Проект "Книжный бум"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Актуальность проекта «Книжный бум».
Интерес к книге начинает закладываться в детстве. Формирует грамотность у детей и развитие личности.
К сожалению, в последнее время у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Чаще дети проводят время за компьютером, перед телевизором, а это недопустимо.
Отсутствие чтения и восприятие прочитанного приводит к речевым нарушениям, слабому воображению. Такой ребенок с трудом может выражать собственные мысли.
Проект «Книжный бум» направлен на привитие интереса к чтению у детей, совместному время препровождению родителей с детьми за книгой.
К завершению проекта, у родителей ожидается повышение педагогической культуры. Сформируется необходимость приобщения детей к чтению, а именно семейному чтению.
У детей сформируются познавательные способности, любовь к литературному чтению и бережное отношение к книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Книжный бум" | 115.37 КБ |
Матрица проекта "Книжный бум" | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №106 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА
ПРОЕКТ
«КНИЖНЫЙ БУМ»
Подготовила воспитатель:
Лежнева Ю.В.
Санкт – Петербург
2016г.
«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир.
В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли.
Мир без книги - мир дикарей»
Н.А. Морозов
Проект: «Книжный бум»
Тип проекта : краткосрочный
Срок реализации: 2 недели
Вид проекта: информационно – творческий
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения данного проекта:
- подбор художественной и методической литературы;
- подбор наглядного материала (плакаты, фотографии, энциклопедии, книги загадок, иллюстрации, русские народные сказки, журналы детские);
- дидактические игры;
- презентации по теме «Книжный бум»;
- подбор мультфильмов про книги и чтение;
- выставка «Книжка – малышка»;
- выставка работ совместного творчества родителей и детей;
Условия для успешной реализации проекта:
- увлеченность и интерес родителей и детей к проекту;
- методические разработки.
Актуальность проекта «Книжный бум».
Интерес к книге начинает закладываться в детстве. Формирует грамотность у детей и развитие личности.
К сожалению, в последнее время у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Чаще дети проводят время за компьютером, перед телевизором, а это недопустимо.
Отсутствие чтения и восприятие прочитанного приводит к речевым нарушениям, слабому воображению. Такой ребенок с трудом может выражать собственные мысли.
Проект «Книжный бум» направлен на привитие интереса к чтению у детей, совместному время препровождению родителей с детьми за книгой.
К завершению проекта, у родителей ожидается повышение педагогической культуры. Сформируется необходимость приобщения детей к чтению, а именно семейному чтению.
У детей сформируются познавательные способности, любовь к литературному чтению и бережное отношение к книгам.
Цель:
- Создать условия для пробуждения интереса к чтению художественной литературы у детей. Бережное отношение к книгам. Формирование интереса к познавательной деятельности, через прочтение произведений.
- Выработать условия взаимодействия с родителями в области художественной литературы. Приобщение родителей к семейному прочтению произведений художественной литературы. А так же совместному с детьми рисованию героев произведений.
Задачи:
- Создать условия для возникновения интереса у детей к прочтению художественной литературы;
- Воспитывать бережное отношение к книгам;
- Познакомить детей с разными видами печатных изданий (книга, журнал, газета, энциклопедия, брошюра);
- Рассказать детям о том, как создается книга;
- Предложить родителям и детям, создать книжку – малышку совместно, придумать содержание, наполнить ее иллюстрациями, указать автора и год издания;
- Развивать творчество, воображение и фантазию в момент прочтения художественной литературы;
- Рассказать детям о разных жанрах книг;
- Учить детей высказываться по отношению к прослушанному произведению;
- Создать в группе соответствующую развивающую среду для реализации проекта «Книжный бум»
Методы проекта:
- наглядные: демонстрация иллюстраций, картинок, фотографий, показ мультфильмов по теме, выставка работ;
- словесные: рассматривание и обсуждение книг, рассматривание картинок и фотографий, чтение и разучивание стихов; разговор, беседа; отгадывание загадок;
- игровые: настольные игры, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.
Задачи по работе с родителями:
- Рассказать родителям о начале проекта «Книжный бум», рассказать о задачах, которые перед ними стоят в период реализации проекта;
- Увеличить запас знаний родителей о роли книги в жизни ребенка, прочтении произведений, развитие мышления и воображения;
- Привлечь родителей к активному сотрудничеству по сближению ребенка с книгой, художественной литературой.
Предполагаемый результат:
- Выставка детских работ ( рисунки, аппликация, поделки…..);
- Выставка совместного творчества родителей и детей ( книжки – малышки);
- Дидактические игры и пособия;
- Дети обсуждают любимые произведения, строя грамотные предложения;
- Дети пересказывают небольшие отрывки из произведений художественной литературы, сочиняют сказки по предложенным картинкам, рассказывают стихотворения с выражением, проигрывают различные отрывки, из произведений используя разные эмоции;
- Дети узнали о происхождении книги, ее создании и роли в жизни человека;
- Дети легко рассказывают о значении слова «Библиотека», ее предназначении;
- Дети рассказывают о бережном отношении к книгам, их сохранении;
- Умеют самостоятельно изготавливать книги.
Направления работы проекта:
- Взаимоотношение взрослых и детей в проекте (дети – родители; дети – воспитатель);
- Активное участие родителей на протяжении всего периода проектной деятельности.
Этапы работы над проектом:
1 этап – Подготовительный.
- Обозначение темы проекта. Постановка задач и целей по проблеме отсутствия у детей явного интереса к книгам и их прочтению. Сложность в пересказе только, что прочитанного им произведения (отрывка). Неумение выразительно рассказывать стихотворение;
- Разработка этапов проектной деятельности;
- Выбор подходящих мероприятий по реализации данного проекта;
- Составление примерного плана для реализации проекта.
- Деятельность педагога: установить цель, сформулировать задачи, продумать всю последовательность работ заключительного этапа проекта;
- Чтение художественной литературы, обсуждение прочитанного, ответы на вопросы: Для чего нужна книга?
- Рассказ детям о истории появления книги, о людях которые работают над созданием книги, из каких частей состоит книга, просмотр видеоролика – Создание книги!;
- Дополнение книжного уголка, привлечение родителей к пополнению книжных полок группы;
- Анкетирование родителей на тему «Книга в жизни ребенка»
- Деятельность детей в проекте: принятие предложения взрослых, обсуждение действий по реализации проекта, внесение своих коррективов
2 этап – Вводный
«Проект «Книжный бум» объявляется открытым»
- Рассказываем родителям о начале проекта, задачах которые перед ними стоят;
- Проводим мастер-класс по изготовлению книжки – малышки, рассказываем как изготавливается книга, из каких частей состоит( родители уходят домой с заготовкой книги, которую необходимо дополнить содержанием и иллюстрациями);
- Знакомим родителей с этапами создания сказки, используя «Карты Проппа».
3 этап – Практический
Использование различных способов, для ответа на поставленные вопросы, в основном – это практическая деятельность детей. Реализация задуманных мероприятий.
- Деятельность педагога: создать благоприятную среду для реализации данного проекта, направить детей на активное взаимодействие друг с другом, способствовать проявлению творчества и положительного настроя у детей;
- Деятельность детей: активно принимать участие во всех задуманных мероприятиях по реализации проекта, уметь работать в команде, приходить на помощь товарищу. Проект реализуется как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.
Во время реализации практической части:
- Дети посещали соседние группы, а именно книжные уголки, обсуждали их содержание, указывали на знакомые им произведения;
- С детьми проводились беседы на темы: «Зачем книга нам нужна», «Из каких частей состоит книга», «Книга учит мыслить правильно», «Бережное отношение к книгам»;
- Художественно – эстетическое развитие ( лепка, аппликация, рисование);
- Игровая деятельность ( дидактические игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры);
- Викторина для детей (загадки про книги и произведения детских авторов);
- Взаимодействие с родителями в период реализации проекта.
4 этап – Заключительный
- Совместная деятельность педагогов и родителей: подготовка к проведению праздника;
- Деятельность детей: подготовка к празднику, разучивание стихов, изготовление поделок, участие в оформлении зала, разучивание своей роли для праздничного концерта.
Завершающим этапом стали:
- Рассказ добрых стихов, наизусть!
- Изготовление стенгазеты « Семейное чтение»
- Оформление выставки детского творчества:
- Рисунки сказочных персонажей,
- Книжка – малышка,
- Закладки для книг
- Поделки из соленого теста «Моя книга»
-
Предварительный просмотр:
МАКЕТ ПРОЕКТА «Книжный бум»
Цели | Задачи | Мероприятия | Результаты | ||||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно -эстетическое развитие | Физическое развитие | Взаимодействие с родителями | ||||
Цель 1 Создать условия для пробуждения интереса к чтению художественной литературы у детей. Бережное отношение к книгам. Формирование интереса к познавательной деятельности, через прочтение произведений. | Задача 1 Познакомиться с новыми произведениями, обсудить их содержание. Продолжать развивать моторику с помощью лепки, аппликации и т.д.. Играть в подвижные игры | Дидактическая игра «По сказкам Пушкина» | Знакомство с биографией А.С. Пушкина и Е.И. Чарушина | Обсуждение с детьми биографии поэтов | Рассматривание иллюстраций по произведениям А.С. Пушкина и Е.И. Чарушина | Подвижная игра «Мы не скажем, мы покажем» | Провести анкетирование родителей, с целью выявления потребности у детей в книгах. Узнать мнение родителей о взаимоотношении ребенка и книги. | Результат 1 Созданы все необходимые условия для побуждения интереса к чтению художественной литературы. Воспитано бережное отношение к книгам, научила как «вылечить книгу», склеить, подправить и т.д. Сформирован интерес к познавательной деятельности, через прочтение. Проиграны дидактические, подвижные и сюжетно – ролевые игры. Пересказаны отрывки из прочитанных произведений. Выставлены работы детей: закладки для книг, Царевна лебедь(из пластилина),рисунки и аппликации по теме. | |
Дидактическая игра «Собери сказку из частей» | Чтение произведений «Сказка о рыбаке и рыбке», «Медвежата», «Епифан» | Пересказ отрывка из произведений | Изготовление закладки для книг | Подвижная игра «Догони охотника» | Провести мастер – класс с родителями по созданию книжки – малышки. Рассказать из чего состоит книга и как придумывается сказка. | ||||
Сюжетно – ролевая игра по сказке «Царевна лебедь» | Слушание в аудиозаписи «Царевна лебедь» | Обсуждение с детьми: что запомнилось больше всего | Лепка из пластилина «Царевна лебедь» | Игра «Гуси – Лебеди» | Организовать взаимодействие родителей и детей в создании книжки – малышки. | ||||
Задача 2 Прочитать новые произведения, научить детей описывать характер персонажа, его внешний вид, уметь найти отличительные черты. Нарисовать рисунки по прочитанному произведению, а так же аппликацию. Играть в дидактические, подвижные и сюжетно – ролевые игры. | Проигрывание отрывка из сказки « Сказка о попе и его работнике Балде» | Чтение «Сказка о попе и его работнике Балде» | Описание детьми характера Попа и Балды | Рисование героев Попа и Балду | Подвижная игра «Мяч лови – сказку говори» | Рисование родителей и детей совместного рисунка на тему: «Мой любимый сказочный персонаж» | Результат 2 Познакомились с новыми произведениями, дети научились описывать характер и внешний вид персонажей. Проиграли отрывок из сказки «сказка о Попе и его работнике Балде». Выставка аппликации «Перепелка». Дети совместно с родителями нарисовали рисунок «Мой любимый сказочный персонаж» | ||
Дидактическая игра «Собери рассказ из частей» | Чтение рассказа «Перепелка» | Описание детьми внешнего вида перепелки | Аппликация из цветной бумаги «Перепелка», выставка работ | Подвижная игра «Море волнуется раз , два, три – сказочная фигура замри» | Попросить родителей посетить со своими детьми библиотеку или книжную ярмарку, с целью закрепления этих понятий. | ||||
Сюжетно – ролевая игра «У лукоморья дуб зелены» | Чтение отрыва из поэмы «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый….. | Заучивание отрывка из поэмы с детьми наизусть | Рисование на тему «У лукоморья дуб зеленый…» | Подвижная игра «Бабка Ёжка – костяная ножка» | Развивать креативные способности родителей и детей в совместной деятельности | ||||
Цель 2 Выработать условия взаимодействия с родителями в области художественной литературы. Приобщение родителей к семейному прочтению произведений художественной литературы. А так же совместному с детьми рисованию героев произведений. | Задача 3 Организовать родителей к пополнению и обновлению книжного уголка – «Библиотека группы» | Свободное общение с детьми и их родителями на тему: «Зачем нужна книга?» | Рассматривание схемы: «Части книги и их название» | Словесная игра «Цепочка ассоциаций» | Изготовление сказочного коллажа, коллективная работа | Подвижная игра « Героя назови – покажи движение» | Беседа с родителями «Зачем книга нам нужна» | Результат 3 Выработаны условия взаимодействия с родителями в области художественной литературы. Проведена беседа с родителями «Зачем книга нам нужна». Проведены консультации с родителями по дидактическим, подвижным и сюжетно – ролевым играм. | |
Сюжетно – ролевая игра «Библиотека» | «Путешествие в прошлое», рассматриваем пособия с картинками о том, на чем раньше писали | Дидактическая игра « Кто лишний в этой сказке» | Изготовление волшебных атрибутов: палочка, зеркало, камень, меч – кладенец, корона, волшебная книга | Подвижная игра «Три поросенка» | Консультация для родителей по сюжетно – ролевой игре «Библиотека» | ||||
Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин» | Рассматриваем картинки с изображением гусиных перьев, тростниковых палочек, чернил и туши, то чем писали раньше | Дидактическая игра «Кто потерял этот предмет» | Рисование предметов которыми писали раньше. | Подвижная игра « День и ночь» | Консультация для родителей по сюжетно – ролевой игре «Книжный магазин» | ||||
Задача 4 Раздать консультации родителям «Книга в жизни ребенка» | Встреча с библиотекарем. Рассказ библиотекаря о писателе Е. И. Чарушине | Рассматривание энциклопедий, журналов для детей дошкольного возраста. | Обыгрывание ситуации «Заболела книжка – ищем Доктора» | Заклеиваем, ремонтирует книги, приводим в порядок их внешний вид. | Прослушивание песен из детских сказок и мультфильмов, движения сказочных героев. | Демонстрация родителям фотографий со встречи с библиотекарем. Рассказ о том, что узнали дети. | Результат 4 Родителям вручены консультации для родителей «Книга в жизни ребенка». Проведена встреча Еленой Сергеевной, работником библиотеки им. Крылова. Дети прослушали рассказ о биографии и произведениях Е.И. Чарушине. Проведена викторина, эксперименты с бумагой, рассмотрены иллюстрации к произведениям. Выставлены рисунки детей, отремонтированы поврежденные книги. | ||
«Книжкины загадки» | «Путешествие в историю книги» | Эксперименты с бумагой, картоном, водой. | Рассматриваем разные книги, детские, старинные, в том числе на картинках. | Подвижная игра « Баба Яга – догони ступу» | Предложить родителям загадать загадки детям на тему «Книги». | ||||
Игра «Магнитный театр» | Викторина «Мои любимые сказки» | Пересказываем сказки друг – друга (книжки – малышки) | Рисуем иллюстрации по книжкам – малышкам. | Подвижная игра « Белоснежка ловит гномов» | Консультация для родителей по подвижным играм. | ||||
Задача 5 Направлять внимание родителей на выставки рисунков, аппликаций, лепки. | Сюжетно – ролевая игра «Встреча с писателем и его книгой» | Читаем любимые книги детей, которые они принесли для выставки. | Развитие слухового внимания «Угадай сказку» | Создаем сюжет сказки с помощью картинок, методом аппликации. | Подвижная игра « Покажи героя» | Консультация для родителей по сюжетно – ролевой игре «Встреча с писателем и его книгой» | Результат 5 Обращено внимание родителей на выставку детских работ: рисунков, аппликаций, лепки. Проведены сюжетно – ролевые игры, проситаны рассказы Е.И. Чрушина и А.С. Пушкина. Родители вместе с детьми дома, нашли и починили книги, которые того требовали. Проведена консультация для родителей по сюжетно – ролевой игре «Книжкина больница» | ||
Сюжетно – ролевая игра «Книжкина больница» | Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Про зайчат» | Д/упражнение «В библиотеке порядок» | Лепим зайчат из соленого теста, раскрашиваем, сушим. | Подвижная игра « Трусишка зайка серенький» | Предложить родителям найти дома книги, которые требуют «лечения» и «полечить» их вместе с ребенком | ||||
Экскурсии по группам с целью знакомства с их книжными уголками. | Чтение рассказа Е.И. Чарушина « Глупые обезьянки» | Рассматриваем иллюстрации книг, обращаем внимание на художников иллюстраторов. | Рисуем иллюстрацию к произведению Е.И. Чарушина «Глупые обезьянки» | Игра «Огородник» | Рассказать родителям о экскурсии по группам в «Уголки Библиотека», о эмоциях и впечатлениях детей. |