Гиперактивный ребенок. Как помочь?
статья на тему

Очкурова Елена Алексеевна

Гиперактивный ребенок. Как помочь?

По данным современных исследований, около 20% современных детей рождаются с синдромом гиперактивности, причем у мальчиков данный диагноз встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.  По-научному  это называется СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети с СДВГ отличаются повышенной возбудимостью, импульсивностью, неустойчивостью внимания.

 Подвижные, активные дети часто привлекают всеобщее внимание своим поведением. Мамы и бабушки напрасно пытаются их успокоить: «Не прыгай!», «Не бегай!», «Не трогай!», «Сиди смирно!». Основные признаки этого синдрома – невнимательность, чрезвычайная подвижность, неумение сосредоточиться на чем-либо.

Проблемы возникают еще в дошкольном возрасте, усугубляются при поступлении в школу и могут присутствовать на протяжении чуть ли не всей школьной жизни. Гиперактивность такого ребенка может привести к хронической усталости у родителей, доводя их даже до психического истощения, связанного с чувством вины за поведение детей и собственного бессилия.

Что же делать родителям в данной ситуации?

В первую очередь необходимо получить консультацию специалиста – психоневролога или детского невропатолога.

 Ведь активное поведение -норма для нормально развивающегося ребенка. Также не стоит волноваться, если один из симптомов  проявляется лишь иногда

К сожалению, диагностические критерии для точного выявления СДВГ целесообразно  использовать примерно с 6 лет. Хотя некоторые  признаки присутствуют и в более раннем возрасте.

КРИТЕРИИ:

·         Бесцельные движения – бегает, крутится, когда это неуместно и не нужно,

·         Невозможно спокойно сидеть на стуле

·         Отвечает на вопрос, не дождавшись его конца

·         Беспокойные движения ногами и руками

·         Невозможно тихо посидеть и спокойно чем-либо позаниматься

·         Постоянно вмешивается в разговор, перебивает

·         Во время сна комкает простыню, сбрасывает одеяло

·         Чересчур болтлив

·         Постоянно находится в движении

·         Часто теряет свои вещи

·         Не может сконцентрировать свое внимание во время игры

.

Наблюдать симптомы отчетливо можно уже в 2-3 года, хотя некоторые родители могут и не замечать ничего, считая это нормой.

В 3 года ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, где воспитатели могут обратить внимание родителей на необходимость медицинских исследований. В этом возрасте активно развивается память, внимание,  но у детей с СДВГ этот процесс замедляется. 

В 5-5,5 лет в детском саду начинаются занятия, на которых от детей требуется усидчивость, умение слушать, концентрация внимания.

Родители должны помнить, что одних занятий в детском саду недостаточно для подготовки гиперактивного ребенка к школе. Необходимо приучать детей к усидчивости постепенно, чаще предлагать им занятия, требующие усидчивости и терпения и такие же игры. Рекомендованы всяческие раскраски, мозаики, аппликация. Родители должны участвовать в процессе, потому что таким подвижным детям данные задания могут оказаться сложными. Но, несмотря на то, что первоначальные этапы работы с детьми будут непростыми, даже утомительными для родителей, со временем это обязательно принесет положительный результат.

Необходимо знать, что если с гиперактивным ребенком не заниматься, то последствия его невнимательности, неумения сосредотачиваться на главном к 12-13 годам станут просто необратимыми. Из таких детей вырастают безвольные, ассоциальные подростки. Именно на долю таких детей приходится огромный процент травм.

РЕКОМЕНДАЦИИ :

·         Занятия с психологом. Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. Также рекомендованы занятия с логопедом.

·         Гиперактивным детям советуют заниматься плаванием, велосипедным, лыжным спортом. Таким детям  нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементом, потому что они могут усилить проявления заболевания.

·         Релаксация Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

·         Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

Проводите больше времени со своим ребенком.  Дома должен быть четкий распорядок дня, который соблюдают все члены семьи, в том числе и взрослые.

Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.

Чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи.

Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, вынести мусорили помыть посуду).

Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день. Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.

Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему. Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает, как иначе это сделать.

Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.

Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка. Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.

 

В заключении хочу отметить, что для полноценного развития личности детей с СДВГ необходимо компетентное чуткое педагогическое окружение, сопровождение психолога, при необходимости – врача, а также психологическая помощь родителям, перед которыми стоит трудная задача – вырастить гиперактивного ребенка, помочь ему справиться с синдромом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок. Как помочь?

По данным современных исследований, около 20% современных детей рождаются с синдромом гиперактивности, причем у мальчиков данный диагноз встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.  По-научному  это называется СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети с СДВГ отличаются повышенной возбудимостью, импульсивностью, неустойчивостью внимания.

 Подвижные, активные дети часто привлекают всеобщее внимание своим поведением. Мамы и бабушки напрасно пытаются их успокоить: «Не прыгай!», «Не бегай!», «Не трогай!», «Сиди смирно!». Основные признаки этого синдрома – невнимательность, чрезвычайная подвижность, неумение сосредоточиться на чем-либо.

Проблемы возникают еще в дошкольном возрасте, усугубляются при поступлении в школу и могут присутствовать на протяжении чуть ли не всей школьной жизни. Гиперактивность такого ребенка может привести к хронической усталости у родителей, доводя их даже до психического истощения, связанного с чувством вины за поведение детей и собственного бессилия.

Что же делать родителям в данной ситуации?

В первую очередь необходимо получить консультацию специалиста – психоневролога или детского невропатолога.

 Ведь активное поведение -норма для нормально развивающегося ребенка. Также не стоит волноваться, если один из симптомов  проявляется лишь иногда

К сожалению, диагностические критерии для точного выявления СДВГ целесообразно  использовать примерно с 6 лет. Хотя некоторые  признаки присутствуют и в более раннем возрасте.

КРИТЕРИИ:

  • Бесцельные движения – бегает, крутится, когда это неуместно и не нужно,
  • Невозможно спокойно сидеть на стуле
  • Отвечает на вопрос, не дождавшись его конца
  • Беспокойные движения ногами и руками
  • Невозможно тихо посидеть и спокойно чем-либо позаниматься
  • Постоянно вмешивается в разговор, перебивает
  • Во время сна комкает простыню, сбрасывает одеяло
  • Чересчур болтлив
  • Постоянно находится в движении
  • Часто теряет свои вещи
  • Не может сконцентрировать свое внимание во время игры

.

Наблюдать симптомы отчетливо можно уже в 2-3 года, хотя некоторые родители могут и не замечать ничего, считая это нормой.

В 3 года ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, где воспитатели могут обратить внимание родителей на необходимость медицинских исследований. В этом возрасте активно развивается память, внимание,  но у детей с СДВГ этот процесс замедляется.  

В 5-5,5 лет в детском саду начинаются занятия, на которых от детей требуется усидчивость, умение слушать, концентрация внимания.

Родители должны помнить, что одних занятий в детском саду недостаточно для подготовки гиперактивного ребенка к школе. Необходимо приучать детей к усидчивости постепенно, чаще предлагать им занятия, требующие усидчивости и терпения и такие же игры. Рекомендованы всяческие раскраски, мозаики, аппликация. Родители должны участвовать в процессе, потому что таким подвижным детям данные задания могут оказаться сложными. Но, несмотря на то, что первоначальные этапы работы с детьми будут непростыми, даже утомительными для родителей, со временем это обязательно принесет положительный результат.

Необходимо знать, что если с гиперактивным ребенком не заниматься, то последствия его невнимательности, неумения сосредотачиваться на главном к 12-13 годам станут просто необратимыми. Из таких детей вырастают безвольные, ассоциальные подростки. Именно на долю таких детей приходится огромный процент травм.

РЕКОМЕНДАЦИИ :

  • Занятия с психологом. Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. Также рекомендованы занятия с логопедом.
  • Гиперактивным детям советуют заниматься плаванием, велосипедным, лыжным спортом. Таким детям  нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементом, потому что они могут усилить проявления заболевания.
  • Релаксация Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.
  • Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

Проводите больше времени со своим ребенком.  Дома должен быть четкий распорядок дня, который соблюдают все члены семьи, в том числе и взрослые.

Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.

Чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи.

Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, вынести мусорили помыть посуду).

Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день. Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.

Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему. Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает, как иначе это сделать.

Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.

Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка. Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.

В заключении хочу отметить, что для полноценного развития личности детей с СДВГ необходимо компетентное чуткое педагогическое окружение, сопровождение психолога, при необходимости – врача, а также психологическая помощь родителям, перед которыми стоит трудная задача – вырастить гиперактивного ребенка, помочь ему справиться с синдромом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следс...

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».

Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....

Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...

Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?

Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...