«Использование нетрадиционных методов рисования в работе кружка по изобразительной деятельности « Маленький художник».
статья на тему

Никитина Вера Петровна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_rabot.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной  школы имени полного кавалера ордена Славы А. И. Дырина п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

Опыт  работ

На  тему:  «Использование  нетрадиционных  методов  рисования  в  работе  кружка по  изобразительной  деятельности  « Маленький  художник».

                                       Выполнила:

                                                                             Никитина  Вера Петровна

воспитатель  СП  «Детский  сад»

                                                                             ГБОУ  СОШ п.г.т.  Балашейка.

Основной  целью  современной  системы  дополнительного  образования  является  воспитание и развитие  личности  ребенка.  Достижение  этой  цели  невозможно  без  реализации  задач  стоящих  перед  образовательной  областью  « Художественно-эстетическое  развитие».

В  соответствии ФГОС  содержание  этой  области  направлено  на  достижение  таких  целей,  как  формирование  интереса  к  эстетической  стороне  окружающей  действительности,  удовлетворение  потребностей  детей  в  самовыражении  через  решение  таких  задач,  как  развитие  продуктивной  деятельности,  развитие  детского  творчества,  приобщение  к  изобразительному  искусству.

Участвуя  в  работе  методического  объединения  по  изобразительной  деятельности  в  Ресурсном  центре  Западного  управления  Министерства  образования  Самарской  области,  я  познакомилось  с  опытом  работы  многих  педагогов  нашего  округа  по нетрадиционной  технике  рисования.  Переняв  их  опыт  и  изучив  дополнительно  методическую  литературу  И.А. Лыковой,  Т.Н. Дроновой,  Г.Н. Давыдовой,   Р.Г.Казаковой,  Н.В.Дубровской,  я  почерпнула  для  себя  много  интересного  и  решила  научить  своих  детей  нетрадиционной  технике  рисования.

Дополнительную  образовательную  программу  «Маленький  художник»  я  составила  на  основе  Программы  художественного  воспитания,  обучения  развития  детей  2-7 лет  « Цветные  ладошки»  И.А. Лыковой.  Цель  моей  программы – формирование  эмоционально-чувственного  мира,  развитие  фантазии,  воображения  и  творческих  способностей  детей  средствами  нетрадиционного  рисования.

Поставила  следующие  задачи :

-   Обучать  приемам  нетрадиционной  техники  рисования  и  способам  изображения  с  использованием  различных  материалов.

-    Подводить  детей  к  созданию  своего  неповторимого  выразительного  образа.

-    Развивать  творческие  способности.

-    Учить  видеть  и  понимать  прекрасное  в  жизни  и  искусстве.

-     Развивать  у  детей  интерес  к  изобразительной  деятельности.

Актуальность  программы  состоит  в  развитии  индивидуальности  каждого  ребенка,  в  создании  комфортной  среды  общения,  развитии  способностей,  творческого  потенциала  каждого  ребенка  и  его  самореализации.

Творческий  процесс  детей – это  настоящее  чудо.  Очень  интересно  наблюдать  за  тем,  как  дети  раскрывают  свои  способности,  за  радостью,  которую  доставляет  им  результат  их  творчества.  Во  многом  результат  работы  ребенка  зависит  от  его  заинтересованности,  поэтому  на  занятии  важно  активизировать  внимание  дошкольников.  Для  этого  использую  различные  методы  и  приемы :

-   Создание  игровой  ситуации,  сюрпризные  моменты.

-    Проговаривание  последовательности  работы.

-    Специально  тренировочные  упражнения,  способствующие  развитию  мелкой  моторики, пальчиковая  гимнастика.

-     Рассматривание  картин,  иллюстраций.

-     Музыкальное  сопровождение.

Опыт  работы  показал,  что  овладение  нетрадиционной  техникой  изображения  доставляет  дошкольникам  истинную  радость,  если  оно  строится  с  учетом  возраста  детей.  Это  непременное  условие  учитывала  при  составлении  учебно-тематического  плана.

В  минувшем  учебном  году  дети  с  интересом  рисовали  уже  знакомыми  способами  нетрадиционного  рисования, это  рисование  пальчиками. Закрепила  с  детьми  такие  понятия  как  пятно,  короткая  линия,  точка. Использовали  в  работе  гуашь.  ( темы:  «Мухомор»,  «Веточка  рябины», «Звездочки  на  небе»,  рисовали  пальчиками  сложенными  щепоткой – «Кто  здесь  прошел?»)

Хорошо  освоили  дети  метод  рисование  ладошкой.  Особенно  понравились  детям  темы:  «Дед Мороз»,  «Веселые  осьминожки»,  «Солнышко».  Если в  младшей  и  средней  группах  дети  обмакивали  ладонь  в  блюдце  с  краской,  то  в  старшей  группе  планирую  использовать  новый  метод  рисования- намазывание   ладони  краской  с  помощью  кисти.

Знаком  детям  с  младшей  группы  метод « тампонирование»  (рисование  тампоном).использовала  этот  метод  при  рисовании  на  тему:  «Озорная  тучка»,  «Снеговик»,  «Огонек-невеличка».  Получалось  быстро  и  красиво  изобразить  предмет.

В  средней  группе  дети  освоили  новый  метод  нетрадиционного  рисования - «тычок  жесткой  полусухой  кистью».  Таким  методом  заполняли  контур  предметов,  получая  имитацию  фактурности  пушистой  или  колючей.  («Щенок»,  «Ласковый  котенок»,  «Елочка»,  «Цыпленок» и др.)  дети  научились жесткой  кистью  (для  клея)  набрав  немного  гуаши,  держа  ее  вертикальна,  постукивать  по  листу  бумаги.  Особенно  красивы  получились работы  на тему «Салют  9 мая !»

Познакомила  детей  и  с  методом  «рисование  крупой».  Дети  намазывали  детали  предмета  клеем  и  насыпали  на  них  манку  («Мухомор»-ножка,  «Снежинка»).  Но  не  у  всех    работы  получались  удачными  т. к .  дети  неравномерно  наносили  клей  на  рисунок,  неравномерно  насыпали  крупу.  В  новом  учебном  году  мы  продолжим  работу над  этим  методом  рисования,  будем  использовать  различные  крупы,  соль,  песок.

Работая  над  проектом  «Дымковская  сказка»,  дети  расписывали  изображения  дымковских  игрушек,  используя  такой  нетрадиционный  метод рисование,  как «волшебная  палочка».   «Волшебная  палочка»- это  когда  на  карандаш  наматывается  несколько  слоев  бумаги,  обмакивается  в  гуашь   и  ставится    на  поверхность  перпендикулярно,  без  наклона  на поверхность.  Получаются  ровные  круги  и  кольца.  Диаметр  может  быть  разный – зависит  от  количества  намотанной  бумаги  на  карандаш.  Маленькие  кружки  и  точки  наносили  ватными  палочками.  Быстро,  красивыми  кругами  и  кольцами  украшали  дымковские  игрушки.

Каждая  из  этих  техник -  маленькая  игра.  Их  использование  позволяет  детям  чувствовать  себя  раскованнее,   смелее,  непосредственнее,  развивает  воображение,  дает  полную  свободу  для  самовыражения.

В  новом  учебном  году  мы  с  детьми  будем  осваивать  новые  методы  нетрадиционного  рисования :

-   восковые  мелки + акварель,

-   отпечатки  листьев,

-   монотипия,

-   кпяксография,

-   рисование  поролоном, мятой  бумагой,

-   пластелинография,

-   рисование  песком,  солью.

Таким  образом,  ведя  работу  кружка  по  обучению  детей  нетрадиционной  технике  рисования,  я  убедилась,  что  это  дает  детям  возможность  думать,  пробовать,  искать,  экспериментировать,  формирует  творческие  изобразительные  способности