Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога МБДОУ 33
методическая разработка на тему
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности.
Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_povysheniya_professionalnogo_urovnya.docx | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
педагога-психолога МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33»
Утробиной Елены Фархутдиновны на 2013-2018 уч. годы
Образование -высшее КГТУ имени А.Н.Туполева «Психолог. Преподаватель психологии»
Категория-первая
Методическая тема: «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
сроки реализации- 1.12.2013
конец-2.08.18
Актуальность темы
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности.
Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.
Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка, что определило выбор темы итоговой работы «Пути развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках модели организации воспитательно-образовательного процесса «совместная деятельность педагога и детей».
задачи:
• Расширять представления детей о "большом мире" через мультимедийные презентации.
• Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
• Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели. (мнемотаблицы)
• Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).
Необходимо создавать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:
• Восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение;
• Наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;
• Творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.
Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми.
• Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
• Творческие задания; решение логических задач;
• Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;
• Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)
Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.
Цели:
- формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.
- повышение собственного профессионального уровня
Задачи:
- изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
- овладение достижениями психолого-педагогической науки;
- повышение общекультурного уровня;
- применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса
- обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт
Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.
1. Программа «Развитие творческого воображения Ю.Б.Гатанов»
2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогв и родителей.-М.: ВЛАДОС,2001.-256 с.: ил.
3. Ильина В.М. Развитие невербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003
4.Ильина В.М. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики.- М.: Прометей; Книголюб, 2003
5.Методика подготовки детей к школе (Психологические тесты, основные требования, упражнения), 2001
6. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к
социальному миру./С.А.Козлова. Коррекционно-развивающие
занятия с дошкольниками./Л.И.Катаева.-М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.-224 с.: илл
7. Гимнастика для пальчиков ребенка. - Казань, 2003
8. Шаехова Р.К. Играя- размышляем.- Казань: РИЦ «Школа», 2004.-96 с.
9. Шаехова Р.К. Игровые технологии развития школьно-значимых
функций у дошкольников.-Казань:РИЦ «Школа», 2006.-132 с.
10.Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.-
М.:ТЦ Сфера, 2010.-96 с.
11.О.И.Перькова, Л.И.Сазанова Интеллектуальный тренинг: методическое пособие для учителей и родителей. СПб.: Речь, 2002.
12.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. Садов/Л.А.Венгер К проблеме формирования высших психических функций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981.
13.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". -М.: Просвещение, 1989.
14 .Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. - Москва - Белгород, 1995.
15.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 - 1984.
16.Выготский Л.С. Собрание сочинений - М.: 1982. т.2
17.Галузинский В. Педагогика В. Галузинский. - К.: Вища шк., 1995. - 432 с.
18 .Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. С.И.Рогов. - М.: Гуманист, изд. центр ВПА ДОС, 1999.
19 .Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.
20 .Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1988.
21 .Помяновская Н. Дошкольная педагогика : учеб. пособ. / Н. Помяновская. - К.: Академвидав, 2006. - 465 с.
22 .Проскура, Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура. Киев: Радянська школа, 1985. 128 с.
23 .Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986.
24 .Сычева В. Формирование обще учебных и специфических умений и навыков учащихся / В. Сычева // Родная школа. - 2003. - № 11. - С. 15. - 19
Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. - Выпуск 11. - К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. - С. 242 - 247;
25 .Урутаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 1999.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2013-2014 учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок |
1. | Изучение новой литературы по теме «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» | декабрь-май |
2 | Участие в городском конкурсе авторских программ с программой «Размышляй-ка» | декабрь |
3 | Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей. | декабрь-май |
4 | Изготовление игры: «Волшебные слова» | январь |
5 | Подготовка детей к городской олимпиаде «Умка» | Январь-апрель |
6 | Мастер класс для воспитателей по игре «Путешествие » | февраль |
7 | Проведение первого тура конкурса «Умники и умницы» | Февраль |
8 | Подготовка ребенка к городскому конкурсу «Умники и умница» | Март |
9 | Семинар-практикум с воспитателями на тему: «Игры на развитие логического и образного мышления для детей дошкольного возраста» на примере игр «Путешествие», «Волшебные слова» | март |
10 | Изготовление карточек для детей «Продолжи логический ряд» | апрель |
11 | Диагностика готовности детей на к обучению в школе | май |
2014-2015 учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок |
1. | Изучение новой литературы по теме «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» | Сентябрь-май |
2 | Изготовление игры: «Разрезные картинки» | Сентябрь |
3 | Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения | Сентябрь-октябрь май |
4 | Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей. | октябрь-май
|
5 | Исследование уровня развития детей | Сентябрь-май |
6 | Создание игровых карточек на игру со счетными палочками «Выставка форм» | Октябрь |
7 | Публикация в газете «Дошкольник» на тему: «Игра со счетными палочками «Выставка форм»» | октябрь |
8 | Проведение семинара- практикума для учителей начальных классов школ №14,19, 33 на тему: «Диагностика по методике Л.А.Ясюковой Подготовка детей к обучению в школе»: ознакомление, обсуждение | октябрь |
9 | Изготовление страничек психолога на каждый возраст с рекомендациями для родителей по воспитанию, обучению, развитию познавательных способностей | Ноябрь |
10 | Работа с родителями в медико-педсовета на тему: «Что такое раннее детство» | Декабрь |
11 | Участие в городском конкурсе «Воспитатель года» с опытом работы по теме «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» | декабрь |
12 | Изготовление игры «Поле» | Январь |
13 | Подготовка детей к городской олимпиаде «Умка» | Январь-апрель |
14 | Создание героев для коррекционно-развивающих занятий | Февраль |
15 | Проведение первого тура конкурса «Умники и умницы» | Февраль |
16 | Подготовка ребенка к городскому конкурсу «Умники и умница» | Март |
17 | Публикация на сайте Конспекты уроков на тему: «Интеллектуальная викторина для детей подготовительных групп «»Умники и умницы» | Март |
18 | Изготовление карточек «Пифагор» | Март |
19 | Экспериментальная деятельность с детьми: «Мыльные пузыри» | Апрель |
20 | Работа с родителями в форме общего родительского собрания на тему: «Особенности воспитания одаренного ребенка» | май |
21 | Изготовление плакатов «Четвертый лишний», «Опиши предмет» | Июнь |
2015-2016 учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок |
1. | Изучение новой литературы по теме «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» | Сентябрь-май |
2 | Изготовление игры: «Рассели жильцов» | Сентябрь |
3 | Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения | Сентябрь-октябрь май |
4 | Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей. | октябрь-май
|
5 | Исследование уровня развития детей | Сентябрь-май |
6 | Создание игровых карточек «Графические диктанты» | Октябрь |
7 | Работа с родителями в форме семинара-практикума на тему: «Растим будущего первоклассника» | октябрь |
8 | Проведение семинара- практикума для учителей начальных классов школ №14,19, 33 на тему: «Диагностика стартовых возможностей будущих первоклассников»: ознакомление, обсуждение | октябрь |
9 | Изготовление страничек психолога на каждый возраст с рекомендациями для родителей по воспитанию, обучению, развитию познавательных способностей | Ноябрь |
10 | Работа с родителями в форме общего родительского собрания на тему: «Портрет выпускника детского сада- целевые ориентиры ФГОС ДО» | декабрь |
11 | Участие в городском конкурсе «Воспитатель года» с опытом работы по теме «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» | декабрь |
12 | Изготовление игры «Поле» | Январь |
13 | Подготовка детей к городской олимпиаде «Умка» | Январь-апрель |
14 | Создание героев для коррекционно-развивающих занятий | Февраль |
15 | Проведение первого тура конкурса «Умники и умницы» | Февраль |
16 | Подготовка ребенка к городскому конкурсу «Умники и умница» | Март |
17 | Изготовление карточек «Увеличь и уменьши размер фигуры» | Март |
18 | Экспериментальная деятельность с детьми: «Мыльные пузыри» | Апрель |
19 | Изготовление плакатов «Четвертый лишний», «Опиши предмет» | Июнь |
2016-2017 учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок |
1 | Изготовление лэпбука на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук» | Сентябрь |
2 | Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения | Сентябрь-октябрь май |
3 | Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей. | октябрь-май
|
4 | Исследование уровня развития детей | Сентябрь-май |
5 | Создание картотеки на развитие графомотороных навыков у обучающихся | Октябрь |
6 | Работа с родителями в форме семинара-практикума на тему: «Растим будущего первоклассника» | октябрь |
7 | Участие в городском конкурсе авторских пособий по познавательному развитию | октябрь |
8 | Проведение мастер класса для учителей начальных классов школ №14,19, 33 на тему: «Развитие познавательных способностей детей через познавательные игры» | октябрь |
9 | Изготовление памяток: «Это важно знать», «Вредные привычки», «Развиваем уверенность», «Нужные игрушки» | Ноябрь |
10 | Изготовление лэпбука на тему: «Игры на развитие мышления» | Январь |
11 | Подготовка детей к городской олимпиаде «Умка» | Январь-апрель |
12 | Создание героев для коррекционно-развивающих занятий | Февраль |
13 | Проведение первого тура конкурса «Умники и умницы» | Февраль |
14 | Подготовка ребенка к городскому конкурсу «Умники и умница» | Март |
15 | Изготовление карточек «Зрительные тренажеры» | Март |
16 | Создание картотеки игр | Май |
17 | Изготовление плакатов «Найди отличия», «Лабиринты» | Июнь |
18 | Создание карточек для работы с бусами «Сложи правильно» | Июль |
2017-2018 учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок |
1. | Изучение новой литературы по теме «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» | Сентябрь-май |
2 | Изготовление лэпбука на тему: «Лоические игры» | Сентябрь |
3 | Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения | Сентябрь-октябрь май |
4 | Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей. | октябрь-май
|
5 | Исследование уровня развития детей | Сентябрь-май |
6 | Создание картотеки на развитие сенсорных навыков у детей | Октябрь |
7 | Работа с родителями в форме семинара-практикума на тему: «Растим будущего первоклассника» | октябрь |
8 | Проведение мастер класса для учителей начальных классов школ №14,19, 33 на тему: «Учимся-играя» | октябрь |
9 | Изготовление памяток: «Играйте вместе дома», «Игры за столом», «Графический диктант -как средство обучения ориентировки на листе бумаги». | Ноябрь |
10 | Работа с родителями в форме общего родительского собрания на тему: «Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности» | декабрь |
11 | Изготовление лэпбука на тему: «Игры на познавательно-речевое развитие» | Январь |
12 | Подготовка детей к городской олимпиаде «Умка» | Январь-апрель |
13 | Создание героев для коррекционно-развивающих занятий | Февраль |
14 | Подготовка и проведение первого тура конкурса «Умники и умницы» | Февраль |
15 | Подготовка ребенка к городскому конкурсу «Умники и умница» | Март |
16 | Изготовление карточек «Нарисуй как у меня» | Март |
17 | Создание картотеки игр по познавательному развитию | Май |
18 | Изготовление плакатов «Четвертый лишний», «Опиши предмет» | Июнь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 68» Ермохиной Т. А.
План по самообразованию "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ № 78 в межаттестационный период (2011-2015 г.)
План работы повышения квалификации...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ №80 "Реченька" г.Набережные Челны РТ на 2011-2015 годы
Методическая тема: Развитие творческих способностей дошкольников на основе личностно-ориентированного подхода....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Березнякский детский сад" Кукморского муниципального района РТ 2011-2015лет
Изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ №78 в межаттестационный период (2015-2020 г.)
План повышения профессиональног оуровня...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ № 78 в межаттестационный период (2014-2019 г.)
план повышения квалификации...