Проект "Маленькие туристята"
проект на тему
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_turizm.docx | 41.54 КБ |
Предварительный просмотр:
День, проведенный «ребенком без прогулки,
потерян для его здоровья».
(Г.А. Сперанский)
Обоснование
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
МАДОУ детский сад «Золушка» уже ни первый год работает над проблемой внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ и находится в постоянном поиске инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Острота проблемы состоит в том, что:
- анализ заболеваемости детей в нашем ДОУ за последние 3 года выявил острую необходимость пересмотреть организацию оздоровительной работы в детском саду, а так же найти оптимальные варианты решения данной проблемы;
- показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников;
- многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем развития детей.
Изучение специальной литературы, практического опыта наших коллег из других регионов, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.
Актуальность проекта.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.
Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Изучение социального статуса семей наших воспитанников показало рост неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка.
Исследование физического здоровья детей нашего учреждения показывает, что на протяжении 3 последних лет единицы детей имеют 1 группу здоровья, стала «прогрессировать» 3 группа здоровья.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день.
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта – развивать потребность воспитанников ДОУ и их родителей в здоровом образе жизни посредством туристской деятельности .
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия для развития туризма в ДОУ.
2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, вырабатывая индивидуальный способ валеологически обоснованного поведения посредством туризма.
3. Мотивировать родителей на взаимодействие с ДОУ в укреплении здоровья своего ребенка.
Подходы к реализации проекта:
– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;
– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Принципы:
– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;
– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Примерный план работы воспитателя к подготовке проекта
1.На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Составление плана – схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.
6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.
7. Разработка этапа общественной презентации проекта.
Календарный план работы
Форма организации детей | Название | Задачи | Консультация для родителей | Сроки проведения |
Просмотр презентации на видео. | «Что такое туризм?» | Познакомить детей с значением слов туризм, туристы. Выявить знания детей о туризме. Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы. | " Детский туризм - дело серьёзное " Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к водоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм, учить детей правилам безопасного поведения в природе. | |
ОД | « На туристичес- кой прогулке» | Поднять эмоциональный настрой и настроение детей. Продолжать укреплять здоровье детей, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллектевизма, взаимопонима- ния. Способствовать освоению, простейших туристических умений и навыков. | ||
Литературная гостиная | «Наша Планета» Я. Аким «Хитрые ласки» Г. Шалаева | Сформировать представление о том, что красота природы бесценна и её надо беречь и охранять. | ||
Дидактическая игра | «Угадай и расскажи». | закрепление знаний о разновидности туризма. | ||
ОД | « На туристичес- кой прогулке» | Продолжать укреплять здоровье детей, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллектевизма, взаимопонима- ния. Способствовать освоению, простейших туристических умений и навыков. | ||
Литературная гостиная | Загадки о ягодах и грибах Сказка «На лесной Тропинке» Т. Шорыгина «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» Г. Шалаева «Советы лесной мышки» Т. Шорыгина | Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами. | ||
Беседа | «О глобусе и земле» | Углубить представление о том, что планета Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию уникальности нашей планеты. Воспитывать стремление беречь нашу землю. | ||
Игра - исследование. | «Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями» | Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с прибором. | ||
Дидактическая игра | «Найди по заданному Направлению» | Совершенство-вать умение детей определять местонахожде-ние предмета, с помощью компаса. | ||
Литературная гостиная | «Наказание за незнание» М. Фисенко «Ландыш» Е. Серова | Познакомить детей с ядовитыми растениями. | ||
Творческая мастерская. Изготовление макета. | «На туристичес- кой прогулке» | Познакомить детей с материалом из которого будем лепить макет. Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение придумывать и лепить всё то, что встречается туристу на пути. | ||
Игра - исследование. | «Наш Детский сад» | Привлечь родителей к участию в проектной деятельности. Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада. | Привлечь родителей к участию в проектной деятельности. Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада. | |
Игра - исследование | «Ориенти- ровка на местности» | Выявить умение детей применять полученные знания при ориентировке на макете детского сада. Закрепить умение находить север, юг, запад, восток с помощью компаса. | ||
Выставка рисунков. | «Если с другом вышел в путь» | Увидеть в рисунках детей то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы. | ||
Литературная гостиная | «Осколок стекла» Т. Шорыгина «Пожар в лесу» М. Фисенко | Закреплять знания о правилах поведения в лесу во время пожара. | ||
Просмотр презентации на видео. | «Животный и растительный мир родного края» | Выявит уровень знаний детей о животных и растениях родного края, о том что некоторые виды занесены в Красную книгу, для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями. | ||
Просмотр презентации на видео. | «Правила безопасного поведения в лесу, в городе,у водоёма.» | Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, в городе, у водоёма. | ||
Литературная гостиная | Загадки о животных. Загадки о насекомых. | Объяснить детям, что иногда контакты с животными и насекомыми могут быть опасны. | ||
Разучивание туристских речёвок, песен. | Речёвка «Мы туристы» Песни «Когда мои друзья со мной», «Вместе весело шагать» | Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их, объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа. | «Как научить детей любить и беречь природу» Рекомендовать родителям с малых лет давать детям экологическое воспитание. Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться. | |
Игра | «Придумай и отгадай» | Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных предметов выбирать необходимые для похода, которые удобно перено- сить в рюкзаке. | ||
Литературная гостиная | Загадывание загадок. «Гроза» А. Барто Пословицы, народные приметы. | Дать знания о правилах поведения при грозе. | ||
«Как Стобед бросил бутылку, и что из этого вышло.» Д. Орлова «Не купайся в запрещённых местах» Г. Шалаева и Н. Иванова «Как Владик с Катей ходили купаться» М. Фисенко | Знакомство с правилами поведения на воде. |
Требования к минимально необходимому уровню туристической подготовленности дошкольника
Знать:
- характерные признаки различных видов туризма
- свой организм – как он устроен
- о гигиене туриста
- правила питания
- особенности физической подготовки юного туриста
- ядовитые и несъедобные растения и грибы
- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения
- что такое поход, малый и большой привал
- что взять с собой в поход
- что такое “нормы и правила поведения в природе”
- дела, в которых участвуют юные туристы по охране растений и животных
- правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки - характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города) - характерные признаки топографической карты и туристической карты - устройство компаса - стороны горизонта - около 10 условных топографических знаков - кто такой исследователь природы
Понимать:
- какую пользу приносят походы и экскурсии
- как пешеходный туризм влияет на природу - роли зелёных растений в укреплении здоровья - необходимости соблюдения личной гигиены в сохранении своего здоровья
- что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения природы - что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья - плоскостное изображение предметов и объектов на листе бумаги: вид сверху
- что, охраняя природу, мы охраняем свое здоровье - длительность периода “заживления ран” на земной поверхности
Уметь:
- применять свои знания о явлениях природы - определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения - определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения - выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики - оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях - укладывать рюкзак - завязывать простейшие узлы - выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении - определять свою точку стояния на плане - рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических знаков или своих значков - определять север, юг с помощью компаса - изображать основные условные знаки - определять место нахождения предметов на плане микрорайона - выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов - выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян - заготавливать корм для птиц - оформлять результаты наблюдений, впечатлений в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.) - помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров” - выполнять правила поведения отдыхающий, туристов: утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.
Организация походов для дошкольников
При разработке маршрута необходимо строго соблюдать нормативы расстояния, времени похода и вес рюкзака.
Весеннее – летний период от 1часа до 3 часов
Расстояние до 5 километров