игры и упражнения на развитие чувства музыкального темпа
методическая разработка на тему
методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_upr._dlya_razv._muz.tempa_.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для формирования и развития чувства
музыкального темпа.
Темп - скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.
Развитие чувства музыкального темпа у детей следует начинать с наиболее простых двигательных заданий, которые ребенок должен выполнять в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки. Поначалу это будут взмахи руками и хлопки, затем к ним следует подключить движения ног, ходьбу и бег. Когда дети освоят два контрастных темпа: «быстрый» и «медленный», задания усложняются. Теперь темп проигрываемой музыки будет постоянно ускоряться или замедляться, а в соответствии с ним изменяется и темп выполняемых движений.
- Кукла танцует.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки и движений куклы.
Оборудование: кукла игрушка – бибабо.
Описание:
Дети сидят на стульчиках перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе, кукла, ведомая взрослым, не спеша танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на коленях.
Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку – дети сопровождают танец хлопками соответствующего темпа.
Музыкальное сопровождение: по выбору педагога.
- Машина.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Оборудование: кольца от игры «серсо» по количеству детей.
Описание:
Дети сидят на стульчиках и держат в руках «рули» (кольца). Под песню, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед грудью «рули» - едут на машинах. С окончанием музыки движение прекращается.
В следующий раз педагог исполняет песню в быстром темпе, соответственно и дети крутят «руль» быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как они ехали: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: песня «Машина», сл.Н.Найденовой, муз.Т.Попатенко.
- Ноги и ножки.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения ног с темпом музыки.
Дети стоят в кругу друг за другом. Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.
Музыкальное сопровождение: песня «Ноги и ножки»,слова народные, музыка В.Агафонников.
- Мельница.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения руки с темпом музыки.
Оборудование: показать детям мельницу на картинке или принести игрушку-мельницу.
Описание:
Перед началом упражнения педагог читает детям стихотворение:
Крутит мельница крыло,
Мелет мельница зерно.
А из молотой муки
Испекут нам пироги.
Под музыку, исполняемой в замедленном темпе, дети, стоящие перед педагогом, начинают не спеша вращать перед собой по кругу по кругу левую руку, изображая мельничное крыло.
С окончанием музыки вращение рук прекращается.
В следующий раз педагог исполняет музыку в быстром темпе, а дети вращают перед собой правую руку. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как вращалось их мельничное крыло: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: «Благодарность ручью» ,муз.Ф.Шуберта
- Часы.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Описание:
Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку, исполняемую в медленном темпе, дети изображают, как идут часы: не спеша совершают легкие наклоны то влево, то вправо, при этом руки скользят вдоль туловища. С окончанием музыки наклоны прекращаются. В следующий раз педагог проигрывает музыку в быстром темпе, соответственно и дети выполняют наклоны быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как шли их часы: быстро или медленно.
Музыкальное сопровождение: песенка «Часы», сл. С.Маршака, муз. Е.Тиличеевой.
- Дождик.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.
Описание:
Под музыку, исполняемую педагогом, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.. поочередно дети то поднимают, то опускают кисти рук. В начале музыка звучит в замедленном темпе, затем постепенно ускоряется, а перед окончанием вновь начинает замедляться- в соответствии с темпом музыки меняется и темп движения кистей рук детей.
Музыкальное сопровождение: «Дождик», муз. И.Кореневской.
- Самолеты.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения в колонне в соответствии с изменением темпа музыки.
Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:
Самолет летит,
В нем мотор гудит – У-у-у…
Дети под быструю музыку бегут друг за другом по залу, изображая самолеты, - руки подняты в стороны, как крылья самолетов. С замедлением дети опускают руки и переходят на ходьбу. С окончанием музыки дети останавливаются.
Музыкальное сопровождение: «Самолет», муз.К.Дискина.
- Паровоз.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения рук и ног в соответствии с изменением темпа музыки.
Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий.
Он вагоны повез
Точно настоящий.
Дети стоят в колонне друг за другом и держат руки, сжарые в кулаки, перед грудью. С началом музыки (в медленном темпе) дети начинают не спеша идти паровозиком, вращая перед собой руками, как колесами. Тема музыки постепенно нарастает, в соответствии с ним движения убыстряются – дети переходят на легкий бег с быстрым вращением рук. Затем темп музыки начинает постепенно замедляться-дети замедляют бег, переходят на шаг (руки тоже замедляют вращение) и с окончанием музыки весь поезд останавливается.
Музыкальное сопровождение: «Едет, едет паровоз», муз.Г.Эрнесакса.
- Змейка.
Цель: развитие чувства музыкального ритма, координация темпа движения с темпом музыки.
Оборудование: детские стульчики по количеству детей, бубен.
Описание: на отдельные неторопливые ритмичные удары в бубен дети идут змейкой (друг за другом, держась за руки) между стульями, поставленными по прямой линии на расстоянии одного метра друг от друга. На быстрый перезвон бубна (тремоло) дети начинают бежать по внешнему кругу – вокруг стульев. Когда бубен замолкает, дети садятся на стульчики. Когда снова зазвучат отдельные удары в бубен, дети возобновляют движение змейкой.
В первый раз играть на бубне должен взрослый, а при повторении упражнения бубен можно дать одному из детей, предварительно выбранного считалкой.
- Полетаем на самолете.
Цель: развитие чувства ритма, передача его в движении.
Описание:
Дети свободно стоят по всему залу.
Такты 1-8. Дети заводят моторы своих самолетов – вращают перед грудью руками, согнутыми в локтях. Движения постепенно ускоряются. В конце 8 такта дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета.
Такты 9-24. самолеты полетели – дети легко бегают по залу в любом направлении.
Такты 25-29. самолеты летят на аэродромы – мальчики к одной стороне зала, а девочки – к другой.
Такты 30-32. самолеты приземляются – дети опускаются на одно колено.
Музыкальное сопровождение: «Полетаем на самолете» , муз. В.Золотарева.
- Карусели.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения с темпом музыки.
Оборудование: большой обруч.
Описание:
На полу лежит большой обруч. Педагог приглашает несколько детей ( от 3 до 5 ) покататься на карусели. Выбранным детям надо взяться за обруч левой рукой, приподнять его над полом, а правую отставить в сторону. Начинается «катанье» - дети медленно идут друг за другом на полной ступне. В это время остальные дети вместе с педагогом поют песенку:
Завертелись карусели
И помчались с ветерком.
Поначалу еле-еле,
А потом бегом, бегом!
Дети легко и быстро бегут, держась за обруч (на весь проигрыш поют : «Ля-ля-ля»). С окончанием музыки «карусели» останавливаются. Дети берутся за обруч правой рукой и «катаются» в другую сторону.
Музыкальное сопровождение: «Бульба» белорусская народная мелодия.
- Мячи.
Цель: развитие чувства музыкального темпа, выполнение движений под музыку различного темпа.
Оборудование: большие мячи по количеству детей.
Описание:
Дети стоят в шеренге с мячами в руках. Под музыку, звучащую в медленном темпе, дети несколько раз не спеша поднимают мячи над головой и, нагибаясь, опускают их к ногам (не выпуская мячи из рук). На быстрый темп дети катят мячи по полу и бегут за ними до противоположной стороны зала.
Музыкальное сопровождение: «Мячи», муз.К.Дискина.
- Осенние листочки.
Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».
Описание:
Детям, сидящим на стульчиках или на ковре, предлагается выполнить импровизированные движения руками при прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе и сидеть спокойно при прослушивании отрывка в медленном темпе..
Усложнение: предложить детям дополнить движения рук движениями головы, корпуса и ног.
Музыкальное сопровождение: «Тема из вариации», муз. К.Вебера.
- Курочка и цыплятки.
Цель: обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.
Описание:
Дети сидят на стульчиках. Прослушивая музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до ладони другой руки – курочка клюет зернышки. При прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе – цыплята клюют зернышки.
Музыкальное сопровождение: «Русская народная мелодия» в обр.Г.Фрида.
- Барабанщик.
Цель: побуждение детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом игрой на барабане.
Оборудование: барабан, коврики, на которых помещаются обе руки ребенка.
Описание:
Педагог играет на барабане в соответствующем темпе (быстро или медленно), дети на своих импровизированных барабанчиках ( ковриках) отстукивают ладошками заданный темп.
Литература:
1.Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Практическое пособие для педагогов и родителей.
2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие чувства музыкального темпа
Развитие чувства музыкального темпа...
Музыкальные игры и упражнения на развитие чувства лада.
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства лада у детей дошкольного возраста. Весёлые упражнения: 1. Постучать разными деревянными брусочками. 2. Потрясти разные коробочки. 3. Поиграть на бубн...
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства лада у детей дошкольного возраста.
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства ладау детей дошкольного возраста....
Методическая разработка. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (игры и упражнения для развития чувства ритма)
Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство...
Музыкальные игры и упражнения на развитие чувства лада
В помощь музыкальному руководителю...
Игры на развитие чувства музыкального темпа
Игры на развитие чувства музыкального темпа...
"Музыкальные игры и упражнения для развития чувства лада у дошкольников"
Консультация для родителей....