Консультация для родителей на тему: «Роль сказок в воспитании детей»
консультация по теме
Консультация для родителей на тему: "Роль сказок в воспитании детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Роль сказок в воспитании детей»
Сейчас многие современные дети духовно опустошенны, так как на смену книгам пришли компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки. Они в настоящее время получают больше информации, что приводит к стрессам, неврозам, страхам. Нередко в семьях дети воспитывается в потребительском духе, всё для них, нет уважения к трудовой деятельности. Именно поэтому нужно воспитывать любовь к сказке.
Множество прекрасных книг появившихся в последнее время, дают детям в основном информационные знания об окружающем мире, уделяя мало внимания влиянию красоты природы на душу человека. Но разве можно научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нем любви к людям. Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально- нравственного развития ребёнка лежит через художественную литературу, и особенно через сказку. Сказки – кладезь народной мудрости.
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)
В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и др. Цель чтения сказок не только развлечь ребенка или успокоить перед сном. Цель прочтения сказок - дать детям образец поведения, посмотреть последствия поступков героя, а уже потом сравнить действия ребенка с этим образцом, рассказанным в сказке. Дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому сказка оказывает огромное влияние на нравственное воспитание детей.
Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Чтобы познакомить детей с такими проблемами, не надо продумывать рассуждения, достаточно прочитать сказку и ждать вопросов от самих детей. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Сказка особенно побуждает активность ребенка, так как она настраивает его на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно происходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию ребёнка, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе - не шевелясь и как бы, не дыша. Их увлечённость событиями не проявляется явно. Однако они переживают, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку.
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутреннее содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему, к людям, предметам и явлениям. В связи с этим перед взрослыми, встают две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, открылось ему что-то либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему, и во-вторых помочь ребенку полнее высказать проявить свои чувства, создать для него свои условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.
Малыш хорошо понимает, что например, сказка – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Но его нужно настроить на серьезность восприятия сказки, побуждать к тому, что бы он прочувствовал глубины имеющихся в сказке нравственных проблем.
Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Народные сказки дают образы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей.
В более старшем возрасте после чтения сказки необходимо проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное её содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы надолго запомнились и полюбились им.
Перед школой нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, постоянные эпитеты),учить понимать отличие от рассказа, стихотворения.
Старшим детям допустимо читать сказки в вечернее время, но не непосредственно перед сном, малышам лучше читать сказки днем, и совершенно недопустимо читать сказки на ночь. Это может отрицательно сказаться на ночном отдыхе ребенка, вызвать фантастически искаженные образы и сновидения и тем самым нарушить нормальный сон малыша. Иногда дети хорошо понимают условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Таким образом, получается, что всё самое ценное что дает, сказка для нравственного воспитания личности остается за пределами эмоционального опыта ребенка. Поэтому взрослые должны четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа в свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере.
В художественной литературе, особенно в сказках, имеются сюжеты, в которых дети одни без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на долю, и очень эмоционально представлены детей-персонажей вновь, обрести дом и родителей. Одно из главнейших качеств личности - ценить и уважать труд других. В книгах, сказках - огромное число примеров, как позитивных, так и негативных. О труде, об уважении к нему можно проводить очень интересные беседы. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. На сказках и других жанрах художественной литературы выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласий. Таким образом, детская художественная литература, а в частности сказка действенная сила воспитания, и надо уметь её целенаправленно использовать.
Советы родителям: читать сказку,
- концентрируя на ней внимание ребёнка;
- с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;
- чётко проговаривая слова;
- только одну, для более глубокого осмысления;
- выбранную ребёнком (даже пусть в сотый раз!);
- анализируя;
- попросите пересказать.
"Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь".
( Ганс Христиан Андерсен)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: " Роль бабушек в воспитании детей"
Консультация для родителей на тему: " Роль бабушек в воспитании детей"...
Консультация для родителей на тему "Роль отца в воспитании детей в семье"
В консультации раскрыты вопросы важности участия в воспитании детей отца....
Консультация для родителей на тему «Роль сказки в воспитании детей 2-й младшей группы»
laquo;Сказка - это зернышко, из которогопрорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»В. А. Сухомлинский...
Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в воспитание детей дошкольного возраста".
Что такое семья, глазами ребенка?...
Консультация Для родителей На тему «Роль отца в воспитании детей»
И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, п...
Консультация для родителей на тему: "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему: "Роль сказок в жизни детей"
1.Сказка в нашей жизни.2.Как появилась первая сказка.3.Дети и сказка.4.Советы молодым родителям....