Статья на тему :"Воспитание сенсорной культуры речи "
статья (младшая группа) по теме
Статья на тему :"Воспитание сенсорной культуры ребенка "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_sensornomu_vospitaniyu_detey_1.docx | 442.33 КБ |
opyt_raboty_po_sensornomu_vospitaniyu_detey_1.docx | 442.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад №22
Воспитатель:Коробкова Н.В.
ОПЫТ РАБОТЫ
ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА»
Заволжье 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование сенсорного развития детей в младшей группе: 1.1 особенности обучения сенсорного развития детей в младшей группе; 1.2 методика проведения НОД в младшей группе.
ГЛАВА 2 Практические аспекты:
1.1 задачи, цели, методы их решения, приемы обучения детей; 1.2 план по взаимодействию с родителями, по сенсорному развитию детей:
а) консультация для родителей по сенсорному воспитанию детей младшей группы. 1.3 тематический план работы по обучению сенсорного развития детей;
ГЛАВА 3 Заключение. ГЛАВА 4 Список литературы.
1
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование сенсорного развития детей в младшей группе: 1.1 особенности обучения сенсорного развития детей в младшей группе
Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на раннем этапе его развития. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.
2
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно.
3
Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качества, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системной, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую деятельность.
Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов − это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов.
4
Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего условия эталонов, т.е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3 – 4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомство с цветом, формой, величиной охватывающего, по возможности, все основные варианты.
Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 2 разновидности величины (большой, маленький), то по − видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование четких цветовых представлений.
5
Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах. Также целесообразно ознакомление с пятью фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький). Изложенный представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.
I. Задания на выполнение предметных действий.
1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью обучения является фиксация внимание детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.
Цель обучения – выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями.
6
Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.
II. Элементарные продуктивные действия.
1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.
Цель обучения − фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.
2. Рисование красками.
Цель – способствовать формированию у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.
7
1.2 методика проведения занятий в младшей группе
При планировании НОД по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
НОД по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала.
Число занимающихся может быть разным – от 3 – 4 до 6 – 8, в зависимости от возраста и степени обученности.
Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков.
В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
8
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисование красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е.И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не справился с заданием.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала.
Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим.
9
Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисование на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обуславливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой – квадратной формой, красным – синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой – овальной формой, желтым – оранжевым цветом).
10
После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего здания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третье части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводить систематическое индивидуальное обучение.
Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования белее или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:
− посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель; − посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): в начале на один, потом на другой; − снова посмотри на свой предмет; − найди глазами, где у воспитателя лежит такой же; − покажи его воспитателю; − положи свой предмет рядом с образцом.
При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом: − посмотри на свою игрушку;
11
− теперь посмотри, какие у меня игрушки; − где у меня такая же игрушка, как твоя; − положи свою игрушку вместе с такой же моей;
По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:
− возьми предмет; − посмотри на мои игрушки; − положи свою игрушку вместе с моей такой же.
Перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию имеет некоторые варианты, если неодинаков возрастной состав групп, равно как и уровень нервно − психического развития детей или степень их организованности (под степенью организованности в данном случае понимается умение заниматься, обучаться на занятиях: слушать объяснение взрослого, выполнять его инструкцию).
Предложенная методика занятий в основном последовательно выдержана и предназначена для детей второго и третьего года. Работа начинается с группой детей второго года жизни с сентября и ведется систематически до мая. Однако следует помнить, что в период комплектования групп из − за сложности адаптации детей к новым условиям данные занятия в первой половине сентября могут не проводиться. Если же основное комплектование группы не закончено до середины сентября, занятия по предлагаемой методике можно начинать с октября.
12
В летний период проведение новых занятий не предусматривается, но могут быть повторены 2 – 3 наиболее эмоциональных занятия (например, по ознакомлению с цветом). После летнего перерыва занятия по сенсорному воспитанию продолжаются, но уже с детьми, достигшими третьего года жизни. Программа обучения, опираясь на имеющуюся базу, усложняется от занятия к занятию.
Методика занятий по ознакомлению со свойствами предметов рассчитана на первом году обучения на минимальный возраст детей (для начинающих обучаться с 1г.). Но бывает, что большинство детей данной группы старше, следовательно, особых трудностей при проведении занятий возрастной аспект тоже не представляет.
Уплотнение содержания обучения предполагается и внутри одного занятия, например, по группировке однородных предметов, когда дети сортируют вначале объекты резко различных свойств, признаков, а затем, на этом же занятии, им предлагают группировать предметы по более близким признакам.
Возможность уплотнения содержания занятий возникает за чет более устойчивого внимания детей третьего года жизни, а также более совершенной координации движений рук. В связи с этим на занятиях возникает возможность большее время уделить именно сенсорным задачам.
Для данной группы детей изменяются и методы их обучения. Основным остается тот же наглядно − действительный метод объяснения, однако изменяется его роль в процессе занятия. На более раннем этапе это были многочисленные показы объектов, сравнения.
13
Большое место занимал метод непосредственного обучения выполнению действий, руководства рукой ребенка. Отпадает также необходимость прибегать на занятиях к поэтапно – расчлененному методу (словестный диктант). Изменяется и последовательность заданий, зависящая от времени года и возраста детей.
Для малышей, начинающих обучаться по предлагаемой методике с 2 лет, специально разработано несколько примерных конспектов занятий на группировку однородных и соотнесение разнородных предметов с уплотненным программным содержанием. После обучения детей по этим конспектам, воспитатель переходит к обычной программе обучения, предложенной для детей третьего года жизни.
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением занятий и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки – свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки».
14
После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр.
Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из – за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.
Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомится с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно, срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное. Ребенка интересует момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.
На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивает идентичное.
15
Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка.
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводя взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы.
Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно. Более сложными становятся и движения рук детей. Если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.
Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступным детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет.
Первоначально детям предлагают дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружки, на большой – большие. Малыши довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.
16
Третий год жизни
Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру – занятие.
Задание по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность – рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных.
Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего года жизни. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?».
Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку. Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства
17
предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.
К концу третьего года жизни у детей накапливаются определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики.
При проведении игр – занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.
18
ГЛАВА 2 Практические аспекты:
1.1 задачи, цели, методы их решения, приемы обучения детей
Задачи:
− Ознакомить с цветом (красный, желтый, зеленый, синий, голубой, оранжевый, черный, белый).
− Ознакомить детей с формой предмета (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
− Ознакомить детей с величиной (большой, средний, маленький).
− Ознакомить со свойствами и качеством предметов (величина и цвет плодов: яблоко – круглое, красное, сладкое, кислое; слива – овальная, синяя, мягкая, сочная, кислая).
− Сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действителбности
.Методы их решения, приемы обучения детей.
I. Задания на выполнение предметных действий.
1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью является фиксация внимание детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.
Цель – выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.
II. Элементарные продуктивные действия.
1. Использование приема опредмечивания. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.
20
Цель − фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.
2. Рисование красками.
Цель – способствовать формированию у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.
211.2 план по взаимодействию с родителями, по сенсорному развитию детей
− Познакомить родителей с обучающей литературой «Учись, малыш! Цвета и формы» (Автор С. Буланова).
− Показ родителям Блоки Дьениша, знакомят детей с фигурами.
− Показ родителям палочки Х. Кюизенера, знакомство с цветом, величиной, формой, выкладывание из палочек фигуры (треугольник, круг, квадрат).
− Показ родителям разукрашек, где можно разукрашивать геометрические фигуры.
− Показ родителям литературы «Пальчиковые игры» по развитию мелкой моторики и речи детей (Автор Е.Б.Швелева).
− Познакомить родителей с дидактическими играми по развитию сенсорного воспитания детей
а) консультация для родителей по сенсорному воспитанию детей младшей группы
Беседа воспитателя с родителями на тему «Как играть дома с детьми, с играми по сенсорному развитию». Игры: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Застегни сандалик»; разучивание пальчиковой игры «Пальчики зверюшки»; рассматривание иллюстрации о бабочках.
Цель: − Способствовать расширению знаний в различии и назывании цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый). − Создать условия для развития мелкой моторики мышц руки, чувства ритма, сенсорных способностей. − Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Вызвать у детей радостное настроение. − Воспитывать умение заниматься вместе, не мешать друг другу, бережно обращаться пособиями. − Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
Раздаточный материал: Разноцветные кубики, бабочки, цветочки.
Ход игры:
Родитель: Дочка, к нам гости пришли. Поздоровайся. Ой, Дочка, какая чудесная скатерть на столе. Поиграем? Садись на стульчик, спинка прямая, ножки подружились. Дочка, давай рассмотрим наши кубики. Они какие? (Кубики красивые, разноцветные.) Правильно, они разноцветные, красивые. Это красный цвет (показывает на своём кубике). Найди его у себя на кубике. Дочка, где у тебя красный цвет? (Показывает красный цвет.) А у тебя Сыночек? А это какой цвет? (зелёный). Покажите, где у вас зелёный цвет. Покажите, синий (жёлтый) цвет. Молодцы дети! Вот как много цветов на нашем кубике.
23
Ой! (подносит кубик к уху, делает удивлённое лицо) мне кажется, в моём кубике кто-то шевелится. Кто же это может быть? Давайте посмотрим. Я расстегну пуговицу и посмотрю, кто там (ставит кубик на стол и раскрывает его, вытаскивает оттуда за верёвочку бабочку). Дети, кто это? (Это бабочка.) Правильно, это бабочка, она спряталась в кубике.
Дети, посмотрите, может и у вас в кубике есть кто-нибудь? Расстегните кубик (дети расстёгивают кубики, там бабочки). Сыночек, какого цвета у тебя бабочка? (Красного.) А у Дочки бабочка, какого цвета? (Жёлтого.) А у Мамы бабочка, какого цвета? (Белого.) Какие у вас замечательные бабочки. Полетели бабочки, полетели. Ой, устали бабочки. Каждая бабочка любит отдыхать на своём цветке. У меня красная бабочка, она сядет на красный цветочек. Дочка, какого цвета твоя бабочка? (Синего.) Посади её на цветок такого же цвета. А твоя бабочка, какого цвета, Сыночек? (Белого.)
Молодцы дети, все бабочки сели на свои цветочки. Дети, бабочкам пора. Проводите их в свои домики. А теперь украсим их домики цветочками. (Родитель показывает, как застегнуть цветок на пуговицу).
24
1.4 игры по сенсорному воспитанию детей
Дидактическая игра «Уложи фигурок спать».
Цель: Познакомить детей с формой предметов, геометрическим фигурами: кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрения и осязанье. Учить зрительно соотносить фигуры.
Игра состоит Очеловеченные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) Геометрические фигуры – человечки, «кроватки» - картонный макет с вырезанными геометрическими фигурами. Эталоном формы принято считать геометрические фигуры. Я решила попробовать очеловечить геометрические фигуры: Сеньор Квадрат, Сеньор Круг, Сеньор Треугольник, Сеньор Овал, Сеньор Прямоугольник. А у любых Сеньор есть детки которые любят шалить, постоянно путаться. Но приходит время и им пора отдыхать, ложиться спать. Дети с интересом играли самостоятельно, даже пытались совершенствовать её например «Какая фигура спряталась под кровать?» " Кто проснулся первым? " Фантазия детей безгранична, что очень радует!
26
«Цветные кубики»
Задачи: Продолжать знакомить детей с цветом предметов – красный, синий. Развивать умение отличать предметы по цвету (такой, не такой, группировать их по образцу - раскладывать однородные предметы, резко различных по цвету на две группы). Закреплять понятие «один – много». Учить внимательно слушать педагога, действовать в соответствии с его указаниями, выполнять действия поочерёдно. Вызвать интерес играть со взрослыми, желание рисовать красками.
Оборудование: Кукла Аня, Мишка - большой плюшевый или кукла бибабо. Большие кубики красного и синего цвета, мольберт, краска двух цветов, подготовленные листы бумаги А3, кубики − печатки, подушки для сидения. Музыкальное сопровождение Е. Железновой «Ты похлопай вместе с нами», «Паровозик», «Едет, едет паровоз», спокойная музыка для релаксации.
Ход игры:
В группу приходит Воспитатель и приносит детям большую куклу Аню. Приветствуя, детей педагог обращает внимание на куклу, рассматривают её.
− Здравствуйте ребятки, со мной к вам пришла Кукла Аня. Давайте её поприветствуем. Покажите где у Куклы щёчки? А у вас? Вот. Покажите где у Куклы глазки, ушки, ручки, ножки? А у вас? Вот (на вопросы взрослого дети показывают на куклу и на себя, повторяют слова).
Как хлопают ваши ручки? (показавают) Как топают ваши ножки? (показавают). Вот Аня как ребятки умеют и ручками хлопать − вот так, вот так, и ножками топать − вот так, вот так.
27
А ещё они умеют танцевать. Пляска «Ты похлопай вместе с нами» Е. Железнова.
Молодцы, как вы весело плясали – Воспитатель. Садитесь на ковер (воспитатель включает фонограмму «Мишка» - Ясельки и вноси игрушку в корзинке или ящике кубики).
Воспитатель: Мишка с кубиками - Игра – инсценировка Е. Железнова
Кто же, кто же к нам идёт,
Что он, что он нам несёт?
Мишка с кубиком идёт
Красный кубик нам несёт.
Уронил он кубик «Ой»,
Принеси теперь другой (мишка – игрушка бибабо несёт кубик, Роняет кубики перед детьми или в руки).
Мишка с кубиком идёт
Синий кубик нам несёт.
Уронил он кубик «Ой»,
Принеси теперь другой.
В процессе игры мишка разбрасывает все кубики детям и Кукле Ане, называя цвета несколько раз. По окончании воспитатель опрашивает детей. Воспитатель: - Макар, какой у тебя кубик?
- Владик, покажи синий кубик (если ребёнок не разговаривает).
- Вера, какой кубик принёс тебе Мишка?
- Мишка принёс и Кукле Ане кубик – какой? (красный), а у Мишки – какой? (синий кубик). (ответы детей)
- Сколько кубиков принёс Мишка? (много) Разбросал Миша кубики. С одним кубиком играть не интересно. Давайте поиграем с кубиками, построим башенки большие и маленькие (дети с педагогами вместе строят башенки, падая они веселят детей). Падают наши башенки, давайте ребятки построим паровозик для Ани красный, Для Миши – синий. Несите кукле красные кубики, Мишке синие. Возьмём по одному кубику и соберём все кубики, будем складывать их рядом - вот так (складывают паровозик).
«Разложи по цвету и форме» .
Цель: Способствовать формированию у детей различать основные цвета, закреплять знания фигур: круг, квадрат, воспитывать умение играть в команде, развивать внимательность и быстроту. Заключение
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.
Таким образом, сенсорное воспитание малышей играет большую роль в обучении свойств предметов − это обеспечивает накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Список литературы
1 «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгтна, Н.Б. Венгер.
2 «Занятие по сенсорному развитию» Э.Г. Пилюгина.
3 «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Л.А. Венгера.
Предварительный просмотр:
Детский сад №22
Воспитатель:Коробкова Н.В.
ОПЫТ РАБОТЫ
ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА»
Заволжье 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование сенсорного развития детей в младшей группе: 1.1 особенности обучения сенсорного развития детей в младшей группе; 1.2 методика проведения НОД в младшей группе.
ГЛАВА 2 Практические аспекты:
1.1 задачи, цели, методы их решения, приемы обучения детей; 1.2 план по взаимодействию с родителями, по сенсорному развитию детей:
а) консультация для родителей по сенсорному воспитанию детей младшей группы. 1.3 тематический план работы по обучению сенсорного развития детей;
ГЛАВА 3 Заключение. ГЛАВА 4 Список литературы.
1
ГЛАВА 1 Теоретическое обоснование сенсорного развития детей в младшей группе: 1.1 особенности обучения сенсорного развития детей в младшей группе
Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на раннем этапе его развития. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Занятия являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым) на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.
2
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно.
3
Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качества, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системной, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую деятельность.
Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов − это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов.
4
Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего условия эталонов, т.е. строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3 – 4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомство с цветом, формой, величиной охватывающего, по возможности, все основные варианты.
Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 2 разновидности величины (большой, маленький), то по − видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование четких цветовых представлений.
5
Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах. Также целесообразно ознакомление с пятью фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький). Изложенный представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.
I. Задания на выполнение предметных действий.
1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью обучения является фиксация внимание детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.
Цель обучения – выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями.
6
Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.
II. Элементарные продуктивные действия.
1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.
Цель обучения − фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.
2. Рисование красками.
Цель – способствовать формированию у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.
7
1.2 методика проведения занятий в младшей группе
При планировании НОД по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
НОД по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала.
Число занимающихся может быть разным – от 3 – 4 до 6 – 8, в зависимости от возраста и степени обученности.
Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков.
В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
8
Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисование красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е.И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
На каждом занятии дети приучаются выполнять также элементарные трудовые поручения. Они должны относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы малыши делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не справился с заданием.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала.
Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим.
9
Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисование на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обуславливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой – квадратной формой, красным – синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой – овальной формой, желтым – оранжевым цветом).
10
После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего здания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третье части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводить систематическое индивидуальное обучение.
Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования белее или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:
− посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель; − посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): в начале на один, потом на другой; − снова посмотри на свой предмет; − найди глазами, где у воспитателя лежит такой же; − покажи его воспитателю; − положи свой предмет рядом с образцом.
При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом: − посмотри на свою игрушку;
11
− теперь посмотри, какие у меня игрушки; − где у меня такая же игрушка, как твоя; − положи свою игрушку вместе с такой же моей;
По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:
− возьми предмет; − посмотри на мои игрушки; − положи свою игрушку вместе с моей такой же.
Перспективное планирование занятий по сенсорному воспитанию имеет некоторые варианты, если неодинаков возрастной состав групп, равно как и уровень нервно − психического развития детей или степень их организованности (под степенью организованности в данном случае понимается умение заниматься, обучаться на занятиях: слушать объяснение взрослого, выполнять его инструкцию).
Предложенная методика занятий в основном последовательно выдержана и предназначена для детей второго и третьего года. Работа начинается с группой детей второго года жизни с сентября и ведется систематически до мая. Однако следует помнить, что в период комплектования групп из − за сложности адаптации детей к новым условиям данные занятия в первой половине сентября могут не проводиться. Если же основное комплектование группы не закончено до середины сентября, занятия по предлагаемой методике можно начинать с октября.
12
В летний период проведение новых занятий не предусматривается, но могут быть повторены 2 – 3 наиболее эмоциональных занятия (например, по ознакомлению с цветом). После летнего перерыва занятия по сенсорному воспитанию продолжаются, но уже с детьми, достигшими третьего года жизни. Программа обучения, опираясь на имеющуюся базу, усложняется от занятия к занятию.
Методика занятий по ознакомлению со свойствами предметов рассчитана на первом году обучения на минимальный возраст детей (для начинающих обучаться с 1г.). Но бывает, что большинство детей данной группы старше, следовательно, особых трудностей при проведении занятий возрастной аспект тоже не представляет.
Уплотнение содержания обучения предполагается и внутри одного занятия, например, по группировке однородных предметов, когда дети сортируют вначале объекты резко различных свойств, признаков, а затем, на этом же занятии, им предлагают группировать предметы по более близким признакам.
Возможность уплотнения содержания занятий возникает за чет более устойчивого внимания детей третьего года жизни, а также более совершенной координации движений рук. В связи с этим на занятиях возникает возможность большее время уделить именно сенсорным задачам.
Для данной группы детей изменяются и методы их обучения. Основным остается тот же наглядно − действительный метод объяснения, однако изменяется его роль в процессе занятия. На более раннем этапе это были многочисленные показы объектов, сравнения.
13
Большое место занимал метод непосредственного обучения выполнению действий, руководства рукой ребенка. Отпадает также необходимость прибегать на занятиях к поэтапно – расчлененному методу (словестный диктант). Изменяется и последовательность заданий, зависящая от времени года и возраста детей.
Для малышей, начинающих обучаться по предлагаемой методике с 2 лет, специально разработано несколько примерных конспектов занятий на группировку однородных и соотнесение разнородных предметов с уплотненным программным содержанием. После обучения детей по этим конспектам, воспитатель переходит к обычной программе обучения, предложенной для детей третьего года жизни.
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением занятий и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки – свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки».
14
После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр.
Особое место занимает сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из – за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.
Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомится с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно, срабатывает автодидактизм. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное. Ребенка интересует момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.
На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивает идентичное.
15
Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка.
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводя взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы.
Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно. Более сложными становятся и движения рук детей. Если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.
Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступным детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет.
Первоначально детям предлагают дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружки, на большой – большие. Малыши довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.
16
Третий год жизни
Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру – занятие.
Задание по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность – рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных.
Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего года жизни. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?».
Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку. Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства
17
предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.
К концу третьего года жизни у детей накапливаются определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу, выкладывании мозаики.
При проведении игр – занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.
18
ГЛАВА 2 Практические аспекты:
1.1 задачи, цели, методы их решения, приемы обучения детей
Задачи:
− Ознакомить с цветом (красный, желтый, зеленый, синий, голубой, оранжевый, черный, белый).
− Ознакомить детей с формой предмета (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
− Ознакомить детей с величиной (большой, средний, маленький).
− Ознакомить со свойствами и качеством предметов (величина и цвет плодов: яблоко – круглое, красное, сладкое, кислое; слива – овальная, синяя, мягкая, сочная, кислая).
− Сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действителбности
.Методы их решения, приемы обучения детей.
I. Задания на выполнение предметных действий.
1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью является фиксация внимание детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщают слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.
Цель – выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.
II. Элементарные продуктивные действия.
1. Использование приема опредмечивания. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.
20
Цель − фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.
2. Рисование красками.
Цель – способствовать формированию у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.
211.2 план по взаимодействию с родителями, по сенсорному развитию детей
− Познакомить родителей с обучающей литературой «Учись, малыш! Цвета и формы» (Автор С. Буланова).
− Показ родителям Блоки Дьениша, знакомят детей с фигурами.
− Показ родителям палочки Х. Кюизенера, знакомство с цветом, величиной, формой, выкладывание из палочек фигуры (треугольник, круг, квадрат).
− Показ родителям разукрашек, где можно разукрашивать геометрические фигуры.
− Показ родителям литературы «Пальчиковые игры» по развитию мелкой моторики и речи детей (Автор Е.Б.Швелева).
− Познакомить родителей с дидактическими играми по развитию сенсорного воспитания детей
а) консультация для родителей по сенсорному воспитанию детей младшей группы
Беседа воспитателя с родителями на тему «Как играть дома с детьми, с играми по сенсорному развитию». Игры: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Застегни сандалик»; разучивание пальчиковой игры «Пальчики зверюшки»; рассматривание иллюстрации о бабочках.
Цель: − Способствовать расширению знаний в различии и назывании цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый). − Создать условия для развития мелкой моторики мышц руки, чувства ритма, сенсорных способностей. − Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Вызвать у детей радостное настроение. − Воспитывать умение заниматься вместе, не мешать друг другу, бережно обращаться пособиями. − Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
Раздаточный материал: Разноцветные кубики, бабочки, цветочки.
Ход игры:
Родитель: Дочка, к нам гости пришли. Поздоровайся. Ой, Дочка, какая чудесная скатерть на столе. Поиграем? Садись на стульчик, спинка прямая, ножки подружились. Дочка, давай рассмотрим наши кубики. Они какие? (Кубики красивые, разноцветные.) Правильно, они разноцветные, красивые. Это красный цвет (показывает на своём кубике). Найди его у себя на кубике. Дочка, где у тебя красный цвет? (Показывает красный цвет.) А у тебя Сыночек? А это какой цвет? (зелёный). Покажите, где у вас зелёный цвет. Покажите, синий (жёлтый) цвет. Молодцы дети! Вот как много цветов на нашем кубике.
23
Ой! (подносит кубик к уху, делает удивлённое лицо) мне кажется, в моём кубике кто-то шевелится. Кто же это может быть? Давайте посмотрим. Я расстегну пуговицу и посмотрю, кто там (ставит кубик на стол и раскрывает его, вытаскивает оттуда за верёвочку бабочку). Дети, кто это? (Это бабочка.) Правильно, это бабочка, она спряталась в кубике.
Дети, посмотрите, может и у вас в кубике есть кто-нибудь? Расстегните кубик (дети расстёгивают кубики, там бабочки). Сыночек, какого цвета у тебя бабочка? (Красного.) А у Дочки бабочка, какого цвета? (Жёлтого.) А у Мамы бабочка, какого цвета? (Белого.) Какие у вас замечательные бабочки. Полетели бабочки, полетели. Ой, устали бабочки. Каждая бабочка любит отдыхать на своём цветке. У меня красная бабочка, она сядет на красный цветочек. Дочка, какого цвета твоя бабочка? (Синего.) Посади её на цветок такого же цвета. А твоя бабочка, какого цвета, Сыночек? (Белого.)
Молодцы дети, все бабочки сели на свои цветочки. Дети, бабочкам пора. Проводите их в свои домики. А теперь украсим их домики цветочками. (Родитель показывает, как застегнуть цветок на пуговицу).
24
1.4 игры по сенсорному воспитанию детей
Дидактическая игра «Уложи фигурок спать».
Цель: Познакомить детей с формой предметов, геометрическим фигурами: кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрения и осязанье. Учить зрительно соотносить фигуры.
Игра состоит Очеловеченные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) Геометрические фигуры – человечки, «кроватки» - картонный макет с вырезанными геометрическими фигурами. Эталоном формы принято считать геометрические фигуры. Я решила попробовать очеловечить геометрические фигуры: Сеньор Квадрат, Сеньор Круг, Сеньор Треугольник, Сеньор Овал, Сеньор Прямоугольник. А у любых Сеньор есть детки которые любят шалить, постоянно путаться. Но приходит время и им пора отдыхать, ложиться спать. Дети с интересом играли самостоятельно, даже пытались совершенствовать её например «Какая фигура спряталась под кровать?» " Кто проснулся первым? " Фантазия детей безгранична, что очень радует!
26
«Цветные кубики»
Задачи: Продолжать знакомить детей с цветом предметов – красный, синий. Развивать умение отличать предметы по цвету (такой, не такой, группировать их по образцу - раскладывать однородные предметы, резко различных по цвету на две группы). Закреплять понятие «один – много». Учить внимательно слушать педагога, действовать в соответствии с его указаниями, выполнять действия поочерёдно. Вызвать интерес играть со взрослыми, желание рисовать красками.
Оборудование: Кукла Аня, Мишка - большой плюшевый или кукла бибабо. Большие кубики красного и синего цвета, мольберт, краска двух цветов, подготовленные листы бумаги А3, кубики − печатки, подушки для сидения. Музыкальное сопровождение Е. Железновой «Ты похлопай вместе с нами», «Паровозик», «Едет, едет паровоз», спокойная музыка для релаксации.
Ход игры:
В группу приходит Воспитатель и приносит детям большую куклу Аню. Приветствуя, детей педагог обращает внимание на куклу, рассматривают её.
− Здравствуйте ребятки, со мной к вам пришла Кукла Аня. Давайте её поприветствуем. Покажите где у Куклы щёчки? А у вас? Вот. Покажите где у Куклы глазки, ушки, ручки, ножки? А у вас? Вот (на вопросы взрослого дети показывают на куклу и на себя, повторяют слова).
Как хлопают ваши ручки? (показавают) Как топают ваши ножки? (показавают). Вот Аня как ребятки умеют и ручками хлопать − вот так, вот так, и ножками топать − вот так, вот так.
27
А ещё они умеют танцевать. Пляска «Ты похлопай вместе с нами» Е. Железнова.
Молодцы, как вы весело плясали – Воспитатель. Садитесь на ковер (воспитатель включает фонограмму «Мишка» - Ясельки и вноси игрушку в корзинке или ящике кубики).
Воспитатель: Мишка с кубиками - Игра – инсценировка Е. Железнова
Кто же, кто же к нам идёт,
Что он, что он нам несёт?
Мишка с кубиком идёт
Красный кубик нам несёт.
Уронил он кубик «Ой»,
Принеси теперь другой (мишка – игрушка бибабо несёт кубик, Роняет кубики перед детьми или в руки).
Мишка с кубиком идёт
Синий кубик нам несёт.
Уронил он кубик «Ой»,
Принеси теперь другой.
В процессе игры мишка разбрасывает все кубики детям и Кукле Ане, называя цвета несколько раз. По окончании воспитатель опрашивает детей. Воспитатель: - Макар, какой у тебя кубик?
- Владик, покажи синий кубик (если ребёнок не разговаривает).
- Вера, какой кубик принёс тебе Мишка?
- Мишка принёс и Кукле Ане кубик – какой? (красный), а у Мишки – какой? (синий кубик). (ответы детей)
- Сколько кубиков принёс Мишка? (много) Разбросал Миша кубики. С одним кубиком играть не интересно. Давайте поиграем с кубиками, построим башенки большие и маленькие (дети с педагогами вместе строят башенки, падая они веселят детей). Падают наши башенки, давайте ребятки построим паровозик для Ани красный, Для Миши – синий. Несите кукле красные кубики, Мишке синие. Возьмём по одному кубику и соберём все кубики, будем складывать их рядом - вот так (складывают паровозик).
«Разложи по цвету и форме» .
Цель: Способствовать формированию у детей различать основные цвета, закреплять знания фигур: круг, квадрат, воспитывать умение играть в команде, развивать внимательность и быстроту. Заключение
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.
Таким образом, сенсорное воспитание малышей играет большую роль в обучении свойств предметов − это обеспечивает накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Список литературы
1 «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгтна, Н.Б. Венгер.
2 «Занятие по сенсорному развитию» Э.Г. Пилюгина.
3 «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Л.А. Венгера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"
Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...
Доклад на педсовете на тему "Воспитание сенсорной культуры ребенка"
Что такое сенсорное развитие Сенсорное развитие ребенка - это развитиеего восприятия и формирование представленийо внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положе...
Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"
Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"...
Проект по развитию речи на тему: «Воспитание звуковой культуры речи с помощью современных методов и приемов обучения» в старшей группе
Цели:• Формирование умения правильно произносить звуки, производить звуковой анализ слова.• Развитие речевого дыхания, тем...
Консультация для педагогов на тему: «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры»
На протяжении долгого времени цвет остается важным объектом исследований, только подходы ученых к этой ...
Обзорная статья по теме воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста
Воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста...
- Мне нравится (1)