Использование коммуникативных игр в образовательном процессе ДОУ.
консультация на тему
В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования во всех образовательных организациях Российской Федерации возникла необходимость обновления и повышения качества образовательного процесса. Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (пункт 1.6). Внимание к этой стороне образования связано с тем, что сегодня основной акцент государства и общества делается на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, к решению коммуникативных задач, адаптации к жизни в современном социокультурном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolz._kommunikativnyh_igr.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования во всех образовательных организациях Российской Федерации возникла необходимость обновления и повышения качества образовательного процесса. Одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (пункт 1.6). Внимание к этой стороне образования связано с тем, что сегодня основной акцент государства и общества делается на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, к решению коммуникативных задач, адаптации к жизни в современном социокультурном пространстве.
«Использование коммуникативных игр в образовательном процессе ДОУ»
Воспитатель в группе – самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. Это неудивительно, поскольку вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого.
В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать.
Он устраивает всевозможные интересные игры, занятии, представления, читает книги, рассказывает сказки, истории и множество других увлекательных вещей. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, устанавливает правила; он все знает и может помочь, поддержать, похвалить, а может не заметить, отругать или оттолкнуть.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложиться основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, которое выступит в качестве благоприятного условия для его развития.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках). Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Таким образом, общение является важным условием психического развития дошкольника. И для того, чтобы ребенок был лучше адаптирован к жизни в социальной сфере, смог реализовать себя, всегда мог завести друзей и найти общий язык с любым человеком, необходимо развитие его коммуникативных способностей.
Коммуникативные способности включают в себя: - желание вступать в контакт, - умение организовать общение, - нормы и правила общения.
Развитие навыков конструктивного общения, умение четко и правильно формулировать свои мысли и чувства, способность слушать и слышать собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации – все это ребенок может получить в процессе коммуникативных игр для детей дошкольного возраста.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества.
Цель коммуникативных игр
- Развивать навыки общения
- Сформировать доброжелательные отношения между сверстниками.
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывают доверительные отношения друг другу. Развивают невербальное воображение, образное мышление.
Коммуникативные игры – это
-Игры, обучающие взаимодействовать друг с другом игры с простыми правилами, игры в
парах, хороводные игры, игры с мячом
-Игры для развития и обмена эмоциями - игры-забавы.
-Игры, развивающие активный и пассивный словарь, умение слушать собеседника - пальчиковые игры
При использовании в работе с детьми коммуникативных игр, у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам, взрослым, они приобретут знания, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе. Поэтому в группе надо ежедневно включать в учебно-воспитательный процесс коммуникативные игры.
Во время организованного образовательного процесса в подготовительную часть включаются несложные упражнения, которые помогают детям, настроится на работу в группе, установить контакт.
Например: - упражнение «Улыбка». Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку;
-упражнение «Обнимись и улыбнись». Дети стоят парами.
Туки-туки, здравствуй, лоб! (касаются лбами друг друга)
А теперь ладошки, хлоп! (соединяют ладошки с партнером)
Ушком к другу прикоснись, (касаются ушками)
Обнимись и улыбнись! (Обнимаются, улыбаются друг другу).
В режимных моментах применяются такие игры как:
- «Скажи Мишке добрые слова», для создания эмоционально-положительного настроя в группе;
- «Клубочек». Играя в игру «Клубочек» у детей развивается сплочённость, развиваются коммуникативные навыки, дети узнают больше информации друг о друге, учатся высказываться о себе и задавать вопросы друг другу.
Ход игры. Дети садятся в круг, ведущий - воспитатель, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут?», «Что ты любишь:», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Чего ты боишься?» и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему.
Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
- «Вежливые слова» Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова:
- приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть);
-благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);
- извинения (извините, простите, сожалею);
- прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Успешнее игра проходит в кругу, где все дети видят друг друга, где можно отследить, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, чтоб никто не был обделен вниманием и при этом необходимо учитывать личностные особенности каждого малыша.
- Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
В этой игре развивается умение понимать другого человека и способность выражать свои чувства. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Дается задания: Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Очень хорошо в работе с детьми использовать такую форму, как пальчиковые игры. Широко использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках.
На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараться выполнять упражнения с предметами: пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками и т.д. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)
Минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
Использование коммуникативных игр в работе с детьми способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
Коммуникативные игры помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, сделать его более общительным повышают уверенность в себе.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативные игры для детей имеют мощный воспитательный и обучающий эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений
Презентация для педагогов дошкольных учреждений об использовании ИКТ в образовательном процессе с детьми, сотрудничестве с родителями и самообразовании....
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» предназначен...
Использование коммуникативных игр в образовательном процессе ДОУ.
Использование коммуникативных игр в образовательном процессе ДОУ....
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
В материале рассмотрены направления использования ИКТ-технологий в работе с детьми, родителями и педагогами....
Использование информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе
В современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию...
Консультация «Использование информационно -коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольной организации»
Познакомить педагогов ДОО с различными формами работы с родителями....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому...