Общение
план-конспект занятия на тему

Щенникова Светлана Константиновна

Тематическое  занятие для педагогов с элементами игрового тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое  занятие для педагогов с элементами игрового тренинга

 «ОБЩЕНИЕ»

Автор: Щенникова С.К., Коленко Т.В.

Цели: Улучшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ; повышение психологической компетентности и эффективности взаимодействия через создание условий для осознания значения различных характеристик общения; содействие личностному саморазвитию педагогов.

Оборудование: Доска электронная, проектор, ноутбук, доска с маркерами, воздушные шарики, мягкая игрушка, четыре цветных полоски стикера (для выбора участников в упражнении «Сарафанное радио»), музыка к песне «Вместе весело шагать».

Стулья расставлены полукругом напротив доски. За восемь минут до начала занятия (пока собираются педагоги) включается «атмосферная» презентация для создания настроения (светлая музыка, виды природы).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Приветствие

Педагоги сидят полукругом возле доски.

Психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались ради друг друга, ради нашего коллектива. Прежде чем мы перейдём к беседе и играм мы предлагаем выполнить небольшое упражнение и попробовать угадать тему нашей сегодняшней встречи.

  1. Упражнение

Задание: Вспомните и расскажите о ситуации (даже, казалось бы,  самой незначительной), когда кто-либо из коллег, выручил вас,  помог вам в каком-то рабочем моменте.

Ход выполнения: Педагоги по очереди выполняют упражнение, передавая друг другу в руки, например,   мягкую игрушку. Первую ситуацию рассказывает психолог и сразу комментирует свою ситуацию согласно обозначенному перечню вопросов. Далее психолог следит, чтобы комментарии педагогов тоже были полными (если необходимо, задаёт вопросы) и благодарит каждого участника.

Рефлексия: Почему обратились именно к этому человеку? Или он сам проявил инициативу? Что именно из его действий вам помогло? Как происходило ваше общение? Какие чувства испытывали?

  1. Беседа

Психолог: А теперь выскажите предположение «Какова тема нашей сегодняшней встречи?» Почему вы так думаете?

После высказанных вариантов обсуждаются совпадения (и по теме, и по целям) и тема появляется на слайде.

Психолог: Тема сегодняшней встречи – «Общение». Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища (в условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации). Посредством взаимодействия и общения происходит становление и личностный рост любого человека.

В психологии общение определяется как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, взаимодействие, а также  восприятие и понимание партнёрами друг друга.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.  Так, по форме общения можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, а по специфике организации речи об общей культуре и грамотности.

Но в общении человек раскрывается не только для своего партнёра, но и для самого себя – он самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Как важно уметь находить общий язык! Как важно понимать друг друга. Ведь основные беды человечества проистекают именно от недостатка взаимопонимания.

Далее, предлагается перейти к упражнению.

  1. Упражнение  «Караоке с шарами».

Задание и ход его выполнения:

 1. Для этой игры возьмите себе по воздушному шарику и вставайте в круг. Согните правую руку так, чтобы ладонь смотрела вверх, и положите на неё воздушный шар, слегка придерживайте его пальцами этой же руки.  Свободную левую руку положите на шарик соседа. По моей команде  «МЕНЯЕМ!» вы должны поменять положение рук: та рука, которая была сверху  - окажется внизу, а та, что была снизу - окажется вверху. И так каждый раз, когда будет звучать команда.

Упавшие шары не поднимаются.

  2. Вновь возьмите шары. Теперь будем делать то же самое и одновременно петь песню «Вместе весело шагать».  Итак, приготовились (включается музыка).

Рефлексия: Как вы договаривались со своими партнёрами (соседними участниками), какие «сигналы» друг от друга учитывали, чтобы действовать  слаженно? Что сейчас чувствуете?

  1. Беседа

После высказывания всех участников переход к обсуждению средств общения: «Что ещё можно отнести к средствам общения? С помощью чего (каких знаков) намерения «Другого» становятся нам понятными?»  (варианты записываются маркером на доске). На какие группы их можно разделить?

Психолог: Итак, средствами общения являются различные знаковые системы, делят их на вербальные (речевые) и невербальные (по этому же основанию разделяют и виды общения).  Далее следует совместное обсуждение того, что из записанного на доске можно отнести к вербальным средствам, а что к невербальным.

Психолог: К невербальной стороне общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

Это мимика, движения мышц лица; жестикуляция; пантомимика – моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка. А также прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания.

Также к невербальным средствам общения относятся  различные звуковые явления: интонация, темп, тембр и ритм речи. Сюда же входят такие составляющие речи, как: паузы, смех, покашливания, звуковые назализации «хм-хм», «э-э-э» и др.

  1. Упражнение «Счёт до десяти»

Задание и ход его выполнения:  Следующее упражнение поможет нам понять, насколько мы умеем чувствовать и понимать друг друга без слов. Задание состоит в том, чтобы по порядку сосчитать до 10. Не договариваясь заранее  между собой, по очереди называйте цифры от одного до десяти. Но нельзя выкрикивать двум или нескольким людям одновременно, одному и тому же нельзя называть подряд 2 цифры. При нарушении правил счёт начинается заново.  Чтобы начать игру, хаотично разойдитесь по залу (не выходя за границы ковра).

Рефлексия:  Было ли сложным выполнение упражнения? Что помогло выполнить упражнение? Появилась ли общая стратегия передачи счёта? Какая?

  1. Беседа

Психолог: Однако главную роль в общении играет всё-таки речь.  При непосредственном общении говорят о внешней, устной речи – диалог, монолог, а при опосредованном общении – о  письменной. Ещё выделяют внутреннюю речь – когда человек обращается к себе.

В процессе «говорения» важно практически всё: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, насколько ясно формулируется мысль, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д.

Часто в жизни часто бывает так, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вовсе не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства. Бывает и так, что наш собеседник (в силу разных причин) понимает нас совсем не так, как мы это задумывали.

Сейчас – в упражнении  вы сможете воочию увидеть и убедиться, насколько важно быть точным и внимательным при приёме и передаче информации. К чему может привести так называемое «Сарафанное радио».

  1. Упражнение «Сарафанное радио»

Задание и ход его выполнения:  Упражнение заключается в том, чтобы поочерёдно передать  информацию друг другу как можно точнее. Чтобы начать игру¸ посмотрите на спинку своего стула (стикеры прикреплены до начала мероприятия).  Сидящие на стульях с синими стикерами становятся участниками (всего четыре человека). Троим необходимо выйти за дверь и не подслушивать, одному оставшемуся  психолог зачитывает текст. Стоящие за дверью участники приглашаются по одному, и им текст сообщает предыдущий участник.

Рефлексия: Что помогло бы лучше запомнить и передать информацию? Возможные варианты: записать, переспросить, уточнить, сознательное выделение и уточнение главного. Также обсудить, что важно сообщение по существу – без лишних слов (изначально, сам текст был перегружен лишней информацией).

  1. Беседа

В заключение отметим особенности делового общения.

1. Прежде всего, это официальный статус участников, их ориентированность на достижение конкретных задач и регламентированность процесса общения, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые, в свою очередь, определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

2. Следующей важной особенностью делового общения является то, что деловой этикет включает сразу две группы правил:  так называемые горизонтальные нормы действуют в сфере общения между равными по статусу членами одного коллектива, а вертикальные нормы определяют характер контакта руководителя и подчиненного.

3. Общим же требованием считается вежливое и приветливое отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

  1.  Завершение 

Мы подготовили для Вас памятки. По-нашему мнению, если следовать советам, находящимся в них, общение в нашем коллективе станет ещё более продуктивным и  позитивным!

Надеемся, что этому поспособствует и сегодняшняя встреча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Легкое общение: игры на развитие навыков общения

Цель таких игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе, а стеснительным и замкнутым детям – преодолеть барьеры...

Тема: «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека».

Реферат по психологии на тему:  «Понятие об общении. Место и роль общения в жизни человека»....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....