"Музыкальная игра – основной вид деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС ДО"
консультация на тему

Золотуева Нина Викторовна

Выступление Золотуевой Н.В. - музыкального руководителя МБДОУ № 25 "Успех" г.Канска, в рамках заседания городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ г.Канска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Кем бы ни стал в дальнейшем

 ребенок – музыкантом или врачом,

 ученым или рабочим, задача

 педагогов – воспитывать в нем

 творческое начало, творческое мышление»

 К. Орф.

                  

 1.слайд. Тема: Музыкальная игра – основной вид деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС ДО.

 2 слайд

       Игра является  эффективной формой реализации ФГОС  ДО.

Она всегда была и остается ведущим видом деятельности детей.

      Согласно словарю  глагол  «играть» означает забавляться, развлекать.  

Мир фантазий и выдумки у детей связан с игрой. Подражая взрослым, в игре  дети реализуют свои желания и творческие потребности.      

      На образовательной музыкальной деятельности обычно имеет место музыкальная игра, выполняя условия которой дети находятся в русле специальных музыкальных видов деятельности, изучая, осваивая и закрепляя их.  

3 слайд. 

    Музыкальная игра способствует: развитию памяти; внимания; логического мышления; усидчивости; формированию речи, правильному произношению звуков; развитию координации движений; повышению мотивации к обучению; формированию эстетического вкуса.

    Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать, играть и танцевать.

4 слайд.

   Основная задача музыкальной игры формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в движении в соответствии с музыкой.

       В музыкальной игре ребёнка интересует не только сам процесс, но и его результат.  Он ищет самые характерные действия персонажа, соответствующие развитию музыки. Музыкально  - игровой образ является характерным для этого вида творчества, процесс которого схематично можно представить так: музыка - переживания ребёнка - создание игрового образа

     Музыкальный образ складывается с помощью разнообразных средств выразительности (мелодическая линия, ладовая окрашенность, временные соотношения, гармонии, нюансы), которые необходимы для выражения эмоционального содержания произведения.

5.слайд. 

      Музыкальная игра - уникальный вид деятельности детей.

Во  - первых, музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Так как  вовлекает детей в посильную для их возраста деятельность, целью которой являются:  развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также

пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.

       Во  - вторых, музыкальная игра  - самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры.

       В - третьих, музыкальная игра - очень серьёзный вид музыкальной деятельности.  Любая музыкальная игра содержит в себе элементы других видов деятельности (умения читать, считать, писать, анализировать и т.д.),

а значит, обладает возможностью приобщать ребёнка к виду деятельности, ещё не освоенному им ранее.

       В - четвёртых, музыкальная игра - самый диагностичный  из всех видов музыкальной деятельности. Она даёт возможность одновременного

выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально -психологического развития ребёнка.

       В - пятых, музыкальная игра - самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности. Равенство в музыкальной игре гарантируется её правилами, ролевым распределением.

6. слайд.   Отмеченные особенности музыкальной игры придают ей особое педагогическое значение. Музыкальная игра:

1) фактор развития ребёнка;

2) способ приобщения ребёнка к миру музыкальной и общей культуры;

3) щадящая форма обучения ребёнка жизненно важным для него умениям и навыкам;

4) способ ознакомления ребёнка с широким спектром видов человеческой деятельности;

5) мягкая коррекция воспитанности ребёнка и незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

6) деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребёнка;

7) способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;

8) способ подарить ребёнку радость и эстетическое наслаждение от игры.

  

7 слайд

Классификация музыкальных  игр

        В педагогической литературе достаточно широко классифицируют     музыкальные игры. Предлагается классификация музыкально-игровых методик на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей:

- Дидактические - игры, развивающие музыкальный слух;

       В качестве примера можно привести такие:  «Угадай инструмент по звуку», «Определи характер музыки», «Угадай песенку из мультфильма».

 

- игры, развивающие чувство ритма;

Развивают у детей способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – это игры, связанные с воспроизведением ритмического

рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

- Игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

Это - Творческие игры, так как  любая деятельность, в которой детям предлагается проявить свои таланты и способности является творческой. Например, прослушав мелодию, «воспроизвести» ее красками на бумаге.  

В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценивать свои действия.

- игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение);

Это игры с пением, выполнение движений по тексту песни (инсценизация).

В качестве материала можно использовать песенки Железновой Е. С. или народные прибаутки, потешки.

- музыкально-игровые композиции  представляют собой сочетание всех видов музыкально - игровой деятельности и элементов театрализации. Игра   превращает песни в музыкально-игровые композиции.  Для  композиций могут  служить  песни различных жанров - плясовые,  игровые,  хороводные,  колыбельные,  прибаутки.

8 слайд.  Отмечают следующие виды музыкальных игр в детском саду:

            Дидактические. Хороводные. Подвижные.

9 слайд    

Музыкально-дидактические игры  - формируют у детей музыкальные способности в доступной игровой форме и помогают разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают чувство ритма, тембровый и динамический слух побуждают к самостоятельным действиям,

с применением знаний полученных на музыкально образовательной деятельности.

10 слайд.  

Музыкально-дидактические игры соединяют в себе различное сочетание методов музыкального развития детей. Их применение должно быть обусловлено чёткой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная,  игровая форма,  применение разнообразных

упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

11 слайд  

 Хороводные музыкальные игры   отличаются тем, что проводятся с группой детей, которые идут по кругу, держась за руки и напевая слова. Хоровод — это давняя традиция нашего народа, известная еще несколько столетий назад и имеющая религиозные корни.

Известно, что таким образом наши предки просили плодородия, встречали

Весну, «вызывали» дождь. И сегодня хоровод вокруг елки или поздравление именинника «караваем» — не что иное, как хороводные музыкально-развивающие игры. Хороводные игры также могут быть средством развития

этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.

 12 слайд   

Подвижные игры   

        Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста,  носят сюжетный характер.

«Воробышки машут крылышками», «Зайчики скачут и т.д.

     На 5 году жизни детей начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

       Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.

        Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

       Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

     Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом.

     Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Слайд 12.  Заключение

         Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются  инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

       В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоциональна, насыщена и доставляет  каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС по освоению детьми 5-7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа  по реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС    по освоению детьми 5-7 лет  обра...

Консультация по теме : «Планирование в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Главная цель политики в сфере дошкольного ...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи на 2015-2016уч.г.

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с ОНР на 2016-2017уч.г.

В программе определены виды интеграций образовательных направлений и целевые ориентиры развития ребенка. Программа обеспечивает современное качество образования согласно потребностям личности, обществ...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС по освоению детьми 3 - 5 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияв соответствии с ФГОС   по освоению детьми 3 - 5 лет образовательной област...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей ...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушениями р

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...