Методическая разработка ботанической экскурсии "Лекарственные растения вокруг нас" для воспитателей.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Экскурсия – это увлекательная форма работы педагога с детьми, в ходе которой воспитанники учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.
Ботанические экскурсии имеют огромное обучающее и воспитательное значение, поскольку дают возможность близко и конкретно ознакомиться с растительным миром и наблюдать растения непосредственно в природе. Таким способом можно показать важность и необходимость охраны растительного мира планеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_botanicheskoy_ekskursii_v_park.docx | 29.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка ботанической экскурсии в парк на тему: «Лекарственные растения вокруг нас» с детьми подготовительной к школе группы детского сада МДОУ «СКАЗКА» с. Путятино
План разработки ботанической экскурсии:
I этап – подготовительный: подготовка педагога и детей к экскурсии.
II этап – проведение экскурсии: прогулка с детьми в парк и посещение аптеки; загадывание загадок о лекарственных растениях; ознакомление с лекарственными растениями.
III этап – подведение итогов: обсуждение экскурсии, дать домашнее задание.
Экскурсия разработана для детей подготовительной к школе группы и рассчитана на 1 час 30 минут.
Экскурсия «Лекарственные растения вокруг нас»
Экскурсия проведена с детьми подготовительной группы детского сада МДОУ «Сказка» с. Путятино 22 июля 2014 года в 10:00.
Цели:
- Образовательные: познакомить детей с лекарственными растениями, произрастающими на территории детского сада и в его окрестностях; выяснить, почему они лекарственные, какую пользу приносят человеку; формировать практические навыки и умения по определению лекарственных растений по внешнему виду и по запаху; познакомить детей с простейшими способами использования некоторых лекарственных растений для лечения.
- Развивающая: развивать наблюдательность и любознательность.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой летнего парка, желание выбрать профессию, связанную с природой.
Оборудование:
I. Обязательный набор: 1) аптечка первой помощи; 2) часы; 3) простой карандаш и блокнот 4) пакеты.
II. Дополнительный набор: 1) фотоаппарат; 2) книга о лекарственных растениях 3) термос с чаем и набор стаканчиков; 4) полотенце;
План-маршрут экскурсии с детьми подготовительной группы на тему «Лекарственные растения вокруг нас»
План экскурсии | Методы | Маршрут и объекты |
I. Организационный момент. | 1. Рассказ воспитателя. 2. Инструктаж о правилах охраны природы и правилах поведения детей на экскурсии. | Детский сад (Место сбора детей для выхода на экскурсию.) |
II. Вводная часть. | Наблюдение детей и рассказ воспитателя. | Дорога на экскурсию. |
Лекарственные растения | ||
III. Основная часть. Лекарственные растения вокруг нас: | - Наблюдение детей; - Рассказ воспитателя; - Высказывания детей; | Парк (Крапива, подорожник большой, лопух большой, цикорий.) |
а) Ботаническое описание лекарственных травянистых растений и их применение. | ||
б) Ботаническое описание лекарственных кустарников и их применение. | - Рассказ воспитателя; - Наблюдение детей; | Парк (Рябина обыкновенная, шиповник майский.) |
в) Ботаническое описание лекарственных деревьев и их применение. | - Рассказ воспитателя; - Наблюдение детей; | Парк (Берёза бородавчатая, сосна обыкновенная.) |
IV. Правила сбора лекарственных растений | - Высказывания детей; | Дорога в аптеку |
V. Практическое применение лекарственных растений | - Наблюдение детей; - Рассказ фармацевта; - Высказывания детей. | Аптека Лекарственные сборы: ромашки цветы, плоды шиповника, берёзовые почки, крапивы листья, подорожника трава. Травяная косметика на основе лекарственных растений: средства для ухода за кожей; средства для ухода за зубами и полостью рта; средства для ухода за волосами. |
VI. Подведение итогов | Воспитатель спрашивает, что нового дети узнали на экскурсии. | Детский сад «Сказка» |
VII. Домашнее задание | Дети рисуют лекарственное растение на выбор. | Дом |
VIII. Последействие (На следующем занятии после проведения экскурсии.) | 1. Составляем книгу: «Лекарственные растения окрестности с. Путятино». 2. Играем в игру «Узнай и назови лекарственное растение». 3. Пьём напиток «Здоровье» | Детский сад «Сказка» |
Ход экскурсии:
I. Организационный момент
Воспитатель. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, чем люди стали их называть лекарственными растениями. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники».
– Ребята сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию, путь наш лежит к лекарственным растениям.
(Инструктаж о правилах охраны природы и правилах поведения детей на экскурсии.)
– Ребята перед тем как мы с вами отправимся на экскурсию необходимо вспомнить элементарные правила охраны природы и правила поведения на экскурсии.
Правила поведения школьников и дошкольников на экскурсии:
- Участники экскурсии идут группой за воспитателем, не обгоняя его и не растягиваясь.
- По первому знаку воспитателя все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг педагога в два ряда широким полукольцом. Продолжать движение с разрешения руководителя.
- Разговоры недопустимы. Вопросы воспитателю задавать вполголоса.
- Избегать захватывать с собой большое количество материалов, чем нужно для последующей работы.
- Без разрешения воспитателя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.
- Соблюдать во время экскурсии хорошую дисциплину.
Воспитатель. Правила охраны природы:
- Не шуми в парке, ведь многое можешь не увидеть и не услышать. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не рви цветов. Пусть красивые растения остаются в природе.
- Не обрывай паутину и не убивай пауков, они полезны.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.
- Не разоряй муравейник.
- Не подходи близко к гнездам птиц. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнезда.
Воспитатель. Кроме правил охраны природы необходимо соблюдать правила поведения на экскурсии:
1. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь.
2. Все движения должны быть по возможности бесшумны – необходимо слушать голоса парка.
3. По первому знаку воспитателя все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг воспитателя в два ряда широким полукольцом. Продолжать движение с разрешения воспитателя.
4. Разговоры недопустимы. Вопросы воспитателю задавать вполголоса.
5. Во время отдыха дети расходятся на расстояние в пределах видимости или слышимости голоса педагога.
6. Без разрешения воспитателя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.
9. Соблюдать во время экскурсии хорошую дисциплину.
II. Вводная часть
Воспитатель. За много лет люди накопили множество знаний о полезных свойствах растений и сейчас в аптеках можно увидеть разнообразные настойки, таблетки, микстуры из трав.
– Дети, а вы хотите узнать, почему растения стали называть лекарственными? Что за лечебные качества в них скрываются?
Дети. Да!
III. Основная часть
Воспитатель. Тогда пойдемте встретимся с ними и познакомимся!
(У входа в парк на нашем пути встретилась крапива - наш первый объект для наблюдения. Обращаю внимание детей на крапиву.)
– А вот и первый попутчик. Что это за растение?
Дети. Крапива.
Воспитатель. Правильно!
– Ах, крапива, как ты жжешься, прямо в руки не даешься.
В городе ты сорняк, но не выбросим никак.
Много пользы ты приносишь, и в беде ты нас не бросишь.
– Дети, из крапивы варят суп со сметаной. Раньше крапива людей всегда кормила, особенно в голодные годы: из нее суп варили, салаты делали, начинку для пирогов. Да не только кормила, но и лечила: кровь останавливала, воспаление снимала, кашель убирала. «Одна крапива семерых врачей заменяет». Чтобы волосы были пушистыми и крепкими, надо пополоскать отваром крапивы. Вот такая полезная эта трава».
– Теперь я вам расскажу о тех лекарственных растениях которые растут на территории парка.
(Обращаю внимание детей на подорожник большой.)
– Дети, отгадайте загадку.
Тонкий стебель у дорожки,
На земле лежат листочки –
Маленькие лопушочки.
Нам он – как хороший друг –
Лечит ранки ног и рук.
Дети. Подорожник.
Воспитатель. Правильно. Молодцы! Подорожник не только кровь останавливать умеет и раны заживляет, но укусы, опухоли лечит. Укусит пчела или змея, он от боли спасет и отек снимет.
– Не зря его матушка-природа вдоль дорог поселила и дала широкие листья и высокие стебли с соцветием – колоском. По этим приметам его найти не трудно». Отвар из листьев – одно из лучших народных средств при кашле и воспалительных заболеваниях органов дыхания.
– Давайте рассмотрим, потрогаем растение. Листья у подорожника жёсткие. Упругий цветоносный стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным. Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава-подорожник растёт много лет. Из розетки листьев в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие цветки. Это растение является медоносом. Цветки подорожника образуют соцветие колос. Когда цветки опадают, на их месте созревают семена.
– Как вы думаете, почему подорожник растёт у дороги?
Дети:
- Ваня. Семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных.
- Миша. Возле дорог его быстрее найти.
Воспитатель. Ребята, при каких болезнях нужен подорожник?
Дети:
- Марина. При порезах. Его нужно приложить к больному месту.
- Серёжа. При ранках и ушибах.
(Обращаю внимание детей на лопух большой.)
Воспитатель. Лопух большой или репейник – это многолетнее травянистое растение с прямым, твёрдым, упругим стеблем. Цветёт в июне-августе. Это довольно ценное лекарственное растение, которое лечит многие трудноизлечимые болезни.
– Лопух большой, не только полезное и лечебное растение, но и съедобное растение. Съедобны молодые листья и черешки, в нежном возрасте они вкусные. Препараты из корней лопуха большого обладают ранозаживляющими, мочегонными и потогонными свойствами.
Отвар корня лопуха большого применяется как средство, ускоряющее рост волос. Также свежий сок лопуха используют для лечения гнойных ран, ожогов, порезов.
(Обращаю внимание детей на цикорий.)
Воспитатель. Цикорий — многолетнее травянистое растение с мощным мясистым веретенообразным корнем. Высота его от 100 до 120 см.
Стебель растения прямой, шероховатый; листья коротко - черешковые. Цветки крупные, ярко-голубые, цветут с июля по сентябрь. Большие красивые цветочные корзинки сидят на концах ветвей и имеют двухрядную обертку. Лечебные свойства: успокаивает нервную систему, улучшает настроение, придает нам энергию и бодрость; способствует нормальной работе сердца; укрепляет иммунитет.
(Обращаю внимание детей на рябину обыкновенную.)
Воспитатель. Рябина – дерево высотой до 8 м. Крона яйцевидная. Кора серая и гладкая. Плоды ярко-красные или красно-оранжевые, шаровидной формы, сочные, в зрелом состоянии с мягкой мякотью, довольно горького вкуса, с 2-5 семенами. Плоды созревают в августе - сентябре, но остаются висеть на деревьях до весны.
Плоды используются при болезнях печени и цинге. В народной медицине используется как слабительное, витаминное, противодизентерийное средство. Сок используется при малокровии. Мало кто знает, но именно благодаря горечи, которая присутствует в плодах рябины обыкновенной, улучшается пищеварительная функция.
(Обращаю внимание детей на шиповник майский.)
Воспитатель. Шиповник майский – многолетний листопадный кустарник до 2 м высотой с тонкими прутьевидными ветвями, покрытыми блестящей коричнево-красной корой. Побеги усажены изогнутыми шипами, расположенными парами у основания листьев. Плоды оранжевые или ярко-красные. Зимой сохраняются.
Плоды шиповника содержат целый комплекс необходимых человеку витаминов, среди которых самая высокая концентрация витамина С. Употребление шиповника способствует укреплению иммунитета и замедлению процессов старения. Особенно полезно употребление шиповника в холодное время года, когда организм так нуждается в витаминах.
(Обращаю внимание детей на берёзу бородавчатую.)
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку.
Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке, в белом сарафане!
Дети. Берёза.
Воспитатель. Правильно берёза бородавчатая. Кора у неё белая, гладкая. На молодых побегах расположены смолисто-восковые бородавки. Почки прямые с прижатыми чешуями, покрытыми местами восковыми пленками, иногда почки несколько клейкие. Береста у взрослых деревьев снежно-ярко-белая.
Молодые побеги красновато-бурые, покрыты многочисленными смолистыми шершавыми бородавками.
Берёза даёт целый ряд лекарственных продуктов: собирают почки, молодые листья, сок, из неё получают дёготь и уголь.
Отвар листьев используется для укрепления волос. Берёзовый сок содержит большое количество витаминов и сахаров. Он хорошо очищает кровь и почки.
(Обращаю внимание детей на сосну обыкновенную.)
Воспитатель. Ребята, все паны скинули кафтаны. Один пан не скинул кафтан. Кто это?
Дети: сосна, ель.
Воспитатель. Правильно сосна. Дети рассмотрите дерево, потрогайте и понюхайте иголочки сосны. С лечебной целью используют почки, побеги, хвою, пыльцу, зеленые шишки первого года.
Сосна – хвойное дерево высотой 20 и более метров. Шишки, округлые, бурые. Хвоя: игольчатая, заостренная, жёсткая, тёмно-зелёная. Сосна – вечнозелёное растение. Она засухоустойчива, морозостойкая, к почве не требовательна.
Отвар почек сосны используют как противовоспалительное, дезинфицирующее средство при простуде, туберкулезе легких.
При ларингите, ангине из отвара делают полоскания, ингаляции.
Отваром хвои полощут горло, полость рта при цинге.
IV. Правила сбора лекарственных растений
Воспитатель. Ребята, все свои сокровища природа щедро отдаёт человеку и за всё это просит только одно – беречь её! Но ещё необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые, и соблюдать определённые правила.
И мы с вами уже знакомились с этими правилами. А теперь я хочу узнать помните ли вы их? Ребята, какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?
Дети:
- Серёжа. Нельзя собирать травы, которые повреждены человеком, животными.
- Марина. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет трава.
- Алёша. Нельзя рвать много лекарственных растений и нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.
- Оля. После сбора растений надо тщательно вымыть руки.
- Миша. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Воспитатель: правильно, молодцы!
V. Практическое применение лекарственных растений
Воспитатель: дети, сейчас Фармацевт вам расскажет много нового и интересного о лекарственных растений.
Фармацевт. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Фармацевт. Ребята, если летом ваши мамы и бабушки не смогли заготовить лекарственные растения, то их можно приобрести в аптеках.
Здесь можно купить разные травы, микстуры, масла, чаи из трав, косметику на основе лекарственных растений.
Ведь естественные запасы дикорастущих лекарственных растений – богатейшая кладовая нашей Фармацевтической промышленности.
Фармацевт. Ребята, а какие лекарственные растения вы знаете? - Кого из вас лечили с помощью трав? - От каких болезней?
Дети:
- Карина. Когда у меня болело горло, мне мама заваривала ромашку и я полоскала горло и оно прошло.
- Миша. Зимой когда я болел мне бабушка заваривала шиповник, чтоб я быстрей выздоровел.
- Вова. Вчера я порезала палец и сома сорвала подорожник и приложила его к порезу.
Фармацевт. Молодцы!
(Фармацевт обращает внимание детей на лекарственные сборы ромашки, шиповника; берёзы, крапивы, подорожника, сосны, клевера лугового, календулы.)
Фармацевт. Ребята, давайте посмотрим какие сборы лекарственных растений продаются в аптеке. Вы наверное их уже знаете.
Говорить о лекарственных растениях можно много. Но давайте взглянем на лекарственные растения с другой стороны. Ведь лекарственные травы применяются и в травяной косметике.
Например: делать пасты полностью на лекарственных травах невозможно, но добавки являются необходимой частью. В числе натуральных добавок используют продукты плодов, хвои, экстракты ромашки и зверобоя, облепихи и многие другие.
В лечебно-профилактические средства по уходу за волосами обязательно вводят экстракты лечебных трав: листьев крапивы, череды, экстракт цветков ромашки, корней лопуха. В ряд изделий вводятся также натуральные эфирные масла – розовое, гераниевое, лавандовое.
Существуют определенные пропорции использования трав и их сочетание с химическими веществами. К разным типам волос применяются и разные средства ухода.
Фармацевт. Дети, вы можете вместе с воспитателем рассмотреть, потрогать, понюхать косметику на основе лекарственных трав.
Фармацевт. Дети, будьте осторожны и не занимайтесь самолечением. Я желаю вам крепкого здоровья, чтоб вы росли крепкими и здоровыми на радость своим родителям.
VI. Подведение итогов
Воспитатель. Ребята наша экскурсия закончена, расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали?
Дети. Мы узнали много новых лекарственных растений и можем их узнавать на улице и в аптеках, будем заботиться о своём здоровье.
Воспитатель. Все ребята молодцы, потрудились от души! Сегодня вы узнали много нового и интересного постарайтесь запомнить, а услышанным поделится со своими родителями и друзьями.
Воспитатель. Ребята, выберете себе смайлик.
1. Кому не понравилось- возьмите зелёный смайлик.
2. Кому понравилось и он узнал много нового и интересного –возьмите желтый смайлик.
3. Кому очень, очень понравилось и он еще раз отправился бы на экскурсию возьмите красный смайлик.
Воспитатель. Дети, спасибо за внимание! Желаю вам крепкого здоровья!
VIII. Последействие
- Нарисовать детям лекарственное растение дома и принести в сад.
- Составить книгу «Лекарственные растения окрестности с. Путятино».
- Поиграть в игру «Узнай и назови лекарственное растение».
- Выпить напиток «Здоровье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Растения вокруг нас"
Экологическое культура воспитания дошкольников, формирование знания о цветах и растениях которые окружают нас, о временах года. Умение работать в коллективе. ативизировать словарный запас дошкольников...
Проект "Растения вокруг нас"
Главная цель по воспитанию безопасного поведения в природе у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных растениях, опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасно...
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....
Растения вокруг нас.
Все о комнатных растениях....
Проект "Растения вокруг нас"
педагогический проект по ознакомлению детей дошкольного возраста сбезопасным поведением в природе...
"Растения вокруг нас"
знакомство детей с растительностью...
Методическая разработка Педагогический проект "Растения вокруг нас"
Проект "Растения вокруг нас" имеет цель воспитывать экологическую культуру дошкольников, а также развивать интерес к развитию и росту растений. В ходе осуществления проекта дети знакомятся с...