6.Методические приемы: а) организация творческих выставок, совместных экспозиций, создание коллажей и др.; б) обсуждение и обыгрывание выставочных экспозиций; г) чтение художественной литературы, заучивание. 7.Вовлечение родителей в проектную деятельность. 8.Подготовка консультативного материала для родителей. 9.Оформление коллажей с привлечением родителей. 10.Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей |
Оценочно-рефлексивный | Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности. Учет критических замечаний |
Презентативный | 1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. Материал представить в методический кабинет ДОУ. 2.Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта. | Подготовка продукта деятельности к презентации.
Защита проекта перед зрителями (экспертами) |
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
- Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
- Владеет приемами работы с различными материалами.
- Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
- Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
- Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
- Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
- Выполняет работу по замыслу.
- Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
- Показывает уровень воображения и фантазии.
- Использует в работе разные способы ручного труда
Результат проекта
Дети знают и называют не менее 5 видов материала и 5 свойств материала (Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки);
Владеют приемами работы с материалами (Клей, ножницы, стека, палочки);
Развитие конструированных способностей и художественного вкуса: придумывают и выполняют несложную конструкцию, самостоятельно украшают ее;
Мелкая моторика рук развита хорошо: Дети прочно скрепляют детали самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественному творчеству (Лепка+ручной труд) Русалочка
лепка с использованием природного материала...
Развитие познавательного интереса к ручному труду старших дошкольников посредством техники квиллинг
Работа с дошкольниками в технике квиллинг...
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"
Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"...
Развитие познавательных способностей через ручной труд у детей старшего дошкольного возраста
Занятия ручным трудом способствует развитию познавательных способностей. Во время изготовления поделки знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорнын эталоны, закрепляют конструктивные навык...
Консультация для воспитателей тема: «Развитие мелкой моторики через ручной труд»
В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим развитием ребенка.Хорошо помогают в развитии мелкой муску...
КОНСПЕКТ Занятия по художественному творчеству (аппликация, ручной труд) в старшей группе Тема: «Ежик в осенних листьях»
ООД по художественному творчеству....
Мастер класс для родителей посвященный «Дню матери» по художественному творчеству и ручному труду: «ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ!»
Мастер класс для родителей посвященный «Дню матери» по художественному творчеству и ручному труду: «ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ!»...