Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие по городу"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект заняти в подготовительной группе "Путешествие по городу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_gorodu.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к школьному обучению.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки и способности. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.
Качества, имеющие наибольшее количество связей с другими УВК, и, следовательно, больший вес в структуре готовности – базовые УВК. Они играют интегрирующую роль в структуре готовности, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Вровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других учебно-важных качеств. Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:
- Мотивы учения;
- Зрительный анализ (образное мышление);
- Уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
- Способность принимать учебную задачу;
- Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
- Графический навык;
- Произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);
- Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)
Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называются ведущими УВК. В начале школьного обучения в первом классе это:
- Мотивы учения;
- Зрительный анализ;
- Способность принимать учебную задачу;
- Вводные навыки;
- Графический навык;
- Произвольность регуляции деятельности;
- Обучаемость;
- Вербальная механическая память.
Базовые и ведущие УВК в начале школьного обучения практически одно и то же. Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации диагностической и коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками при подготовке их к обучению в школе.
Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения. Психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой – как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребенка.
«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей или произвольном поведении ученика.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальный – это развитие базовых УВК. Эмоциональная - уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Конспект занятия (подготовительная группа)
Тема: «Путешествие по городу»
Цель: развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения, тактильных ощущений. Развитие эмоциональной сферы, патриотических чувств.
Оборудование: знаки дорожного движения; мелкие предметы фруктов, овощей, инструментов, канцелярских предметов, игрушек; указатели на листах бумаги (красный, желтый, зеленый); изображения эмоций людей; массажные дорожки; модули; листы бумаги; фломастеры.
Игра «Знаки в городе»
Психолог: «Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- В какой стране мы с вами живем? (в России)
- А в каком городе? (в Москве)
- Как называется наш район? (Новогиреево)
Психолог: «Перед нами дорога. Нам надо ее перейти по этому знаку.
Светофор нас в гости ждет.
Освещает переход.
Загорелся красный глаз:
Задержать он хочет нас.
Если красный — нет пути.
Красный свет — нельзя идти.
Желтый свет — не очень строгий:
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит:
Все движение стоит!
Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет! (И. Гурина. Малышкин светофор)
Психолог: Как называется этот дорожный знак? (Светофор)»
Психолог: «Перед нами магазин «Супермаркет». В магазин привезли товары в одном мешке. Давайте поможем продавцам распределить товары по отделам».
Игра «Волшебный мешочек»
Психолог: «На ощупь назовите предметы в мешочке (огурец, банан, отвертка, пузырек, расческа, кисточка) и разложите их по отделам (Детский уголок «Магазин»).
Психолог: «Следующий знак на нашем пути - …(Подземный переход). Дети проходят по подземному переходу (тоннель «Гусеница»). Мы с вами вышли из тоннеля и видим знак - …(«Остановка автобуса»). Какие еще виды транспорта есть в нашем городе? (трамвай, автобус, троллейбус, пароход, самолет, легковая машина, метро).
Психолог: Давайте поиграем в игру «Пассажирский транспорт».
Правила игры следующие: красная ладошка (на карточке) – летите на самолете, желтая ладошка – едете на машине, зеленая ладошка – едете на поезде.
Психолог: «Следующий пункт нашего путешествия – театр «На Перовской».
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей,
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Избавит от сомнений
Вас "Азбука настроений"! (Н.Л. Белопольская. Азбука настроений)
Психолог: Постарайтесь отгадать, какое настроение изображено на картинке (радость, злость, грусть, удивление, печаль.) Игра «Нарисуй лицо» Психолог: «Давайте все вместе нарисуем радостное лицо (по очереди рисуют по одной части лица). Психолог: «В нашем районе есть стадион. Это следующая остановка. Здесь мы поиграем в эстафету». Игра «Кто быстрее построит здание». Дети делятся на две команды, затем по сенсорным дорожкам переходят в тоннель, берут модуль, ставят его в постройку, бегут обратно, «включают» следующего игрока. Тот повторяет все действия и т.д. Психолог: «Какие дома вы построили? (каждой команде). Как называется этот знак?» («Дети» – его ставят около школы). Психолог: Вот и подошло наше путешествие к концу. Сейчас я хлопну в ладоши и мы окажемся в детском саду (дети закрывают глаза, психолог хлопает в ладоши). Вот какой хороший дом – в нем растем мы с каждым днем! А когда подрастем – вместе в школу мы пойдем.
Литература:
Н.Л. Белопольская. Азбука настроений.
И. Гурина. Малышкин светофор.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч. ред. проф. Л.М.Шипицыной. – СПб, 2005.
С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Большая энциклопедия подготовки к школе. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Мой город"
Программное содержание: Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о героях города. Закрепить знания о Солнечной системе, умение давать характеристику планетам...
Конспект занятия в подготовительной группе Мой город Нелидово
«Мой город»Познавательное занятие в подготовительной группе.Составила конспект Ковалёва Надежда Николаевна воспитатель группы етского сада №4 г. Нелидово, пер. Свердлова, д. 4 «б». Декабрь 2014 г...
Конспект занятия в подготовительной группе "Родной город"
Конспект занятия в подготовительной группе "Родной город"...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Москва-город герой, Москва-город героев».
Конспект занятия в подготовительной группена тему:«Москва-город герой, Москва-город героев».Задачи:-нравственное воспитание:- воспитывать уважительное отношение и любовь к родному городу;-воспитывать ...
Конспект занятия в подготовительной группе: Мой город – Павловский Посад.
Расширять представление детей о родном городе Павловский Посад. Формировать чувство ответственности за малую Родину и уважения к предкам....
Конспект занятия в подготовительной группе "Достопримечательности города Кемерово"
Конспект занятия в подготовительной группе "Достопримечательности города Кемерово".Програмное содержание:1. Расширить представление детей о родном городе, познакомить с памятниками, достопримечательно...
Конспект занятия в подготовительной группе "Достопримечательности города Усинска"
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме "Достопримечательности города Усинска". Цель этого занятия: 1.Продолжить развивать интерес к своему городу Усинску.2.Дать д...