Проект "Книжный бум"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Ревина Юлия Владимировна

Актуальность проекта «Книжный бум».

 

Интерес к книге начинает закладываться в детстве. Формирует грамотность у детей и развитие личности.

 К сожалению, в последнее время у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Чаще дети проводят время за компьютером, перед телевизором, а это недопустимо.

Отсутствие чтения и восприятие прочитанного приводит к речевым нарушениям, слабому воображению. Такой ребенок с трудом может выражать собственные мысли.

 

Проект «Книжный бум» направлен на привитие интереса к чтению у детей, совместному время препровождению родителей с детьми за книгой.

К завершению проекта, у родителей  ожидается повышение педагогической культуры. Сформируется необходимость приобщения детей к чтению, а именно семейному чтению.

У детей сформируются познавательные способности, любовь к литературному чтению и бережное отношение к книгам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 106 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

ПРОЕКТ

«КНИЖНЫЙ БУМ»

Подготовила воспитатель:

Лежнева Ю.В.

                                                        Санкт – Петербург

2016г.

«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир.

В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли.

Мир без книги  - мир дикарей»

Н.А. Морозов

Проект: «Книжный бум»

Тип проекта : краткосрочный

Срок реализации: 2 недели

Вид проекта: информационно – творческий

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения данного проекта:

-  подбор художественной и методической литературы;

- подбор наглядного материала (плакаты, фотографии, энциклопедии, книги загадок, иллюстрации, русские народные сказки, журналы детские);

- дидактические игры;

- презентации по теме «Книжный бум»;

- подбор мультфильмов про книги и чтение;

 - выставка «Книжка – малышка»;

- выставка работ совместного творчества родителей и детей;

Условия для успешной реализации проекта:

- увлеченность и интерес родителей и детей к проекту;

- методические разработки.

Актуальность проекта «Книжный бум».

Интерес к книге начинает закладываться в детстве. Формирует грамотность у детей и развитие личности.

 К сожалению, в последнее время у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Чаще дети проводят время за компьютером, перед телевизором, а это недопустимо.

Отсутствие чтения и восприятие прочитанного приводит к речевым нарушениям, слабому воображению. Такой ребенок с трудом может выражать собственные мысли.

Проект «Книжный бум» направлен на привитие интереса к чтению у детей, совместному время препровождению родителей с детьми за книгой.

К завершению проекта, у родителей  ожидается повышение педагогической культуры. Сформируется необходимость приобщения детей к чтению, а именно семейному чтению.

У детей сформируются познавательные способности, любовь к литературному чтению и бережное отношение к книгам.

Цель:

- Создать условия для пробуждения интереса к чтению художественной литературы у детей. Бережное отношение к книгам. Формирование интереса к познавательной деятельности, через прочтение произведений.

- Выработать условия взаимодействия с родителями в области художественной литературы. Приобщение родителей к семейному прочтению произведений художественной литературы. А так же совместному с детьми рисованию героев произведений.

Задачи:

- Создать условия для возникновения интереса у детей к прочтению художественной литературы;

- Воспитывать бережное отношение к книгам;

- Познакомить детей с разными видами печатных изданий (книга, журнал, газета, энциклопедия, брошюра);

- Рассказать детям о том, как создается книга;

 - Предложить родителям и детям, создать книжку – малышку совместно, придумать содержание, наполнить ее иллюстрациями, указать автора и год издания;

- Развивать творчество, воображение и фантазию в момент прочтения художественной литературы;

 - Рассказать детям о разных жанрах книг;

- Учить детей высказываться по отношению к прослушанному произведению;

- Создать в группе соответствующую развивающую среду для реализации проекта «Книжный бум»

Методы проекта:

- наглядные: демонстрация иллюстраций, картинок, фотографий, показ мультфильмов по теме, выставка работ;

- словесные: рассматривание и обсуждение книг, рассматривание картинок и фотографий, чтение и разучивание стихов; разговор, беседа; отгадывание загадок;

- игровые: настольные игры, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.

Задачи по работе с родителями:

- Рассказать родителям о начале проекта «Книжный бум», рассказать о задачах, которые перед ними стоят в период реализации проекта;

- Увеличить запас знаний родителей о роли книги в жизни ребенка, прочтении произведений, развитие мышления и воображения;

- Привлечь родителей к активному сотрудничеству по сближению ребенка с книгой, художественной литературой.

Предполагаемый результат:

- Выставка детских работ ( рисунки, аппликация, поделки…..);

- Выставка совместного творчества родителей и детей ( книжки – малышки);

- Дидактические игры и пособия;

- Дети обсуждают любимые произведения, строя грамотные предложения;

- Дети пересказывают небольшие отрывки из произведений художественной литературы, сочиняют сказки по предложенным картинкам, рассказывают стихотворения с выражением, проигрывают различные отрывки, из произведений используя разные эмоции;

- Дети узнали о происхождении книги, ее создании и роли в жизни человека;

- Дети легко рассказывают о значении слова «Библиотека», ее предназначении;

- Дети рассказывают о бережном отношении к книгам, их сохранении;

- Умеют самостоятельно изготавливать книги.

Направления работы проекта:

- Взаимоотношение взрослых и детей в проекте (дети – родители; дети – воспитатель);

- Активное участие родителей на протяжении всего периода проектной деятельности.

Этапы работы над проектом:

1 этап – Подготовительный.

- Обозначение темы проекта. Постановка задач и целей по проблеме отсутствия у детей явного интереса к книгам и их прочтению. Сложность в пересказе только, что прочитанного им произведения (отрывка). Неумение выразительно рассказывать стихотворение;

- Разработка этапов проектной деятельности;

- Выбор подходящих мероприятий по реализации данного проекта;

- Составление примерного плана для реализации проекта.

- Деятельность педагога: установить цель, сформулировать задачи, продумать всю последовательность работ заключительного этапа проекта;

- Чтение художественной литературы, обсуждение прочитанного, ответы на вопросы: Для чего нужна книга?

- Рассказ детям о истории появления книги, о людях которые работают над созданием книги, из каких частей состоит книга, просмотр видеоролика – Создание книги!;

- Дополнение книжного уголка, привлечение родителей к пополнению книжных полок группы;

- Анкетирование родителей на тему «Книга в жизни ребенка»

- Деятельность детей в проекте: принятие предложения взрослых, обсуждение действий по реализации проекта, внесение своих коррективов

2 этап – Вводный

«Проект «Книжный бум» объявляется открытым»

- Рассказываем родителям  о начале проекта, задачах которые перед ними стоят;

- Проводим мастер-класс по изготовлению книжки – малышки, рассказываем как изготавливается книга, из каких частей состоит( родители уходят домой с заготовкой книги, которую необходимо дополнить содержанием и иллюстрациями);

- Знакомим родителей с этапами создания сказки, используя «Карты Проппа».

3 этап – Практический

Использование различных способов, для ответа на поставленные вопросы, в основном – это практическая деятельность детей. Реализация задуманных мероприятий.

- Деятельность педагога: создать благоприятную среду для реализации данного проекта,  направить детей на активное взаимодействие друг с другом, способствовать проявлению творчества и положительного настроя у детей;

- Деятельность детей: активно принимать участие во всех задуманных мероприятиях по реализации проекта, уметь работать в команде, приходить на помощь товарищу. Проект реализуется как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.

Во время реализации практической части:

- Дети посещали соседние группы, а именно книжные уголки, обсуждали их содержание, указывали на знакомые им произведения;

- С детьми проводились беседы на темы: «Зачем книга нам нужна», «Из каких частей состоит книга», «Книга учит мыслить правильно», «Бережное отношение к книгам»;

- Художественно – эстетическое развитие ( лепка, аппликация, рисование);

- Игровая деятельность ( дидактические игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры);

- Викторина для детей (загадки про книги и произведения детских авторов);

- Взаимодействие с родителями в период реализации проекта.

4 этап – Заключительный

- Совместная деятельность педагогов и родителей: подготовка к проведению праздника;

- Деятельность детей: подготовка к празднику, разучивание стихов, изготовление поделок, участие в оформлении зала, разучивание своей роли для праздничного концерта.

Завершающим этапом стали:

  1. Рассказ добрых стихов, наизусть!
  2. Изготовление стенгазеты « Семейное чтение»
  3. Оформление выставки детского творчества:

- Рисунки сказочных персонажей,

- Книжка – малышка,

- Закладки для книг

- Поделки из соленого теста «Моя книга»

-



Предварительный просмотр:

МАКЕТ ПРОЕКТА «Книжный бум»

Цели

Задачи

Мероприятия

Результаты

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно -эстетическое развитие

Физическое развитие

Взаимодействие с родителями

Цель 1

Создать условия для пробуждения интереса к чтению художественной литературы у детей. Бережное отношение к книгам. Формирование интереса к познавательной деятельности, через прочтение произведений.

Задача 1

Познакомиться с новыми произведениями, обсудить их содержание. Продолжать развивать моторику с помощью лепки, аппликации и т.д.. Играть в подвижные игры

Дидактическая игра «По сказкам Пушкина»

Знакомство с биографией А.С. Пушкина и Е.И. Чарушина

Обсуждение с детьми биографии поэтов

Рассматривание иллюстраций по произведениям А.С. Пушкина и Е.И. Чарушина

Подвижная игра «Мы не скажем, мы покажем»

Провести анкетирование родителей, с целью выявления потребности у детей в книгах. Узнать мнение родителей о взаимоотношении ребенка и книги.

Результат 1

Созданы все необходимые условия для побуждения интереса к чтению художественной литературы. Воспитано бережное отношение к книгам, научила как «вылечить книгу», склеить, подправить и т.д.

Сформирован интерес к познавательной деятельности, через прочтение.

Проиграны дидактические, подвижные и сюжетно – ролевые игры. Пересказаны отрывки из прочитанных произведений. Выставлены работы детей: закладки для книг, Царевна лебедь(из пластилина),рисунки и аппликации по теме.

Дидактическая игра «Собери сказку из частей»

Чтение произведений «Сказка о рыбаке и рыбке», «Медвежата», «Епифан»

Пересказ отрывка из произведений

Изготовление закладки для книг

Подвижная игра «Догони охотника»

Провести мастер – класс с родителями по созданию книжки – малышки. Рассказать из чего состоит книга и как придумывается сказка.

Сюжетно – ролевая игра по сказке «Царевна лебедь»

Слушание в аудиозаписи «Царевна лебедь»

Обсуждение с детьми: что запомнилось больше всего

Лепка из пластилина «Царевна лебедь»

Игра «Гуси – Лебеди»

Организовать взаимодействие родителей и детей в создании книжки – малышки.

Задача 2

Прочитать новые произведения, научить детей описывать характер персонажа, его внешний вид, уметь найти отличительные черты.  Нарисовать рисунки по прочитанному произведению, а так же аппликацию. Играть в дидактические, подвижные и сюжетно – ролевые игры.

Проигрывание отрывка из сказки « Сказка о попе и его работнике Балде»

Чтение «Сказка о попе и его работнике Балде»

Описание детьми характера Попа и Балды

Рисование героев Попа и Балду

Подвижная игра «Мяч лови – сказку говори»

Рисование родителей и детей совместного рисунка на тему: «Мой любимый сказочный персонаж»

Результат 2

Познакомились с новыми произведениями, дети научились описывать характер и внешний вид персонажей.  Проиграли отрывок из сказки «сказка о Попе и его работнике Балде». Выставка аппликации «Перепелка». Дети совместно с родителями нарисовали рисунок «Мой любимый сказочный персонаж»

Дидактическая игра «Собери рассказ из частей»

Чтение рассказа «Перепелка»

Описание детьми внешнего вида перепелки

Аппликация из цветной бумаги «Перепелка», выставка работ

Подвижная игра «Море волнуется раз , два, три – сказочная фигура замри»

Попросить родителей посетить со своими детьми библиотеку или книжную ярмарку, с целью закрепления этих понятий.

Сюжетно – ролевая игра «У лукоморья дуб зелены»

Чтение отрыва из поэмы «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…..

Заучивание отрывка из поэмы с детьми наизусть

Рисование на тему «У лукоморья дуб зеленый…»

Подвижная игра «Бабка Ёжка – костяная ножка»

Развивать креативные способности родителей и детей в совместной деятельности

Цель 2

Выработать условия взаимодействия с родителями в области художественной литературы. Приобщение родителей к семейному прочтению произведений художественной литературы. А так же совместному с детьми рисованию героев произведений.

Задача 3

Организовать родителей к пополнению и обновлению книжного уголка – «Библиотека группы»

Свободное общение с детьми и их родителями на тему: «Зачем нужна книга?»

Рассматривание схемы: «Части книги и их название»

Словесная игра «Цепочка ассоциаций»

Изготовление сказочного коллажа, коллективная работа

Подвижная игра « Героя назови – покажи движение»

Беседа с родителями «Зачем книга нам нужна»

Результат 3

Выработаны условия взаимодействия с родителями в области художественной литературы. Проведена беседа с родителями «Зачем книга нам нужна». Проведены консультации с родителями по дидактическим, подвижным и сюжетно – ролевым играм.

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»

«Путешествие в прошлое», рассматриваем пособия с картинками о том, на чем раньше писали

Дидактическая игра « Кто лишний в этой сказке»

Изготовление волшебных атрибутов: палочка, зеркало, камень, меч – кладенец, корона, волшебная книга

Подвижная игра «Три поросенка»

Консультация для родителей по сюжетно – ролевой игре «Библиотека»

Сюжетно – ролевая игра «Книжный магазин»

Рассматриваем картинки с изображением гусиных перьев, тростниковых палочек, чернил и туши, то чем писали раньше

Дидактическая игра «Кто потерял этот предмет»

Рисование предметов которыми писали раньше.

Подвижная игра « День и ночь»

Консультация для родителей по сюжетно – ролевой игре «Книжный магазин»

Задача 4

Раздать консультации родителям «Книга в жизни ребенка»

Встреча с библиотекарем. Рассказ библиотекаря о писателе Е. И. Чарушине

Рассматривание энциклопедий, журналов для детей дошкольного возраста.

Обыгрывание ситуации «Заболела книжка – ищем Доктора»

Заклеиваем, ремонтирует книги, приводим в порядок их внешний вид.

Прослушивание песен из детских сказок и мультфильмов, движения сказочных героев.

Демонстрация родителям фотографий со встречи с библиотекарем. Рассказ о том, что узнали дети.

Результат 4

Родителям вручены консультации для родителей «Книга в жизни ребенка».

Проведена встреча Еленой Сергеевной, работником библиотеки им. Крылова. Дети прослушали рассказ о биографии и произведениях Е.И. Чарушине.

Проведена викторина, эксперименты с бумагой, рассмотрены иллюстрации к произведениям.

Выставлены рисунки детей, отремонтированы поврежденные книги.

«Книжкины загадки»

«Путешествие в историю книги»

Эксперименты с бумагой, картоном, водой.

Рассматриваем разные книги, детские, старинные, в том числе на картинках.

Подвижная игра « Баба Яга – догони ступу»

Предложить родителям загадать загадки детям на тему «Книги».

        Игра «Магнитный театр»

Викторина «Мои любимые сказки»

Пересказываем сказки друг – друга (книжки – малышки)

Рисуем иллюстрации по книжкам – малышкам.

Подвижная игра « Белоснежка ловит гномов»

Консультация для родителей по подвижным играм.

Задача 5

Направлять внимание родителей на выставки рисунков, аппликаций, лепки.

Сюжетно – ролевая игра «Встреча с писателем и его книгой»

Читаем любимые книги детей, которые они принесли для выставки.

Развитие слухового внимания «Угадай сказку»

Создаем сюжет сказки с помощью картинок, методом аппликации.

Подвижная игра « Покажи героя»

Консультация для родителей по сюжетно – ролевой игре «Встреча с писателем и его книгой»

Результат 5

Обращено внимание родителей на выставку детских работ: рисунков, аппликаций, лепки. Проведены сюжетно – ролевые игры, проситаны рассказы Е.И. Чрушина и А.С. Пушкина. Родители вместе с детьми дома, нашли и починили книги, которые того требовали.

Проведена консультация для родителей по сюжетно – ролевой игре «Книжкина больница»

Сюжетно – ролевая игра «Книжкина больница»

Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Про зайчат»

Д/упражнение «В библиотеке порядок»

Лепим зайчат из соленого теста, раскрашиваем, сушим.

Подвижная игра « Трусишка зайка серенький»

Предложить родителям найти дома книги, которые требуют «лечения» и «полечить» их вместе с ребенком

Экскурсии по группам с целью знакомства с их книжными уголками.

Чтение рассказа Е.И. Чарушина « Глупые обезьянки»

Рассматриваем иллюстрации книг, обращаем внимание на художников иллюстраторов.

Рисуем иллюстрацию к произведению Е.И. Чарушина «Глупые обезьянки»

Игра «Огородник»

Рассказать родителям о экскурсии по группам в «Уголки Библиотека», о эмоциях и впечатлениях детей.