Конспект НОД по экологии в средней группе "Как звери готовятся к зиме"
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Гусева Ольга Викторовна

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

По познавательному развитию в средней группе детского сада

По программе: «Радуга».

 Время проведения: 16.10.2016г.

Воспитатель практикант Гусева О.В.

Направление познавательное развитие

Тема: Беседа «Как звери готовятся к зиме»

Тип НОД: Первично- ознакомительный

Направление: познавательное, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в природе, и как они влияют на поведение животных.

Программное содержание: Знакомить детей с животными населяющими леса средней полосы России.

Программное содержание:

Образовательные задачи: закрепить умение детей узнавать животных по изображению (заяц, белка, лиса, лось, медведь).  Углублять и расширять знания детей о жизни животных в естественных условиях и среде их обитания, знакомить с терминами (линька, заготовка запасов, впадает в спячку). Учить детей разгадывать загадки.

Развивающие задачи: развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях интерес к природе родного края.

Речевые задачи: способствовать освоению диалогической речи, обогащать словарный запас детей: линька, петляет, сбивает со следа,  чуткие уши, заготовка запасов, спячка.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентации в программе Microsoft Office Power Point, фишки для дидактической игры (соответствующие цвету шубы животного)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл guseva_o.v._hod_deyatelnosti.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Цель

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приёмы работы

1

2

3.

Вводная часть

Основная часть

Физкультминутка

Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Викторовна. Сегодня я хотела бы вам рассказать что- то очень интересное, а вот о чём будет мой рассказ, вы узнаете, отгадав загадку.

С неба хлопья полетели…

Шубы белые надели

И дороги, и дома…

Начинается? (Зима)

Правильно ребята наступает зима. А как вы догадались, что загадка именно про зиму?

Становится холодно,  и мы с вами что делаем? Да, ребята, правильно.

Авы знаете, как спасаются звери от морозов?

Снять одежду и надеть другую они не могут, но у всех зверей зимой шерсть становится более пушистой и теплой. Давайте, мы с вами наденем тёплые сапожки, куртки, шапки, варежки и отправимся в зимний лес. ( Воспитатель имитирует движения «надевает» одежду) Посмотрим, кто в нем живет. Но звери очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно. Вы сегодня много узнаете о том, как живут звери зимой.

Готовы?

 Тогда взялись за руки и в путь.

Звучит музыка.  Воспитатель ведёт детей по комнате и подводит к стульчикам. Дети садятся на свои места. На экране  появляется изображение зимнего леса. (Слайд 1).

Посмотрите, какой красивый лес! Все засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть, в лесу никого нет? Исчезли все звери и птицы. Ах, смотрите! Что тут произошло?   Кто разгрыз столько шишек и всё разброса? (Слайд 2). Вы не знаете? Тогда я вам могу загадать загадку, и отгадав её вы поймёте, чья это работа.

Рыжий маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка). (Слайд 2, фото 1) 

А как вы догадались, что речь идёт именно о белке.

А как вы думаете, что она делает с  шишками?

 Да, она их ест.

А чем еще питается  белка?

Правильно, но ведь зимой нет, ни ягод, ни грибов. Откуда же она их берёт?

Белка делает запасы на зиму. Собирает грибы и сушит их на сучках деревьев.

А когда она делает запасы?

Правильно осенью, посмотрите как. (Слайд 3, фото 1).

 Так белка выглядит осень, а когда приходят морозы и выпадает снег, белка становится серенько, так её сложнее заметить.  (Слайд 3, фото 2).

А белочку, какого цвета будет лучше видно зимой – серого или рыжего? (сравните двух белок).

Ребята, вы знаете, где живёт белка? (дупло, гнездо). Повтори, как называется домик белки. Давайте  скажем вместе дупло, гнездо.

В дупле белки делает гнездо, там сухо, тепло. Белка заранее принесла туда много сухого мха и листиков. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром ее в народе называют хлопотуньей.

Отправляемся дальше, кого ещё мы можем встретить в лесу? Отгадайте загадку.

Длинные уши, зовется косой,
Очень боится быть пойман лисой,
Скачет, петляет, но это не танец,
Так удирает от хищников……... (
Заяц)

 Да, это заяц. А как вы догадались?

 Давайте на него посмотрим. (Слайд 4, фото 1)

Какой красивый зверёк.  У него небольшая голова и слегка вытянутая мордочка, обратите внимание на его уши, они большие, вытянутые. Спина у зайца округлая, а сколько у него ног? Давайте посчитаем. 1,2,3,4. У зайца 4 ноги, но передние ноги у него короткие, а задние длинные и очень сильные.  Именно они помогают ему быстро бегать. Нелегко догнать зайца. Что помогает зайцу быстро бегать, и далеко прыгать? (ноги).

Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. А что это значит «запутывает следы»?

(Слайд 4, фото 2)   Бежит зайка, сделает круг, а потом как оттолкнется и отпрыгнет в сторону, а лиса идет по следу, ходит кругами не может никак найти.

А вы знаете, что  заяц белый только зимой?  Посмотрите. (Слайд 4, фото 3). Осенью у него мех серого цвета, а когда становится холодно и у зайца вырастает тёплый подшерсток, и шкурка  приобретает белый цвет. А как вы думаете зачем?

(белая шкурка помогает спасаться от врагов).

Заяц приспособился в лесу в зимнее время. Он имеет (дети; белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться).

А давайте и мы с вами превратимся в зайчиков, и сыграем в игру.

Зайка беленький сидит
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
Он  ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Кто - то зайку испугал.
Зайка прыг и убежал.

(Слайд 5) Как красиво в лесу! Снег сверкает, и все деревья прикрыл от мороза. Чтобы встретить ещё одного жителя леса вам снова придётся отгадать загадку;

«Рыжая хозяйка по лесу прошла,

стежки – дорожки хвостом подмела» (Слайд 5, фото 1)

Величают ее «Лиса – всему краса!».

 Окраску лисы не меняют. Знает лисонька лиса, в шубе вся ее краса. Лиса охотится на разных зверушек. Например, на зайцев или мышей. Давайте понаблюдаем, как эта лиса охотится.   (На мышей).

Что ей помогает выискивать добычу? (хороший слух и нюх).

Ой, вы только посмотрите, навстречу нам идет самое большое и сольное животное, которое мы можем встретить в нашем лесу. Кто это? ( Слайд 6).

Да, у лося большая голова,  на которой красуются рога, мощное туловище, и длинные сильные ноги.

Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу.

Защищаются сильными копытами и рогами. Лось питается ветками деревьев. Но после сильного снегопада трудно кормится животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди. ( Слайд 7 фото 1) Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают сухие ветки березы и осины, сено, делают кормушки. А специально для лосей они раскладывают соль.  (Слайд 7, фото 2). Соль это витамины для лосей.

Вот как славно мы с вами прогулялись по зимнему лесу. А давайте вспомним, кто нам повстречался.

А почему не видно медведя?  Куда же он подевался? (Слайд 8) А вот какой большой сугроб, только почему то в нем окошечко. Да, это медведь устроился на зиму. Укрыта берлога снегом, спит медведь сладко- сладко. До весны. (Он зимой впадают в спячку).

И спит медведь в берлоге.

А теперь нам пора возвращаться, обратно в детский сад. Давайте возьмемся за руки, и отправимся в обратный путь. ( дети берутся за руки и двигаются под музыку по периметру группы). Вот мы и на месте. А теперь давайте раздеваться, дети вслед за воспитателем имитируют движения. Снимем  варежки и шапку, расстегнём и снимем куртку, разуемся.

Самое время поиграть в игру. Я вам прочту стихотворение, вы его внимательно слушайте.

У кого какая шуба?

Шуба серая у волка,

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди

И погода хмурая.

ИТОГ НОД:

Перед детьми на демонстрационном столе

 разложены карточки различных цветов.

Задача детей, при повторном прочтении

Стихотворения взять карточку такого

 цвета, который соответствует цвету

шубы животного.

Зима, потому что только зимой с неба летят хлопья, снег и укутывает дроги и дома

Тепло одеваются.

Дет повторяют действия воспитателя, имитируют

 процесс одевания.

Дети двигаются за воспитателем по группе.

Садятся на свои места.

Белка. Она рыжая и прыгает по деревьям и живёт на дереве

Она их ест.

ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников

Осенью

Серого

В дупле.

Дупло. Гнездо.

Заяц.

 Длинные уши.

Боится лисы.

Так его сложнее увидеть, на снегу мене заметен.

Выходят на ковёр.

Дети повторяют движения согласно тексту.

Возвращаются на свои места.

Нюх и слух.

Лось.

Белка, заяц, лиса, лось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"

Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...

Конспект во второй младшей группе. "Как звери готовятся к зиме".

Во время занятия дети устанавливают причинно-следственные связи животного мира с сезонными  изменениями : изменение окраски, запасы на зиму, спячка....

Конспект занятия по развитию речи "Как звери готовятся к зиме"

Составление рассказов по прочитанному произведению...

Конспект занятия по окр. миру «Как звери готовятся к зиме» в старшей группе

Конспект   занятия по окр. миру«Как звери готовятся к зиме»в старшей  группе  ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей средней группы «Звери готовятся к зиме»

Расширять представления детей о многообразии природных явлений. ...