«Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Вос-ль: Апарян Т.Н.
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка… Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. О чем они думают? Может – быть об этом… ….Жизнь – это часто тяжелое бремя, Светлое детство как праздник мелькнет, Как бы я рад был с тобой поменяться, Чтобы, как ты, и резвиться и петь, Чтобы, как ты, беззаботно смеяться, Шумно играть и беспечно глядеть! Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра занимает прочное место в системе воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Проблема игры широко освещена в научно методической литературе советских и зарубежных авторов - классиков). Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Под руководством воспитателя, дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры. Выделяются несколько классов игр: - Творческие (игры по инициативе детей);
- Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);
- Народные (созданные народом).
Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел и развивает ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизацию. К творческим играм относятся: Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью). Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации). Конструкторские игры. Следующий класс игр – это дидактические игры. Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. И ещё один класс игр – это народные игры. Игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Тяжело переоценить ту огромную роль, которую играют народные игры в физическом и моральном воспитании детей. С давних времён игры были не только формой проведения развлечений. Благодаря играм формировались такие качества, как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигалась через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т.д. В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности. Народные игры бывают: индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные, игры – ловишки, игры забавы, игры – аттракционы. В играх - забавах необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этим играм относятся : «Земля-Вода-Небо», «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др. Игры – ловишки, в которых воспитываются такие качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Горячее место», «Капканы» и др. Хороводные игры - Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. К таким играм относятся: «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок (паучок)» и другие.
Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», « Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.
Бытовые игры – это игры, отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа» . Это такие игры как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
Состязательные игры - игры, отражающие стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешков. В этом разделе применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Сезонно – обрядовые – игры, проводящиеся в определенное время года Соответствующие русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У Салохи», «Богатырское двоеборье» и другие. Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания. Любая игра начинается с зачина. Игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Начинается с определения водящего или разделения играющих на группы. И тогда к нам на помощь приходят обыкновенные считалки. Считалки – это отличный воспитательный и образовательный материал. Они используются с давних пор и очень нравятся детям. С их помощью можно тренировать память, развивать речь и просто организовывать разнообразные игры. И закончить свое выступление хочу стихотворением Агнии Львовны Барто, – «Открытое окно». Опять в соседнем садике с утра идет игра, Лихие скачут всадники, с утра кричат – « Ура»! Опять шумят дошкольники, Володеньки и Оленьки, И вся разноголосица, ко мне в окно доносится. Закрыла я свое окно – все смолкло как в немом кино. Нет, без ребячьих голосов, мой дом закрыт, как на засов. Нет, пусть лихие всадники, с утра кричат – « Ура»! Пускай в соседнем садике, всегда идет игра! Дошкольное детство и годы, проведенные ребенком в детском саду, должны остатся для него чудом навсегда.
|