Мастер-класс
консультация (старшая группа) на тему

Евтушенко Людмила Павловна

мастер-класс

учителя-логопеда муниципального автономного

         дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

                       комбинированного вида № 11 г. Шебекино

                                 Белгородской области»

          Евтушенко Людмилы Павловны для педагогов  

 

Цель: повышение компетентности педагогов в умении организовывать игровую деятельность дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did.igra_nominatsiya_master-klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр в  

                преодолении речевого недоразвития у

                                    дошкольников».

мастер-класс

учителя-логопеда муниципального автономного

         дошкольного образовательного учреждения «Детский сад

                       комбинированного вида № 11 г. Шебекино

                                 Белгородской области»

          Евтушенко Людмилы Павловны для педагогов  

Цель: повышение компетентности педагогов в умении организовывать игровую деятельность дошкольников.

- Уважаемые коллеги!

Одним из направлений ФГОС является речевое развитие дошкольников. Учитель - логопед   призван   развивать речь детей  и значительным потенциалом в этом направлении обладает дидактическая игра, поскольку в играх ребёнок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует.

При проведении данного мастер-класса поговорим об организация     дидактических игр для развития речи в группе   старшего дошкольного возраста. Осуществляется эта работа в три этапа:  подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

 При отборе задач, продумываю следующие моменты построения  коррекционного воздействия:

- использую разные виды деятельности в проведении коррекционной работы,

- использую переход от  простого  к сложному,

- учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, специфику его  речевого развития, степень выраженности речевого дефекта, возможность восприятия педагогического воздействия.

Вопрос педагогам: -  В чём вы видите эффективность дидактической игры в работе с детьми…

- дидактическая игра способна сделать любой учебный материал увлекательным;

         - дидактическая игра создаёт радостное рабочее настроение;

         - дидактическая игра облегчает процесс усвоения знаний;

         - дидактическая игра стимулирует познавательную активность детей;

          -дидактическая игра вызывает у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.  

- Правильно, коллеги.

Хочу напомнить, что игровая деятельность детей с речевой патологией складывается при непосредственном воздействии со стороны педагога и обязательного руководства ею. Многолетние наблюдения показали, что игра способна незаметно для ребёнка обучать его и ставить всех детей независимо от речевого диагноза  на одну ступень. Кто-то  решает более  сложные задачи, кто-то менее сложные, но все принимают участие и все справляются в той или иной степени. Это основное условие успешного обучения.  

        В процессе становления речи ребёнок остро нуждается в организации его умственной активности. Дети стремятся к игровой деятельности. Принуждение дошкольников к учебной деятельности может повлечь за собой одно – он невзлюбит учение. А главная задача  педагога в том, чтобы пробудить в каждом ребёнке тягу к познанию.

        С этой целью   использую различные игровые пособия и куклы. Мною сделаны дидактические куклы: Дракоша (в его хвосте несколько отделений, в них – задания для детей), Гласик (у него в шапочке есть колокольчик, если правильно назван гласный звук - он звенит), Марсик (под его костюмчиком спрятан фонарик, при правильном ответе он загорается, личико куклы светится), Речецветик (он приносит в себе задания по развитию речи).   Использую кукол в следующих дидактических играх: «Научи Дракошу правильно говорить», «Умный Речецветик», «Помоги Марсику». Куклы оживляют учебный процесс, развивают речь детей, обучают грамматическому строю речи, умению выделять названия  предметов,  признаки, называть действия персонажей, развивают фонематический слух. Посредством дидактических игр развиваются способности детей в овладение  правил связи слов друг с другом для выражения законченности мысли, для овладения грамотными нормами русского языка.

Вопрос педагогам: «Какие дидактические игры и игровые пособия  используете вы в работе с детьми?» (ответы педагогов).

На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.                         Интерес к занятиям высокий, дети становятся активными участниками  педагогического процесса, у них появляется возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который  направляет ребенка, а не подменяет его. Особенность этой деятельности в том, что педагог, общаясь с ребенком, встаёт не над,  а рядом с ним. В последствии  намного проще  «вести малыша за собой».

           Главная забота  педагога  – развивать речь, помочь детям усвоить программный   материал и в то же время сохранить им детство.

          Созданная мною увлекательная дидактическая  игра  «Страна  Звукобуковка  с одной стороны способствует формированию внимания, развитию  памяти, мышления, самостоятельности, инициативы, с другой  - решает определённую дидактическую задачу:  изучение   нового   материала   или    повторение и закрепление пройденного. Игровые задания и действия для детей подбираются такие, которые предусматривают возможность для каждого ребёнка неоднократного речевого участия. Ребёнок отвечает на вопросы  педагога, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает и объясняет свой результат или результат партнёра по игре, объясняет свои игровые действия. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности.  

         -  Уважаемые коллеги, о чём надо помнить, выбирая игру для работы с детьми?

         Ответы педагогов:

          - Надо помнить  о том, что  она должна  соответствовать полноценному всестороннему развитию психики детей.

         -Соответствовать их познавательным способностям, речи, опыта общения со сверстниками.

         - Во время игры формировать умения и навыки учебной деятельности.

        - Правильно, молодцы!

         -Мною обыгрываются с детьми различные ситуации: «Путешествие по «Стране «Звукобуковка», «Поедем в город Буквоград и посадим Буквосад», «Шарики раздаём, слоги поём» и так далее.

         Вопрос педагогам:

        - Какие ситуации разыгрываются вами на занятиях… (ответы педагогов).

            Необходимость  проведения коррекционных замыслов педагога в его работе с дошкольниками через игру очевидна. В работе по развитию речи    использую игровые приёмы в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

           В  связи с трудностями, которые приходится  преодолевать детям с нарушениями речи при  овладении грамотой, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.  Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Дети могут «потрогать звук», поиграть со звуковичками-звуками, выполнить  с ними те или иные задания: пойти на прогулку по городу Букваринску, зайти в гости к любому звуку, спеть его,  порычать вместе с ним (и т.д.).

           У дидактической игры «Страна Звукобуковка»  две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок.

Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть  пронизана уроком.

            Предоставление ребёнку полной  свободы и самостоятельности в действиях с дидактическим материалом может так же лишить ребёнка собственной активности, как и превращение его в приемника воспитательных воздействий и указаний  педагога.

             Полное устранение взрослого от процесса дидактической игры имеет столь же отрицательные последствия, как и его доминирование, навязывание своих воздействий. Поэтому чрезвычайно важно определить специфику участия  педагога в дидактической игре, его основные функции, проведение экскурсии по русским сказкам, игра в прятки, игры на дыхание…

            В современной педагогической практике дошкольного воспитания роль взрослого в дидактической игре обычно крайне сужена. Она сводится к тому, что  педагог объясняет игру и руководит её ходом, не участвуя в ней сам.

           Критерием хорошей дидактической игры считается самостоятельность детей.   Педагог  доносит до детей правило действия и контролирует его выполнение,  делает его увлекательным, субъективно значимым, осмысленным,  непосредственно участвует  в игре. В моей развивающей игре «Страна Звукобуковка» критерием является не  самостоятельность, а активность ребёнка, которую на первых порах знакомства с игрой  обеспечивается педагогом.  Для этого надо быть  не руководителем, не контролёром, но непосредственным участником игры, её эмоциональным центром, «заражающим» своей увлечённостью.

            Специфика участия учителя-логопеда в игре с правилом и важнейшее условие её развивающего эффекта состоит в совмещении двух ролей – участника и организатора игры. В роли участника следует мотивировать игровые действия детей, задавать   субъективную значимость правила. В роли организатора  логопед вводит  правило в жизнь ребёнка, помогает соблюдать принятые правила действия. Эти роли в сущности своей различны и даже противоположны: одна предлагает эмоциональную включённость в игру, совпадение с позицией ребёнка, погружённость в игровую ситуацию, другая, напротив – отстранённость, анализ и контроль действий детей, удержание позиции старшего, учителя. Но только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли и произвольность в их единстве. И та, и другая роль в отдельности не может обеспечить развивающего эффекта: если взрослый остаётся «учителем и контролёром», игра теряет свою привлекательность, превращается в формальное бессмысленное упражнение, действия ребёнка при этом не могут быть мотивированными и активными. И только в своей совокупности эти роли  обеспечивают действительно развивающий эффект, который проявляется не только в ситуации игры, но и за её пределами.            

          Дидактическая игра «Страна Звукобуковка» является одним из основных методов обучения дошкольников с проблемами речи. Играя, ребёнку представляется широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения проводятся в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество предлагаемых ребёнку заданий соответствует его индивидуальным возможностям.  Ни в коем случае не следует форсировать выполнение работы, упрекать детей в том, что они чего-либо не умеют. Важно не только чему-то научить ребёнка, но и вселить в него уверенность в себе, воспитать умение отстаивать собственное решение во всех возрастных группах.

             Уважаемые коллеги, как вы считаете, какими методами  осуществляется воздействие.

            -метод обучения рассматривается как способ совместной деятельности учителя-логопеда  и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков, умений, на формирование умственных способностей, поведения и личностных качеств;

            -  практические, наглядные и  словесные методы обучения.

             Выбор и использование того или иного метода определяю  характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка. Продумываю  назначение предметов, картинок, смысл вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям; пособия, используемые  при проведении игр, тщательно отбираю, они внешне привлекательны,  их количество  должно обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс. Для подсказки детям и для развития у них наглядно-образного мышления  использую специальное панно, на котором есть улицы, переулки, в домах живут куклы-звуковички.  Ребёнок, играя,  развивает свою речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, а также приобретает графические навыки, не догадываясь об этом. Это достигается вовлечением ребёнка в определённого рода игровые и речевые ситуации, где он становится  активным участником, способным рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы.

            Обучение чтению – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, а также с кропотливым обучением навыкам слияния букв  в слова и слова при чтении. Часто из-за механического чтения, не понимая при этом ничего из прочитанного, процесс обучения чтению становится не только тяжёлым для детей, но и трудным, малопонятным и следовательно, неинтересным. Система занятий построена мною так, чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения.  Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании  дидактических игр, созданных  мною, с привлечением различного материала: бытовых предметов, игрушек, специально изготовленных пособий, таких, как: домики Гласиков, Согласиков, Улицы Звукариков, Сонориков, на которых живут куклы - звуковички. При опоре на зрительный образ дети  быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними. В этой игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения знаниями и своим поведением, что очень важно. Дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание и проговаривание одних и тех же букв и звуков), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности.

             Хочу отметить, что дидактическая  игра положительно  влияет на ребёнка. Выполнение определённой роли в игре, оказывает стимулирующее воздействие. Дети сами становятся звукариками, держась за руки, начинают читать слоги, затем слова, ходят друг к другу в гости, пропевают песенки гласных звуков. Введение сюжета меняет смысл действий ребёнка и правило поведения, неразрывно слитое с привлекательной ролью и сюжетом, становится предметом (мотивом) его деятельности.

           Дидактическая игра является той деятельностью, которая создаёт оптимальные условия для развития важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого и произвольного поведения. Ведь чтоб усвоить материал в коммуникативной организованной образовательной деятельности,  требуются усидчивость, внимание и сосредоточенность, что даётся детям с трудом.  

            Особый интерес представляется содержание мотивов, побуждающих детей  к волевым и произвольным действиям.

Вопрос педагогам: «Какие существуют реально действующих для них мотивы?»

Ответы педагогов:

- Поощрения и признание ребёнка.

- Игровой мотив.

- Соревновательный мотив.

- Самолюбие и признание сверстников.

        Доказана эффективность обучения игрой, в которой присутствует дух соревнования, с которым легче добиться успеха, а также в игре ребёнок показывает перед сверстниками и закрепляет свой успех, начинает уважать себя за то, что получилось на занятии, а если не получилось, то это игра и в следующий раз получится удачнее. С такими оценками ребёнку легче избавляться от дефектов речи, благодаря игровым ситуациям. Ребёнок  активнее работает на занятии, охотнее принимает участие в заданиях, не боится ошибиться, потому что над ним никто не будет смеяться, тем самым повышается результат обучения. В конце игры следует хвалить детей, делая акцент на позитивных моментах, поощрять успехи, даже незначительные.

             В зависимости от того,  в какой момент используется игра, меняется и её значение: в начале занятия игра организует, заинтересовывает ребёнка; в середине – подводит к усвоению программы; в конце – носит поисковый характер. В игре ребёнок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.

          Сейчас я познакомлю вас с дидактической игрой «Страна Звукобуковка», которая служит одним из средств оптимизации процесса коррекции речи, в получении и закреплении новых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

        Главный город «Страны Звукобуковки» - город Букваринск. Схема расположения букв на улицах и переулках воспроизводит всю фонетико-фонематическую систему русского языка по артикуляционным характеристикам  (гласные: I и II ряда; согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие – шипящие,  губно – губные, переднее – и заднеязычные, губно – зубные). В интересной, необычной форме представлен алфавит (использованы открытки с фотографиями городов). Улица Звукария  красочно оформлена куклами, машинками, деревьями, ёлочками, это привлекает детей к участию в игре.

 В дидактической игре  используется учебный и практический материал по обучению грамоте: некоторые элементы и  пособия из книги  « Речецветик» - куклы – звуковички (гласные и согласные); игра включает в себя эффективные и занимательные задания по развитию речи и слогового состава слова. На панно  - две площади Гласная и Согласная.

           Дети узнают о том, что  в Букваринске, как в каждом городе,  есть улицы (одновременно рисую  вертикальные линии для 4-х улиц) и переулки (рисую  горизонтальные линии для шести переулков). На первых двух улицах живут певцы – с поющими голосами. Каждый из них похож лицом на своего соседа. Звук [А]  широко раскрывает рот, сосед [Я] тоже раскрывается.

Звук  [Ы] улыбается и у соседа [И] – весёлое настроение... Все соседи похожи друг на друга, но на второй улице певцов каждый начинает свою песенку с улыбки,    даже   сердитый   Ё  и   обиженный   Е.   Поэтому     это     улица            

«Улыбчивых певцов». Все певцы голосистые, звонкие, а их буквы носят яркие одежды. Все певцы голосят, гласят – и их называют гласными.

           На третьей и четвёртой улицах жители всегда и во всём согласны с певцами. Характеры у них твёрдые, носят они синие одежды. Но иногда становятся мягкими, тогда одевают костюмы цвета весны и лета, деревьев и травы. Например, мычалки, пыхтелки, рычалки бывают твёрдохарактерные   (с ними дружат певцы с первой улицы),  и мягкохарактерные (с ними дружат певцы с улицы Улыбчивых певцов). Но звуки [Ж], [Ш], [Ц]–– всегда твёрдые, даже с улыбчивым [И], а звуки [Ч], [Щ] – всегда-всегда мягкие, даже если после них стоят [У], [А].  Бухтелки, звенелки, вопилки, дуделки  (и т.д.) живут на Громкой улице. Там висит плакат: «Проверь работу голосовой машинки!»

            Сказку про Страну Звукобуковку рассказываю в течение  нескольких занятий: на I-м  занятии – прогулка по улице Певцов, знакомство с  песенками  её  жителей;  на  II-м   -  прогулка  по улице Улыбчивых Певцов

( сопоставляя артикуляцию гласных первого и второго рядов). После знакомства с жителями Тихой и Громкой улиц, дети сравнивают положение  губ, языка, работу голосовых связок (дети самостоятельно раскрашивают звукариков).                      

             В коммуникативной организованной образовательной деятельности  использую следующие методы и приёмы:

  - Знакомство со « Страной  Звукобуковкой».

  - Путешествие по микрорайону « Букваринск» и улице Звукария.

  - В гости к звуку. В гости к букве.

  - Кто в домиках живёт?

  - Задания Гласика,  задания Дракоши.

  - Угадай звук, букву, улицу, переулок.

  - Обыграй ситуацию: прояви фантазию.

  - Лесенки-песенки.

  - Прочитай слоги – угадай слово.

  - Рассыпались буквы (из гласных и согласных домиков). Рассели их по  

    домикам.

  - Назови звуки первого и второго ряда.

  - Найди соседа по описанию.

  - Угадай площадь.

  - В гости к Алфавиту.

  - Читалочка.

  - Импровизация.

              Дидактическую игру использую как дидактическое пособие, в котором появляются новые герои: Гласик, Дракоша (приносящие задания); улица Звукария пополняется новыми макетами домов, в которых живут звуки (в квартирках-картинках), появляются по мере необходимости Буквосад, Букводерево, Звукодерево с картинками, Звукаринск, Чернильная река, из которой дети берут краски для одежды букв, зовут в гости звуки и буквы из Словандии и Слогандии.

                Организую игровую ситуацию, растянутую во времени (на недели, месяцы), пока ребёнок полностью не овладеет грамотой. Эта игра – потенциал для самостоятельных детских фантазий и импровизаций. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Вопрос педагогам:

- О чём надо помнить, выбирая игру для работы с детьми?

  Ответы педагогов:                                                                                                                              - Игра  должна   соответствовать    полноценному   всестороннему  развитию психики   детей,  их  познавательных способностей,  речи,  опыта общения со сверстниками.

- Формировать умения и навыки учебной деятельности.

           В  связи с трудностями, которые приходится  преодолевать детям с нарушениями речи при  овладении грамотой, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.      Использование в коррекционной работе разнообразных методов и приёмов предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность   работы в целом.   Если ребёнок заинтересован, его способности усваивать материал возрастают.  

           Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», следует умело использовать дидактические игры в коммуникативной организованной образовательной деятельности, в игровой форме подготавливать основу для развития речи, коррекции звуковой стороны речи, обучать навыкам звуко-буквенного анализа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...