Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5-7 лет.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Пояснительная записка
Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.
Настоящая программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (5-7 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности дошкольника.
Актуальность программы - знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте.
Отличие от уже существующих учебно-методических материалов.
В отличие от других существующих программ по английскому языку для дошкольников, которые не ориентированы на подготовку к школе, в которой английский язык преподается со второго класса, данная программа разработана с учетом раннего изучения иностранного языка, начиная с пяти лет, и предполагает ее дальнейшее изучение в начальной школе.
Цель программы:
Ø развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности.
Ø ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;
Ø введение элементарных языковых конструкций;
Ø создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала;
Ø воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора;
Ø развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности;
Задачи:
Образовательные:
Ø приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
Ø формировать у воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
Ø познакомить с элементарной диалогической и монологической речью;
Ø развивать элементарные языковые навыки и умения;
Ø формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
Ø познакомить с основными звуками фонетического строя языка;
Ø развивать языковую память (фотографическую, образную, графическую, словесную) и творческие способности;
Ø формировать навыки понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.
Развивающие:
Ø развивать мышление, память, воображение, волю;
Ø расширять кругозор воспитанников;
Ø формировать мотивацию к познанию и творчеству;
Ø ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
Ø развивать фонематический слух;
Воспитывающие:
Ø воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
Ø воспитывать чувство толерантности;
Ø развивать умения и навыки работы в большой группе (12–14 человек) и в малых группах по 5–6 человек, умение работать в команде
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебно – тематический план | 8 |
3 | Содержание программы | 9 |
4 | Методические приемы реализации программы. | 13 |
5 | Список литературы | 18 |
6 | Приложение | 19 |
Пояснительная записка
Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.
Настоящая программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (5-7 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности дошкольника.
Актуальность программы - знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте.
Отличие от уже существующих учебно-методических материалов.
В отличие от других существующих программ по английскому языку для дошкольников, которые не ориентированы на подготовку к школе, в которой английский язык преподается со второго класса, данная программа разработана с учетом раннего изучения иностранного языка, начиная с пяти лет, и предполагает ее дальнейшее изучение в начальной школе.
Цель программы:
- развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности.
- ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;
- введение элементарных языковых конструкций;
- создание условий для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала;
- воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора;
- развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности;
Задачи:
Образовательные:
- приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
- формировать у воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
- познакомить с элементарной диалогической и монологической речью;
- развивать элементарные языковые навыки и умения;
- формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
- познакомить с основными звуками фонетического строя языка;
- развивать языковую память (фотографическую, образную, графическую, словесную) и творческие способности;
- формировать навыки понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.
Развивающие:
- развивать мышление, память, воображение, волю;
- расширять кругозор воспитанников;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
- развивать фонематический слух;
Воспитывающие:
- воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
- воспитывать чувство толерантности;
- развивать умения и навыки работы в большой группе (12–14 человек) и в малых группах по 5–6 человек, умение работать в команде
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста:
- комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
- коммуникативной направленности;
- осознанного владения иностранным языком;
- наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения.
Основные приемы:
а) имитация;
б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
в) использование учебных игр;
г) загадки;
Педагог использует следующие виды работы:
1. Работа над произношением. а) рифмовки б) стихотворения в) договорки 2. Работа с игрушкой. а) диалог с игрушкой б) описание игрушки 3. Работа с картинкой. а) описание картинки | б) игра “Что исчезло” в) “Найди картинку” 4. Разучивание и декламация стихов. а) конкурс стихов 5. Разучивание песенок. 6. Инсценировка коротких рассказов и пьес. 7. Подвижные игры. 8. Спокойные игры. 9. Творческие игры. 10. Воспроизведение ситуативных диалогов. |
Организация работы в группе:
В процессе НОД дети сидят или стоят полукругом или кругом, как можно ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть и слышать педагога и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Содержание НОД:
Каждое НОД курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется ПК, ИКТ.
Примерный план НОД:
1. Приветствие.
2. Речевая разминка.
3. Повторение пройденного и введение нового лексического материала.
4. Разминка с использованием подвижных игр.
5. Активизация пройденного закрепление нового лексического материала.
6. Разучивание стихов и рифмовок.
7. Подведение итога.
Принципы работы:
1. Обязательно использовать различные средства поощрения (вербальные, материальные).
2. Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
3. Системно вводить лексику: Первое занятие – 4 – 6 слов. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
4. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
5. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
6. Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат и снимает языковые барьеры.
7. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Предполагаемый результат обучения
Первый год обучения
К концу первого года обучения дети должны знать 40-50 слов на английском языке, некоторые готовые речевые образцы:
Я … (имя)
Мне … (возраст)
Я умею …
Я люблю …
У меня есть…
Сколько тебе лет?
Как тебя зовут?
Умеешь ли ты …?
Есть ли у тебя …?
А также 7-10 стихов, рифмовок, песен.
Второй год обучения
Словарный запас детей к концу второго года обучения должен составить около 100 слов. Речевые образцы: 15-17 выражений утвердительного и вопросительного типа. Дети должны уметь рассказать о себе, семье, игрушке в 4-6 предложениях; построить диалог по 3-4 реплики от ребенка; рассказать стихотворение и спеть песенку на английском языке.
Форма занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы.
Форма подведения итогов реализации программы
Проводится открытое занятие для родителей.
Срок реализации программы
Учебная программа «Говорим по-английски» рассчитана на 2 учебных года (72 учебных часа), по 36 учебных часа в год.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Раздел | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Знакомство. Вежливые слова | 4 | 1 | 3 |
2 | Цвета | 4 | 1 | 3 |
3 | Учусь считать | 4 | 1 | 3 |
4 | Фрукты и овощи | 4 | 1 | 3 |
5 | Мой дом | 3 | 1 | 2 |
6 | Времена года | 4 | 1 | 3 |
7 | Мои игрушки | 4 | 1 | 3 |
8 | Мой питомец | 4 | 1 | 3 |
9 | Закрепление материала | 5 | 2 | 3 |
Всего | 36 | 10 | 26 |
Второй год обучения
№ | Раздел | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Повторение изученного материала за первый год обучения | 4 | 1 | 3 |
2 | Моя семья | 4 | 1 | 3 |
3 | Одежда | 4 | 1 | 3 |
4 | День рождения | 4 | 1 | 3 |
5 | Праздники | 3 | 1 | 2 |
6 | Моё тело | 4 | 1 | 3 |
7 | Я умею всё на свете | 4 | 1 | 3 |
8 | Дни недели | 4 | 1 | 3 |
9 | Повторение | 5 | 2 | 3 |
Всего | 36 | 10 | 26 |
Содержание программы занятий.
Первый год обучения
№ | Тема занятия | Цель | Лексика и речевые образцы | |
Сентябрь | 1 | Приветствие. Игра «Фонетическая сказка о язычке». | Познакомить с новыми лексическими единицами. Способствовать возникновению желания заниматься английским языком. Учить детей приветствовать собеседника и прощаться с ним. | Hello! Goodbye! Hi! Bye! My name is… Little, A frog Hop, Stop Please! Sorry! Thank you! Hello! Goodbye! Hi! Bye! |
2 | Приветствие и прощание. Hello! Goodbye! Разучивание песенки «Hello song». | |||
3 | Знакомство. Как тебя зовут? – меня зовут…What is your name? My name is…. Игра «What is your name?» | |||
4 | Вежливые слова. Разучивание песенки «Goodbye song». | |||
Октябрь | 5 | Знакомство с новым лексическим материалом «Цвета» | Познакомить с новыми лексическими единицами. Учить детей называть цвета. | Red, yellow, black, green, blue, grey, pink, brown, purple, orange, white, It’s green |
6 | Разучивание песенки «What color is the sky?» | |||
7 | Игра «I see….» Описание картинок. | |||
8 | Закрепление и повторение лексического материала. | |||
Ноябрь | 9 | Знакомство с новым лексическим материалом «Цифры» Счёт от 1 до 10. | Познакомить с навыками счёта от 1 до 10, развивать логическое мышление | One, Two, Three, Four Five, Six, Seven, Eight, Nine, Ten. I’m four. I’m five. |
10 | Игра «Сосчитай». Сколько тебе лет? Разучивание песенки «Let’s count» | |||
11 | Договорки про цифры | |||
12 | Закрепление и повторение лексического материала. | |||
Декабрь | 13 | Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Фрукты и овощи». | Способствовать использованию лексических единиц в речи | An apple, A plum A lemon, A tomato A carrot, A potato |
14 | Разучивание песенки «1,2,3 –Let me see» | |||
15 | Разыгрывание мини-диалогов | |||
16 | Игра «Do you like…?» | |||
Январь | 17 | Знакомство с новым лексическим материалом «Мой дом» | Введение нового лексического материала. Учить детей описывать свой дом | A house, A window Door, Floor A room, It’s a room |
18 | Разыгрывание мини-диалогов. | |||
19 | Разучивание песенки «It’s a happy house». Игра. | |||
Февраль | 20 | Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Времена года». | Познакомить с лексическими единицами по теме, учить использовать данный материал в речи | Season Spring Summer Autumn Winter |
21 | Разучивание песенки «Spring is green» | |||
22 | Разыгрывание мини-диалогов. | |||
23 | Закрепление и повторение лексического материала | |||
Март | 24 | Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Мои игрушки» | Познакомить с лексическими единицами, обозначающими названия игрушек, называя при этом их цвет и количество | A ball A doll A drum Take it It is a ball |
25 | Моя любимая игрушка. Я люблю … | |||
26 | Какого цвета игрушки? | |||
27 | Закрепление и повторение лексического материала. | |||
Апрель | 28 | Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Мой питомец» | Учить называть животных, отвечать на поставленные вопросы | A cat, A dog, A frog, A bear, A hare I have a dog It’s a cat |
29 | У меня есть щенок | |||
30 | Разучивание рифмовки «Little mouse». | |||
31 | Игра «Кошки-мышки» | |||
Май | 32 | Разыгрывание мини-диалогов по темам. | Повторить и закрепить все полученные знания за год. | |
33 | Игры. | |||
34 | Закрепление и повторение лексического материала. | |||
35 | Обобщающее повторение | |||
36 | Итоговое занятие |
Второй год обучения
№ | Тема занятия | Цель | Лексика и речевые образцы | |
Сентябрь | 1 | Мои игрушки | Повторение и закрепление лексического материала по темам. | A ball, A doll, A drum, Take it, It is a ball, One, Two, Three, Four, Five, Red, yellow, black, green, blue. It’s green. A cat, A dog, A frog, A bear, A hare I have a dog, It’s a cat |
2 | Сколько у тебя игрушек? | |||
3 | Какого цвета твои игрушки? | |||
4 | Какой твой питомец? | |||
Октябрь | 5 | Знакомство с новым лексическим материалом «Моя семья» | Познакомить с лексическими единицами по данной теме. Учить называть членов своей семьи | A mother, a father A sister, a brother I have a mother,I have a father I have a sister, I have a brother A grand-mother, A grand-father, A family |
6 | Моя мама и мой папа. Мой брат и моя сестра. Разучивание стихотворения «Моя семья» | |||
7 | Моя бабушка и мой дедушка. Разучивание песенки «Моя семья» | |||
8 | Закрепление и повторение лексического материала. | |||
Ноябрь | 9 | Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Одежда» | Познакомить с лексическими единицами, обозначающими предметы одежды | A hat, A jumper A shoe/ shoes, A skirt A sock/socks, A T-shirt |
10 | Разыгрывание диалогов по теме. | |||
11 | Игры «Roll the ball», «Dress your doll» | |||
12 | Разучивание песенки «My favourite T-shirt is green» | |||
Декабрь | 13 | Поздравляю с днём рождения! | Расширить словарный запас детей по теме. | A badge, A present, A balloon A cake, A candle, A card, I’m seven., I’ve got… |
14 | Разучивание песенки «Happy Birthday to You» | |||
15 | Игра «Jump! Dance! Shake! Clap! Stamp your feet! » | |||
16 | Закрепление и повторение лексического материала. | |||
Январь | 17 | Праздник: Хэллоуин, его история, знакомство с песенкой «Treak or treat». | Познакомить с праздниками, которые празднуют в Великобритании. Формировать представление о традициях и обычаях празднования Рождества | Halloween, A pumpkin A ghost, A witch, A snake, A bell, A stoking, A cracker, A star, A present, A robin, Happy New Year! A rose, A violet, A friend |
18 | Рождество – рождественский чулок; Новый год – Санта-Клаус и Дед Мороз | |||
19 | День Св.Валентина – история сердечек. День Благодарения, день Матери - разучивание песенки «Mother’s Day». | |||
Февраль | 20 | Знакомство с новым лексическим материалом по теме «Моё тело» | Познакомить с лексическими единицами по теме. Активизировать усвоенные ранее лексические единицы | A head, Shoulders, Knees, Toes, Eyes, Ears, A mouth A nose |
21 | Разучивание песенки «Head & shoulders». Сколько у тебя пальцев? | |||
22 | Игра «Покажите свои …» | |||
23 | Договорки по теме «Тело» | |||
Март | 24 | Знакомство с новым лексическим материалом «Что я умею делать» | Введение нового лексического материала по теме. | Run, walk, swim, fly I can… |
25 | Разучивание песенки «I can walk» | |||
26 | Я умею прыгать, ходить, плавать и летать | |||
27 | Что ты умеешь делать? Я не умею … Закрепление и повторение лексического материала. | |||
Апрель | 28 | Дни недели | Познакомиться с названиями дней недели | Sunday Monday Tuesday Wednesday |
29 | Знакомство с песенкой о днях недели | |||
30 | Разучивание песенки «How many days has my baby to play?» | |||
31 | Закрепление и повторение лексического материала. | |||
Май | 32 | Разыгрывание мини-диалогов по темам. | Повторить и закрепить все полученные знания за год. | |
33 | Игры | |||
34 | Закрепление и повторение лексического материала. | |||
35 | Обобщающее повторение | |||
36 | Итоговый контроль |
Методические приемы реализации программы.
При обучении английскому языку детей дошкольного возраста следует максимально учитывать их возрастные особенности. Педагог знакомится с литературой и проводит свои занятия методами и приемами, соответствующими возрасту детей. Формы обучения должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств овладения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в компетенции ребенка использовать их ситуативно и осмысленно.
Виды деятельности не должны быть утомительными, перегруженными новым материалом. Рекомендуется на одном занятии вводить не более 2-3 новых слов или 1-2 предложений. При отборе языкового материала необходимо учитывать речевой опыт детей в родном языке. Усвоение языкового материала английского языка должно составлять естественную часть обучения всем видам деятельности в детском саду. Это облегчит понимание детьми смысла слов, а также активное включение их в живую разговорную речь.
Одним из важнейших приемов обучения в детском саду является игра. Игра – это тот способ, фундамент, то главное, на чем построен весь процесс обучения. Игра – основной вид деятельности дошкольника. Но как сделать так, чтобы ребенок захотел говорить на английском языке? Ведь все коммуникативные задачи он может решить на родном языке. Маленькому воспитаннику очень сложно объяснить, что это понадобится ему в школе, так как есть такой предмет, в институте, при выборе профессии, при определении в жизни. Вот здесь и помогает игра. Игра – это очень естественно для ребенка-дошкольника. В процессе игровой деятельности ребенок проявляет смекалку, сообразительность. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают, как сталкиваются с различными трудностями и учатся. В игре они решают свою собственную задачу. Игра всегда конкретна и способствует развитию дошкольников. Следует применять самые разнообразные игры, как подвижные, так и спокойные.
На начальном этапе обучения детей английскому языку необходимо многократное повторение изученного ими материала. Для этого целесообразны упражнения, в которых знакомые слова будут повторяться в различных сочетаниях и ситуациях. Такими упражнениями могут быть считалки, стишки, песенки, инсценировки и др. Большое значение при изучении английского языка имеет заучивание наизусть стихотворений и песенок, поскольку лексический материал, организованный в звучных ритмических стихах со смежными рифмами, не только легко заучивается детьми, но и длительное время хранится в памяти.
Подача материала или игры должна быть яркой и эмоциональной. Для этой цели кроме видео и аудио кассет, DVD дисков, в распоряжении педагога есть большое количество игрушек, дидактических, раздаточных материалов, картинки, карточки, куклы, лото, кубики. Для каждой игровой ситуации – свой набор игрушек и картинок.
Методика работы с детьми этого возраста по обучению иностранному языку требует, чтобы педагог проводил занятия четко, живо, увлекательно, держа детей в состоянии заинтересованности. Это достигается подбором яркого, красочного дидактического материала и умелым переключением детей с одного вида речевой деятельности на другой.
Чтобы раннее обучение иностранному языку было успешным, педагогу необходимо иметь в своей «педагогической копилке» разные методические приемы, которые помогают сделать взаимодействие с детьми эмоциональным, интересным, дающим возможность познания, а также активизировать деятельность детей дошкольного возраста.
Говоря о новом подходе к обучению, нельзя не выделить группу методов ТРИЗ-РТВ-ОТСМ. Методы и приемы ТРИЗ–РТВ-ОТСМ в большей степени способствуют доступности материала и качественному усвоению его детьми. Кроме того, они помогают расширить пассивный и активный словарь детей, развивать память, формировать различные способы мышления. Занимательный характер подачи материала способствует поддержанию интереса ребенка к процессу изучения английского языка, а разнообразные задания и игры, предложенные в данном пособии, стимулируют развитие логического и творческого мышления, что повышает эффективность обучения. Познание мира, в том числе, и познание неродного языка, в детском возрасте чаще всего происходит в деятельностно–игровой ситуации. Игра – главный мотивационный движитель ребенка. Именно это и определило основной учебный принцип: весь учебный материал подается, главным образом, в виде занимательных заданий и упражнений. Ребенок рисует и раскрашивает картинки, находит соответствия между словами и предметами, опираясь на все увеличивающийся объем знаний английского языка. В процессе рисования, раскрашивания, решения простых логических задач ребенок все время получает положительные эмоции: ведь каждое выполненное задание – это его маленькая победа. Процесс обучения иностранному языку строится на устной основе, в игровой форме с использованием стихов, песен, считалок на изучаемом иностранном языке. Эффективным методом запоминания иностранных слов для детей дошкольного возраста является метод фонетических (звуковых) ассоциаций.
Метод фонетических (звуковых) ассоциаций (МФА) возник потому, что в самых различных языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. К тому же в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение, но с течением времени получившие различное значение. Часто люди пользуются этим методом, не отдавая себе отчета в том, что используют именно его. Для дошкольников МФО представляет своеобразную игру слов, где они могут, используя лексический словарь родного языка строить небольшие сюжеты для запоминания иностранного слова. Теперь рассмотрим подробнее, в чем же именно заключается метод звуковых ассоциаций. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном или хорошо знакомом языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК". Сюжет необходимо составлять для того, чтобы примерное звучание слова и его перевод оказались как бы в одной связке, а не были оторванными друг от друга, то есть собственно для запоминания. Созвучное слово не обязательно должно полностью совпадать с иностранным, достаточно созвучной части. Например: EYE (АЙ) глаз. АЙ что то в ГЛАЗ попало. Важно, чтобы остальные (вспомогательные) слова в сюжете были по возможности нейтральными, не вызывающими ярких образов. Таких слов должно быть как можно меньше. Это необходимо для того, чтобы при вспоминании не перепутать их с нужными, то есть с теми словами, которые вы запоминали. Нужные слова (слово-созвучие и слово-перевод), наоборот, необходимо всеми возможными способами выделить, сделать на них акцент. Если не получается сделать смысловой акцент, то хотя бы интонационный.
Рекомендации по организации обучения английскому языку в детском саду.
С самого начала обучения необходимо выработать определенный стиль работы с детьми на английском языке, ввести своего рода ритуалы, соответствующие наиболее типичным ситуациям общения. Такие ритуалы: (приветствия, прощание, короткая зарядка, использование принятых в английском языке формул вежливости) позволяют настроить детей на иноязычное общение, облегчить переход на английский язык, показывают детям, что занятие началось, закончилось, что сейчас последует определенный этап занятия.
Важнейшее условие успешности обучения – активизация речемыслительной деятельности детей и вовлечение их в иноязычное общение. Необходимо постоянно менять порядок речевых действий (порядок вопросов, обращений, названия предметов и т.д.), чтобы дети реагировали на смысл слова, а не запоминали звуковой ряд механически. При повторении игр нужно обязательно делать ведущими, активными участниками разных детей, чтобы хотя бы по одному разу все дети выполнили предусмотренное учебной задачей речевое действие. Чтобы предупредить утомление, потерю интереса у детей, педагогу следует каждые 5-7 минут занятия проводить игры с элементами движения, с командами на английском языке. На первых занятиях по английскому языку родной язык занимает большое место. Организация занятий, поощрения, объяснения игр проводятся на родном языке. По мере изучения английского языка надобность в использовании родного языка сокращается. Родной язык может быть использован на занятиях по английскому языку как проверка понимания речи ребенком. Для этого можно использовать известную для любого возраста детей игру «Переводчик».
В процессе обучения детей английскому языку можно использовать следующие приемы обучения: хоровое повторение за преподавателем, индивидуальное повторение, хоровое и индивидуальное пение, декламация стихов, организация игр с элементами соревнования, чередование подвижных и спокойных игр, рисование. И обязательно один или два раза в год проведение праздников на английском языке, чтобы дети могли показать свои знания и умения родителям, друг другу, чтобы возрос уровень мотивации в изучении этого предмета.
Работа над произношением.
Особое внимание при обучении английскому языку необходимо уделять постановке произношения. Психофизические особенности малышей дают возможность им имитировать самые сложные звуки английского языка. Вместе с тем при обучении произношению необходимо пользоваться не только имитацией, но по мере необходимости и методом показа и пояснения. Объяснение артикуляции должно быть доступно пониманию и иметь игровой момент. Детей, у которых плохо получается некоторые звуки, следует чаще привлекать к участию в играх-упражнениях на эти звуки. Для выработки правильного произношения и интонации следует широко применять хоровые виды работы, хотя это и не исключает индивидуальной работы с каждым ребенком. Хорошими упражнениями для закрепления произношения являются считалочки и скороговорки.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, необходимо использовать достаточное количество учебного времени на дополнительную, индивидуальную работу каждого ребенка.
Работа с игрушкой или картинкой.
Исходя из того, что у детей дошкольного возраста развита в основном образная память, следует вводить слова английского языка путем наглядной семантизации. В этих целях для занятий следует подбирать яркие и красочные игрушки, картинки, использовать предметы окружающей ребенка обстановки. При подборе картинки необходимо обращать внимание на ее выразительность, с тем, чтобы тот предмет, который вводится в речь детей, был наиболее рельефным, не терялся в большом количестве других изображений на рисунке.
Разучивание и декламация стихов, песенок.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения дошкольников английскому языку возможно лишь при условии не только воздействия на сознание ребенка, но и проникновения в его эмоциональную сферу.
Разучивая стихотворение или песенку, ребенок легко запоминает рифмованный текст, содержащий большое количество новых слов и предложений. Рифмованный текст является полезным фонетическим упражнением, а также материалом для запоминания слов. Но чтобы
слова вошли в активный запас ребенка, а также в грамматические конструкции, нужны специальные упражнения и игры со словами вне контекста стихотворения.
Дошкольный период – это период, когда ребенку интересна звуковая культура слова. Читая рифмовки, ребенок вслушивается в звуки речи, оценивает их созвучие. В рифмовке слово приобретает особый характер, оно звучит отчетливее, привлекает к себе внимание.
Рифмовка как заученный блок создает у ребенка ощущение уверенности, проведение хоровой работы над рифмовкой способствует консолидации группы детей. Значение рифмовки в развитии выразительности и эмоциональности речи огромно.
Список используемой литературы:
- Л.Л. Лыкова. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
- Н.И. Рыжих. Успешные шаги к овладению современным английским языком. – Москва: «Бао-Пресс», 2005.
- Л.Г. Фрибус, Р.А. Дольникова. Как детишек нам учить по-английски говорить. Санкт-Петербург: «Каро», 2008.
- И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская. Английский для малышей 4 – 6 лет. – Москва: РОСМЭН, 2011.
- Учимся говорить по-английски в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2011. – 181с.
- Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: учебник для 1 кл. шк. с углубл. изученнием английского языка, лицеев, гимназий и старших групп детских садов/ – 9-е изд. – М.:Просвещение, 2012. – 160с.
- Ежакова Л.С. Путешествие с рифмой. ( Английский для малышей.) М.: Айрис, 2009.
- Лосева С.В. Английский в рифмах М.: Буклет, 2011.
- Биржакова Л.Б. Английская фонетика через музыку ( Для детей 6-7 лет) С-П., КАРО , 2010.
- Астафьева М.Д. Игры для детей изучающих английский язык. М.: Мозаика-Синтез , 2010.
- Компанейцева Л.В Английский с мамой М., 2012.
- Вербовская М.Е Шишкова И.А Английский для малышей / под. ред. Бонка Н.А. М., 2009.
- Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку. С-П., 2009.
- Черепова Н.Ю. Английский язык: игры, песни, стихи. ГИППВ , Аквариум, 2012.
- Шалаева Г. П. Английский язык. – Москва: Издательство АСТ: СЛОВО, 2016. (Первый учебник вашего малыша).
- Карлова Е. English games. Игры для изучения английского языка для детей. – СПб.: Питер, 2015.
- Клементьева Т., Английский язык в играх. English games. Игротека школы семи гномов. Мозаика- Синтез 2016.
- Ткаченко И.В., Романова О.В. Комплект тематических карточек по английскому языку для детских садов, школ и курсов английского языка. – Х.: Издательство «Ранок», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по обучению английскому языку детей 5-7 лет "Говорим по-английски"
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая дете...
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет «Говорим по-английски»
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучания языкам уже в дошкольном возрасте...
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4-6 лет"Говорим по-английски" 2019-2020
Данная программа предназначена для обучения детей 4-7 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного...
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4-6 лет "Говорим по английски" 2020-2021 г.
Пояснительная запискао реализации учебно-тематического планана 2020-2021 учебный год Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой &laq...
Рабочая программа по обучению английскому языку "Веселый английский" детей 5-7 лет
Настоящая программа обучения дошкольников английскому языку, предназначена для детей средних, старших и подготовительных групп детского сада, составлена на основе: ...
Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»
Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»...
Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»
Примерная рабочая программа...