Консультация для воспитателей «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»
консультация на тему
Познакомить молодых педагогов с целесообразным подбором и рациональным использованием физкультурного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»
Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование. Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий на занятиях по физической культуре способствуют развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим и упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие. Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идет интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определенные группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. Для полноценного развития ребенка необходимо чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством физкультурных пособий и предметов. Можно использовать нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками. Физкультурное оборудование дети с удовольствием в самостоятельной двигательной деятельности (выкладывают дорожки из ковриков с пуговицами, ходят по ним снимая обувь; играют в «Птичек» с ленточками в руках и т.д.)
Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса. Детям интереснее выполнять упражнения с предметами.
Во время занятий с использованием физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. При этом дети проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.
В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе для формирования их умений и навыков ориентировки в окружающей среде.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, функциональной
Для этого используется крупный и мелкий спортивный инвентарь (стойки для прыжков, гимнастические стенки, скамьи, мячи, скакалки и пр.). Без них нельзя научить детей правильному выполнению движений. Кроме того, использование спортивного инвентаря повышает интерес детей к физическому воспитанию.
Занятия со спортивным инвентарем направлены на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, выносливость, сила, координация)
Гимнастическая скамейка (д =300см., в = 20-25см., ш = 18-20см.)
- Упражнения на скамейках развивают и совершенствуют: силу мышц, гибкость, подвижность суставов, быстроту мышечных сокращений, координацию, ловкость, умение регулировать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.
Скакалки (короткие, длинные)
- Развивают координацию.
- Укрепляют мышцы стопы.
- Способствуют развитию воображения.
Мячи (большие, средние, маленькие)
- Развивают координационные способности.
- Способствуют формированию правильной осанки, скоростно-силовых способностей.
- Помогают восстановлению с использованием самомассажа, лечению плоскостопия.
- Развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска;
- Нормализуют эмоционально-волевую сферу
Хопы и фитболы
- Развивают чувство равновесия, координацию движений.
- Помогают развивать и укреплять мышцы спины, живота, ног и рук
- Помогают формировать правильную осанку детей.
- Тренируют вестибулярный аппарат.
- Избавляют от стрессов и снимают нервное напряжение.
Кубики разной величины
- Развивают чувство равновесия, координацию движений.
Обручи
- Укрепляет мышцы брюшного пресса и мышцы спины.
- Способствует развитию гибкости, силы.
Дорожка здоровья
- Профилактика плоскостопия (укрепляет мышцы стопы).
- Способствует развитию равновесия.
Туннели
- Развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве и ориентироваться в нем.
Дорожки
- Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия ребристые доски
Бруски, кегли
- Способствует развитию ловкости, координации
Баскетбольные кольца и щиты для метания
- Способствуют развитию глазомера, меткости, силы.
Основные требования к подбору физкультурного оборудования
Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.
Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей.
Физкультурное оборудование должно активно использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»
Консультация для воспитателей
«Использование физкультурного оборудования на занятиях и в самостоятельной деятельности»
Подготовил:
Воспитатель1 кв. категории
Метелева Л.В.
г. Арзамас 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/16/picture-811491-1623825806.png)
Консультация для воспитателей «Использование нестандартного Физкультурного оборудования с детьми дошкольного возраста как средство привития здорового образа жизни»
Нетрадиционное физкультурное оборудование.Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/26/picture-627214-1629972760.jpg)
Консультация для воспитателей "Использование нестандартного физкультурного оборудования"
Наряду с традиционным стандартным оборудованием в физкультурных уголках групп детского сада обязательно необходимо иметь и нестандартное физкультурное оборудование. При этом оно обязательно должно соо...
Консультация для воспитателей «Использование сюжетных физкультурных занятий для повышения двигательной активности детей»
Данная консультация может быть полезна педагогам дошкольных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873922-1483977444.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей»
Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивиду...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/30/picture-1034960-1525064416.jpg)
Консультация для воспитателей «Применение нестандартного оборудования на занятиях и в совместной деятельности с детьми «Радужный парашют»
Представляем вашему вниманию нетрадиционное игровое пособие «Радужный парашют», которое можно использовать в различных видах двигательной деятельности детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-1369958-1639941184.jpg)
Консультация для воспитателей Использование нестандартного физкультурного оборудования.
Консультация для воспитателейИспользование нестандартного физкультурного оборудования....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-1369958-1639941184.jpg)
Консультация для воспитателей Использование нестандартного физкультурного оборудования.
Консультация для воспитателейИспользование нестандартного физкультурного оборудования....